Китайские гении, манерные англичане: как воспитывают детей в разных странах?

Взаимоотношения между детьми

В Финляндии дети с отклонениями развиваются вместе со здоровыми сверстниками. Причем, это правило соблюдается как в детских садах, так на всех ступенях школьного образования. Больные дети тянутся в своем развитии за здоровыми сверстниками, не чувствуют ущербности. Здоровые же ребята учатся вниманию, чуткости, а иногда и состраданию.

Не принято в стране Суоми делить детей по способностям, по общественному статусу родителей. Педагогам запрещено интересоваться местом их работы. Детей здесь не сравнивают друг с другом, не ставят в пример. Каждый ребенок самоценен и заслуживает внимания.

Методика проектной работы развивает в учениках чувство коллективизма и умения работать в команде. Если среди детей возникают конфликты, учителя не спешат вмешиваться, предоставляя ученикам возможность найти пути решения и постоять за себя.

Воспитание детей в стране трех религий – взгляд со стороны

Для россиянина отношения израильской мамы с чадом покажутся странными, так как детям можно все – они лазят и ходят, где хотят, трогают и берут, что пожелают. Их не будут ругать за грязные штаны и футболку, которые стали зелеными с земляным отливом после игр со сверстниками на траве.

Детей воспринимают уже с первых месяцев жизни как личностей и учитывают их мнение.

Пример из жизни: К примеру, если ребенок не захочет отказываться от соски в 3 года, никто не станет настаивать – считается, что он сам потеряет к ней интерес, когда это будет необходимо.

Что делает семейная пара в России в случае ухудшения успеваемости и поведения своего сына или дочери? Правильно. Происходит семейный совет, на котором школьника единогласно помещают под домашний арест и отбирают у него игровые приставки, либо (в худшем варианте) наказывают ремнем.

Сравним ответные действия российских родителей с израильскими: в Израиле никаких строгих мер в такой ситуации не применяется – старшие не порицают своих детей, а в школе поведение и плохие оценки объясняют переутомлением и сразу же облегчают для обучающегося нагрузку, упрощая или сокращая домашние задания.

Нюансом в воспитании девочек является избавление их от эгоистических взглядов – это обосновывается ее будущей ролью, она должна быть заботливой и хозяйственной.

Мальчикам с детства внушают мысль о большой и дружной семье, они, как и их отцы, будут уделять много внимания своим детям.

Кстати, о численности…

За счет религиозных и культурных традиций еврейской и арабской общины в Израиле уже несколько десятков лет наблюдается постоянный прирост населения. В 2015 году Центральное статистическое бюро страны подсчитало, что у 301 тысячи семей иудеев и у 120 тысяч мусульманских пар три и более детей.

Население страны считается одним из самых молодых: 28% — это граждане до 14 лет. Для сравнения, в Европе этот показатель на 11% ниже.

В гостях у кариеса

На школьных занятиях ученики читают «Приключения Кариуса и Бактуса». Популярная детская книга Турбьёрна Эгнера рассказывает о том, как веселая бактерия вместе с другом кариесом разрушала зубы ленивого мальчика Марка, пока он не начал их старательно чистить. По ней в 1955 году был снят мультфильм. Его видел каждый норвежский ребенок.

— В стране принято тщательно следить за зубами. Медицинские расходы здесь, как правило, покрываются государственной страховкой, но стоматологическая помощь только до 18 лет, — объясняет Катя. — Зубы берегут смолоду. Мамы начинают чистить ребенку зубы, едва у него во рту проклюнется первый. Довольно часто детям прописывают таблетки с фтором. А леденцы и конфеты норвежские дети видят реже, чем северное сияние.

В начале года каждая семья выбирает себе доктора —  fastlege — из официального государственного списка. Менять семейного врача можно не чаще двух раз в год. Врач общей практики в Норвегии — универсал: ведет беременность, сам принимает детей и взрослых или направляет на прием к специалистам в больницу, выписывает таблетки от гриппа и так далее.

 

— По норвежским понятиям если у ребенка температура 38 градусов, это не повод беспокоить врача, а насморк — не основание для пропуска занятий в школе. При определенном списке заболеваний и недомоганий, например при мигрени или простуде, доктор может выписать так называемый зеленый рецепт. Это официальная рекомендация пойти прогуляться по лесу. Норвежская медицина устроена по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Сказать, что у тебя барахлит здоровье, все равно что признать, что ты ленивый и безответственный. Не занимался спортом, не закалялся, вот и заболел.

Полная свобода: воспитание детей в Норвегии и Швеции

В скандинавских странах родители дают детям полную свободу. Ребёнок сам решает, во что поиграть или чем заняться. Его никто не заставит ложиться спать в обед, как этого придерживаются, например, белорусские родители. У скандинавов нет строгого режима дня и главное, к чему стремятся в воспитании детей, — это развитие их творческих способностей. Обучающие занятия в детских садах и начальной школе проводят в основном в игровой форме.

Повышать голос на малыша, а тем более шлёпать, категорически нельзя. Если социальная служба заметит подобное родительское поведение, то ребёнка заберут из семьи. Скандинавские дети с ранних лет знают свои права и могут подать в суд за грубое отношение к ним.

Скандинавы большое внимание уделяют физическому развитию детей и здоровью. По их мнению, натуральные продукты и свежий воздух — главная основа для воспитания малыша. Поэтому горячо приветствуются любые игры на природе, ведь это укрепляет иммунитет

Поэтому горячо приветствуются любые игры на природе, ведь это укрепляет иммунитет.

Русская мама рассказывает об отличиях воспитания в России и Швеции

Ребенка в Швейцарии с пеленок готовят преодолевать трудности

Суровая природа высокогорья: каменистая почва и сюрпризы погоды — воспитали в швейцарских крестьянах готовность преодолевать любые трудности. Цивилизация не изменила основы их характера. Горожане тоже живут по принципу: «Все неприятное обязательно произойдет — надо к этому основательно подготовиться».

Швейцарцы с раннего возраста учат детей самостоятельно решать проблемы и предвидеть опасности. Если у ребенка возникает трудность, требующая проявить терпение и настойчивость, родители не спешат прийти к нему на помощь. Но это не равнодушие к трудностям чада, а продуманный воспитательский ход.

Ирина Плыткевич из Беларуси, юрист и мама трех симпатичных дочек, рассказала, как она перенимает опыт воспитания по-швейцарски:

«Однажды я была свидетельницей такой картины. Девочка в инвалидной коляске лихо догоняла одноклассников по пути в школу. Её сопровождал папа. На переходе колеса коляски запутались в серпантине, оставшемся от вчерашнего карнавала. Вдобавок ребенку предстояло преодолеть небольшую горочку, чтобы въехать на тротуар. Коляска отчаянно буксовала в кудрявых украшениях, но девочка не могла дотянуться до них, чтобы освободить колеса.

Что же папа? – Не замечая проблем дочери, он был поглощен телефонным разговором. На переходе скапливаются машины, девочка краснеет от усилий, но все больше запутывается, она вызывает искреннее сочувствие. Проходит около 10 минут, которые показались мне вечностью. Возмущённая равнодушием отца, я порываюсь прийти на помощь бедному ребенку.

И тут! – Папа, казалось бы, ничего не замечавший, делает мне страшные глаза. Огромная ладонь выставлена вперед в запрещающем жесте: НЕЛЬЗЯ! Я благоразумно предпочитаю не вмешиваться в воспитательный момент, разыгравшийся на глазах у всех.

Наконец, девочка с триумфом въезжает на тротуар. Она поворачивается к отцу и дарит ему взгляд человека, покорившего Эверест: «Папа, я смогла это сделать САМА!».

Теперь, когда моя младшая дочь застревает, завязывая шнурки, я не бросаюсь на колени, спеша к ней на помощь. Более того, сдерживаю напор старших дочек. Пять долгих минут всем нам кажутся вечностью. Наконец, мы слышим ликующее: «Да!» — вот и моя дочь впервые покорила свой Эверест, одарив нас знакомым взглядом победителя».

Маленькие дети, без присмотра родителей играющие на детской площадке, первоклашки, самостоятельно шествующие в школу – такие картины в России кажется невозможными, а в Швейцарии они – обычное явление

И это не беспечность родителей, а метод воспитания осторожности и ответственности

Вот что думает по этому поводу житель Берна Кристоф Хунцикер, отец 6-летнего мальчика:

«Мой сын за один день выучил дорогу в детский сад, научился ходить по ней самостоятельно. На пути длиною 3-4 сотни метров было одно опасное место – выезд из гаража

Он преодолевал это место с предельной осторожностью и осознанием потенциальной опасности, которую представляет выезжающий из гаража транспорт.

Самостоятельно выработав алгоритм правильного поведения, он получил опыт ответственности за свои поступки. Теперь сын проявляет недовольство, когда замечает, что я подстраховываю его, расценивая это как недоверие».

Спокойная криминальная обстановка в Швейцарии позволяет детям ходить по улицам, не опасаясь за свою жизнь

В США, например, такая картина сразу привлечет внимание полицейских и грозит родителям, по крайней мере, штрафом

Дипломат из Берна Александр Ренгли считает, что самостоятельность, ответственность за себя, осторожность, которые вырабатываются с детства, служат основой демократической системы Швейцарии. Рано осознав, что свобода связана с ответственностью, дети смогут выработать защитные механизмы, когда столкнутся с негативными явлениями в обществе

Рано осознав, что свобода связана с ответственностью, дети смогут выработать защитные механизмы, когда столкнутся с негативными явлениями в обществе.

Вам будет интересно: Воспитание детей в Мексике: традиции, обычаи, ритуалы

Ремесла

Кузнечное дело было очень почитаемым занятием среди норвежцев. Деревенские мастера состязались в умении создавать из железа настоящие предмета искусства, которые потом передавались из поколения в поколение и становились настоящими хранителями семейного очага. Особой гордостью любого дома являлись черенки ножей, ухваты, котлы и многие другие вещи бытового назначения.

Невероятно красивые изделия выходили из рук норвежских ювелиров. Больше всего ценилось серебро, поэтому именно такие украшения в большом количестве хранились в каждой семье. Например, непременным свадебным атрибутом был кованый головной убор из серебра. Его передавали от матери к дочери и бережно хранили, даже бедственное положение дел в семье не могло заставить женщину расстаться с этой вещью.

С начала восемнадцатого века в культуре норвежцев выделилось особое направление — роспись по дереву. Ею стали украшать многочисленную домашнюю утварь, мебель и стены домов. Сейчас подобные памятники культуры Норвегии за большие деньги скупаются у местных жителей музейными работниками страны.

Семейные традиции Норвегии

Мужчина на протяженности беременности женщины не находится в стороне, а участвует в процессе подготовки к рождению ребенка: пара совместно посещает врачей, муж присутствует при родах. Также в Норвегии не принято скрывать беременность, молодых даже поздравляют заранее, принося с собой приданое для малыша. В больнице тоже есть особая традиция поздравления молодых родителей после родов: в палату приносят свечи и флаг Норвегии.

Мужчины в Норвегии принимают участие в жизни ребенка с момента зачатия

При воспитании детей, отсутствует разделение по гендерному признаку. В магазинах не встретить игрушку «для мальчиков» и «для девочек». Традиционные в России фразы, использующиеся для воспитания, тоже отсутствуют. Например, нет понятия «Будь мужчиной!», «Девочки так себя не ведут!», «Ты же мальчик, тебе нельзя плакать!». Такое воспитание накладывает отпечаток и на выбор детей при взрослении. Женщина и мужчина обладают равными правами при выборе профессии или хобби.

Традиционная в России роль бабушек и дедушек также отличается в Норвегии, и сводится к дорогим подаркам по праздникам и нечастыми приездами в гости. Позиция норвежцев такова, что молодые родители должны научиться самостоятельно справляться с обязанностями, не перекладывая их на своих родителей, которые, к слову, в среднем работают до 70 лет.

У норвежских бабушек и дедушек другая роль в воспитании

Норвежцы не суеверны. В их менталитете отсутствуют традиционные для россиян понятия «посидеть на дорожку» или «постучать по дереву». Такое же отношение у норвежцев и к подаркам, которые не способны вызвать у них неприятные ассоциации.

Холодное питание

С младших классов ребенок сам собирается в школу. Мама лишь контролирует. В школу дети ходят без сопровождения взрослых. Помимо увесистого ранца каждый несет с собой пакет с ланчем. Горячие обеды не предусмотрены. Родители укладывают детям в пластмассовые контейнеры холодные сэндвичи, пирожки, фрукты, йогурты. Между уроками есть один получасовой перерыв, во время которого можно перекусить: отошел в сторонку, достал сэндвич, съел. Сладкое запрещено: никаких лимонадов, конфет, печенья, шоколадок. Орехи тоже нельзя — во избежание аллергии. Во всех школах и садиках висят таблички: Nut free zone («Свободная от орехов зона»).

— Когда сын пошел в первый класс, — вспоминает Катя, — я предложила родителям скинуться и купить в школу несколько микроволновых печей, чтобы наши шестилетки могли получать в течение дня горячее питание. «А кто будет разогревать еду? Учителя не могут отвлекаться от работы», — возразили мне.

Норвежские СМИ бьют тревогу из-за проблемы детского ожирения. Тем не менее многие мамы, сетуя на нехватку времени, даже вечером готовят из полуфабрикатов. Сосиски и замороженная пицца — самая популярная еда. И дело не просто в экономии времени и ресурсов, а скорее в национальной привычке к сдержанности и аскетизму. До обнаружения на территории Норвегии нефти страна была аграрной и бедной. Рацион крестьян состоял из хлеба, сыра, колбасы и молока. Современные норвежцы продолжают питаться так же.

— Даже на детский день рождения необходимо определенное меню: сосиски, пицца и десерт типа шоколадного пирога. Но часто сладкий стол для детей может состоять лишь из морковки, яблок и изюма, — рассказывает Катя. — На восьмилетие сына мы решили устроить тематический праздник в этнографическом музее в Осло. Там большая зеленая территория — есть где побегать — и интересная экспозиция о традициях разных народов. Мы пригласили всех одноклассников ребенка, а угощать их я хотела русскими блинами. Из 14 детей на приглашение ответили только двое — не норвежцы. Остальные не оценили оригинальность идеи. Кроме того, многие родители посчитали траты на билет в музей излишними, о чем не преминули мне сообщить. Вход в музей для детей свободный, а родителям, желающим присутствовать на празднике, пришлось бы заплатить за билет несколько крон.

В официальных письменных приглашениях на детский праздник принято не только анонсировать меню, но и часто обозначать стоимость ожидаемого подарка. Превышать ее не рекомендуется, чтобы не ставить в неловкое положение семьи с ограниченным бюджетом. Кроме времени начала праздника указывается его продолжительность, а также расписываются развлечения. Очень популярны пиратские истории, поиск сокровищ, спортивное ориентирование. Летом день рождения часто справляют просто на пляже, где достаточно места для беготни и активных игр. Поэтому и еда такая, ради которой не нужно устраивать застолье — перехватил сосиску и побежал дальше.

Понятие роскоши в Норвегии не связано с вещами и едой. Здесь роскошь — это чистота воздуха, возможность заниматься спортом рядом с домом, фьорд за окном. Природа — главное богатство, поэтому дети бывают на воздухе максимальное количество времени.

Идеальных методов воспитания детей не существует

Конечно, в современном глобализированном мире все традиции и культурные особенности всячески смешиваются и синтезируются, но определенная специфика и родительская тактика по-прежнему есть у каждой нации.

Идеальных методов воспитания, подходящих для всех народов, населяющих нашу планету, конечно же, не существует. Они могут быть действенными только в рамках определенной территории и совершенно не подходить для представителей других наций. Поэтому не стоит копировать их один в один. Но кое-что позаимствовать у зарубежных «коллег» мудрые российские родители всегда смогут.

Итальянское воспитание

Итальянцы трепетно относятся к детям, считая их дарами небес. Детей любят, причем не только их родители, дядюшки, тетушки и бабушки с дедушками, а вообще все встречные, начиная от бармена и заканчивая продавцом газет

Всем малышам гарантировано внимание. Прохожий может улыбаться ребенку, потрепать его за щечки, что-то ему сказать. . Неудивительно, что для своих родителей ребенок в Италии остается ребенком и в 20, и в 30 лет. 

Неудивительно, что для своих родителей ребенок в Италии остается ребенком и в 20, и в 30 лет. 

Другие особенности итальянского воспитания:

  1. Итальянские родительницы редко отдают малышей в садик, считая, что они должны воспитываться в большой и дружной семье. За детьми приглядывают бабушки, тети, другие близкие и дальние родственники.
  2. Малыш растет в атмосфере тотального надзора, опеки и, одновременно, в условиях вседозволенности. Ему разрешают все: шуметь, кричать, дурачиться, не выполнять требования взрослых, играть часами на улице.
  3. Детей берут с собой повсюду: на свадьбу, концерт, светский раут. Получается, что итальянский “бамбино” с рождения ведет активнейшую “светскую жизнь”. Никто не возмущается этим правилом, потому что малышей в Италии любят все и не скрывают своего восхищения.
  4. Русские женщины, живущие в Италии, отмечают нехватку литературы о раннем развитии и воспитании детей. Проблемы есть и с развивающими центрами и группами для занятий с маленькими детьми. Исключение – кружки по музыке и плаванию.
  5. Итальянские папы наравне со своими женами разделяют обязанности по воспитанию ребенка. Итальянский папа никогда не скажет “Воспитание детей –женское дело”. Наоборот, он стремится принимать активнейшую роль в воспитании своего чада.

Особенно если это чадо женского пола. В Италии так и говорят: родилась девочка –папина радость.

Литература об этом: книги итальянского психолога Марии Монтессори.

Терпение и разумный риск (Япония)

Главная отличительная черта японских педагогических традиций – полная свобода действий ребенка до наступления пятилетнего возраста. Что включает в себя подобная «вседозволенность»?

  1. Родители разрешают своим чадам практические все. Хочется рисовать фломастером на обоях – пожалуйста!
  2. Японцы уверены, что ранние годы – время для забав, игр и наслаждения. Конечно, это не означает, что малыши абсолютно избалованы. Их учат вежливости, хорошим манерам, приучают ощущать себя частью государства и общества.
  3. Мама с папой никогда не повышают тон в беседе с детьми и не читают многочасовые нотации. Исключены и физические наказания. Главная дисциплинарная мера – родители отводят малыша в сторонку и объясняют, почему нельзя себя так вести.
  4. Родители ведут себя мудро, не утверждая свой авторитет через угрозы и шантаж. После конфликтов японская мама первой идет на контакт, косвенно показывая, насколько сильно ее огорчил детский поступок.

Однако к моменту поступления в школу отношение взрослых к детям резко меняется, говорят даже, что малыши становятся «рабами».

С 5−6 лет малыша загоняют в очень жесткие рамки правил и ограничений

И попытаться ослушаться — означает «потерять лицо», выбиться из коллектива, а для японцев это очень важно. Голос на детей в Японии не повышают, наказывают их молчанием, отчуждением от группы

Японцы не мыслят себя без общества, поэтому отлучение от дома воспринимается ими как катастрофа.

Их поведение строго регламентировано: нужно почтительно относиться к родителям и учителям, носить одинаковую одежду и вообще не выделяться на фоне сверстников. «Будь как все» – главное правило японских школьников.

К 15 годам ребенок должен стать полностью самостоятельным человеком.

Обучение на собственных ошибках, заложенное в японской традиции воспитания детей, позволяет людям сохранить любопытство и интерес к открытиям, к миру.

Японским детям с ранних лет разрешено пробовать и экспериментировать.

Не испытывая лишней опеки, японские дети рано становятся самостоятельными и к пяти годам могут без взрослых ездить по городу на общественном транспорте.

Японские родители также ожидают от своих 2-3-летних малышей самостоятельного выполнения заданий.

Может быть, трудно наблюдать за тем, как ребенок ошибается и испытывает разочарования, но исследования показали, что дети, которые учатся самоконтролю, становятся более успешными по мере взросления.

Если ребенок сам определит свои собственные ограничения и решит свои проблемы, у него будет меньше рисков совершить большие ошибки в дальнейшей жизни.

Также в Японии широко практикуется ранее развитие. С трех лет ребенок обычно идет в детский сад. Попасть туда не так-то просто, малыш должен пройти достаточно сложное тестирование, денег это тоже будет стоить приличных, так как родители стараются отдать детей в элитные сады, которые находятся под опекой главных университетов. В Японии обычное дело с младенчества готовить ребенка для той или иной профессии, сад при школе, школа при университете. Поэтому уже с рождения ребенка мама может сказать: «Поздравляю, у нас врач».

Независимость от взрослых: воспитание детей во Франции

Французские родители с раннего детства учат ребёнка самостоятельности и дисциплине. Скорее всего, вы не увидите в этой стране мамочку, бегающую по пятам за годовалым малышом, чтобы дай бог он не упал. Французы следят за безопасностью детей, но не мешают им самостоятельно изучать мир. Независимость ребёнка для них важнее, чем тесный контакт с ним. Родители ценят своё личное время и стараются записать детей во всевозможные кружки, чтобы заняться работой или саморазвитием. И да, горячо любимые бабушки во Франции не будут нянчиться с внуками: это дело самих родителей.

Взгляд русской мамы на французское воспитание

Особенности воспитания детей в скандинавских странах (Норвегия, Швеция)

В скандинавских странах любовь к детям выражается через предоставление полной свободы. Ребенок не ограничивается в выборе занятий, увлечений, игрушек, режим дня соблюдается не четко. Главная задача воспитания, по мнению скандинавов, заключается в развитии творческих способностей ребенка. При этом взрослые очень тщательно во всем следят за безопасностью малыша.

В школах и детских садах детей учат уметь объяснять свою точку зрения и отстаивать ее. Обучение по большей части проходит в игровой форме. Исключено применение любых насильственных действий в качестве педагогических мер, а в Швеции оно запрещено законодательно. Родители также не могут повысить голос на своего ребенка или, тем более, поднять на него руку (за этим строго следят социальные службы). Дети имеют право пожаловаться на родителей, и это приведет к жестоким последствиям, вплоть до лишения родительских прав.

В Швеции дети воспитываются таким образом, что они хорошо знают свои права уже с раннего возраста. Считаясь полноправной юридической единицей, ребенок может подать на своих родителей в суд, если те прибегнут к грубым методам воспитания.

В Норвегии, в связи с ее климатическими условиями, родители уделяют большое внимание здоровью малышей. Дети должны есть только здоровую пищу (включая домашнее молоко, рыбу, мясо), а также много времени проводить на улице

Даже занятия в детских садах в большей степени нацелены на физическое развитие, нежели на умственное. Родители позволяют малышам ковыряться в земле, играть в воде и приветствуют другие виды исследовательской активности, желая укрепить иммунитет ребенка.

Европейские системы воспитания

Несмотря на то, что европейский страны объединились в Евросоюз, они не утратили свою аутентичность, которая складывалась на протяжении многих лет. Основными ценностями, характерными для европейской системы воспитания являются свобода, самостоятельность, индивидуальность. То, как эти качества воспитываются в ребенке, зависит от конкретной страны.

Физическое или психологическое наказание детей

Армянские дети, воспитанные по-старинке, рано становятся самостоятельными, поэтому и редко подают повод для недовольства со стороны взрослых. Они помощники, а послушание и повиновение воле взрослых передается от поколения к поколению.

В современном обществе менталитет немного изменился. Девочки и мальчики, с молчаливого согласия родителей, стали свободнее, и уже появляются случаи перехода за рамки дозволенного, что может вызвать со стороны родителей негодование и недовольство.

Роль исполнителя наказания в армянской семье всегда лежит на матери. Это она может накричать на ребенка, а иногда и побить. Отец в этом процессе не принимает участия, более того, требует от матери проводить «воспитательные мероприятия» в его отсутствии.

Совершенно неприемлемо наказывать детей в присутствии дедушек и бабушек. Это расценивается как оскорбление и проявление неуважения.

Отец редко ругает или наказывает детей, но если что-то в поведении детей ему не понравится, все его негодование изливается на голову матери. Ее и только ее он обвинит, если дочь придет с прогулки позже положенного. Она и только она будет виновата, если сын поведет себя бесчестно, если не будут выучены уроки, если не сделаны порученные дела и пр.

Эта методика часто удерживает детей от совершения неправильных поступков, ведь наказана будет мама, самый родной, близкий и любимый человек.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: