Конспект занятия по знакомству с дымковской игрушкой в средней группе «как у наших у ворот»

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я принесла вам на занятие волшебную шкатулку. А что в ней вы должны угадать.

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок. У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок. Шелковиста её грива, Весела она, игрива. У неё так шёрстка гладка, Это к нам бежит …

Воспитатель: Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны? Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани. А как вы думаете, из чего сделана эта игрушка? (из глины)

Все игрушки не простые, А волшебно расписные, Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось, бы узор, Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Посмотрите, у меня в шкатулке игрушки, да не простые.  Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымковские игрушки. Откуда же такое удивительное название? Эти игрушки родились в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?

Рассматривание дымковских игрушек.

Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша, Эта девица-душа, Щечки алые горят, Удивительный наряд. Даже кони в праздничных нарядах.

Кони глиняные мчатся.   На подставках, что есть сил. И за хвост не удержатся, Если гриву упустил.

Воспитатель: Мастер брал кусок глины и лепил из нее фигурку. А глина мягкая. Мягче, чем пластилин! Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной.

После обжига игрушку белили мелом, который разводили на молоке — и она становилась белой. А затем начинали ее украшать. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной.Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются. Игрушки делались к празднику, поэтому они такие яркие и нарядные.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.  Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, волны.

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: барыни, няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.

Напечатанные трафареты раздается детям. Широкой трубочкой печатают большие круги, ватной палочкой – маленькие кружки. Дети начинают с удовольствием «расписывать».  В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

Готовые работы выкладывают на общий стол, дети их рассматривают.  Воспитатель хвалит детей, отмечает что все «игрушки» получились очень разные, не похожие друг на друга.

Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.

А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Игра «Лошадка»

А теперь мы причешем нашей лошадке гриву, причешем хвостик и поедем кататься…

Едем,едем на лошадке: «Но, но, но!»

Рады,рады все ребятки: «Но, но, но!»

Рады,рады прокатиться: «Но, но, но!»

Звонко цокают копытца: «Но, но, но!»

Ход ОУД

Мотивационно — побудительный

Воспитатель:

Эй вы, гости — господа,

К нам пожалуйте сюда.

Проходите, размещайтесь

И услышать все старайтесь.

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Закройте глазки… Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. А в селе этом жили такие мастерицы, которые умели делать самые красивые игрушки (демонстрация иллюстраций дымковской игрушки).

Организационно — поисковый

Скажите, где живут мастерицы, которые делают такие игрушки?

Дети: село Дымково

Воспитатель: Как называют игрушки?

Дети: Дымковские

Дети с воспитателем подходят к ширме-домику (уголок театрализации, рассаживаются на стульчики вокруг стола, на котором стоит сундучок.

Воспитатель: — Посмотрите, какой необычный сундучок, интересно, что же там лежит? (Дети вместе с воспитателем достают и рассматривают иллюстрации дымковских игрушек и описывают узоры: кружочки, точки, горошины, полосочки.)

Воспитатель:В орнаменте встречаются в основном простые формы: круги, точки, волнистые и прямые линии, клетка. Все цвета — яркие.

Индюк

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил. Лошадка

Лошадка

Я лошадка серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь — прокачу!

Посмотри, как я красива

Хороши и хвост, и грива

Петушок

Дымковский я петушок, пышный хвост и гребешок.

Точки, клеточки, кружки. Краски сочны и ярки.

Я, Барыня-сударыня, я в гости к вам пришла.

Посмотри, как хороша девица-душа

Щечки алые горят,удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива

Как лебедушка плыву,

Вас играть с собой зову.

Воспитатель достаёт из корзинки трафарет дымковской барышни. Ой, посмотрите юбка то совсем белая, как вы думаете что с ней нужно сделать? (Подвести детей к мысли, что юбку надо украсить) .

Дети: раскрасить красками.

Воспитатель: Какое настроение стало у барышни? (весёлое)

Игра «Карусель»

Воспитатель предлагает детям покататься на карусели вместе с дымковскими игрушками (силуэты игрушек прикрепляются к свободным ленточкам карусели) .

Воспитатель держит карусель, дети берут ленточки и бегут друг за другом по кругу.

Завертелись карусели,

Завертелись карусели.

Вверх летели, (встали и потянулись вверх)

Вниз летели, (присели на корточки).

Рефлексивно – корригирующий

— Где мы с вами сегодня побывали? (село Дымково)

— Почему село так называется?

— Какие игрушки изготавливают мастерицы Дымково?

— Какими узорами украшены дымковские игрушки?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: