Содержание понятия «планирование в детском саду»
Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в соответствии со своими должностными инструкциями ведёт два вида документации:
- обязательную (планирование работы учебно-воспитательного характера, график посещаемости малышей);
- рекомендуемую (нормативную документацию — должностные предписания, нормативные акты и т. д., общие сведения о коллективе малышей — поимённый список, распорядок работы группы и пр., а также методическое обеспечение работы — перечень направлений взаимодействия с детьми, диагностические карты, дидактические материалы и т. п.).
Планирование в ДОУ — это алгоритм выстраивания последовательности психолого-педагогического сотрудничества с воспитанниками детского сада.
Планирование составляется для всех видов деятельности в детском саду
Виды планов
В ДОУ практикуется несколько видов планов, систематизирующих работу в том или ином аспекте реализации миссии процесса образования:
- годовое, являющееся самым важным методическим документом ДОУ, соответствующее Федеральному закону об образовании, отражающее принципы организации процесса учебно-воспитательного сотрудничества в детском саду по ФГОС, федерального и муниципального законодательства, а также базирующиеся на инновационных технологиях в психологии, педагогике и управлении педагогическим процессом;
- планирование по темам — перечисление тем, планируемых для изучения в период с августа/сентября по май в той или иной возрастной группе (составляется педагогом под руководством методиста);
- комплексно-тематическое (или комплексное) планирование — это перечень видов активности в рамках рассмотрения каждой из тем учебной программы, призванный помочь увидеть целостность процесса обучения и воспитания в конкретной группе (разрабатывается методистом ДОУ);
- перспективный план — схема последовательности реализации процесса обучения, развития и воспитания на текущий учебный год с помесячным перечнем целей и задач (разрабатывается педагогом группы);
- календарно-тематическое — план последовательной разработки тем учебной программы на год с указанием знаний, умений, навыков, предназначенными для усвоения подопечными детского сада в процессе выполнения разных заданий по каждой из тем, а также с перечнем дидактических материалов, используемых на уроках (разрабатывается педагогом с опорой на годовой и перспективный планы);
- недельное — перечень видов активности (например, игры, выполнение распорядка дня и пр.) по всем образовательным направлениям («Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие») в рамках изучения темы в определённую неделю с перечислением приёмов работы (разрабатывается педагогом);
- план на каждый день, основывающийся на недельном, но конкретизирующий виды работы и приёмы, используемые ежедневно;
- поурочное — то же, что и ежедневное, но для каждого занятия по каждому образовательному направлению отдельно (разрабатывается педагогом).
Планирование позволяет увидеть динамику развития малышей в той или иной образовательной деятельности
Формы составления планов
Иными словами, способы записи планирования. Их существует три вида:
- текстовый (подразумевает описание плана текстом, обычно применяется для временного, перспективного плана);
- блочно-схематичный, то есть распределяющий этапы изучения темы по блокам;
- табличный, имеющий форму записи таблицей;
- модульный — вид формы записи плана, создающий общий алгоритм распределения способов работы с ребятами на указанный временной отрезок (обычно на неделю), при котором педагог лишь конкретизирует приёмы работы с малышами (например, определяет темы бесед, виды и краткое описание игр, объекты экспериментирования).
Объекты составления плана
Как уже упоминалось выше, планы прописываются для всех (!) направлений деятельности в детском саду:
- НОД, то есть занятий (например, ознакомление с миром вокруг, куда включаются и элементы изучения естествознания, и направления учебно-воспитательной деятельности в целом, к примеру, правовое воспитание), а также вариативной части, то есть части программы, реализуемой на усмотрение конкретного ДОУ при наличии часов и педкадров (английский язык, немецкий язык);
- режимных моментов (прогулки, работы перед сном и пр.);
- кружковой работы (например, деятельность кружка по краеведению, где описываются все виды организации взаимодействия с ребятами, в том числе и работа мини-музея);
- нерегламентированной деятельности, то есть совместной с дошкольниками и их семьями активности (так, в аспекте воспитания навыков личной гигиены это может быть санитарно-просветительская работа, в контексте трудового воспитания — домоводство, в вопросах организации учебно-воспитательной работы — взаимодействие с одарёнными малышами, а при организации сотрудничества с семьями воспитанников — консультационный пункт, например, по адаптации детей в садике или материнская школа);
- работы узких специалистов (к примеру, деятельности дефектолога).
Тематические недели
В детском саду обязательным элементом методической работы является проведение тематических недель и дней.
Тематическая неделя — углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки малышей разного (!) возраста по конкретной теме. Тематическая неделя реализуется следующими формами работы с детьми:
- НОД, то есть занятия;
- праздники;
- игры;
- экспериментирование;
- экскурсии.
Такой формат планирования позволяет;
- добиться от детей глубокого рассмотрения материала в разных формах проведения работы;
- привлечь к рассмотрению темы детей разного возраста, их родителей (малыши усваивают новое, при этом у них остаётся время для разных видов деятельности);
- развлечь участников учебно-воспитательного процесса.
Тематические недели, как правило, разрабатываются методистом детского сада одновременно для всех групп. Ознакомиться с примером плана тематических недель для всех групп можно здесь.
Проведение тематических недель позволяет малышам глубже погрузиться в тему
Конспект занятия по теме недели
По структуре и хронометражу конспекты по теме недели ничем не будут отличаться от составления сценария урока по конкретному образовательному направлению. Что касается содержания материала, то здесь надо учитывать следующее: каждое последующее занятие продолжает предыдущее и закладывает основу для последующего. Например, общая тема «Золотая осень» в первой и второй младшей группах реализуется занятием «Ходит осень по дорожке», связанным с предыдущей темой «Вот какая наша группа» в рамках темы недели «Здравствуй, детский сад», в которой связывалось начало учебного года и осень. При этом «Ходит осень по дорожке» рассмотрением вопроса о дарах осени подготавливает к следующей теме «Что у осени в корзинке», где речь пойдёт об овощах и фруктах нового урожая.
Таблица: этапы и временные отрезки занятия в детском саду для детей разного возраста
Этап занятия (содержание) | Хронометраж (минуты) | |||
Младшая группа | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) | 2 минуты | 3 минуты | 2 минуты | 3 минуты |
Основной (разработка темы с обязательной физкультминуткой) | 11 | 15 | 20 | 23 |
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия). | 2 | 2 | 3 | 4 |
Итог | 15 | 20 | 25 | 30 |
Ход занятия:
• Предлагаю детям рассмотреть зимние пейзажи
• прочитать отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Идёт волшебница зима!»
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
• Беседа о зиме
• рисование
Подведение итогов. 1 половина дня Д.
П
И
Т
1. Утренняя гимнастика.
Цель: способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма.
Индивидуальная работа: упражнять Артема, Ваню, Полину в прыжках на одной ноге.
Подготовка к завтраку.
Завтрак.
2. Рассмотреть иллюстрации на тему «Зимние природные явления» — обогатить знания детей об особенностях зимней природы (иней, изморозь, заморозки, метель)
Коммуникативная деятельность «Зимушка зима».
3. С/Р игра «Идем в магазин за подарками» — формировать умение распределять роли с учетом возможностей и желания каждого участника, придумывать и подбирать игровой материал.
4. Хозяйственно – бытовой труд. Расставить игрушки по игровым уголка.Цель: воспитывать аккуратность, формировать умение распределять между собой обязанности, согласовывать свои действи.
Прогулка
Рисование на тему «Зимний вечер».
Подготовка к обеду.
Дежурство по столовой.
Обед.
Подготовка ко сну
Ф. Р.
Р. Р.
С. К. Р.
С. К. Р.
Х. Э. Работа с календарем природы
Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций.
Просмотр презентации «Животные зимой», трафареты животных, раскраски с зимней тематикой для самостоятельного художественного творчества.
Настольно-печатная игра «Который час?»
(закрепить правильное умение называть части суток).
Предложить родителям прочитать дома детям стихотворение С. Маршака «Декабрь».
Предложить родителям совместно с детьминарисовать рисунок для выставки: «Зимушка- зима».
Прогулка 1
П. И.
И. Д.
И. Д.
Т.
1. Наблюдение «Морозный солнечный денек».
Цель: закрепить у детей представление о зиме.
2. П/и «Перебрось снежок» — учить детей выполнять замах и бросок, метать снежок на дальность, развивать координация движений, подвижность суставов рук, глазомер.
3. Упражнение «Поймай хвост»
Цель: закрепить навыки бега в колонне.
4. Заучивание скороговорки «Зимой поле белое, промерзло-заледенелое».
5.Труд в природе: уборка снега с построек. Предложить детям осмотреться и сказать, где снег необходим, а где он мешает и его необходимо убрать.
П. Р.
Ф.
Ф.
Р.
Т.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
Цель: формировать умение детей играть дружно, делясь игрушками.
Игры со снегом. Организовать строительство горки – приучать трудиться сообща.
вечер П. И.
И.
Т. 1. Гимнастика после сна.Цель: Обеспечение естественного перехода от расслабленного состояния сна к состоянию бодрствования.
Двигательная деятельность
Подготовка к ужину
Дежурство по столовой
Ужин
2. Д/и. «Зимняя одежда»
Цель: закрепить знание о классификации одежды по сезонам и назначению.
3. Игра малой подвижности «Мы снежинки, мы пушинки».
Цель: закрепить умение соотносить движение со словами текста.
4.Ручной труд: «Красивые снежинки» (Составление снежинок из полосок белой бумаги).Цель: Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость и аккуратность. Развивать творчества детей.
Прогулка
П.
Ф.
Х. Э. Игровая деятельность по интересам детей.
Работа в уголке книги: обзорное знакомство с современными детскими журналами.
Самостоятельная деятельность детей: работа с раскрасками.
Игры со строительным материалом: «Городок для любимых игрушек».
Предложить родителям совместно с детьми изготовить снежинки для оформления группы.
П. И.
И.
Т.
П. и.
1. Наблюдение за ветром.Цель: познакомить детей с природными явлениями «метель» и «вьюга». Индивидуальное задание Егору, Матвею, Саше «Определи, какой ветер?».
2. П. И. «Найди пару»
Цель: развивать ловкость, умение избегать столкновений, действовать по сигналу быстро.
3.Трудовая деятельность: расчищенные места для ледяной дорожки.
Цель: учить правильно, пользоваться лопаткой, доводить начатое дело до конца. Дидактическое упражнение «Какой лед».Цель: учить описывать лед, его свойства.
П. Р.
Ф. Р.
Т.
С. К. Р.
Самостоятельная двигательная деятельность.
Игры с выносным материалом: выносной материал для игр со снегом, клюшки, лыжи для самостоятельного катания.
Игры со снегом: продолжать сгребать снег к стволам деревьев. Спросить, для чего это нужно делать.
Подборка стихов для разучивания с детьми дома, предложить принести корм для подкормки птиц.
Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке»
Методика составления тематического планирования
План работы группы согласно требованиям документов нормативно-правового характера, регулирующих деятельность ДОУ, оформляется по следующей схеме:
- Первый лист с указанием вида планирования, возраста детей группы, названием ДОУ, а также ФИО воспитателя и его регалий. Формат записи на титульном листе определяется детским садом и является единым для всех педагогов.
- Общие задачи образования в ДОУ на учебный год.
- Задачи комплексного плана для конкретной группы.
- Список нормативно-правовой документации.
- Список используемых педагогом программ, методов и технологий в работе с детьми.
- Поимённый перечень малышей.
- Схема размещения ребята за столами.
- Распорядок дня.
- Расписание НОД.
- Перечень видов образовательной деятельности в процессе выполнения режима.
- Содержание самостоятельной деятельности малышей.
- Список упражнений для утренней гимнастики.
- Перечень упражнений, которые выполняются после сна.
- Суть взаимодействия с семьями воспитанников.
- Направления оформления предметно-развивающей среды группы исходя из возраста ребят.
- Рекомендации узких специалистов по выстраиванию стратегии взаимодействия с детьми.
- Таблицы с планом по темам и всеми видами образовательной активности на все дни недели.
Порядок ведения документации педагога ДОУ регламентируется нормативно-правовыми актами
Таблица: примерный план по темам для младших групп на сентябрь и октябрь
Тема | Время проведения | Примерное содержание | Темы дня | Варианты итоговых мероприятий | |
Группа раннего возраста | Младшая группа | ||||
Я и детский сад | С 05 сентября по 09 сентября |
|
|
|
|
Краски осени | С 12 сентября по 30 сентября |
|
«Что нам осень подарила» Цели:
|
|
|
Овощи. Огород | |||||
Фрукты. Сад | |||||
Деревья | |||||
Я в мире человек | С 03 по 14 октября |
|
«Кто у нас хороший?» |
|
|
Я и моя семья | С 17 по 21 октября. |
|
«Маленькая страна — это моя семья» | «Про семью про дружную, всем такую нужную» | Фотовыставка «Я и моя семья» или оформление фотоколлажей «Моя семья». |
Международный день домашних животных | С 24 по 28 октября |
|
«Ребятам о зверятах» | «Эти удивительные животные» |
|
Миссия составления календарно-тематического планирования
Этот вид плана представляет содержание ежедневной методической работы, отражает интересы и потребности малышей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход. Миссия написания календарно-тематического плана состоит в:
- последовательном выполнении программы обучения и воспитания по всем векторам образовательного взаимодействия с ребятами;
- систематизации работы с подопечными детского сада;
- достижении поставленных образовательной программой целей и задач с возможностью отслеживать динамику этого процесса (например, в сентябре во второй младшей группе дети знают 2–3 подвижные игры, к концу календарного года — 5–6).
Задачи написания календарно-тематического планирования заключаются в:
- обеспечении связи теории и практики сотрудничества с детьми (к примеру, применение инновационных технологий в работе — ИКТ, или внедрение технологии проектов в освоение той или иной темы);
- решении задач, поставленных программой, через комбинацию видов сотрудничества с ребятами, самостоятельную деятельность малышей, а также через выстраивание стратегии работы с семьями детей;
- выстраивании порядка реализации задач учебно-воспитательного процесса и в рамках НОД (непосредственной образовательной деятельности, то есть занятий), и при выполнении режимных моментов, подготовки и проведения развлечений и пр.;
- выборе оптимальных приёмов сочетания видов образовательной деятельности для малышей того или иного возраста (например, в младших и средней группах это игровая активность, в старших — акцент на познание, но обязательно в игровой форме);
- интеграции векторов процесса образования в соответствии с возрастной категорией и особенностями личностного развития малышей (к примеру, акцент на работу в мини-группах для старших дошкольников, у которых есть сложности с социализацией, в частности в выстраивании взаимоотношений с одногодками).
Планирование позволяет найти оптимальные пути интеграции образовательных областей
Тематические дни
Тематический день — коллективно-творческое погружение в тему, интересующую участников тематического дня и его зрителей. Иными словами, тематический день призван объединить малышей в деятельности так, чтобы они могли:
- свободно выбирать вид деятельности;
- проявлять инициативу;
- учиться выражать мысли и чувства.
Как правило, такая форма организации взаимодействия с малышами используется для подведения итога после изучения темы и включает следующие виды деятельности:
- игры;
- проведение опытов;
- творческое осмысление темы;
- создание проектов;
- театрализацию;
- трудовую активность;
- бытовое общение с товарищами и взрослыми.
Тематический день составляется поэтапно:
- осмысление идеи;
- формулирование целей и задач;
- описание целевой аудитории (дети, родители);
- разработка сути;
- описание результатов;
- составление плана подготовки и проведения;
- написание сценария;
- указание способа подведения итогов (словесное одобрение, поощрение каким-либо другим способом, например, награждение конфетами и т. п.).
Как и тематические недели, тематические дни имеют некий стандартизированный набор тем, которые, как показывает практика, интересны малышам:
- «День Знаний»;
- «Что нам осень принесла?»;
- «День здоровья»;
- «День народного единства»;
- «День матери»;
- «День прощания с ёлкой»;
- «День игры. Лего»;
- «День театра»;
- «День зимних забав»;
- «День защитников Отечества»;
- «Мамин день»;
- «Весна-красна»;
- «День победы»;
- «День защиты детей».
Пример разработки сценария тематического дня, посвящённого Дню матери, представлен здесь.
Тематические дни подводят итог изучения темы