Повседневное участие в подготовке детей к обучению в школе
Безусловно, начальный багаж знаний ребенок получает от своих близких
Еще раз подчеркнем, что многие родители уделяют большое внимание развитию интеллектуальных способностей ребенка: постоянно расширяют его знания об окружающем мире, решают логические задания, учат читать и считать, поощряют рассуждения
Все это способствует развитию познавательной мотивации дошкольника. И, как правило, дети с высоким интеллектуальным уровнем хотят идти в школу учиться. Психологическая готовность к школе в большой степени опирается на интеллектуальное развитие, но не только на него.
Что касается стандартных семейных условий, то нельзя сказать, что родители уделяют пристальное внимание формированию у своих детей интереса к школьному обучению. Чаще эта задача перекладывается на сторонние плечи
Так как познавательная мотивация и интерес к школе зарождаются не в один момент, а исподволь, взрослым необходимо прикладывать хотя бы малейшие усилия.
В постоянном общении со своими детьми родители могут использовать элементарные приемы, способствующие формированию готовности к школьному обучению.
Полезно проводить занятия, задавая ребенку образец действий и ставя перед ним задачу самостоятельного выполнения. Это будет способствовать формированию произвольности поведения на любом этапе дошкольного детства. Например, выложив слово из счетных палочек, предложить ребенку повторить. Перечисляя несколько предметов, принадлежащих одной группе (фрукты, мебель, транспорт), побуждать дошкольника дополнить ряд.
Способствовать развитию внимания ребенка, применяя несложные упражнения
Приучать сосредотачивать зрительное и слуховое внимание можно и во время прогулки, и при чтении книг.
Уделять внимание развитию мелкой моторики
В школе на детские пальчики сразу же наваливается большая нагрузка – каждый день им предстоит писать буквы и цифры
Чтобы быть готовым к этой нагрузке, необходимо как можно чаще заниматься лепкой, рисованием, собирать мозаики и конструкторы с мелкими деталями.
Важно хвалить ребенка за проявление познавательного интереса, за увлечение полезным занятием.
Чего ни в коем случае нельзя допускать взрослым, хотя это нередко наблюдается в семьях:
- Не допустимо приструнивать расшалившегося малыша, не очень-то желающего заняться познавательным делом, словами «Вот пойдешь в школу, там нужно заниматься, а не бегать».
- Нельзя затягивать урок, переутомляя детскую психику и вызывая этим у дошкольника отторжение регламентированных занятий.
- Нельзя заставлять дошкольника выполнять задание, если оно вызывает отрицательные эмоции.
В основе психического развития ребенка лежит потребность в новых впечатлениях. У детей произвольные действия отличается непосредственностью и импульсивностью: появилось новое желание – оно немедленно должно быть удовлетворено. Поэтому произвольность дошкольника имеет импульсивный характер, что не сочетается с длительным удержанием внимания на каком-либо процессе. Нет вины ребенка в том, что ему еще непосильны даже 15-минутные занятия.
Если родители будут придерживаться изложенной в данной статье практики, они внесут существенный вклад в формирование психологической готовности к школьному обучению у своего ребенка. И старший дошкольник переступит порог школы с удовольствием, интересом и тягой к получению знаний.
Шаг 5. Воспользуйтесь лайфхаками хоумскулеров
На марафоне «Учимся вместе! Учим с любовью!» своим опытом делились не только эксперты, но и мамы детей, которые получают знания на семейном обучении
Лейла Сазонтова, автор книги «Жизнь без школы», рассказала, на какие моменты в обучении ребёнка она обращает внимание, и поделилась советами с родителями
По мнению Лейлы, самое главное, что должен сделать родитель — научить ребёнка учиться: чтобы он привык получать, фильтровать и применять информацию. Человек, который умеет это, из всего получит пользу.
Чтобы сформировать у ребёнка это желание, важно отталкиваться от его интересов. Лейла рассказала о том, что её сын долго интересовался астрономией, и она старалась строить обучение вокруг этого предмета
Однажды в планетарии мальчик подружился с лектором. Тот рассказал ему, что для полёта на МКС недостаточно только знания астрономии: нужно ещё быть в хорошей форме и как минимум знать английский язык. Так у ребёнка появился стимул изучать другие предметы и заниматься спортом. Да и сама астрономия подталкивала к тому, чтобы изучать биологию, химию и физику.
Ещё важно показать ребёнку, что получить информацию он может разными способами — из книг, видео, подкастов, на лекциях и онлайн-уроках, общаясь с тьютором или наставником.
Шаг 6. Подберите задания и игры для подготовки к школе
Например, вы можете воспользоваться нашей подборкой.
Задание на внимание «Найди и обведи»
Дайте ребёнку вырезку из газеты с текстом и задание найти букву, например, «а». Задание можно усложнять, например, искать «а», которая стоит только после звонкой согласной.
Задание на память «Пары слов»
Составьте не более десяти пар слов. Например, кукла — платье, футбол — мяч, осень — дождь. Повторите все пары, а затем называйте только первое слово. Задача ребёнка — вспомнить второе.
Задание на мышление «Кто лишний»
Игра может быть с картинками или со словами. Например, подберите четыре картинки: заяц, волк, лиса, кот. Ваша задача — спросить, кто лишний и почему. Задача ребёнка — аргументированно ответить.
Задание на развитие речи «Я всё знаю»
Назовите ребёнку предмет и попросите его описать. Например, стул. Если ребёнок сомневается, задавайте наводящие вопросы про цвет, материал, расположение в пространстве, детали, группу предметов и предназначение.
Задание на мелкую моторику «Раздели»
Высыпьте в одну чашку крупу: гречневую и пшённую. Предложите ребёнку разделите её.До начала нового учебного года постарайтесь решить все самые важные вопросы, а если хотите подтянуть знания за прошлый год, вы можете воспользоваться нашим абонементом.
Шаг 4. Сделайте обучение интересным и индивидуальным
Важно учитывать, что сейчас на первое место выходят таланты человека, и в будущем многие работодатели будут оценивать именно индивидуальные способности работников и их soft skills. Об этом в рамках марафона мы поговорили с Ириной Фомичёвой, руководителем учебного отдела «Экстерната и домашней школы Фоксфорда»:. Кроме того, в нашей онлайн-школе есть углублённые и олимпиадные курсы, а также нацеленные на развитие soft skills: эмоционального интеллекта, навыков коммуникации, критического мышления, умения вести переговоры
Кроме того, в нашей онлайн-школе есть углублённые и олимпиадные курсы, а также нацеленные на развитие soft skills: эмоционального интеллекта, навыков коммуникации, критического мышления, умения вести переговоры.
Когда ребёнок может двигаться в индивидуальном направлении и развивать свои данные, учёба из обязаловки превращается в приключение.
<<Форма бесплатного курса>>
Какие затруднения могут возникнуть при подготовке к школе?
Наибольшие проблемы вызывает выполнение графических упражнений. Это связано с незаинтересованностью ребенка или недостаточной сформированностью тонких движений. Справиться с такими сложностями можно в процессе выполнения игровых развивающих упражнений: лабиринты, рисование по точкам и контурам, штриховка, дорисовывание элементов, графический диктант.
Часто среди детей встречается неусидчивость. Но повышенная активность во время занятий обусловлена разными причинами:
Возрастные особенности ребенка. Вряд ли шестилетка будет спокойно и терпеливо выполнять все задания. Для поддержания интереса важно устраивать переменки, физкультминутки и включать сюрпризные моменты. Например, придумайте, как может «вырасти» необычный цветок с ободряющими словами и фразами на лепестке и листьях.
Потакание ребенку. Малыш не приучен доводить начатое до конца, капризничает и отказывается выполнять сложное задание. Сердобольные взрослые жалеют дошкольника и разрешают ему заниматься более интересными делами, а не учебными занятиями. Подумайте: стоит ли родителям быть такими снисходительными? Замотивируйте ребенка — объясните, что трудные задачи в будущем станет решать легче, если сейчас уделить внимание одной из них. И, конечно, дайте понять малышу, что вы вместе с ним и готовы поддержать его, помочь преодолеть учебные трудности.
Гиперактивность. Если кроха постоянно отвлекается, задает много вопросов и не выслушивает ответы, хватает предметы без разбора, не может сконцентрироваться на задании, то стоит проконсультироваться с неврологом и нейропсихологом. Указанные признаки могут быть симптомами синдрома гиперактивности или дефицита внимания. Требуется тщательная диагностика для выявления причин подобного поведения и последующая коррекция.
Неготовность ребенка к школьному обучению. Далеко не все семилетние дети способны усвоить учебный материал и правильно выполнять задания, высиживать все уроки. В таких случаях требуется психолого-педагогическое (иногда медицинское) обследование для дальнейшего выстраивания образовательного маршрута. Возможно, специалист порекомендует вам пойти в первый класс на год позже. В этом нет ничего страшного. Пусть малыш начнет обучение в 8 лет и усвоит школьную программу, сохранив адекватную самооценку. Это лучше, чем если у него будут пробелы в знаниях, высокий уровень тревожности и неуверенность в своих силах.
Подготовка к школьному обучению — процесс длительный, требующий усердия и терпения. Для того, чтобы он протекал увлекательно, помните слова отечественного педагога В. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Пусть этот рецепт помогает вам заниматься с будущим школьником и сохранит ваши отношения дружными!
Педагог-психолог Ольга Иванова
Формирование побудительных мотивов к обучению
Несмотря на то, что у дошколят присутствует естественный интерес к школе, как к чему-то новому и неизведанному, необходимо сформировать по-настоящему глубокую мотивацию, которая сможет вызвать стремление ребенка к приобретению знаний. Например, ребенку, который мечтает стать космонавтом, можно объяснить, что в школе он сможет многое узнать о космосе, звездах и планетах
Необходимо отметить, что способы формирования мотивации зависят, прежде всего, от особенностей каждого отдельно взятого ребенка, поэтому родителям необходимо уделять должное внимание его интересам и стремлениям.
Также будущего первоклассника нужно нацелить на успех, объясняя, что у него обязательно все будет получаться, и сформировать позитивное отношение к будущему учителю, школе и самому себе.
Как подготовить ребёнка к школе самостоятельно?
Обучение в школе меняет всю привычную жизнь ребёнка. Можно ли самостоятельно подготовить малыша к новому этапу? Конечно! Главное — запаситесь временем, желанием и терпением. Подготовка к школе — это долгий процесс, который состоит не только в обучении чтению и письму, но и в психологической поддержке будущего первоклассника.
Выбирая подготовку к школе в развивающей студии или в подготовительном классе, важно понимать, что там смогут дать только знания. Дисциплине и режиму дня они не обучают
Но сама подготовка в студии происходит эффективнее, потому что дошкольник находится в коллективе и быстрее усваивает новую информацию.
Для занятых родителей есть ещё одна альтернатива — онлайн-занятия. Можно ли поручить этот важный процесс интернет-сервисам детского развития и быть спокойным за результат? Скорее нет, чем да.
Плюс в том, что ребёнок будет заниматься самостоятельно, ведь все занятия составлены в доступной и увлекательной форме. Но взрослые обязательно должны контролировать процесс обучения и проверять, насколько хорошо дошкольник усваивает информацию.
Поэтому онлайн-сервисы — это прекрасные помощники, но они не могут полностью заменить классическую подготовку. Самый лучший вариант обучения — комбинированный, когда малыш занимается дома и в подготовительной студии или на сайтах детского развития.
Шаг 2. Оборудуйте место для учёбы
Чтобы ребёнку было удобно заниматься, а его осанка и зрение всегда были в порядке, важно правильно организовать рабочее место. Советами, каким должно быть рабочее место, поделились мануальный терапевт Дмитрий Ефимов и врач-офтальмолог Надежда Силакова:
- Чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник во время работы за компьютером, необходимо подобрать стол и стул, которые будут «расти» вместе с ребёнком.
- Как вариант, в качестве стула можно использовать фитбол, в этом случае при сидении задействуются мышцы-стабилизаторы, ребёнок держит спину ровно, а позвоночник не перегружается.
- Когда ребёнок сидит за компьютером, его стопы обязательно должны стоять на полу, а руки — свободно лежать на клавиатуре. Учитывайте это при подборе мебели для рабочего места.
- Расположение компьютера должно быть таким, чтобы взгляд ребёнка был по центру монитора или чуть выше. Освещение в комнате должно быть хорошим, нельзя заниматься в темноте.
mamamozhetvse.ru
Эти простые советы помогут вам оборудовать рабочее место ребёнка так, чтобы он мог комфортно работать и сохранил своё здоровье.
Воспитание умения управлять собой
Дети дошкольного возраста отличаются хорошей памятью, ярким восприятием и легко переключаемым вниманием. Однако произвольно управлять ими они еще не умеют
Ребенок может надолго запомнить какое-либо незначительное, но заинтересовавшее его событие, но при этом совершенно не обратить внимания на том, что ему не интересно. А ведь в школе ребенку достаточно часто придется концентрировать свое внимание на уроках, которые не всегда вызывают непосредственный интерес. Кроме того, ребенок должен уметь делать не только то, что ему интересно, но и то, что нужно. Воспитывать умение управлять собой лучше всего ненавязчиво, показывая ребенку полезность не очень интересного занятия. Например, можно предложить ребенку помыть посуду вместо мамы, которая за это время успеет приготовить что-нибудь вкусное. Также можно использовать настольные игры, такие как домино и шашки. Игры научат ребенка подчиняться правилам и терпеливо дожидаться своего хода.
Подготовка дошкольника к школе: с чего начинать?
Дошкольник осваивает мир через игры и сказки. Выполняйте с ним пальчиковую гимнастику, заучивайте простые стихи (например, Агнии Барто), воспроизводите движения и звуки животных. Малыш с удовольствием выполнит эти задания, забавляя вас своей старательностью. Обязательно давайте ему возможность заниматься творчеством. Да, рисунки будут, на ваш взгляд, неаккуратными: сначала грубые штрихи, потом головоноги… Но малыш ведь знает, что это солнышко, а это травка, а это любимая мамочка! С какой искренней любовью он будет дарить вам свои рисунки! Вывешивайте их на видное место, чтобы кроха знал, что его «работу» ценят. А в развитии художественных навыков и мелкой моторики поможет рабочая тетрадь «Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи». Статья «Техники рисования для детей» познакомит с интересными нетрадиционными способами рисования и забавными идеями — обязательно реализуйте их.
Для развития двигательного самоконтроля прекрасно подходят популярные прятки (ведь как тяжело сидеть молча и не шевелясь, когда тебя ищут!), игры «Море волнуется раз…», «Молчалки, шепталки, кричалки». Суть последней сводится к тому, что по команде взрослого малыш должен определенное время молчать, говорить шепотом или кричать. Через крики ребенок выплескивает эмоциональное напряжение. Когда же он молчит или разговаривает только шепотом в течение трех минут, у него развиваются волевые процессы.
Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи. 5-7 лет
Салмина Н.Г., Глебова А.О.
Пособие предназначено для развития пространственной ориентации и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 5 до 7 лет. Система заданий, предлагаемая в пособии «Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи», формирует навыки, необходимые для графической деятельности (письма, рисования) детей старшего дошкольного возраста в период их подготовки к обучению в 1 классе.
Что должен знать будущий первоклассник
Будущий первоклассник на этапе подготовки к школе не знает практически ничего. Нет, он, конечно же может быть уже умеет читать и писать. Но это лишь малость из того, что ему пригодится при обучении.
Самое главное, по-моему, это навыки правильного общения и достаточно высокий уровень развития речи.
Все другие процессы выстраиваются вокруг речевых умений ребенка. Сможет ли он вступить в образовательную деятельность, во многом зависит от того, способен ли он взаимодействовать на вербальном уровне с окружающими. И в первую очередь, с педагогами.
Лучше если будущий ученик уже будет знать счет в любых доступных его развитию пределах. Это поможет ему осилить точные науки и не отстать от школьной программы. А программы в наше время очень ускоренные. Начинать обучение в школе с нулевыми знаниями – это равносильно тому, что поезд промчится мимо, а ребенок застрянет в статусе «отстающий».
Чтение в раннем возрасте не должно быть быстрым. Но смысл – важнее. Только научившись думать во время прочитывания истории, у ребенка, во-первых, будет формироваться познавательный интерес, а во-вторых, это начало становления мыслительных операций.
Я назвала перечисленные моменты основными – базовыми. О других важных вещах пойдет речь чуть ниже.
Шаг 3. Обучите ребёнка принципам тайм-менеджмента
Управление временем — важный для ребёнка навык, который поможет ему больше успевать и будет очень полезен в будущем. Чтобы подготовка к школе прошла успешно, советы родителям по управлению временем дала спикер марафона Ольга Карачинова, блогер и тренер по тайм-менеджменту:
Составьте расписание занятий. Определитесь, как часто ребёнок будет заниматься: или по чуть-чуть каждый день, или интенсивнее, но дней на учёбу будет меньше
В расписании важно учитывать баланс — чтобы ребёнок не только отдавал ресурсы (учился), но и восполнял их. В расписании должны быть перерывы на «дела-батарейки», которые наполняют ребёнка энергией и эмоциями, например, погонять мяч, поиграть с друзьями или порисовать
Учитывайте это при подготовке к школе.
Совет психолога домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елены Петрусенко:
Совет психолога домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елены Петрусенко:
Важно помнить, что любой график или план — это не догма, и лучше не расписывать все дела поминутно. Старайтесь делать график гибким, и в зависимости от ситуации корректируйте список дел и время на их выполнение.
Родителям, которые помогают ребёнку в обучении, необходимо не забывать о себе и тоже включить в свой график «дела-батарейки», чтобы находиться в ресурсе
В таком состоянии можно дать ребёнку гораздо больше.
Что подразумевают под подготовкой ребенка к школе
Любопытно, что у родителей и психологов различные ожидания, в чем состоит готовность ребенка к школе, и что важно формировать будущему ученику за счет подготовительных занятий
Большинство родителей ориентировано на интеллектуальные достижения своих детей и в дошкольном возрасте стремятся дать ребенку определенную базу знаний и навыков, научить читать и считать, увеличить словарный запас и грамотно говорить.
При такой позиции внимание взрослых акцентировано на развитии осведомленности, речевых и мыслительных способностей ребенка. Хотя перечень того, что ребенок должен знать к 1 классу, безусловно, существует
Определенный багаж знаний будущему первокласснику необходим
Хотя перечень того, что ребенок должен знать к 1 классу, безусловно, существует. Определенный багаж знаний будущему первокласснику необходим.
Еще часть взрослых, обеспокоенных отдельными чертами характера своего чада, нацелены пробудить у ребенка желание ходить в школу, заинтересовать обучением в школе совместно с другими детьми.
Застенчивые и тревожные малыши могут многое знать и уметь, но они боятся отойти на шаг от мамы или папы. Даже играть со сверстниками такие тихони соглашаются, только если рядом находится близкий человек.
Некоторые гиперактивные, чрезмерно импульсивные дошкольники готовы находиться в кругу других детей как можно больше, но их познавательные интересы ограничены. Подобные шустряки часто заявляют, что они не хотят учиться и в школу не пойдут. А их родители обеспокоены, как же повернуть интересы дошкольника в сторону знаний и обучения.
Требования специалистов более широкие. Психологи считают, что необходимо сформировать у дошкольника личностную готовность к обучению в школе и внутреннюю позицию школьника. Готовность к обучению включает не только определенный уровень осведомленности и мышления ребенка. Здесь подразумевается и мотивация к познанию, и эмоционально-волевой компонент, и социальная зрелость будущего школьника.
Поэтому полноценная подготовка к школьному обучению требует пребывания ребенка в группе таких же детей, как и он. Родители — сторонники индивидуальной подготовки – делают ошибку, организовывая для своих детей занятия на дому. Они упускают важный момент, зачем нужна подготовка к школе, а именно, лишают ребенка возможности сформировать умение подчинять свое поведение законам детской группы и выполнять роль ученика в условиях школьного обучения.
Как обучать справляться с эмоциями дошкольника?
Я прочитала много литературы, изучила разные средства обучения детей управлять своими эмоциями и нашла два очень эффективных, на мой взгляд. Это арттерапия и физические занятия.
При этом злость очень хорошо усмиряется аппликацией мятой бумагой. Согласитесь, если изорвать и смять ннн-ое количество листов, то хочешь – не хочешь, а «захохочешь».
Напротив, эмоции грусти, печали, каких-то переживаний можно победить физическими нагрузками. Бег и прыжки способствуют изменению организма в сторону бодрости и решительности.
Чередуя эти два вида деятельности – физическую и творческую можно научиться регулировать свои эмоции в обе стороны.
Хорошо, если в детской комнате будут всегда подручные для этого средства – какой-нибудь батут, беговая дорожка (для «взбодриться») и пачка ненужных газет для «рванья», чтобы остыть.
Подготовка к школе для дошкольника: развивающие занятия дома
Домашние занятия расширяют и закрепляют знания и умения ребенка. Они должны быть систематическими и интересными для малыша. Считайте и сравнивайте с ним различные предметы: игрушки, посуду, книги, предметы мебели. Пусть ребенок учится понимать, что такое больше/меньше. Играйте с ним в математические игры. Например, спросите, какое число стоит между тройкой и пятеркой, семеркой и девяткой. Предложите разложить карточки с цифрами в порядке возрастания/убывания. Пусть дошкольник определит, в какое число могут превратиться цифры 3 и 2, 1 и 6 и т.п. Ребенок с удовольствием разгадает математические загадки. Например, такие:
Мы дали Лариске
Четыре сосиски.
Еще три сосиски
Мы дали Бориске.
Так сколько всего сосисок
У Бори и у Лариски?
У курочки три цыпленка.
У уточки два утенка.
— Три плюс два,-
Спросил Егорка,-
Вместе это будет сколько?
Изучайте с ребенком буквы, звуки, слоги и слова. Отличной подмогой в этом станет пособие «Азбука для дошкольников». При выполнении игровых заданий в тетради «Играем со звуками и словами» ребенок поймет, чем различаются гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки русского языка. Работая с частью «Играем и читаем вместе», вы заложите фундамент навыков чтения и письма. Занятия по этому пособию помогут вашему крохе почувствовать и полюбить язык.
Для расширения кругозора, развития внимания, логики и словарного запаса используйте несложные игры:
«Птица — рыба — зверь».
Вы по очереди просите друг друга назвать птицу, рыбу или животное. Следите за тем, чтобы слова не повторялись!
«Один — много»
Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок должен назвать слово во множественном. Например: стол — столы, стул — стулья, мяч — мячи, окно — окна и т.п. Постепенно задание усложняется: можно называть растения, животных, птиц.
«Кто где живет?»
Родитель предлагает ребенку правильно назвать жилища разных животных, птиц и насекомых: собаки, скворца, медведя, муравья, лисы, пчелы.
«Мама и детеныш». Вы называете маму-животное, а малыш должен правильно назвать ее детеныша. Если с кошкой, козой и уткой всё просто, то с коровой, собакой и овцой не сразу будет легко! А если спросить, как называется мама гусенка или папа утенка, то наверняка вы услышите самые невероятные варианты!
Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами. 5-7 лет. В 3 частях. Часть 1
Журова Л. Е.
Это первое из трёх пособий комплекта «Азбука для дошкольников», предназначенного для подготовки детей 5-7 лет к обучению грамоте. Работа с пособиями формирует у детей интерес к дальнейшему изучению родного языка, закладывает основу прочных навыков чтения и грамотного письма. Основная задача данной тетради — развить у детей интерес к работе со звучащим словом. Игровые задания знакомят с гласными звуками, учат различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Задания сопровождаются комментариями для взрослых.
Общее развитие
Перед тем как ребенок пойдет в школу его общее развитие должно соответствовать определенному уровню. Речь идет об определенном запасе знаний и представлений ребенка, а также об его умении продумывать свои действия. Поэтому очень важным этапом подготовки к школе является общение с ребенком. Ведь именно в процессе общения ребенок не только овладевает новыми знаниями и получает представление об окружающем мире, но овладевает правильной речью. Полезными могут стать такие совместные занятия, как рисование, придумывание историй, чтение и игры. Достаточный запас знаний и представлений поможет ребенку уверенно чувствовать себя в школе, и не выглядеть «белой вороной» на фоне более подготовленных одноклассников.
Умение продумывать свои действия (или, как говорят специалисты, «внутренний план действий») также очень важно в развитии дошкольника, поскольку весь процесс школьного обучения в основном направлен на практическое использование внутреннего плана действий. Поэтому ребенок не умеющий продумывать свои действия может не успеть за время урока выполнить задание учителя, поскольку будет использовать «внешние действия»
Например, если нужно будет вырезать из бумаги цветок, чтобы наклеить его на открытку, то ребенок начнет использовать метод «проб и ошибок», постепенно «урезая» цветок до нужного размера, постоянно прикладывая его к открытке. А вот ребенок, у которого сформирован внутренний план действий, сначала обдумает предполагаемый размер цветка, и только потом приступит к действию. Развивать внутренний план действий необходимо постепенно, используя простые примеры и постоянно приговаривая «сначала хорошенько подумай, и только потом делай».
Как подготовить ребенка к обучению школе
Иногда родителям кажется, что эффективная подготовка ребенка в школе – это занятия в специальных группах под руководством педагога на протяжении нескольких месяцев непосредственно перед поступлением в школу. Они ориентируются, что должен уметь ребенок в 5 лет, чему обязан обучиться к 7-ми годам.
Такая подготовка важна, и выше уже говорилось о значимости занятий для детей дошкольного возраста в среде сверстников.
Но уровень психического развития нельзя подогнать к нужной планке за несколько месяцев. Даже в дошкольном детстве. Становление будущего школьника опирается на постоянное развитие всех познавательных процессов и способностей ребенка.
Роль игры в подготовке к школьному обучению
Как бы ни удивлялись родители, базовую подготовку к предстоящему школьному обучению дает ребенку полноценная сюжетно ролевая игра. Психическое развитие в дошкольном возрасте стимулирует игровая деятельность. Она является ведущей деятельностью.
В игре дошкольники развивают воображение и связную речь, учатся логическим обоснованиям, формируют внутренний план действий, развивают аффективно-потребностную сферу. Каждый из перечисленных компонентов важен для успешного принятия роли ученика.
В сюжетно-ролевых играх дети учатся управлять своим поведением, придерживаться правил, поступать в соответствии с ролью. И в школе без этого никак. Маленькому ученику придется внимательно слушать учителя, сосредоточенно выписывать неподдающиеся буквы и выполнять множество других заданий, которые требуют волевых усилий.
Основы интеллектуальной подготовки
Для того чтобы сформировалась интеллектуальная готовность ребенка к школе, важно систематически заниматься с детьми, направляя усилия на развитие логического мышления и речевых навыков. Ориентиры следующие:
- Интеллектуальный уровень перед поступлением в школу должен быть таким, чтобы ребенок умел анализировать и обобщать. Необходимо учить ребенка находить существенные признаки, по которым объекты можно объединить в группы, или исключать лишнее. (Примеры заданий приведены в статье Словесно логическое мышление.)
- Речевое развитие ребенка должно обеспечивать связное выражение им своих мыслей. Для этого нужно постоянно пополнять словарный запас, разъяснять ребенку значение новых слов, корректировать его высказывания в соответствии с грамматическим строем речи.
Эффективной подготовительной базой является чтение сказок и других детских произведений. Пока ребенок в состоянии только слушать, полезно вместе пересказывать сюжет, рассуждать о поступках героев, фантазировать об ином развитии событий. Но уже в 4-5 лет вполне доступно научить читать малыша. А это и прогресс в развитии, и актуализация познавательных мотивов.
Такая подготовка к школе нужна ребенку
С одной стороны, она естественна для любой семьи, где уделяют внимание развитию детей. И с другой, она аналогична тому же подходу, какой применяют психологи и педагоги, готовя дошкольников к обучению в школе
Необходимые знания и навыки будущего первоклассника
Знания по математике:
- счёт от нуля до десяти в прямом и обратном порядке;
- сложение и вычитание в пределах десяти;
- основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб;
- копирование образца, например, продолжать узор;
- понимание количества: «один — много»;
- базовые пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево, между, за, перед.
Знания по азбуке и письму:
- все буквы;
- звуки: хотя бы понимать разницу между гласными и согласными;
- обобщения;
- образование прилагательных от существительных (например, стекло — стеклянный).
Знания по окружающему миру:
- явления природы,
- времена года,
- месяцы,
- дни недели.
Знания о себе и семье:
- фамилии, имена, отчества своё и родителей;
- страна, город, улица, дом и квартира проживания;
- свои возраст и дата рождения.
<<Перелинковка2>>
Когда ребёнок овладел необходимыми знаниями, родителям стоит начать готовиться к школьному этапу.
<<Форма демодоступа>>
Программа подготовки к школе от IQши
Сайт гармоничного развития IQша поможет вам эффективно подготовиться к школе, находясь в любой точке мира. IQша предлагает множество упражнений в игровой форме на развитие логического мышления, речи, чтения, навыков счёта. Так вы сможете разнообразить процесс обучения и сделать его более лёгким и увлекательным.
Самое главное — будьте внимательны и терпеливы к ребенку, учитывайте его пожелания, не устраивайте гонку за успехами, оглядываясь на достижения других детей. От родителей, в первую очередь, зависит, каким будет отношение к школе у будущего первоклассника. Будьте тёплыми, принимающими наставниками, чаще разговаривайте с ребёнком и интересуйтесь, какие эмоции он испытывает, стараясь проявить как можно больше участия. Не делайте подготовку к школе целью номер один. Играйте, гуляйте, веселитесь и превратите уроки в увлекательные игровые занятия, которые помогут развить нужные навыки с интересом и без напряжения.