Развитие малыша в 1 год: что должен уметь делать ребенок и как ему помочь освоить новые навыки?

Что должен уметь ребенок в таком возрасте

Малыш в этом возрасте умеет распознавать и демонстрировать весь спектр эмоций и настроения. Он замечает мамину грусть, и может расплакаться, радостно реагирует на улыбку близких, а наблюдать удивление или озадаченность крохи при знакомстве с окружающим миром просто уморительно. В норме он, пока еще с опаской, но уже и с большим интересом, реагирует на малышей того же возраста, робко пытается с ними контактировать.

Он знает названия практически всех привычных игрушек, выполняет простые просьбы и задания: «дай зайчика», «на ведерко». У крохи вырабатывается младенческий язык, когда, кроме гуления, в детском лепете присутствуют слоги и даже отдельные слова: мама, папа, дай, би-би. Он прислушивается к собственному голосу и меняет интонацию.

Ребенок воздействует на игрушки. Толкает, отбрасывает, тянет, пытается спрятать. Ему нравятся эти занятия, он осознает собственные возможности и бурно радуется новым открытиям. Радуйтесь вместе с ребенком, показывайте, как можно играть с игрушками, поощряйте его к действиям.

Малыш уже сам сидит на детском стульчике, кушает с помощью ложки. Конечно, проще его покормить и напоить, это будет гораздо быстрее, и не понадобится отмывать кухню, однако не следует требовать от ребенка умения и самостоятельности, если ему никто не показывал, как надо, и не позволял ошибаться. Если ребенок еще не ходит, водите его за ручки, поощряйте самостоятельно добраться до яркой игрушки, зовите, сидя на диване, пусть он сделает свои первые шаги. И, конечно, не забывайте хвалить малыша, разговаривать с ним, объяснять свои самые простые действия.

Нервно-психическое развитие

В этом возрасте ребенок очень подвижен, он старается добраться до ярких вещей в квартире, пытается открыть дверцы шкафов, отправиться в путешествие на кухню или в ванную, где огромное множество интересных вещей. Вот примерный список умений малыша в таком возрасте:

  • ходит или быстро ползает;
  • стоит, держась за край дивана или другую опору, если нужно что-то рассмотреть:
  • присаживается на корточки, наклоняется, чтобы поднять игрушку;
  • катает мячик, машинку на веревочке, другие подвижные игрушки;
  • складывает башенку из кубиков;
  • знает около 10-15 простых слов, понимает гораздо больше;
  • самостоятельно пьет из чашки, пытается есть большой ложкой.

Он начинает интересоваться сверстниками, способен покормить куклу, принести маме свою любимую игрушку. Конечно, это весьма примерный список, малыш может уметь чуть больше или меньше, главное – это ежедневное общение с малышом, игры, систематические занятия с крохой.

Моторика

Ребенку этого возраста очень полезны игры с водой, песком, малыш с удовольствием осваивает пальчиковые краски. Он уже способен нанизывать кольца пирамидки и строить башенку из кубиков. Такие занятия важны для малыша, они должны быть короткими (не более 15 минут), но ежедневными. При купании можно бросить в ванну несколько плавающих ярких игрушек и показать малышу, как собрать их в ведерко, или научить по одной подавать их маме. Даже самые простые действия и новые впечатления развивают кроху.

Развитие речи

Для развития речи ребенка следует как можно больше с ним разговаривать, медленно и внятно комментируя его и свои действия. Читайте ребенку стихи, сказки, при чтении меняйте интонацию. Детки в таком возрасте очень музыкальны. Они пытаются повторить простые детские песенки, воспроизвести мелодию, учатся танцевать.

Можно купить малышу вертушку, которая крутится, если на нее подуть, свистульку, дудочку. Упражнения, которые выполняются с этими предметами, укрепляют мышцы щек и языка. Почаще обращайтесь к малышу с просьбами и не забывайте его хвалить.

Что еще могут уметь ребятишки к одному году

Кроме того, что должен уметь ребенок в 1 год обязательно, есть вещи, которые многие малыши успешно в этом возрасте осваивают, если с ними заниматься. Это:

  • умение брать предметы двумя пальчиками (указательным и большим);
  • умение проситься на горшок, выражая свои естественные надобности чем-то кроме плача — к примеру, малыш издает определенный понятный только маме звук (кряхтит, сопит и т. п.);
  • навык самостоятельного питья из чашки-непроливашки;
  • хлопки в ладошки по просьбе взрослого (умение играть в «ладушки»);
  • умение выговаривать слова «мама», «баба», «папа»;
  • умение произносить несколько других несложных слов;
  • навык игры в мяч — попытки бросать или толкать мяч в нужном направлении, а также ловить его;
  • придумывание и употребление собственных «детских» слов, которыми кроха называет знакомые предметы и действия;
  • попытки повторять слова за взрослыми;
  • навык обобщения — малыш может называть словом «ляля» куклу, другого маленького ребенка или детскую коляску, в том числе на картинке, говорить «аф-аф», когда видит собаку или только слышит лай;
  • умение рисовать ладошками и пальцами;
  • умение выполнять определенные действия по просьбе — здороваться за ручку, прятаться, находить нужную игрушку среди других, показывать части тела («где носик» и т. п.), показывать нужный предмет на картинке;
  • умение выполнять сложные игровые действия — кормить куклу с ложки, укладывать куклу спать, закатывать машинку в гараж и т. п.

Чтобы ваш малыш рос во всех отношениях развитым, вовсе не обязательно тратиться на дорогие развивающие игры — можно легко соорудить «реквизит» из подручных материалов

Питание

В полтора года питание либо четырехразовое, либо пятиразовое (со вторым завтраком или легким перекусом между завтраком и обедом). В рацион входят овощи, злаки, молочные и кисломолочные продукты, ягоды и фрукты, птица, мясо и рыба, растительное масло, куриные или перепелиные яйца. Не следует предлагать полуфабрикаты, сладости, копчёное, маринованное, газированные напитки и прочие вредные продукты.

В таблице рассмотрено примерное меню на день для полуторагодовалого малыша:

Приём пищи Блюда
Завтрак 150 г молочной каши, 50 г приготовленного на пару омлета, 100 мл фруктового сока или детского чая
Обед 100 мл овощного супа, 30 г отварной натертой свеклы, 50 г макарон со сливочным маслом, 50 г говяжьего пюре и 60-70 мл компота из сухофруктов
Полдник 150 мл кефира или йогурта, 15-20 г детского печенья (например, галетного),100 г фруктов
Ужин 150 г овощного рагу или пюре (из кабачков, цветной капусты, картофеля, брокколи, моркови), 50 г рыбных паровых котлеток, 20 г пшеничного хлеба, 100 мл детского чая (можно с добавлением молока)

Важно! Суточная норма объёмов пищи составляет 1000-1200 г.

Как определить норму: тест на развитие

Для того чтобы определить, нормально ли развивается ваше дитя, ответьте на вопросы теста. Если имеется один или больше пунктов, на которые вы ответили отрицательно, получите дополнительную консультацию у вашего педиатра.

  1. Умеет ли ваш ребенок ползать, стоять и ходить с поддержкой?
  2. Использует ли он невербальные жесты (хотя бы один): кивание, отрицательное махание головой и так далее?
  3. Есть ли хоть одно слово, которое малыш произносит осмысленно: «мама», «дай»?
  4. Выполняет ли он примитивные просьбы: возьми, отдай, пойди?
  5. Имеется ли у крохи во рту хотя бы один зубик или его предвестник — припухлость на десне?

Отклонения в годик

Родителям годовалых деток не о чем беспокоиться, если их ребенок не делает попыток донести свою мысль вербальным способом. Однако хотя бы одно слово, которое он употребляет осмысленно, должно быть. Гораздо важнее в этом возрасте быть уверенным, что дитя, хоть и не говорит, однако понимает обращенные к нему речи. Если имеются сомнения в этом, непременно нужно сообщить врачу и попасть на консультацию к профильному специалисту.

Если окружность головы ощутимо больше верхней границы нормы, это может говорить о костных заболеваниях, патологических процессах в тканях мозга и так далее. Данные заболевания связаны с накоплением жидкостей организма в не предназначенных для них местах и могут понести серьезный ущерб психике и физическому состоянию пациента. Слишком малая окружность головы также может свидетельствовать о патологиях. Дети, которые им подвержены, могут испытывать кислородное голодание, болеть астмой, нарушениями работы мозга и циркуляции крови и так далее.

В какой-то момент первого года жизни могут быть выявлены проблемы в различных сферах:

  • заболевания органов слуха;
  • проблемы с речевым аппаратом;
  • неврологические патологии;
  • нарушение психологического развития.

Знаете ли вы? Рожденные глухими дети с тем же успехом изучают в процессе развития язык жестов, с которым дети со слухом овладевают речью.

При обнаружении какого-либо из перечисленных ниже нарушений или появлении подозрений следует как можно скорее обратиться за консультацией к врачу:

  • постоянно напряженные или слишком расслабленные мышцы у малыша;
  • использование только одной руки в играх, быту;
  • отсутствие радостных эмоций при появлении родных людей, особенно мамы;
  • отсутствие реакции на звуки, произнесенные со средней громкостью;
  • отсутствие навыка поворачивания с живота на спину и наоборот;
  • неумение смеяться или лепетать на своем языке;
  • отсутствие попыток самостоятельно сесть;
  • не интересуется играми для малышей типа «ку-ку» или пальчиковых игр.

В это время могут диагностировать аутизм, минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Развитие малыша в раннем возрасте

Чем младше ребенок, тем стремительнее происходит его развитие. Оно включает в себя социализацию, получение представлений об определенных навыках, узнавание родителей, изучение мира. До года происходит самое быстрое изменение разума и поведения малыша.

В наиболее раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. У него еще нет представления о собственном «я», но его крайне интересует все происходящее вокруг.

Годовалый ребенок — это исследователь, которому необходимо давать возможность активно изучать окружающий мир, залезать в интересные места, трогать интересные вещи — но при этом оберегать от опасностей, которые могу подстерегать его: горячих кастрюль и чайников, падений, острых предметов. И тогда малыш довольно быстро обучится всему тому, что должен уметь ребенок в 1 год.

Наиболее эффективной в данный период развития ребенка большинство психологов признает методику умеренного невмешательства. Позвольте ребенку исследовать окружение настолько, насколько он считает нужным. Очень хорошо, если у родителей есть возможность регулярно менять друг друга на посту своеобразного «охранника» ребенка.

Как правило, до трех лет женщины единолично занимаются воспитанием малыша, однако такая круглосуточная работа крайне тяжела и требует постоянной концентрации, достичь которой во время регулярного недосыпания очень сложно. Поэтому, чтобы одновременно не ограничивать свободу ребенка в исследовании мира, родителям стоит договориться между собой либо найти хорошую няню. Конечно, больше всех повезет тем, у кого есть заботливые тетушки или бабушки, готовые посвящать время малышу.

Трудности воспитания

Пытаясь улучшить навыки ребенка, важно помнить, что не следует заставлять что-либо делать. Лучше занятия превратить в игру, проводить обучение, используя игрушки, детские книги

Действовать ненавязчиво, малыш должен с удовольствием приступать к упражнениям.

Нужно сходить к педиатру, посоветоваться, как заинтересовать ребенка, какие игры лучше выбрать, от чего отказаться

При истериках рекомендуется попытаться отвлечь, переключить внимание на интересную игрушку, книгу. Идти на поводу не стоит — достаточно один раз показать, что криком легко добиться желаемого, дети обычно пытаются обратить себе на пользу этот навык

Далее будет значительно сложнее — ребенок будет плакать и капризничать по любому поводу.

Полуторагодовалый ребенок — полноценный член семьи со своими увлечениями, требованиями, чертами характера. Обязанность родителей — поспособствовать развитию речи, физических навыков. Главное — не действовать самостоятельно, лучше предварительно посоветоваться с педиатром, подобрать индивидуально методику. Допущенные в воспитании ошибки также обязательно обсуждать с доктором — исправлять их нужно своевременно.

Как поддерживать развитие ребенка

Для малышей 1 года будут полезны различные занятия и игры.

Книги

Чтение книг для самых маленьких – способствует расширению словарного запаса ребенка. Особенно полезны будут стишки и потешки с движениями. Выполняя их совместно с родителями, малыш сможет подвигаться, а также проиграть различные жизненные ситуации, описанные в книжке.
С годика ребенка уже можно приобщать к сюжетным играм. Они расширят его житейский опыт и обогатят познания об окружающем мире. Общение
Активное вербальное общение – поможет малышу узнать больше новых слов, строить предложения. Полезным будет помогать крохе озвучить его просьбу. Например, малыш показывает на шарик и просит «дай». Можно подсказать ему: «мама, дай шарик!» .Мелкая моторика
Это все те же занятия с мелкими предметами: нанизывание бусин на нитку, лепка из пластилина, пересыпание и перекладывание зерен и пуговиц из одной емкости в другую. Хождение
Стимулируйте ребенка развивать навык хождения. Если малыш уже твердо ходит, можно совершать с ним короткие пешие прогулки, шагать за ручку по лестнице, переступать через небольшие препятствия, обходить лужи и т.д. Когда ребенок еще не делает самостоятельных шагов, а ходит только за руку, можно предложить ему самому подойти к вам за игрушкой 2-3 шага. Иногда для лучшего равновесия в руки малышу дают небольшой мячик. Можно попросить малыша дать вам мячик и отойти на пару шагов. Таким образом, ребенок будет одновременно занят игрой и укрепит навык передвижения. Социализация
Поощряйте общение с другими детьми. Если у малыша есть старшие братья и сестры, приобщайте их по мере возможности к совместным играм. Ребенок должен иметь широкий круг общения. Хорошо, когда кроме родителей и ближайших родственников в него входят близкие друзья мамы и папы, двоюродные братья и сестры, дяди, тети.

Полноценное здоровое развитие ребенка включает в себя не только соответствие физическим и психологическим нормам. Между малышом и родителями должна присутствовать крепкая эмоциональная связь. Эта связь необходима детям как воздух. Она стимулирует развитие их личности, положительных черт характера, создает чувство защищенности и безопасности. Поэтому помимо повседневного ухода за ребенком, игр, прогулок и кормлений следует не забывать об эмоциональной составляющей воспитания. В семьях любящих родителей дети развиваются активнее и часто опережают своих сверстников.

Режим дня ребенка в 1 год и 2 месяца

Сон

Дневной сон сохраняется двухразовый, второй чуть покороче первого

Очень важно приучить малыша к четкому режиму дня, в то же время, чутко прислушиваясь к его потребностям. Если вы видите, что днем ребенок спит беспокойно и часто просыпается, стоит подумать о том, чтобы постепенно переходить на одноразовый сон днем, продлевая его продолжительность

Пока режим устанавливается, ребенка нужно будить, если он сам не просыпается вовремя. В дальнейшем это делать не рекомендуется, так как настроение малыша ухудшается. Спать стоит с открытой форточкой, а в теплое лето можно даже укладывать кроху спать на летней веранде.

Питание

Кормление остается 4-5-разовым (завтрак, обед, полдник, ужин, ночное кормление — по требованию). Иногда малыш просит грудь утром, это нормально, но тогда режим нужно немножко подкорректировать. Перерыв между кормлениями составляет 3-4 часа.
В этом возрасте зубов становится больше, могут даже появиться первые жевательные, поэтому в рацион нужно уже потихоньку добавлять более твердую пищу (хлеб, фрикадельки, печенье, кусочки фруктов).

Примерное меню для малыша в возрасте 1 год и 2 месяца

Завтрак: лучше давать кашку (уже можно не протирать ее, достаточно хорошо разварить крупу), овощи, творог, яйца, мясные и рыбные пюре. Из питья — молоко, травяные чаи, морсы.Обед: обязательно суп (овощной или мясной), второе блюдо (с гарниром) и сладкое (компоты, муссы, кисели, суфле).Полдник: желательно какое-то кисломолочное блюдо с фруктами и печеньем. Если вы заметили, что малыш неохотно кушает ужин, то полдник нужно сделать более легким.Ужин: строится по принципу завтрака. Должен быть легким и хорошо усваиваемым, чтобы ребенок спокойно уснул.
Если ребенок перед сном набегался и проголодался, допустим легкий перекус (творожок, банан и т. д.)

Свежий воздух

Обязательно нужно гулять с малышом не менее 2-х раз в день по 1,5 часа. Летом, если позволяет погода, можно и все два.

Купание

В этом возрасте детки очень любят купаться и плескаться в воде, поэтому проблем быть не должно. Для поддержания гигиены достаточно мыться 2-3 раза в неделю и по необходимости. Температура воды должна быть комфортной.

Можно начинать постепенно проводить закаливающие процедуры после принятия ванны.

Гимнастика

В этом возрасте детки и без специальных упражнений очень подвижны, поэтому лучше направить внимание на мелкую моторику и следить, чтобы ваш карапуз не слетел с лестницы в погоне за солнечными зайчиками. Малыш будет с упоением вытаскивать всю посуду из кухонных шкафов, а также разбрасывать папины носки, достав их с нижней полочки

Но не нужно злиться на него за это, таким образом очень хорошо укрепляются мышцы ручек. И, к тому же, самое время начать приучать ребенка к порядку, складывая все на место.

Занятия и игры

С ребенком можно покатать мяч, разобрать и собрать пирамидку или матрешку. Малыша можно учить закрывать и открывать разные баночки с крышками. Очень нравятся крохам книжки с яркими картинками. Дети развиваются в процессе тесного общения с родителями, они подражают действиям взрослых, копируют интонацию и эмоции. Чем больше позитива будет выказываться в общение с ребенком, тем радостнее, счастливее и контактней будет малыш.

Развивающие и вспомогательные занятия

Для детей такого возраста очень полезны яркие музыкальные коврики, пирамидки, неваляшки, наборы кубиков и формочек. При выборе интерактивных игрушек следует быть осторожнее – такая игрушка может напугать малыша.

Что еще ребенок должен уметь в 1 год:

  • откликаться на свое имя;
  • стараться повторить незнакомые слова;
  • реагировать на «нельзя» и «можно»;
  • реагировать на вопрос «кто это?», «что это?», «отвечать» словами или слогами: мама, баба, мяу и т. д.;
  • показывать действия: как пьет, кушает, копает и т. д..

Если вы часто общаетесь с малышом, разговариваете, рассказываете о том, что происходит вокруг, читаете ему, то он научится говорить гораздо раньше многих сверстников. Особенно, если вы говорите четко, ясно и неторопливо, стимулируя ребенка повторять вашу речь. Не уменьшайте и не коверкайте слова, чтобы малыш не запоминал их неверное звучание. Общайтесь с помощью нормальных «взрослых» фраз, но вкладывайте в них больше эмоций.

Меню годовалого ребенка

Функциональность желудка в этот период времени еще не до конца стабильна, а потому интервал между употреблением пищи должен составлять 4 часа. Вечером можно предложить малышу кисломолочную смесь и кусочек печенья. Годовалый ребенок должен употреблять такие виды блюд:

  • каши, овощные и фруктовые пюре, перетертые мясо и рыбу;
  • среди молочных продуктов: молоко, творог, кефир, кашу с молоком;
  • в рационе также должны присутствовать белки и жиры в виде вареных яиц, злаков, овощного рагу. Рис или гречку необходимо перемалывать в блендере для лучшего усвоения пищи желудком и кишечником.

Со временем в рацион питания вводится белый хлеб. Во избежание аллергических проявлений дают компот из сушки или ягодный кисель.

Игры и игрушки

Лучший способ проявить себя – играть в игры и развивающие занятия. Для этой цели лучше всего подойдут кубики или разноцветные мячики. С помощью разных игрушек можно сформировать паровозик или гусеницу, возить их на ниточке. Для перемещения кубиков следует приобрести пластиковую тележку на четырех колесах. Для девочек подойдет вертушка на палочке с колесами, которую требуется толкать.

В период игры не стоит указывать ребенку, как необходимо играть или складывать кубики, пусть он сам выразит свои действия в соответствии с восприятием

Усложнение задачи для активного мышления могут привести к негативным последствиям, так как теряется интерес и внимание

Заниматься с ребенком следует осторожно, держать его на одном месте нужно не больше 15 минут

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: