Ход занятия:
В.: Я предлагаю вам сегодня путешествие на самолете.
Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни! Заведите моторы! У-у-у Взлет!
Сегодня наш самолет пролетит над холодными странами, а потом мы сделаем посадку в Африке и вернемся домой.
Наш самолет летит низко над Тундрой! И мы видим красавца – зверя с огромными красивыми рогами. Кто это? Вывешивается картинка.
Дети: Северный олень
Быстрые ноги не вязнут в снегу,
Голову вскинул олень на бегу –
Вскинул высоко, как будто гордится,
Что человеку сумел пригодиться!
В.: Кто хочет рассказать про оленя? Но рассказывать будем с помощью схемы. Схема — Где живет? Какого цвета, размера, покров? Строение животного? Чем питается?
Ребенок: Живет в Тундре. У него серая, густая, теплая, пушистая шерсть. Сильные ноги, копыта раздваиваются при ходьбе. Питается мхом и травой.
В.: Услышали олени гул нашего самолета, испугались, побежали далеко в Тундру. Давайте не будем им мешать и отправимся дальше. Набираем высоту! У-у-у
Дети: У-у-у
В.: Мы подлетаем к Арктике. В центре, которой находится Северный Ледовитый Океан, где мы можем встретить дрейфующие льды и много снега. Каких животных мы можем встретить среди снега, льда и воды?
Дети: перечисляют животных и подробно останавливаются на северном медведе. Вывешивается картинка.
В.: Почему его так называют?
Дети: ответы детей.
В.: А каких медведей вы еще знаете?
Дети: Бурый медведь. Вывешивается картинка.
В.: Давайте сравним белого медведя и бурого медведя.
Дети: Белый медведь живет на Севере, а бурый в лесу. Белый медведь белого цвета, а бурый коричневого цвета. Шерсть у обоих теплая и пушистая. У белого медведя голова вытянута с маленькими ушами на длинной шее, а у бурого медведя круглая голова с круглыми ушами на короткой шее.
Физминутка:
Мои руки – это волны (имитация волны руками)
Ветер гонит их вперед (вытягиваем руки вперед волнообразными движениями)
Мои руки – крылья чаек (взмахи руками)
Небо их к себе зовет (вытягиваем руки вперед и вверх тянемся)
Мои руки – это крабы (растопыриваем пальцы и шевелим)
Плавают туда-сюда (движение рук из стороны в сторону)
В.: А теперь наш самолет берет курс на юг. Взлетаем! У-у-у
Дети: У-у-у
В.: Подлетаем к Африке. Наш самолет идет на посадку. А каких животных жарких стран мы можем встретить?
Дети: перечисляют животных. И останавливаются подробно на верблюде.
Живет в пустыне. У него коричневато – песочная шерсть, один или два горба. Сильные, длинные ноги. На ногах два пальца соединены мозолистой подушкой. Шея длинная, изогнутая. Длинные ресницы. Может долго не есть и не пить. Питается тростником и кустарниками.
В.: А сейчас возвращаемся домой. Пристегнули ремни! Набираем высоту! У-у-у
В.: Дети, а где мы с вами сегодня побывали? Кого видели?
Викторина «Животные жарких стран и Севера»(подготовительная к школе группа)
Цель: закреплять знания детей о животных жарких стран и Севера (обогащать и активизировать словарь в названии этих животных, особенности их места жительства, сходство и различие животных).
Задачи:
Коррекционные:
- Развивать связную речь детей. Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять описательные рассказы о животных жарких стран и севера.
- Формировать грамматический строй речи через динамические игры, формировать умение согласовывать существительные с числительными, упражнять в употреблении притяжательных прилагательных.
- Развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ слов.
Развивающие:
- Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику через дидактические игры.
- Развивать логическое мышление.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к животным и природе.
- Воспитывать желание активно работать на занятии.
Оборудование:
магнитная доска;отдельные изображения животных жарких стран и Севера на магнитной основе;карты с изображениями животных жарких стран и Севера;эмблемы команд – «Солнышко», «Снежинка»;глобус;фишки — сердечки, присуждаемые за правильный ответ;игра — приз «Путешествие Кенгуру».
Предварительная работа:
Проведение занятий по развитию речи по темам «Животные жарких стран», «Животные Севера».Просмотр презентаций «Животные жарких стран», «Животные Севера».
Ход викторины
Логопед при помощи считалочки делит ребят на две команды.Каждой из команд дается название – «Солнышко», «Снежинка».Эмблемы команд размещаются на магнитной доске соответственно нахождению участников.(В правом верхнем и в левом верхнем углах.)
Логопед показывает ребятам глобус, спрашивает, что обозначает этот предмет.
Выслушав ответы детей педагог предлагает отправиться в путешествие в самые жаркие и самые холодные уголки нашей планеты.
1 конкурс «Отправь животное на родину».
К магнитной доске подходят по одному участнику из каждой команды.Из разложенных изображений животных ребята команды «Снежинка» выбирают животных Севера, команды «Солнышко» — жарких стран.Отправь животное на родинуОтправь животное на родину
2 конкурс «Почему?»(За каждый правильный ответ команда получает фишку- сердечко.)
А) Почему животные жарких стран не могут жить на Севере? (у них нет теплой шерсти и толстого подкожного жира).Б) Почему животные Севера не могут жить в жарких странах? (у них густая шерсть и толстый слой подкожного жира, им будет жарко).
3 конкурс «Юные зоологи».
– У какого животного, как и у слона, есть два больших зуба, как они называются?А как они называются у слона? (Бивни.)конкурс «Юные зоологи»
– Кто самый лучший прыгун на земле? (Кенгуру.) Кто рождается у кенгуру? Как кенгуру ухаживает за кенгурёнком? Где находится кенгуренок у мамы?
4 конкурс «Запутанные слова»
– Это было в воскресенье,У слона на дне рожденья,Гости пели, веселились,В хороводе так кружились,Так кружились, так вертелись,Что на части разлетелисьРаз, два, три, четыре, пять,Помоги гостей собрать.
1 команда
БЛЮД-ВЕРБМОТ– ГЕ – БЕДИЛ – КО – КРОРА – ЗЕБ(к слону пришли антилопа, бегемот,крокодил, зебра)
2 команда
СЕЦ-ПЕРАФ – ЖИЛЕНЬ – ТЮРОГ – СО – НО(к слону пришлипингвин, жираф,тюлень, носорог)
Физкультминутка.
Мы — веселые мартышки,Мы играем громко слишком.Все ногами топаем,Все руками хлопаем,Надуваем щечки,Скачем на носочках.Дружно прыгнем к потолку,Пальчик поднесем к вискуИ друг другу дажеЯзычки покажем!Шире рот откроем,Гримасы все состроим.Как скажу я слово три,Все с гримасами замри.Раз, два, три!
5 конкурс «Звуковые кнопочки»
Какие звуки выделяем красным цветом, какие синим, какие зеленым?
А) На магнитной доске зашифрованы словаморж слон
Б) Зашифруйте название животного, которое живет в вашей местности, выложите его на магнитной доске, команда- противник попробует отгадать это слово.
Итог викторины
В нашей встрече победили дружба, смекалка, находчивость.И чтобы вы оставались такими же находчивыми и учились играть дружно, я дарю вам игру «Путешествие Кенгуру».
Материалы сайта: http://dohcolonoc.ru/
Ход занятия
1. Организационный момент. Ребята, посмотрите, что это у меня? (Глобус). Рассматриваем глобус, вспоминаем какой цвет, что обозначает.
2. Введение в тему
Давайте мы с вами отправимся в путешествие на Север. Ребята, а что такое Север? (Ответы детей)
Север – это часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Где находится Север на глобусе? (рассмотреть). Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно- исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течении 1-2 месяцев тает снег. А, чтобы узнать какие животные живут на севере надо отгадать загадки.
Загадки (картинки — отгадки с изображением животных выставлять на доске)
В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он -. Тюлень
Кто в холодном океане,
Словно в теплой пенной ванне,
Может плавать и нырять,
Стаи льдинок разгонять?
Да! Такие виражи
Могут делать лишь. Моржи
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи, тюлени им соседи.
Кто это? — Белые. медведи
В Антарктиде кто не знает
Птицу ту, что не летает,
Что ныряет в море с льдин!
Ах, да это же. Пингвин
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный. Олень
А ещётам живут: песец, лемминг, овцебык, полярная сова и заяц-русак, белый волк,
тукан, полярная сова, касатка, белуха
3. Основная часть
Поиграем в игру. «Назови, одним словом. Образование сложных прилагательных»:
-Если у медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)
-У оленя длинные рога, какой он? (длиннорогий)
-У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)
-У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)
Игра: «Назови семью»
Папа морж, мама моржиха, детёныш моржонок, детеныши моржата;
Папа медведь, мама медведица, детеныш медвежонок, детеныши медвежата и т. д.
4. Пальчиковая гимнастика «Животные севера»
Кто на севере живет? Хлопки ладошки – кулачки, попеременно
Кто там ест и кто там пьёт? Разжимаем и сжимают кулачки
Звери необычные к холоду привычные. Растираем ладошки
Вот песец из норки смотрит, «бинокль»
Белый мишка важно ходит, «шагаем» пальчиками по столу
Ну, а морж как капитан покоряет океан, «Лодочка» двигается вперед
Гордый северный олень грузы возит целый день «рога» и повороты головы влево –
вправо
Игра: «Какой? Какая?»
Северный олень (какой) – сильный, быстроногий, травоядный ….
Белый медведь (какой) – неуклюжий, большой, мохнатый …
Пингвин, полярная сова, морж, тюлень…
«Игра с мячом» «Единственное число, множественное и много»
Пингвин – пингвины – много пингвинов, песец – песцы – много песцов….
Игра: «4 лишний»
Пингвин, морж, тюлень, олень
Сова, заяц, волк, песец
Медведь, олень, морж, тюлень
«Собери картинку» Из частей собрать картинку и назвать животное
5. Составьте рассказ по плану
План
1. Название животного
2. Где живёт?
3. Окраска. Размер. Части тела
4. Чем питается?
5. Взаимосвязь с человеком
Северный олень – это животное севера.Части тела: голова, шея, туловище, ноги, хвост. На голове – длинные рога, тело покрыто волосяным покровом, защищающим оленя от стужи, особенно сильно развит он на шее. У них шерсть серая, пушистая, мягкая. Копыта широкие и могут раздвигаться, как пальцы. Это позволяет оленям быстро перемещаться по снегу. К зиме олени жиреют, это им помогает переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Питаются лишайником, ягелем. Летом кормятся всевозможными травами, грибами, побегами карликовых ив и берез. Человек использует мясо, молоко, мех северного оленя. Оленьи упряжки надежное и быстрое средство передвижения. Из рогов и костей изготавливают сувениры, шкатулки, мебель и другие предметы. Большое значение имеют шкуры, ими утепляют юрты, из них шьют одежду, шапки, обувь.
Д/игра «Сосчитай» Один морж, два моржа, пять моржей. Один медведь, два медведя, пять медведей. Один тюлень, два тюленя, пять тюлений.
Ход игры.
Воспитатель называет слова, а ребенок поднимает руку только тогда, когда услышит названия животных.Слова: жираф, граф, проходил, крокодил, зебра, швабра, папаха, черепаха, газель, газон, попугай, каравай.
Игра «Загадки»
Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки). Ход игры
Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют
Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
И петь — не поет,
И летать — не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?
(Страус)
Что за коняшки —
На всех тельняшки.
(Зебра)
Зверь я горбатый,
Но нравлюсь
ребятам.
(Верблюд)
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит.
(крокодил).
Некрасивый он, пожалуй.
Вместо носа — шланг пожарный,
Уши вроде опахал,
Ростом с башню отмахал.
(Слон)
В. Жуковский
На носу он носит рог
И зовётся.
(носорог).
Н. Нищева
Спит зелёное бревно.
В ил запуталось оно.
У бревна большая пасть.
Зубы в пасти — просто страсть.
Н. Нищева
Игра «Исправь ошибку»
Цель: развитие образного мышления, умение согласовывать прилагательные с существительными.