Составление планирования в детском саду

Методология

Перспективное планирование, независимо от выбранной формы, предполагает обязательный учет нескольких методологических приемов:

  • Учебный материал отбирается под конкретную целевую аудиторию, распределяется по темам, разделам. Они соответствуют конкретным занятиям, описываются в пояснительной записке к программе.
  • Зная количество часов по предмету, преподаваемое за неделю, в плане указывают деление уроков по полугодиям, месяцам. Обязательно присутствует в планировании логическая связь между отдельными уроками. При ознакомлении с планированием должно складываться впечатление о наличии целостной единой системы.
  • В зависимости от специфики учебного предмета определяется область теоретических вопросов, нуждающихся в практическом закреплении.

Опытный педагог при составлении перспективного планирования определяет и те технические средства, с помощью которых он собирается решать вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Положение о перспективном и календарном планировании

Любовь Сапожкова

Положение о перспективном и календарном планировании

1. Общие положения.

1.1. Календарный план воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.

2. Цели и задачи.

2.1. Обеспечение выполнения программы воспитания и обучения детей в МБ ДОУ «Детский сад № 33»

в каждой возрастной группе.

2.2. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.

3. Принципы планирования.

3.1.Учет конкретных педагогических условий: возрастного состава группы, условий развития детей.

3.2. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

3.3. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.

4. Организация работы.

4.1. Основа планирования педагогического процесса – «Программа «От рождения дошколы»

под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.«Мозаика-Синтез» , 2015 г.

4.2. Календарный план составляется на две недели.

4.3. Календарное планирование осуществляется на основе циклограммы.

4.4. Календарный плансоставляется в соответствии с режимом дня:

• планирование утреннего отрезка времени;

• планирование непосредственно образовательной деятельности;

• планирование прогулки;

• планирование второй половины дня.

4.5. Календарное планирование следует начинать с перспективного плана (сетки занятий,учитывающего:

• требования к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения;

• требования комплексно-тематического плана.

4.6. В календарном плане отражается:

• утренняя гимнастика, работа по закаливанию, организация подвижных, спортивных игр, упражнений и т. д. (планируется на месяц)

•работа по ознакомлению с природой: наблюдения, труд, опыты (планируется на месяц)

• вся работа, связанная с формированием культурно-гигиенических навыков, норм поведения;

• работа, связанная с развитием игровой деятельности;

• работа, связанная с развитием трудовой деятельности;

• работа, связанная с образовательной деятельностью;

• работа с родителями;

• развлечения;

• индивидуальная работа с детьми по всем разделам программы.

4.7. Перспективный план составляется на месяц.

4.8. Перспективное планирование осуществляется на основе циклограммы (расписания непосредственно образовательной деятельности в МБ ДОУ «Детский сад № 33»

, утвержденное заведующим.

4.9. Календарное и перспективное планирование осуществляется обоими воспитателями группы.

4.10. В перспективном и календарном планах должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.

5. Документация и ответственность.

5.1. Календарный и перспективный план являются обязательными документами воспитателя.

5.2. Контроль за календарным и перспективным планированиемосуществляется старшим воспитателем ежемесячно с соответствующей пометкой: Дата проверки.Надпись: «План сетка занятий проверены, беседа проведена,рекомендовано:

1. ….;

2. ….;

3. …. И т. д.

Существенные детали

В перспективном планировании важно уделить внимание практическим действиям школьников, самостоятельным и лабораторным работам. Основной момент состоит в определении примерного результата учебного труда школьника, соотнесение его с целью занятия, выявление образовательного продукта. Учитель должен тщательно продумать средства контроля, формы, а также методы его проведения

Благодаря готовому перспективно-тематическому планированию существенно упрощается деятельность молодого специалиста. Практика свидетельствует, что именно от полноты и продуманности тематических планов зависит конечный результат воспитания и обучения. Опытные педагоги знают об этом, они стараются вносить по максимуму в планирование нужные элементы, чтобы в процессе работы не тратить время на существенную корректировку предварительного плана

Учитель должен тщательно продумать средства контроля, формы, а также методы его проведения. Благодаря готовому перспективно-тематическому планированию существенно упрощается деятельность молодого специалиста. Практика свидетельствует, что именно от полноты и продуманности тематических планов зависит конечный результат воспитания и обучения. Опытные педагоги знают об этом, они стараются вносить по максимуму в планирование нужные элементы, чтобы в процессе работы не тратить время на существенную корректировку предварительного плана.

Целеполагание является сознательным процессом, направленным на выявление и постановку задач и целей всей педагогической деятельности. Учитель испытывает потребность в предварительном планировании своей работы, он готов моделировать основные задачи с учетом конкретных педагогических ситуаций. Опытный учитель способен трансформировать цели, поставленные современным обществом перед образовательными учреждениями, в совместную деятельность со школьниками.

Сложность, которую испытывают молодые педагоги, заключается в правильном переносе результатов обучения на практику с учетом физиологических и психологических особенностей современных школьников.

В продуманном плане конкретного учебного занятия отражена подготовительная работа, проведенная педагогом. Безусловно, это нельзя считать полной гарантией достижения всех целей и задач, поставленных учителем, но именно планирование признано в педагогическом сообществе обязательным условием проведения качественного урока.

В формулировке задач на урок должны присутствовать слова: выявить, обосновать, показать. Высоких результатов от проведения урока педагогу не достичь, если предварительно он не составил хороший письменный план. Данный процесс является творческим мероприятием, он потребует от учителя существенных временных затрат. В поурочном плане указываются объем и содержание домашнего задания. На структуру планирования влияет специфика личности учителя, а также особенности контингента учащихся.

Виды тематического календарного плана

Согласно федеральному образовательному стандарту, нет четких указаний относительно формы ведения такой документации. Администрация дошкольного учреждения или непосредственно сам воспитатель имеют право выбрать наиболее удобный способ отображения ежедневной работы с детьми. Государственным стандартом рекомендуются такие виды календарно-тематических планов:

  1. Текстовый. В нем подробно описывают ежедневную образовательную деятельность педагога в течение рабочего времени. Часто такой вид документа предлагается вести молодым неопытным специалистам.
  2. Схематический – составляется в виде таблицы, графами которой являются различные виды педагогической работы в течение дня (игровая, образовательная, познавательная, коммуникативная, трудовая, самостоятельные игры детей, физическая активность, работа с родителями).

В государственном документе об образовании указано, что каждый воспитатель имеет право самостоятельно выбрать наиболее удобную для него форму ведения документации. Но для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ практичнее определить единый стандарт ведения планирования. Такое решение может быть принято на педагогическом совете.

Алгоритм составления календарно-тематического и ежедневного планов

Перечисленные в тематическом плане темы конкретизируются разными видами образовательной активности, в частности НОД, то есть тематикой занятий по разным направлениям обучения, воспитания и развития (развитие речи, рисование, музыка, физическая культура и пр.). Например, календарный план по темам курса математики в средней группе.

Используя основу тематического плана, а также календарно-тематический план по отдельным образовательным направлениям, то есть занятиям, предусмотренным расписанием в качестве основного вида деятельности, педагог составляет ежедневный план. Ознакомиться с примером ежедневного плана можно здесь.

Грамотно составленные планы позволяют вовлечь в деятельность всех малышей

Правила разделения тем в учебном плане

Перспективно-тематический план составляется по определенным правилам:

  • новый материал на каждом уроке должен иметь 3-4 вопроса, которые обязаны усвоить школьники;
  • материал, отбираемый на урок, по своему содержанию должен быть завершенным, иметь определенную дидактическую цель;
  • последовательность компоновки учебного материала по отдельным урокам предполагает соблюдение логической цепочки, обеспечение внутренней взаимосвязи, постепенного повышения сложности учебных задач.

Определяя объем учебного материала, который будет рассматриваться в процессе урока, нужно учитывать вероятность его рассмотрения, углубления за тот промежуток времени, который отведен на учебное занятие.

Перспективно-календарное, комплексно-тематическое планирование имеет определенную базу. Ее составляют уроки, предназначенные для изучения нового учебного материала, сюда же входят занятия комбинированного типа. Также перспективно-тематический план предполагает перечисление всех экскурсий, лабораторных, практических работ, контрольных занятий. В таблице указывается порядковый номер урока, наименование занятия (тема), основные элементы, домашнее задание.

Значение тематического планирования

При подготовке к уроку педагог в первую очередь формулирует учебную задачу. Постановка задачи является ответственным моментом, так как она во многом зависит от понимания педагогом того, какое место и значение занимает данный урок во всей система обучения. Это необходимо для того, чтобы решение задач уроков постепенно работало на достижение общих образовательных результатов.

Определить педагогу место урока в системе, позволяет тематическое планирование и учебная рабочая программа.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Замечание 1

Тематическое планирование представляет собой перспективную разработку процесса освоения учебной дисциплины в течение учебного года.

В настоящее время существует достаточно количество способов оформления тематического планирования. Минимизированный вариант тематического планирования – последовательное перечисление тем уроков внутри больших разделов, которые соответствуют общему количеству часов, отведенных на изучение данной дисциплины, с выделением уроков, направленных на повторение, обобщение и контроль. При таком оформлении педагог наглядно видит разбивку учебного содержания и порядок его изучения.

Еще одним видом тематического планирования является календарно-тематическое планирование, которое предусматривает добавление графы с датой проведения урока

Это очень важно, особенно если у педагога в каком-либо классе урок проходит один раз в неделю и именно он выпадает на праздничный день месяца. Таким образом, может быть «потерян» ни один, а несколько уроков за год

Наглядно видя эту ситуацию, педагог имеет возможность ее предотвратить, путем изменения планирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Тематическое планирование 460 ₽ Реферат Тематическое планирование 250 ₽ Контрольная работа Тематическое планирование 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Таким образом, тематическое планирование помогает педагогу контролировать темп обучения и выполнения учебной программы.

Однако, тематическое планирование сосредоточено на порядке изучения учебного содержания дисциплины, в то время как обучающие цели отходят на второй план. Для того, чтобы избежать данного противоречия необходимо использовать расширенное тематическое планирование.

Замечание 2

Таким образом, тематическое планирование направлено на определение наиболее оптимальных путей реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций педагогического процесса, в система уроков и внеурочных занятий по конкретно теме или разделу.

В данную систему могут входить уроки различного вида и типа, в зависимости от поставленной дидактической цели, а также иные формы организации внеурочной и внеклассной работы обучающихся.

Успешность тематического планирования во многом зависит от того насколько ясно и точно педагог представляет для себя, что именно должно быть усвоено учащимися, с чем их нужно познакомить и в какой последовательности. Именно поэтому тематическое планирование составляется на основании предварительно изученной учебной программы и образовательных стандартов. Все уроки в тематическом плане должны быть взаимосвязаны между собой. То есть это должна быть система, а не случайный набор уроков.

Только при осуществлении такой предварительной работы можно увидеть и понять значение каждого урока, включенного в тематический план.

Что такое планирование и для чего оно нужно?

Планирование в педагогике – это построение образовательного процесса таким образом, чтобы задачи учебной программы в конкретном детском коллективе были решены с максимальной эффективностью. Для чего необходимо планировать образовательную деятельность в детском саду? Для того чтобы:

  1. Упорядочить, систематизировать, определить последовательность и основные направления работы воспитателя.
  2. Иметь возможность анализировать и оценивать эффективность образовательного процесса.
  3. Реализовать в процессе учебной деятельности принципы систематичности, последовательности, постепенного усложнения материала, интеграции смежных знаний.
  4. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детского коллектива в процессе педагогической работы.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: