Формирование зрения у новорожденных детей

Чем грозит дальнозоркость у детей, если ее не корректировать

Очень важно любое нарушение зрения, в том числе и гиперметропию, диагностировать вовремя, чтобы начать соответствующее лечение. Так, запущенная дальнозоркость нередко приводит к амблиопии — синдрому «ленивого глаза»

Пытаясь сфокусироваться на предмете, ребенок напрягает здоровый глаз, а второй при этом расслабляется, не исполняя зрительные функции. В результате «ленивый» глаз может отказать совсем, и тогда понадобится индивидуальная программа коррекции зрения, которая поможет отказавшему глазу возвратить свои утраченные функции.

Еще одно частое следствие некорректируемой дальнозоркости у детей — сходящееся косоглазие. Стремясь разглядеть предмет, ребенок напрягает то один глаз, то другой

Такая хаотичная, несогласованная работа органов зрения может привести к тому, что нарушится бинокулярность и возникнет косоглазие.Вот почему так важно выявление аномалий зрения еще в младенческом возрасте. Дальнозоркость может развиваться довольно длительный период и достичь значительной степени, прежде чем будет обнаружена специалистами — при условии небрежного отношения родителей к состоянию зрения ребенка

Развитие органов зрения: 2-й и 3-й месяц жизни

Во второй и третий месяц жизни в зрительной системе малыша происходят значительные изменения. В этот период повышается острота зрения, функциональное косоглазие (если оно было) исчезает. Теперь ваш ребенок способен следить за движущимися объектами и старается фиксировать на них взгляд.

Светлая яркая комната с множеством цветов и форм помогает стимулировать развитие зрения вашего младенца.

Более того, малыш учится переводить взгляд с одного объекта на другой только глазами, не двигая при этом головой. Также глаза ребенка становятся более чувствительными к свету: в возрасте 3 месяцев порог чувствительности к свету снижается. Поэтому во время сна свет следует приглушать.

Советы: Чтобы стимулировать зрение ребенка в возрасте 2–3 месяцев:

  • Добавьте новые объекты в комнату или часто меняйте их расположение, чтобы малыш обогащал свой опыт.

  • Оставляйте ночник включенным, чтобы стимулировать зрение, когда ребенок не спит в кроватке.

  • На время сна следует класть грудничка на спину, чтобы снизить риск возникновения синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Однако, когда малыш бодрствует и находится под присмотром, выкладывайте его на животик. Эта поза стимулирует развитие визуального восприятия и двигательной моторики.

Развитие зрительной функции ребенка

В первые годы жизни малыша его зрительная система претерпевает серьезные изменения

Чтобы развитие зрения протекало правильно, родителям необходимо обратить внимание на факторы, которые могут негативно влиять на данный процесс.Так, например, очень важно освещение в комнате, в которой будет находиться младенец. Если в помещении недостаточно света, то этапы формирования зрительного аппарата могут протекать со значительным опозданием. Поэтому комната должна быть светлой, а кроватку лучше расположить удаленно от зеркал и источников освещения

Помимо этого, доступ к ней должен быть с разных сторон для того, чтобы ребенок рассматривал предметы и людей справа, слева и спереди

Поэтому комната должна быть светлой, а кроватку лучше расположить удаленно от зеркал и источников освещения. Помимо этого, доступ к ней должен быть с разных сторон для того, чтобы ребенок рассматривал предметы и людей справа, слева и спереди.

В первый месяц ему не потребуются игрушки для развития зрения, так как он видит только пятна. А уже на 5-й неделе жизни можно позаботится о покупке различных специализированных игрушек.

Как проверить зрение у новорожденных в домашних условиях


Только внимательное наблюдение станет гарантией нормального развития малыша и своевременно оказанной помощи при необходимости. Регулярные профилактические осмотры младенца у офтальмолога – это обязательные посещения специалистов каждые 3 месяца жизни. Но есть ряд явлений, отметив которые родители должны незамедлительно обратиться за квалифицированной медицинской помощью:

  • зрачки при направленном свете не сужаются;
  • после сна разомкнуть реснички не удается – они «закисают»;
  • из глаз идут белесые или гнойные выделения;
  • у малыша отсутствует слежение за предметами обоими глазами: в горизонтальном направлении в возрасте старше 2 месяцев, в вертикальном – старше 4 месяцев;
  • после двухмесячного возраста ребенок не может сфокусировать, задержать свой взгляд на лице или предмете;
  • глазные яблоки быстро двигаются, имеется частое моргание и косоглазие даже после 2-3 месяцев жизни.

Зрение новорожденного развивается поэтапно, каждому месяцу жизни соответствует какая-то норма. При малейших отклонениях стоит обратиться к специалистам – любая патология успешнее лечится в раннем возрасте.

Чтобы определить, правильно ли развивается младенец, надо уметь проверить особенности работы органа зрения.

У ребенка года жизни может насторожить то, что он:

  • постоянно трет глаза;
  • подносит близко предметы при разглядывании;
  • не может задержать взгляд на игрушке;
  • прищуривается, чтобы увидеть предмет вдали.

Если родителей тревожит состояние глаз, то проверяют зрение малютки у офтальмолога.

Как малыш набирает вес

Вес нашего крохи — это первый признак, позволяющий судить о его гармоничном развитии, достаточном питании и здоровье. Безусловно, все малыши отличаются друг от друга: кто-то родился богатырем, а кто-то — совсем малюткой. Но существуют общепринятые нормы набора веса ребенком, на которые должны ориентироваться любящие родители.

На протяжении первого месяца жизни малыша норма прибавки веса у новорожденных считается прибавка в весе 90 – 150 г в неделю (или 360 — 600 г в месяц). Нужно иметь в виду, что этот показатель напрямую зависит от пола, наследственности, а также конституции ребенка. Так, малыш с ростом 46 см и весом 2800 г при рождении может по достижении года значительно отличаться от сверстника, родившегося в тот же самый момент, но имевшего рост 55 см и вес 4000 г! Все очень индивидуально.

Также у мальчиков, как правило, еженедельная прибавка в весе больше, чем у девочек. А детки, которые «выше» своих сверстников при рождении, по сравнению с ними растут быстрее.

Что нужно для оптимального набора веса

Если на такой показатель, как рост, прежде всего влияет наследственность, то вес — это главный индикатор нормального развития ребенка, и в первую очередь он позволяет судить о том, правильно ли питается кроха.

  • Малыши должны получать грудь не менее 10 раз в сутки, оставаться у нее столько, сколько им требуется, а также эффективно сосать молоко. Если соблюдаются эти условия, мама правильно прикладывает ребенка к груди, то проблем с набором веса у малыша быть не должно. Безусловно, речь идет об «идеальных» условиях, когда ребенок живет в комфорте, окруженный любовью и заботой: совершает с мамой прогулки на свежем воздухе, получает достаточное количество солнечных лучей, принимает при помощи заботливых родителей ванны, хорошо спит;
  • Современные педиатры настоятельно рекомендуют родителям не перекармливать малышей: если кроха «вписывается» в нормы, но при этом выглядит для родственников недостаточно «пухлым», это не повод давать ему большее количество еды.

Развитие ребенка – 1 месяц

Развитие ребенка в 1 месяц дарит родителям немало радостных минут:

  • в 1 месяц малыш, лежа на животе, держит головку несколько минут;
  • ребенок улыбается, в минуты бодрствования он гулит;
  • если показать ребенку интересный для него предмет, малыш зафиксирует на нем взгляд;
  • постепенно увеличиваются промежутки времени, в течение которых ребенок не спит;
  • пупочная ранка у малютки в один месяц уже полностью зажила;
  • в один месяц ребенок чаще всего плачет из-за чувства голода, и кормление по требованию (если малыш находится на грудном вскармливании) – лучший способ успокоить малютку;
  • крик все еще остается основным способом коммуникации малыша, примерно к 6-ти неделям ребенок достигает пика так называемой «кривой крика».

Как проявляется врожденная близорукость у детей до 1-3 месяцев и до года?

Маленькие дети, если у них есть близорукость, так же, как и взрослые, будут щуриться при рассмотрении предметов. Прищур сужает поле обзора и позволяет получить более сфокусированное изображение. Таким образом близорукие люди могут видеть объекты несколько лучше, но постоянное прищуривание вредно, так как создает чрезмерную нагрузку на глаза.

Заметить плохое зрение у малыша до года и в год можно, обратив внимание, на каком расстоянии от себя ему комфортней рассматривать игрушки. Насколько быстро он узнает близких, находящихся не рядом, а на определенном расстоянии

У близоруких деток часто отмечается плохое самочувствие и повышенное слезоотделение. Они капризничают, не могут быстро засыпать и часто просыпаются. В норме острота зрения у детей 1-3 месяцев увеличивается. В это время малыши начинают обращать внимание на яркие игрушки, могут следить за движущимися объектами. Если есть нарушения рефракции, они станут заметны, так как ребенок не будет проявлять интерес к игрушкам, которые он видит нечетко, размыто. Достигнув годовалого возраста, близорукий ребенок будет предпочитать игры с крупными, яркими деталями, выбирать книжки с четкими большими иллюстрациями.

Врожденная дальнозоркость у ребенка — что это и чем она отличается от физиологической?

Если физиологическая дальнозоркость является вариантом нормы, встречается почти у каждого грудничка и с возрастом проходит, то врожденная гиперметропия обычно имеет патологический характер.

Она может быть вызвана несколькими причинами:

  • наследственные факторы;
  • врожденные аномалии глаз;
  • генные мутации.

Врожденная гиперметропия нередко развивается у тех новорожденных, которые подвергались влиянию алкоголя, никотина и других негативных факторов в период внутриутробного развития, из-за чего зрительные органы сформировались неправильно или неполноценно. Также на формирование глаз ребенка может оказать влияние стресс, несбалансированное питание будущей мамы, плохая экология.

Если хотя бы у одного из родителей ребенка в анамнезе есть данный диагноз, то риск гиперметропии у младенца возрастает в несколько раз. Дальнозоркость распространена у новорожденных с генетическими и врожденными заболеваниями, среди которых амавроз Лебера, альбинизм, синдром Франческетти. При данных заболеваниях у младенцев практически всегда выявляют гиперметропию, которая трудно поддается коррекции.

Основное отличие патологической врожденной дальнозоркости от физиологической состоит в том, что первая не проходит самостоятельно по мере роста малыша. Чтобы добиться улучшения зрения, повысить качество жизни ребенка, врожденную дальнозоркость необходимо обязательно корректировать. Для этого нужно своевременно обратиться к офтальмологу, который поставит правильный диагноз и назначит адекватное лечение.

Формы близорукости

1. Врожденная. Вызывается нарушением работы оптического аппарата, осложняется состоянием здоровья матери во время зачатия и беременности, генетической предрасположенностью к миопии.


2. Раноприобретенная. Проявляется в дошкольном возрасте, может быть вызвана ослабленностью склеры глаза.
3. Приобретенная. Миопия, развивающаяся в результате постоянной нагрузки на глаза в школе.
4. Поздноприобретенная. Вызывается профессиональными нагрузками на оптическую систему, травмами или осложненной наследственностью.

Также миопия может быть непрогрессирующей, не требующей специального лечения, и прогрессирующей, при которой зрение пациента ухудшается с каждым годом.

Симптомы дальнозоркости у новорожденного

Родителям следует быть особенно внимательными в этот период к развитию зрительной системы своего ребенка. Так, тревожными сигналами могут стать следующие проявления, которые становятся более заметны у ребенка после 6 месяцев, когда функции зрения развиваются активными темпами:

  • малыш постоянно трет глаза ручками, широко открывает их или, наоборот, щурится;
  • ребенок отодвигает игрушку дальше от лица;
  • часто возникают воспалительные офтальмологические заболевания, глаза краснеют и слезятся.

При наличии подобных признаков родителям следует посетить окулиста, не дожидаясь планового осмотра, чтобы провести диагностику органов зрения ребенка с помощью высокоточных приборов. Врач обнаружит отклонения, если они имеются, и назначит соответствующие меры.

Как меняется зрение у детей до года?

Итак, какие этапы формирования проходит зрительный аппарат ребенка? Что способен и должен различать малыш, на что реагировать, как меняется зрение новорожденных детей по месяцам?

1 месяц: куда же он смотрит?

В этом возрасте малыш способен различить свет и тень, очертания крупных предметов на расстоянии не более 30 см. Мудрая природа задумала так, что в начальные дни своей жизни ребенок более четко видит самое главное — лицо мамы, ее улыбку, именно на этом расстоянии оно находится во время кормления. Все остальное для него пока не имеет значения. На более далеком расстоянии предметы для него выглядят размытыми, так как острота зрения еще не сформирована. В этот период рекомендуется чаще брать ребенка на руки в минуты его бодрствования, разговаривать с ним

Важно проверить, как зрачок реагирует на свет. Это сделает офтальмолог во время первого посещения

2-3 месяца: жизнь в ярких красках

В первые 2-3 месяца жизни световая чувствительность сетчатки возрастет почти в пять раз и зрительный аппарат активно формируется. Укрепляются глазодвигательные мышцы. Кроха уже более уверенно фиксирует взгляд на горизонтально движущемся предмете (игрушке, человеке) и поворачивает за ним голову, но вертикальное перемещение ему еще трудно уловить. Он более четко различает очертания предметов, но пока что они видны в двух измерениях: длина и ширина.Мир при этом начинает наполняться все более разнообразными красочными оттенками. В этом возрасте новорожденные дети уже различают красный и зеленый. Холодные (синие, голубые) оттенки станут доступны позже, поскольку в сетчатке меньше фоторецепторов, улавливающих коротковолновую часть спектра. Над кроваткой повесьте мобиль на расстоянии 40-50 см — он хорошо помогает укреплять цилиарные мышцы, так как малыш следит за предметами, двигая глазам.

С трех месяцев жизни до полугода зрение у детей продолжает активно развиваться. Происходит формирование макулы — зоны сетчатки, отвечающей за центральное зрение, зрительных центров в коре головного мозга. Ребенок уже совершенно четко различает лица родителей, черты лица, мимику. Самое увлекательное занятие для него в этот период — игра с собственными руками и ножками. Кроме того, вместе со зрительной функцией развивается и хватательный рефлекс, так как малышу интересно исследовать хорошо видимый предмет.4-6 месяцев — важный период, родителям нужно быть особо внимательными. К этому времени должно пройти младенческое косоглазие, так как глазодвигательные мышцы работают уже достаточно хорошо. Если же этого не произошло, то нужно срочно посетить офтальмолога и провести тщательное обследование. Кроме того, в этот же период врач должен исследовать состояние органов зрения и окончательно убедиться, что нет помех для их дальнейшего развития (врожденной глаукомы, ретинопатия недоношенных и других).

7-12 месяцев: освоение пространства

Это период развития двигательной деятельности: малыш активно ползает, перемещается в ходунках, пытается совершить первые самостоятельные шаги, держась за мебель. Он начинает понимать разницу в форме предметов (например, отличает кубик и кольца), нанизывает кольца на ось пирамидки, словом, буйно познает предметы и расстояния (аспект оценки расстояния бинокулярного зрения). В этот период следует быть особенно внимательным, так как ребенок причиняет себе много травм, хватая все подряд и пытаясь засунуть в рот, а также падая с дивана или кровати.

Зрение вашего малыша: слежение за предметами

Еще один этап развития зрения у новорожденных — это возможность следить за движущимся предметом. Это ключевой навык для знакомства с миром и безопасного перемещения в пространстве. Так, когда малыш вырастет, именно это умение поможет ему определить, куда движется поток машин, и перейти дорогу.

Вы заметите, что при рождении у ребенка не получится рассмотреть погремушку, даже если она будет прямо перед его лицом, но уже через два месяца сможет это сделать и даже следить взглядом за движением игрушки. В возрасте около пяти месяцев, после того как малыш достаточно попрактиковался и умеет водить взглядом за приближающимися и удаляющимися предметами, у него развивается восприятие глубины пространства.

Когда малышу будет примерно три месяца, он, вероятно, попробует дотянуться до предметов, находящихся перед его глазами — чаще, правда, промахиваясь. Первые попытки скоординировать взгляд с движениями рук развлекают и малыша, и маму. Со временем улучшится его мелкая моторика, а также способность отслеживать предметы и хвататься за них. В возрасте трех-четырех лет малыш уже сможет поймать мячик, который вы ему бросите.

Этапы развития и формирования зрения по месяцам

Маленькие дети не различают предметы, зрение у новорожденных размытое и нечеткое.

Первый месяц жизни

Зрительные способности грудного ребенка с 1-го месяца жизни отличаются от зрения в первые дни жизни. Младенец уже способен выделять из окружающего мира лица родителей пусть даже на размытом фоне. К концу 1-го месяца малыш учиться следить глазами за движущейся игрушкой или прочими предметами, но не более чем в 30-ти сантиметрах от его лица.

Второй и третий месяц

Со 2-го месяца у грудничка происходит развитие центрального зрения. Он уже умеет четко фиксировать взгляд на предметах в 80-ти сантиметрах от него и ближе. В этом периоде у малыша формируется двухмерное восприятие предметов (различает высоту и ширину), но при этом он не различает их по объему для него все вещи плоские.

При достижении 3-х месяцев младенец уже умеет различать оттенки цветов (желтый и красный), также различает контрастные рисунки. К тому же ребенок в 3 месяца уже способен долго задерживать взгляд на рисунке. У него происходит формирование бинокулярного зрения, благодаря чему, ребенок узнает родителей.

Шестой месяц

К 6-ти месяцам малыш различает много цветов, уже дольше фокусирует взгляд, следит за движениями и видит себя в зеркальном отражении, но при этом не понимает, что это он.

Формирование зрения к одному году

В год ребенок способен четко видеть на расстоянии 6 метров, у него повышается уровень остроты зрения, хорошо ориентируется на местности, благодаря этому малыш может делать первые уверенные шаги.

Этапы развития зрительного аппарата у недоношенного ребёнка

Для деток, появившихся на свет раньше срока, посещение офтальмологом необходимо в течение 4 недель после рождения. Физиологическая неразвитость глазных органов и слабость сосудов увеличивают риск возникновения аномалий. Но качественное наблюдение и профессиональное вмешательство помогут исправить положение. Знание этапов развития зрительного аппарата во время беременности даёт возможность понять как видит не доношенный малыш в этот период (по неделям):

  • 24 — все структуры зрения полностью сформированы;
  • 32 — отчетливо видит свет, понимает где его источник;
  • 36 — зрение ничем не отличается от способностей доношенного.

Однако ребёнка, рожденного на 34-35 неделе беременности, следует показать офтальмологу в течение первых 4 недель, чтобы своевременно приступить к профилактическим или лечебным мерам.

Органы чувств ребенка в первый месяц жизни

Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.

  • Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
  • Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
  • Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
  • Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
  • Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.

Этапы развития зрения

Глаза формируются у эмбриона на 8—10 неделе беременности. В этот период большую роль играет здоровье мамы, ведь неблагоприятный фактор провоцирует неправильное формирование зрительного нерва или органа в целом, такие отклонения сложно поддаются лечению после рождения. С первых дней появления малыша на свет его орган зрения приспосабливается к новой среде и проходит ключевые этапы развития.

1 месяц после рождения

Мир воспринимается расплывчатыми силуэтами, охватить все предметы вокруг не может. Внутрення мышца органа у месячного малыша недоразвита, поэтому взгляд задерживается на крупных объектах, которые расположены на небольшом расстоянии. Но зрение ребенка в первый месяц жизни совершенствуется. Через 2 недели появляется способность замечать предмет, который двигается в 30 см от лица. К концу 4-й недели фокусируется зрение на неподвижном предмете.

Второй месяц

На втором месяце своего развития малыш видит более четко.

Развивается способность отслеживать горизонтально движущиеся предметы, даже может повернуть за ними голову. А вот вертикально передвигающиеся объекты еще не улавливаются. Все образы, которые раньше расплывались, у малыша в 2 месяца приобретают четкость. Умение фиксировать взгляд совершенствуется, и он задерживается на более длительное время.

В три месяца

Возможность охватить взором несколько предметов на расстоянии увеличивается, прибавляется четкость в изображении. Зрение ребенка в 3 месяца позволяет замечать не только большие объекты, но и маленькие. Малыш узнает родных по лицу, фиксирует взгляд когда находится в горизонтальном и вертикальном положении. Формируется навык распознавания цветов.

От 4 до 5 месяца

Период характеризуется скачком в развитии зрительной системы. Зрение ребенка в 4 месяца совершенствуется, взгляд становится точным, а движения глазных яблок быстрее. Появляется способность различать плоские предметы от объемных и осознавать расстояние между объектами. Уже к 5 он понимает, что если они из его поля зрения исчезают, то все равно существуют.

Зрение в полгода

К этому возрасту малыш уже разливает все цвета.

Окончательно укрепляются глазные мышцы, устанавливается трехмерное восприятие. Взгляд легко фокусируется на предмете, отслеживает его передвижение. Если до этого у ребенка можно было заметить небольшое косоглазие, то к 6 месяцам все выравнивается, малыш смотрит двумя глазками параллельно. В этом периоде развития заканчивается процесс формирования цветового восприятия пространства.

С этого времени и до года у детей зрительная система не развивается, а только улучшаются ее функции. Продолжает подыматься острота зрения, необходимой нормы она достигает к 3—4 годам. Сформировавшееся стереоскопическое восприятие позволяет воспринимать предметы и расстояние между ними в объеме, а согласованность зрения и движений стимулируют созревание корковой части головного мозга.

Мир глазами новорожденного – что он видит

Первый этап развития зрения у ребенка начинается, по сути, задолго до его рождения, еще в утробе матери, примерно на третьей неделе беременности. В этот период происходит закладывание зрачковой оболочки и зрительных нервов, дальнейшее формирование глаз происходит до самого рождения младенца.

Существует миф, что ребенок рождается с черно-белым перевернутым зрением, однако это утверждение не совсем верно, таким является лишь его восприятие, а зрение ничем не отличается от взрослого

Точных данных о том, насколько хорошо видит плод или видит ли вообще в утробе матери, не существует. На ультразвуковом исследовании несложно заметить, как еще не рожденный малыш приоткрывает глазки, щурится, закрывается и отворачивается от света, но это не подтверждение того, что он, действительно, уже способен видеть. Точно подтверждено только то, что глазки даже рожденных на 28 неделе беременности крох уже реагируют на яркий свет. Полностью выношенные и рожденные в срок дети тоже рождаются с несовершенным зрительным анализатором. Полное окончание его формирования наступает только к 10-летнему возрасту.

Сейчас получила широкое распространение теория о том, что зрение у новорожденного перевернутое. Но так ли это на самом деле? Если рассуждать здраво, опираясь только на подтвержденные факты, то ситуация выглядит так. Зрительная картинка у каждого человека, и у взрослого в том числе, не только у младенца, отображается на сетчатке, действительно, в перевернутом виде. Это объективный закон оптики. Но кора головного мозга, отвечающая за обработку полученной информации через зрительные нервы, адаптировалась к такому явлению и научилась «переворачивать» картинку.

Можно ли отнести такие особенности нервов коры головного мозга к врожденным свойствам или же они появляются уже после рождения, ученые точно не знают. Объясняется это тем, что новорожденный ребенок еще не может внятно объяснить, как именно он видит лицо мамы – в нормальном положении или перевернутом. Поэтому нельзя с уверенностью заявлять о том, что у младенцев перевернутое зрение. Точно так же нельзя утверждать, что они видят в черно-белом цвете. Доказано лишь то, что на яркие цвета детки начинают реагировать только спустя несколько месяцев.

То, что младенцы появляются на свет полуслепыми, вполне логично, закономерно и продумано самой природой. Только представьте, сколько зрительной информации обрушивается на новорожденного, как только из темной утробы матери он оказывается в огромном ярком мире. Его еще не созревший зрительный анализатор просто не в состоянии справиться с обработкой всех раздражителей. Поэтому природа ограничивается восприятием лишь самого главного зрительного стимула – маминого лица, склонившегося к малышу. Но и его он видит расплывчато и только на очень близком расстоянии – примерно 40–50 см. Интересно, что как раз на таком расстоянии личико малыша удалено от маминого при кормлении.

При рождении зрительный аппарат ребенка еще не готов к восприятию большого количества зрительных стимуляторов, но в течение первого года происходит активная адаптация

Что такое слухоречевая реабилитация

Лечение тугоухости не завершается после устранения причины или установки кохлеарного имплантата. Ребенку требуется слухоречевая реабилитация, в процессе которой он учится реагировать на звуки, понимать речь и говорить.

В реабилитации ребенка после установки имплантата участвуют несколько специалистов, включая отоларинголога (хирурга), аудиолога, сурдолога, сурдопедагога, психолога или психиатра. Каждый специалист решает важные задачи:

  • Отоларинголог следит, чтобы в послеоперационном периоде не было осложнений.
  • Аудиолог настраивает процессор кохлеарного имплантата.
  • Сурдолог оценивает эффективность имплантации.
  • Сурдопедагоги учат ребенка реагировать на звуки, понимать речь и говорить.
  • Психолог создает условия, в которых ребенок адаптируется к новым ситуациям и вызовам.
  • Психиатр при необходимости корректирует дефекты психоэмоционального развития пациента.

После эффективной слухоречевой реабилитации ребенок может посещать специализированное дошкольное учреждение и школу-интернат или общеобразовательную школу и детский сад.

Зрение в 7-12 месяцев

В эти пять месяцев зрение ребенка продолжает развиваться с большой скоростью. Малыш без труда определяет расстояния до предметов, с легкостью преодолевает пороги и большие ступени

Сейчас, как никогда важно уберечь его от падений и травм. При травме глаз обязательно обратитесь к врачу

Органы зрения нуждаются в тщательном осмотре после любой травмы.

Для развития зрения разложите игрушки в разные концы комнаты. Малыш будет ползти за ними, тем самым стимулируя отделы мозга, отвечающие за зрение.

В год вас ждет очередной прием у офтальмолога

В этом возрасте проще удержать внимание ребенка — значит результаты обследований будут более точные

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: