n1.doc
4
Глава IV. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯПедагогическое взаимодействие: сущность и принципы • Методы, приемы и средства воспитания • Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫПедагогическое воздействие 2. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯМетоды воспитания — 1Педагогическая ситуация — Прием — 1А.В.Мудрик. — Средства воспитанияМетоды убеждения.Методы упражнения.Педагогическое требование Перспектива — Методы самооценки.Поощрение и наказание — Косвенные требования
Вид требования | Характер отношения педагога к воспитаннику | Приемы |
Положительное | Выражение положительного отношения | Просьба, одобрение, доверие |
Нейтральное | Отношение отчетливо не проявляется, но основывается на уже сложившемся отношении воспитанников к той или иной деятельности | Совет, намек, условное требование, требование в игровой форме |
Отрицательное | Негативное отношение к деятельности и поведению воспитанников | Осуждение, выражение недоверия, предостережение |
ПЕРСПЕКТИВЫ | ||||
Дальние | Средние | Близкие | ||
Жизненные планы детей, связанные, как правило, с выбором профессии, на осуществление которых уходят годы | Ожидаемое событие, несколько отодвинутое во времени (подготовка к праздникам, к летним каникулам, к многодневному походу) | То или иное радостное, интересное событие, которое ожидает учащихся в ближайшее время (через несколько часов, завтра, через неделю) |
Общественное мнение — 3. АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИИ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧАлгоритм анализа педагогической ситуацииАлгоритм решения педагогической задачи.Рекомендуемая литератураБелухин Д. А. Натанзон Э.Ш. Поляков С. Д. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Глава V. ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВВ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕОсновные характеристики детского коллектива • Этапы развития детского коллектива • Самоуправление в коллективе • Сотрудничество взрослых и детей • Организация коллективной деятельности • Разновидности детского коллектива1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВАКоллектив collectivus — Структура коллективаформальную (официальную) структуру, Неформальная (неофициальная) структура Поле коллективаценности, общественное мнение, традиции, Роли и статусы в коллективероль нормативно заданный одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека; статус степень его авторитетности, положение в системе коллективных отношений. (Немов Р. С. (Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., ШияновЕ.Н. — 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВАперспективы, совместную деятельность, самоуправления традиции, актива всех членов первом этапеВторой этаптретьем этапе3. САМОУПРАВЛЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕСамоуправление — специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей. — адаптационную — интегративную — прогностическую — освоения управленческой культуры
- СОТРУДНИЧЕСТВО ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
сотрудничестве и под руководством, (Выготский Л. С. Со-бытие — со-участвование для другого. со-знание. совместно диалогического со-творчестве
- децентрализацию личности как способность строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность, субъективность мнений, обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников совместной деятельности;
- инициативность (добывание недостающей информации с помощью вопросов, готовность предложить партнеру план общего действия);
- разумное разрешение конфликтов, т.е. не агрессивное, а ра-
5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИколлективное творческое дело
Дело это общая работа, важное событие, в организации которого участвует каждый член коллектива. коллективное, творческое, предварительная работа воспитателей коллективное планированиесовет дела — коллективная подготовка
проведение дела. коллективный анализ последействие
- РАЗНОВИДНОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Школьный класс — индивидуальность — Клубное объединение. добровольно. разновозрастные формирования, Детские организации — Временный детский коллектив автономность — сборность — Рекомендуемая литератураИванов Лутошкин А.Н. Лутошкин А.Н. Макаренко А. С. Немое Р. Кирпичник А. Г. Немое Р. С. Новикова Л.И. Новикова Л.И. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н. Титова Е. В.
4
Глава IV. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Что такое педагогика сотрудничества?
Педагогика сотрудничества – это направление в российской педагогике, возникшее в середине 80-х годов 20-го века, представляющее собой систему методов и приемов воспитания и обучения и основанное на принципах диалога, гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Данное направление объединило в себе опыт и лучшие традиции советской школы, а также достижения русской и зарубежной психолого-педагогической науки
В его основе лежит глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к образовательному учреждению
Идеи педагогики сотрудничества впервые были выражены педагогом Симоном Львовичем Соловейчиком, ставшим идейным вдохновителем концепции.
Именно он, опубликовав в «Учительской газете» несколько своих статей, первым заявил коллегам о новом современном подходе к обучению и воспитанию. Педагогика сотрудничества была основана на совершенно ином взгляде на образовательный процесс: вместо традиционного авторитета учителя она предполагала переход к формату сотрудничества между ним и учениками.
Симон Львович предложил педагогам уйти от навязывания собственного мнения к открытому диалогу, в котором учащиеся смогли бы открыто озвучивать собственные взгляды, не боясь осуждения и наказания. Автор методики был уверен, что она сможет объединить педагогов с разными стилями работы и подходами к воспитанию, но преследующих общую цель сделать систему образования более демократичной и гуманной.
Концепцию Соловейчика поддержало большое количество советских педагогов, а в сентябре 1986 года ими были сформулированы «Тезисы педагогики сотрудничества», которые закрепили основные идеи методики и стали ориентиром для представителей всего педагогического сообщества не только страны, но и мира.
Заключение
Образование должно быть мощным и доступным инструментом для личностного роста и продвижения. Превращение образования в более эффективный и качественный процесс должно стать одним из ключевых приоритетов в социальном плане .
Помня об этой цели, педагогическое партнерство превратилось в сильный инструмент обучения, который, как было доказано, способствует повышению успеваемости учащихся и удержанию их интереса к обучению, одновременно обеспечивая ряд других положительных результатов. Педагогика сотрудничества как раз и является таким современным подходом к формированию нового, качественного стиля обучения.
И напоследок хотим поинтересоваться вашим мнением о педагогике сотрудничества: