Когда мне следует беспокоиться об агрессии моего ребенка
Ваш ребенок, вероятно, вырастет из ее агрессии самостоятельно, когда станет старше, без какой-либо дополнительной помощи.
Иногда агрессия может быть признаком не выявленной трудности в обучении или эмоциональной проблемы. Попросите своего врача общей практики, если агрессивное поведение вашего ребенка:
- происходит каждый день или в большинстве дней
- является серьезным, и может причинить вред или повредить ее, других, домашних животных или имущества
- становится более частым или серьезным, когда она становится старше
- включает в себя агрессию по отношению к себе, например, дать пощечину или царапать себя, или говорить о себе негативно
Режим и питание ребенка
Дети нуждаются в сбалансированном питании. Ежедневно в рационе должны присутствовать свежие фрукты и овощи. По утрам рекомендуется кормить ребенка кашей, а на обед сочетать супы и мягкую пищу. Нельзя исключать воду из рациона ребенка.
В норме в организм должно поступать 0,5 л воды за день, в расчет не входят соки, чай, молоко и проч.
Жареные блюда рекомендуется давать ребенку в обеденное время.
Для сохранения здоровья ребенка минимизируйте сладкое. Разрешается употреблять конфеты и шоколад 1-2 раза в неделю. Вводить новую пищу нужно постепенно, чтобы не раздражать кишечник. Жареную и острую пищу лучше не предлагать или оставить ее на обед. На ужин не рекомендуется кормить ребенка тяжелой пищей, иначе это нарушит пищеварение и сон.
Особое внимание уделяется сну. Нельзя исключать дневной сон продолжительностью 1,5-2 часа
Без режима сна нарушатся функции мозга, дошкольник будет уставшим, заторможенным и не сможет показывать тот уровень развитости, который характерен для его возраста. Старайтесь будить и укладывать спать в одно и то же время. Такой режим должен продолжаться до 5 лет.
Цели развивающих занятий разных видов в средней группе
Содержание понятия «занятие» как способа осуществления непосредственной образовательной деятельности (НОД), которая по структуре соотносится с этапом развития детей конкретной возрастной группы, состоит в практической реализации целей и задач разделов учебной программы по разным векторам развития. Поэтому миссия занятий по развитию — это общая установка НОД в ДОУ с детьми определённого возраста. В связи с этим целями организации развивающих занятий в средней группе являются:
- формирование умений и навыков, обеспечивающих гармоничное развитие детей 4–5 лет (обучение самостоятельно мыслить, развивать мышление, воображение);
- обучение самостоятельному поиску решений той или иной задачи с опорой на имеющийся опыт и интуицию (к примеру, чтобы составить распорядок дня для куклы, ребята соотносят моменты её режима со своим распорядком);
- воспитание умения работать в мини-группах и парах, распределяя ответственность за конечный результат.
В среднем дошкольном возрасте у ребят активно развиваются мыслительные способности
Закидывание ног за голову
Эффект: укрепляется нижний пресс, растягивается поясничный отдел.
Техника выполнения:
- Исходное положение — лежа на спине.
- Постепенно поднимаем ноги и закидываем за линию головы.
- Упор при этом на плечи, не на шею и голову.
- Выполнять 10–15 раз.
ВАЖНО:во время занятий дома необходимо соблюдать питьевой режим — не более одного-двух глотков воды с периодичностью через два упражнения, всего в день ребенок должен выпивать полтора литра воды. Есть лучше за полтора-два часа до занятия и насытить пищу сложными углеводами
После занятия ребенку необходимо поесть, но не раньше, чем через 30–40 минут.
Благоприятное развитие: советы для родителей
Родитель для четырехлетнего ребенка — некий эталон поведения. Поэтому взрослым необходимо самим следовать тем требованиям, которые они предъявляют к ребенку.
Ребенок верит во все, что говорит ему родитель. Поэтому любая новая информация для него должна быть правдивой.
Замечательно, если взрослые будут охотно отвечать на вопросы ребенка, интересоваться его мнением, а также поощрять его к рассуждениям.
Не стоит рассказывать четырехлетнему человеку страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти. Это может его слишком впечатлить и испугать.
Важно обсуждать с ребенком его страхи, “проживать” их вместе с ним. Слишком много наказаний или неодобрения со стороны взрослых приведут к тому, что ребенок перестанет стремится к инициативе
Также у него может возникнуть страх перед наказанием и постоянное чувство вины
Слишком много наказаний или неодобрения со стороны взрослых приведут к тому, что ребенок перестанет стремится к инициативе. Также у него может возникнуть страх перед наказанием и постоянное чувство вины.
Сейчас нужно хвалить и поощрять ребенка за его хорошие поступки.
Нужно предоставлять детям возможность для творчества и самовыражения, а также интересоваться их результатами.
Также надо давать им возможность часто бывать на улице, активно двигаться и играть с другими детьми.
В 4-5 лет важно учить детей нравственным качествам: ответственности, отзывчивости любви к труду и т.д. На своем примере и в совместных делах надо прививать трудолюбие, взаимопомощь и т.п
Также ребят нужно обучать, как общаться с другими детьми — уступать, делиться, отстаивать свои интересы.
Нужно рассказывать им о правилах поведения в различных ситуациях. Например, на площадке, в поликлинике в гостях и т.д.
Возраст 4-5 лет — довольно спокойный, но важный период в развитии психики ребенка. В этот период активно формируются самооценка, нравственные качества, глубокие чувства и привязанности
Кроме этого, быстрыми темпами развиваются познавательные процессы и представления об окружающем мире Родителям важно показывать положительный пример своему ребенку, предоставлять ему простор для самовыражения и общения со сверстниками, а также быть внимательным к его чувствам
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Когда мне следует беспокоиться о развитии языка моего ребенка
Все дети разные, а некоторые развиваются быстрее других. Тем не менее, легко беспокоиться, если ваш ребенок, кажется, медленнее разговаривает или понимает, что вы говорите, по сравнению с его братьями и сестрами. Иногда речь, когда 4 годика мальчику (4 года мальчику), может быть медленнее, чем девочка 4 года.
Нужно побеспокоиться, если:
- в возрасте до одного года ваш ребенок не произносит двойные слоги, такие как «да да» или «ма ма»
- к 18 месяцам она использует менее шести слов или не проявляет никаких признаков понимания того, что вы говорите.
- к двум с половиной годам она не может говорить двумя-тремя словами
При необходимости ваш лечащий врач или медицинский работник направит вашего ребенка к логопеду . Иногда также может быть рекомендован тест на слух , так как необнаруженные проблемы со слухом могут быть связаны с трудностями в обучении говорить .
Если у вашего малыша есть проблемы с речью, то чем раньше вы обратитесь за помощью, тем больше вероятность, что она догонит своих сверстников . Во многих случаях все, что нужно, – это дополнительная поддержка или заверение вашего посетителя .
Развитие ребенка в 4 года:
Обучение языку и логическому мышлению
За счет хорошей памяти дошкольник сможет быстро освоить иностранный язык. Обучение проходит в специальных центрах, где преподают педагоги в группах, либо на дому. Изучение языка происходит через игру и просмотр познавательных мультфильмов, поэтому ребенку интересно заниматься.
Родители могут сами преподавать иностранный язык, например, называя предметы сразу на нескольких языках.
В 4 года можно отдать ребенка в специальный центр для изучения языков.
Логическое мышление развивается благодаря решению ребусов, несложных загадок и задач. Настольные и развивающие игры, собирание конструктора — все это положительно сказывается на развитии логики. Существуют специальные образовательные программы, которые способствуют ускоренному и облегченному обучению ребенка.
Психическое развитие детей в возрасте четырех лет
В возрасте 4-х лет дети способны испытывать различные эмоции, очень непосредственны, а их реакции на окружающий мир являются ситуационными и неустойчивыми. Малыши остро реагируют на происходящие вокруг них события, демонстрируя окружающим обиду, стыд, гнев, грусть или разочарование. К этому возрасту уже сформированы основные нравственные качества: доброта, сопереживание, отзывчивость, проницательность.
Психическое развитие ещё не позволяет малышу оценивать себя критически: ребёнок может сомневаться в собственных силах и с трудом признавать свою вину. Он все больше осознает себя отдельной личностью и, несмотря на все внутренние противоречия и неуверенность, стремится к самостоятельности. Для осознания себя как личности малышу очень важны похвала и оценка близкими его поступков, ободрение или деликатное осуждение. В это время у ребенка закрепляется значение понятий добра и зла, хорошего и плохого, прекрасного и отвратительного. Поведение малыша и реакции на окружающий мир демонстрируют его понимание и наличие представлений о человеческой нравственности.
Каким бы ни было развитие малыша и набор его умений в этом возрасте, родители должны помнить об уникальности и неповторимости собственного ребёнка. Он может рисовать оранжевое небо и кошку с шестью лапами, фантазировать вслух, верить в волшебников и чудеса. Всё это также свидетельствует о его развитии и богатстве внутреннего мира, как и умение считать, рассказывать стихи и сооружать из конструктора сложные фигуры и высокие строения.
Advertisement
Упражнения для речевого развития детей в 4-5 лет
Получая ответы, дошкольники учатся описывать предметы и определять их характеристики, выражать эмоции и строить монологи.
Артикуляционная гимнастика
Улучшить произношение проблемных звуков помогают такие упражнения:
-
«Съешь варенье».
Ребенок должен представить, что он съел пирожок, а на губах осталась сладкая начинка. Выполняют движения, позволяющие съесть варенье. Языком медленно облизывают верхнюю и нижнюю губы. -
«Язык-лопата».
Нужно представить себе инструмент, который требуется уложить на подставку, в роли которой выступает нижняя губа. Язык вытягивают и стараются удерживать приподнятым как можно дольше. -
«Язык-иголка».
Орган вытягивают и скручивают в трубку, удерживая его в таком положении не менее 10 секунд. -
«Я — лошадка».
Ребенок представляет себя лошадью, которая цокает языком и топает копытцем. Очередность ног при этом меняют.
Развивающие занятия длятся 5-10 минут, проводятся они утром и вечером. Повысить интерес ребенка к обучению помогают книги с яркими иллюстрациями.
Пальчиковые игры
Развитию речи способствуют такие упражнения:
-
«Кошечка».
Ладони сжимают в кулаки и кладут на ровную поверхность. Одновременно вытягивают пальцы, прижимая их к столу. Действия выполняют 4-5 раз. Через некоторое время задачу усложняют. Ребенок должен распрямлять и сжимать пальцы поочередно. -
«Угости кошку молоком».
Ладони складывают ковшом, совершая движения, имитирующие зачерпывание молока. -
«Зайчик».
Указательный и средний пальцы складывают так, чтобы они напоминали заячьи уши. Руки сжимают в кулаки, после чего имитируют бег животного. -
«Собака».
Руки сжимают и, вытягивая указательный и большой пальцы, устраивают бег по столу.
Пальчиковую гимнастику рекомендуется сочетать с разучиванием стихотворений. Тренировка мелкой моторики ускоряет развитие речевого центра головного мозга. Ребенок начинает легко запоминать и воспроизводить новую информацию.
Логоритмика
Изучение с детьми стихов для развития речи.
Логоритмикой называется чтение стихотворений, сопровождающееся музыкальным фоном и набором движений, например, с использованием мяча. Упражнения такого типа положительно влияют на формирование детской речи.
Родитель показывает пример выполнения действий, ребенок воспроизводит увиденное. Занятия проводятся после дневного сна каждые 2 дня.
Скороговорки и постановка звуков
Скороговорками называют фразы, имеющие сюжетную линию. Заучивание таких предложений помогает расширить словарный запас и улучшить произношение. Скороговорки могут содержать буквы «л» и «р», шипящие звуки или комбинации указанных элементов. При правильном подборе фраз улучшается дикция и повышается грамотность.
Программа упражнений на неделю
Упражнения, которые помогут ребенку развить все необходимые навыки:
- Понедельник: тематическое занятие «Деревья и кустарники», игра «Угадай, что в мешочке», прослушивание пения птиц и шума волн, заучивание стихотворения о лете, перебирание гороха и фасоли, создание аппликации «Цветочный сад».
- Вторник: изучение профессий, игрушечный боулинг, повторение стихотворения о лете, заучивание песни «Антошка», чтение сказки «Колобок», мозаика «Буквы и счет», рисование моря и неба.
- Среда: изучение букв и слогов с помощью кубиков, игра на угадывание звуков, повторение песенки «Антошка», рисование двора с домом и цветами, лепка из теста.
- Четверг: игра с конструктором для изучения фигур, рисование песком, обучение танцу «Березка», вырезание снежинок и цветов из бумаги.
- Пятница: тематическое задание «Цифры и счет», игра «Где спрятался шарик», повторение «Березки», составление сказки «Колобок» по карточкам, игра со шнуровкой, лепка животного из пластилина.
- Суббота: тематическое занятие «Животные в дикой природе», водные игры, прослушивание композиции Вивальди «Времена года, зима» и обсуждение вызванных ею эмоций, рисование любого животного, разбор поговорки «Делу время — потехе час».
- Воскресенье: знакомство с обитателями моря, аппликация из подручных материалов, домашний концерт для родственников с исполнением стихотворения о лете, танца «Березка» и песни «Антошка», повторение изученных букв, изготовление ежика из пластилина и спичек, изображение своего настроения с помощью красок.
Развитие ребенка в 3,5 года напрямую зависит от стараний родителей, поэтому важно найти подходящие игры и занятия, которые помогут малышу познавать мир
Как помочь развить ребенку речевые способности?
Существует всего несколько способов, которые могут повлиять на речевые возрастные особенности детей 4-5 лет. В первую очередь, следует не поднимать панику, когда ребенок не говорит при достижении этого возраста, а попытаться избежать этой ситуации. С самого момента рождения с малышом следует разговаривать обо всем, что происходит с ним вокруг. Родители делают огромную ошибку, когда оставляют свое чадо одного, занимаясь своими делами. Из-за этого он может стать замкнутым в себе.
Следует постоянно своим детям читать книжки, стихи и сказки. Лучше всего, одновременно показывать на картинках то, о чем идет речь в данный момент времени. Учеными было доказано, что зрительная память у малышей развита в несколько раз лучше.
Также не стоит пренебрегать садиком в раннем возрасте, особенно если ребенок постоянно находится с мамой и не общается со своими сверстниками. Дети лучше начинают развиваться, глядя на таких же людей, как и они. Идеальный возраст для похода в дошкольное учреждение составляет 1,5-2 года. Каждый родитель должен вести учет возрастных особенностей детей 4-5 лет, рекомендуется ежемесячно записывать, насколько увеличивается его словарный запас и отмечать, есть ли прогресс в данный момент времени.
Физическое развитие четырехлетнего ребенка
В четырехлетнем возрасте ребенок в состоянии самостоятельно подниматься и спускаться по вертикальной лестнице, играть с мячом (ловит его двумя руками, кидает об пол). Отмечается формирование навыка прыжков как в высоту, так и в длину.
Дети этого возраста быстро бегают и преодолевают небольшие препятствия (ступени, кочки, корни деревьев и проч.)
В четыре года важно научить ребенка ходить по тонким брусьям, невысоким бордюрам, потому что в этом возрасте формируется координация движений
В возрасте 4 лет у детей формируется мышечная масса и укрепляется костная ткань. Растущий организм требует активности, поэтому родителям следует поощрять спортивные игры ребенка, но необходимо избегать чрезмерных физических нагрузок.
Физическое развитие четырехлетнего ребенка
Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким. У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы. Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.
Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом. Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения. Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.
Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков. Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички. Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.
Дети самостоятельно чистят зубы
В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы. Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками
Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки. Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности
Гимнастика для детей в возрасте до 5 лет
В младшем дошкольном возрасте малыши делают свои первые шаги в спорте и знакомятся с физическими упражнениями с помощью общеразвивающих элементов гимнастики, а также через различные подвижные игры. Такие упражнения, как кувырки, прыжки и стойки, не только очень нравятся детям, они еще способствуют умственному, психомоторному и эмоциональному развитию дошкольников. А для девочек можно рекомендовать элементы художественной гимнастики – это будет наилучшим решением для формирования хорошей физической формы.
Проводя общеразвивающие упражнения для дошкольников можно использовать различные мелкие физкультурные пособия, например, веревку, мячи, кегли, обручи. Также можно использовать на занятиях гимнастикой музыку, ведь она благотворно влияет на общее состояние детей, улучшает их эмоциональное развитие.
Надо отметить, что ярко демонстрирует уровень физического развития детей осанка, которая влияет на характер и настроение ребенка, а также на его психическое состояние. Дети с плохой осанкой часто бывают робкими и пассивными. И если ребенок с самого раннего возраста будет систематически заниматься гимнастикой, то никаких дефектов осанки у него не будет.
Речевое развитие
Развитие детской речи напрямую зависит от умственного развития. Интеллект и речь неразделимы. Чем шире становится кругозор, тем полнее словарный запас. После 1,5 лет активный словарь составляет примерно 30 слов и постоянно пополняется. На этом этапе в речи появляются глаголы, затем двухсловные предложения: «Мама иди».
Пассивный словарь уже довольно обширный. Кроха понимает просьбы, обращенные к нему, названия многих предметов и игрушек.
Если взрослые начинают употреблять в общении с ребенком прилагательные (холодный, красный, круглый), то в скором времени он станет сам использовать их в речи.
Постепенно слова-заменители исчезнут из словаря ребенка, на смену придут правильные новые. Появятся трехсложные предложения, речь станет более выразительной.
ВНИМАНИЕ! Родителям надо понимать, что развитие каждого малыша индивидуально. Не все дети могут достигать высоких успехов к данному возрастному периоду
Различия в становлении речи примерно в 6 месяцев между детьми считаются нормальным явлением. Обеспокоиться стоит, если ребенок в полтора года не разговаривает, а только мычит и не понимает обращенных к нему фраз. В этом случае следует показать его специалистам. Возможно, есть проблемы не только с речью, но и со слухом.
4.1. Гендерные различия в развитии речи
Формирование речи у мальчиков отстает от этого процесса у девочек. Причина кроется в особенности нервных волокон, связывающих два полушария головного мозга. У мальчиков они значительно тоньше.
4.2. Игры и упражнения для развития речи
В коре головного мозга человека центры, отвечающие за моторику пальцев рук, расположены по соседству с центром речи, их нейроны переплетаются и соприкасаются
Развивая движения пальчиков, мы развиваем речь, мышление, внимание и память малыша
Расстегивание и застегивание молний, пуговиц, шнуровка, нанизывание – эти манипуляции необходимы на этапе всего раннего возраста. И необязательно покупать для этого дорогостоящие игрушки. На помощь придут самые обыкновенные вещи.
Игры с макаронами, крупой, песком, (отделение крупных макарон от мелких, нанизывание макарон на пальчики или на шнурок), разворачивание и завертывание игрушек в бумагу, просеивание крупы через сито, открывание и закрывание бутылок – все это очень полезно.
Хорошо использовать различные дыхательные упражнения («Подуем на бабочку»), подвижные игры с речевым сопровождением, игры по типу «Позовем уточку – Утя! Утя!», «Позвоним по телефону папе». Игры типа «Дай», «Покажи». Бабушкины пальчиковые игры «Сорока – сорока», «Пальчик-мальчик, где ты был?» остаются актуальными. Все эти занятия – хороший стимул для запуска речи.
Стишки и песенки со звукоподражанием (кря-кря, му-му и др.), музыкальные игры помогут начать говорить.
Программа и планирование развивающих занятий
Хорошо, когда каждая игра, каждая прогулка превращается в развивающее занятие. Однако в таком, «стихийном», обучении можно что-то упустить, поэтому каждому, даже не профессиональному педагогу, нужная чёткая программа занятий.
Составлять планирование лучше на неделю вперед. Так родитель сможет заранее готовить некоторые материалы для уроков, и поймёт, на какие задания у малыша уходит много времени, а что дается слишком легко.
Тематический материал:
- Развивающие настольные игры для детей 4 лет
- Развивающие игры для девочек 5 лет
- Задания для детей 5-6 лет
Как и в детском саду, ежедневные занятия с ребёнком должны проводиться по следующим направлениям:
- развитие речи и обучение грамоте;
- математика и логика;
- творчество – лепка, рисование, конструирование, аппликация;
- физическое развитие (имеется в виду отдельное 20-40-минутное занятие, динамические паузы присутствуют на каждом уроке раз в 15 минут);
- расширение кругозора – экология, правила этикета, безопасности и др.;
- художественная литература.
Все эти предметы нужно равномерно распределить в программе на неделю в зависимости от возможностей ребёнка.
Обучением грамоте занимаются с дошкольником лишь тогда, когда он сам этим интересуется. О том, как понять, что малыш готов учить буквы, читайте в статье Обучение чтению: с чего начать и как научить складывать слоги.
План развивающих занятий для детей 4-5 лет дома может быть примерно таким.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
развитие речи | Описание игрушки | Составление рассказа по картинке | Сюжетно-ролевая игра с игрушками «Поход к врачу» | |||
обучение грамоте | Буква «А», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой | Буква «У», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой | Буква «О», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой | |||
математика и логика | Раньше, позже | Число и цифра 4 | Квадрат | |||
творчество | Аппликация «Светофор» | Рисование пальчиковыми красками | Лепка из соленого теста | Конструирование из бумаги | Игры с конструктором | Схематическое выкладывание счетных палочек по образцу и воображению |
физическое развитие | Игры с мячом | Бассейн (или посещение спортивной) секции | Упражнения на фитболе | Бассейн (или посещение спортивной) секции | Подвижные игры | Бассейн (или посещение спортивной) секции |
расширение кругозора | Правила дорожного движения | Признаки зимы. Зима в лесу. | Свойства воды. Игры со льдом. | |||
художественная литература | Чтение народной сказки | Разучивание потешки | «Зимовье зверей» сказка | Знакомство с жанром рассказ | Рассказы Носова |
Включить все предметы в один день вряд ли получится. 4-летний ребёнок по-прежнему быстро устает и может заниматься одним видом деятельности не более 15-20 минут.
Количество развивающих занятий в программе зависит не только от способностей малыша, но и от того, посещает ли он детский сад или развивающий центр. Если с дошкольником занимаются педагоги, родители могут выделить для домашних уроков лишь немного времени вечером и в выходные.
В такие уроки хорошо включать тот материал, которые изучался ребёнком в учреждении. Повторение позволит закрепить полученные знания и навыки.