Ребенка обижают в школе: что делать родителям и какие можно дать советы?

Ответственность за буллинг

Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:

  • Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
  • Статья 213 часть – хулиганство.
  • Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
  • Статья 158 – кража
  • Статья 161 – грабеж.
  • Статья 162 – разбой.
  • Статья 163 – вымогательство.
  • Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.

С 16 летнего возраста в силу вступает ответственность и по таким статьям УК РФ:

  • Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства.
  • Статья 282 – , возбуждение ненависти или вражды.
  • Статья 116 – нанесение побоев.
  • Статья 119 – угроза убийством.
  • Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
  • Статья 117 – истязание физическое или психологическое.

Если обидчику меньше 14 лет – за его действия будут отвечать родители, статья 5.35 КоАП РФ.

Ответственность могут понести и учителя, если будет установлено, что они халатно относились к свои должностным обязанностям. Статья за халатность также есть в УК РФ.

Что делать ни в коем случае нельзя?

Конечно, каждый
родитель самостоятельно решает, как можно, а как нельзя реагировать на агрессию
в адрес своего ребенка, однако, дадим несколько советов, которые, пусть и сложно
выполнимые, но помогут вам в становлении личности ребенка. Итак, что точно
нельзя делать в том случае, если вашего ребенка обижают в школу?

Самостоятельно
разбираться с детьми-обидчиками. Самостоятельные разборки только усилят агрессию
и пренебрежение вашим ребенком. К тому же, в сознании самого ребенка закрепится
установка, что сам за себя он постоять не может, а, следовательно, его обидчики
были правы. Несмотря на то, что в конкретном моменте самостоятельное решение с
обидчиками кажется наиболее простым и очевидным способом, нужно понимать, что
это даст облегчение ситуации лишь на день; уже через неделю над вашим ребенком
снова будут издеваться.

Не стоит
конфликтовать с учителями и обвинять их в профессиональной непригодности.
Конечно, существует большое желание сделать это; однако, если вы хотите решить
проблему ребенка, а не почувствовать собственную значимость и отыграться на учителях,
то в этом случае привлекать учителя на первых этапах рановато. К тому же, как
показывает практика, учителя крайне неохотно влезают в разборки между
школьниками, так как ничего хорошего им это не светит. Не говоря уже о тех
ситуациях, когда инициатором обид и оскорблений является сам учитель: в этом
случае надо менять либо учителя (через директора), либо саму школу.

Нельзя прививать
ребенку смирение. Философия родителя, гласящая «Потерпи, и они отстанут» —
ошибочна. Не отстанут, а станут издеваться еще сильнее. К тому же, такой
паттерн поведения приведет к тому, что из ребенка вырастет очень слабый человек
с практически полным отсутствием воли и способности противостоять внешнему миру.
Объясните ребенку, что агрессия или оскорбления – это ситуация, из которой надо
выходить, и проблема, которую надо решать.

Вина взрослых

Как же быть в таком случае? Надеяться, что проблему заметит и расскажет учитель? Друзья по школе? Вовсе нет. Ключ в понимании назревшей ситуации следует искать в самом ребенке

Причем не столь важно говорить, как слушать! Ведь дети часто просто не могут нормально высказаться из-за того, что головы родителей вечно забиты «взрослыми» заботами, как правило, финансового характера. О чем беспокоится большинство мам и пап? Ребенок одет? Обут? Накормлен? Игрушки куплены? Вот и хорошо, на большее времени нет

А ведь есть еще свои стрессы, вызванные работой, отношениями с женой/мужем, родителями и так далее. Соответственно, ребенок просто не может «вклиниться» в этот бурный поток, чтобы оповестить, о своих неприятностях.

А если ему это все же удается, то как реагируют взрослые? На минутку лишь стоит представить такую ситуацию. Как ведут себя родители, если ребенка дразнят в школе? К примеру, дали ему обидное прозвище. Многие взрослые советуют что-то наподобие того:

  1. «не обращай внимания»;
  2. «ты же знаешь, что ты выше этого всего»;
  3. «придумай в ответ тоже что-то обидное».

Нетрудно заметить, что это довольно глупые советы, особенно последний из них. Но, как свидетельствует статистика, именно их чаще всего слышат дети в подобных ситуациях. Все эти «рекомендации», фактически, сводятся к следующему: «Реши свою проблему сам». То есть взрослые попросту оставляют детей наедине со своими трудностями. Это в корне неправильно. Для решения этой проблемы следует сразу принимать решения, которые должны основываться на взаимодействии со школой, а в некоторых случаях и с милицией. Но, об этом ниже.

Напутствие.

Ребёнок может замкнуться в себе, у него исчезнут друзья, появятся проблемы в будущем – всё это последствия издевательств в школе. Но у меня дома всё было хорошо, родители любили, с сёстрами были хорошие отношения. Это помогло мне справляться со школьным негативом. Уже в институте я нашла друзей, будущего мужа и сейчас я даже благодарна, что судьба мне послала такие испытания в школьное время. Теперь я знаю как себя вести при агрессии (игнорировать), как общаться с людьми (быть вежливым и благодарить за услугу — это очень располагает к общению), разные трудности теперь легче переживаются, потому что я поняла одну вещь – всему есть конец.Создайте вашему ребёнку здоровый климат в семье

Дарите ему любовь и внимание. Тогда переживать любые трудности подросткового возраста станет легче в разы

Если вам понравилась эта статья, может она поможет другим. Поделитесь с помощью кнопок соцсетей.

Удачи в решении школьных проблем.

Совет 6

Не забывайте самого главного: ребенок должен осознавать, что может довериться вам, найти помощь, получить советы, иначе он может замкнуться в себе, развить комплексы, которые помешают ему в дальнейшей жизни

Поделитесь с ним своим опытом, расскажите о подобных случаях, которые происходили с вами или с вашими знакомыми, обратив особенное внимание на то, к какому решению пришли в сложной ситуации. Отметьте, что безвыходных положений не бывает, что часто то, что кажется «смертельным» ребенку сейчас, потом будет восприниматься как обычный эпизод школьной жизни

Говорите о достоинствах, ведь, как правило, причиненные обиды влияют на самооценку и веру в себя, свои возможности. Но старайтесь быть объективными, иначе ваша ложь только навредит. Будьте ребенку другом! Пусть он чувствует вашу поддержку, прислушивается к вашим советам. Не перекладывайте решение этой проблемы на плечи учителей, психологов, работников правоохранительных органов. Ваша задача – научить ребенка жить в коллективе, сохраняя при этом свое достоинство и считаясь с мнением других детей.

Как понять, что в школе ребенка обижают?

  • Порой детская безжалостность не имеет границ. В интернете полно жутких видеороликов, в которых дети избивают одноклассника и снимают это на видео. Издевательства в школе лишают ребенка уверенности в себе, ломают его психику и нередко представляют угрозу физическому здоровью. Все чаще в наше время мы сталкиваемся с таким понятием, как буллинг.
  • Буллинг – это систематическое намеренное давление на одного из членов коллектива. При буллинге явно прослеживается неравенство сил агрессора и жертвы. Это террор в любом виде: психологическом или физическом.
  • В силу разных причин далеко не все дети рассказывают родителям, что стали предметом «травли» в своем классе. Многие упорно отказываются говорить на данную тему. Особенно часто молчат в подобных ситуациях мальчики. Как же понять родителям, что их чадо стало объектом буллинга?


Буллинг

Есть ряд признаков, которые помогают понять что ребенка обижают в школе:

  • Нежелание идти в учебное заведение. Данное обстоятельство также может выражаться в частых опозданиях в школу и даже прогулах уроков. Это, пожалуй, один из главных признаков того, что в школе у ребенка проблемы. При этом он зачастую отказывается объяснить причины, а просто ищет любой повод, лишь бы остаться дома симулирует недомогание, ссылается на другие дела и пр.
  • Внезапное снижение успеваемости. Дети могут приносить плохие оценки не потому, что не хотят учиться, а потому что в коллективе им плохо.
  • Появившиеся заикание, нервный тик, нарушения сна и аппетита являются свидетельством подавленного эмоционального состояния малыша.


Смена настроения

Раздражительность и даже агрессивное поведение по возвращению из школы. Ребенок, который подвергается издевательствам со стороны сверстников, нередко вымещает свой негатив на домочадцах.
Вы стали замечать, что личные вещи вашего малыша испорчены: обрисованы тетради и книги, порван дневник, сломан пенал и пр.
Ребенок часто возвращается после школы в грязной и порванной одежде, с синяками и ссадинами. Это может быть подтверждением того, что его бьют

Обратите внимание, если ваш малыш при этом хвастается, что смог постоять за себя, то речь о буллинге не идет, так как в данном случае отсутствуют глубокие скрытые переживания. Но если ребенок молчит и не говорит, откуда у него синяки, это тревожный звонок для родителей.
Ребенок не рассказывает никаких интересных историй о жизни класса, не делится тем, что произошло в течение дня

У него нет друзей в классе.

Ребенок постоянно ходит грустный и подавленный, стал плаксивым и чрезвычайно обидчивым.

Какие дети чаще всего подвергаются нападкам?

В первую очередь это дети, выделяющиеся среди сверстников. Совсем не обязательно школьник, которого обижают, будет отличаться от других внешне, хотя это тоже немаловажный фактор – он может сыграть решающую роль в выборе «крайнего». Ребенок может выделяться поведением, отличным от взглядов других детей мнением на разные ситуации, особенностями характера и личности. Известно, что дети-интроверты чаще подвергаются нападкам со стороны одноклассников.

В большинстве случаев агрессоры очень хорошо чувствуют тех, кто из-за заниженной самооценки не в состоянии дать отпор. Как правило, это дети, подвергающиеся постоянной критике дома, имеющие сформированные комплексы, которые легко «считываются» окружающими.

Дети из малообеспеченной семьи, не имеющие модных гаджетов и одежды, также становятся объектами разного рода нападок.

При переводе ребенка в другую школу, где в детском коллективе уже есть сложившаяся иерархия, нередко возникает ситуация, которую можно назвать «Кто на новенького». Даже если ребенок был лидером в своей прежней школе, ему нужно заново выстраивать отношения с новыми одноклассниками.

Гиперопекаемый ребенок, которого родители всячески ограждают от «суровой действительности», столкнувшись в школе с реальной моделью жизни, нередко становится объектом для насмешек.

Нападкам со стороны преподавателя могут подвергаться дети, имеющие собственное мнение, которое отличается от авторитетной точки зрения педагога. Часто насмешкам подвержен ребенок, у родителей которого конфликт с учителем.

Почему ребенка обижают в школе?

  • Нужно отметить, что любой ребенок может иногда подвергаться насмешкам в детском коллективе. Но не каждый ученик становится объектом преследования и издевательств.
  • Чаще всего травят тех детей, которые выделяются среди сверстников, отличаются от них внешне или своим поведением, нетрадиционными взглядами.


Причин достаточно много

Причины, из-за которых ребенка в школе обижают, могут быть самыми разными:

  • Недостатки внешности (полнота, проблемы с зубами, прыщи и пр).
  • Другая национальность.
  • Дефекты дикции или физические пороки.
  • Излишняя застенчивость, неуверенность в себе или чрезмерный флегматизм.
  • Новый коллектив, особенно если в прошлом ребенок был лидером и теперь ему приходится уступать свое первенство другим детям.
  • Малообеспеченная или неблагополучная семья, из-за чего ребенок своей одеждой выделяется на общем фоне сверстников.
  • Неуравновешенная психика, когда вспыльчивый ребенок остро реагирует на шутки и сам создает конфликтные ситуации. Таких детей одноклассники часто провоцируют и ради смеха доводят до «белого каления».
  • Неблагозвучная или смешная фамилия.
  • А встречается и другая крайность, когда родители возводят своего ребенка на пьедестал, потакают всем его прихотям и внушают, что «ему все должны».
  • Придя в коллектив, такой малыш ждет от окружающих подобного поклонения, но сталкивается с совершенно иными реалиями.
  • Несоответствие ожиданий и действительности становится причиной того, что у ребенка не получается наладить нормальные отношения с одноклассниками и он становится изгоем.

Как разговаривать с учителем: алгоритм для родителей

Вести диалог можно по такому алгоритму:

  1. Оцените ситуацию из нейтральной позиции. Сухо, без эмоций изложите суть проблемы, как ее видите вы. Выскажите свою гипотезу относительно возможной причины проблемы.
  2. Расскажите о своей потребности. Предложите варианты удовлетворения потребности. Спросите, что учитель может предложить.
  3. Далее переходите к договору. Проговорите, что со своей стороны будете делать вы, родители, а что — учитель.

Сравните две стратегии ведения разговора:

  1. Обвинения и указания: «У всех, кроме двух человек, в классе двойка за контрольную! Да вы, получается, детей вообще ничему не научили! Испортили класс! К вам такой сильный класс пришел из начальной школы! Объясняйте материал лучше!».
  2. Поиск причин и сотрудничество: «Вам не кажется странным такое резкое падение успеваемости? Как вы думаете, в чем причина? Они ведь не могли настолько испортиться за одну четверть. Может быть, вы нам что-то посоветуете? Можем мы чем-то помочь со своей стороны? Очень хочется, чтобы успеваемость была на прежнем уровне».

Еще пример:

  1. «Предыдущий учитель всегда записывала домашнее задание в электронный журнал! Сейчас же, как ни зайдешь, нет задания! Это ваша обязанность — заполнять журнал!»
  2. «Знаете, мы уже привыкли, и дети привыкли, что задание всегда можно посмотреть в электронном журнале. Очень сейчас не хватает такой возможности. Что-то можно сделать, чтобы задание там регулярно появлялось?»

Если вы обратили внимание, во втором варианте фигурируют вопросы. Вопросы создают пространство диалога

Мы общаемся, мы сотрудничаем, мы проясняем ситуацию, мы вместе ищем решение. Конечно, не все вопросы обладают таким эффектом. Бывают вопросы, которые только усугубляют конфликт, приводят в тупик. Почувствуйте разницу.

Вопросы, которые выводят к решению:

  • «Интересно, почему вдруг так много двоек за эту контрольную?»
  • «Как мы можем сейчас исправить ситуацию?»
  • «Может быть, существует какое-нибудь упражнение для отработки этого навыка?»
  • «А можно еще пару примеров для прояснения?»
  • «Какой учебник вы можете порекомендовать?»

Вопросы, которые заводят в тупик:

  • «А вам не кажется, что здесь ваша вина?»
  • «И вы считаете, что вы умеете работать с детьми?»

Вопросы, которые заводят в тупик, не подразумевают поиска решения. Они подразумевают поиск виноватого. Виноватый старается защитить себя (инстинкт самосохранения), и в этот момент о другом человеке и его потребностях он думать не может. От виноватого обычно мало пользы.

Почему одни обижают других?

Наверняка вы знаете, что в природе существует такое явление, когда сильные побеждают слабых. Сильное животное (хищник) в схватке со слабым (добычей) практически всегда одерживает вверх. В человеческом мире отношения людей похожи на природные (всё-таки человек — часть природы): сильная личность главенствует над слабой. Но есть такие индивиды, которые хотят быть сильными, но им что-то для этого не хватает. Они ищут способ и находят его – начинают измываться над теми, кто их слабее по духу или просто несимпатичен. В этом корень проблемы.

По-настоящему сильная личность не будет самоутверждаться за счёт других

Поэтому крайне важно установить, является ваш ребёнок таким или узнать, не обижают ли его другие. И чем раньше это будет обнаружено, тем лучше

Обсуждайте проблемы ребенка, а не его диагноз

Не думаю, что во всех случаях правильно сообщать школе о диагнозе ребенка. Если вы уверены, что учителя разбираются в проблеме и знание диагноза позволит им лучше понять ребенка и грамотно выстроить программу помощи ему — тогда смело сообщайте. Если вы хотите разжалобить учителя или директора, воззвав к его милосердию, тогда не надо. Чем меньше вы доверяете учителю, чем меньше верите в его способность понять, что происходит с ребенком, тем меньше необходимость делиться с ним медицинскими сведениями. Последствия могут быть самыми прискорбными.

На нашем форуме были случаи, когда учителя публично объявляли ребенка ненормальным, заявляли при всем классе «что с него взять — он у невролога на учете состоит», сообщали родителям, что ребенка сначала надо вылечить, а потом в класс приводить (в отношении детей с СДВГ рекомендация абсолютно бессмысленная).

Мой собственный опыт тоже безрадостен: в тот единственный раз, когда я решила сообщить учителю ребенка диагноз (на тот момент ММД — минимальная мозговая дисфункция), учительница сочла, что это «фатальная умственная неполноценность», и ответила: «Если ваш ребенок идиот, отдайте его в школу для идиотов». А когда я заплакала, она припечатала: «Ну, если мать истеричка, откуда же ребенок нормальный будет?».

Сейчас я уже закаленная мать: я проработала мамой школьников 18 лет подряд — с того дня, когда в школу пошла старшая, до того дня, когда ее окончил младший. Сейчас я бы уже не стала плакать, а пошла бы к директору с письменным заявлением о неэтичном поведении учителя. Но далеко не каждая мать способна сохранять самообладание в такой ситуации.

Советы родителям

Но главные советы – для родителей, только они смогут разрешить ситуацию.

Несмотря на все доводы, отцы обычно учат своих детей давать сдачи физически. Это тоже полезное умение, но с ним нужно быть предельно осторожными

В большинстве случаев, если агрессивный ребенок в группе не понимает слов, не прислушивается к замечаниям воспитателя или нянечки, да и слова собственных родителей для него мало что значат, лучше обучить ребенка методу ухода из конфликта.
Обратите внимание на договор об оказании образовательных услуг (вы подписывали его при оформлении карапуза в детский сад). В нем четко обозначены нормы допустимого поведения для воспитанников

Если действия обидчика противоречат договору, обратите на это внимание воспитателя, заведующей. Это может стать основанием для руководства дошкольного учреждения расторгнуть договор с родителями неуправляемого воспитанника.

  • Никогда не стыдите своего сынишку, который пришел из садика с синяком или ссадиной. Некоторые папы и дедушки этим «грешат»: они начинают взывать к его мужскому началу («Ты же мужик! Терпи! Не ! Хватит жаловаться! Разберись сам!»). Ребенок почувствует себя очень одиноким без поддержки со стороны самых близких людей, а это никак не поспособствует воспитанию в нем мужества.
  • Чаще разговаривайте с воспитателем не о том, какой плохой Вася-Коля, а о том, как ведет себя именно ваш ребенок. Причин для издевок в детском коллективе может быть довольно много (необычная фамилия, имя вашего чада, особенности его внешности — рыжий, с веснушками, одежда, в которой вы отправляете малыша в садик и так далее). Если причина устранима, сделайте это: чудесные вязаные шорты с большими бантиками у колен, которые подарила бабушка, возможно, нравятся бабушке, но для ребенка — хуже пытки, поскольку именно из-за этих бантиков над ним смеются. Есть и дети, которые сами провоцируют других на агрессию (они ведут себя тихо, мирно, но не преминут подложить «свинью» ровеснику при удобном случае). Не забывайте работать над такими недостатками у собственного ребенка.

  • Повысить уверенность малыша в своих силах помогут занятия спортом — борьбой, единоборствами, плаванием, легкой атлетикой. Обычно малыши, которые реализуются в спорте, в детских коллективах ведут себя более уверенно, четко очерчивают свои границы и могут за себя постоять.
  • Если довелось столкнуться с родителями обидчика, не делите детей на «твоего ребенка» и «моего ребенка», проблема у вас общая: один малыш обижен, другой — обидчик. Но в конфликте всегда участвуют двое, будет хорошо, если усилия удастся объединить.

Человек, который не умеет прощать, менее успешен в жизни, часто страдает самыми разнообразными хроническими заболеваниями, вызванными именно потаенными, давними, глубокими обидами.

Если обидчик просит прощения, лучше всего простить его и больше не вспоминать плохого поступка. Так будет лучше для всех и в первую очередь для вашего чада.

О детских конфликтах и способах их преодоления рассказывает психолог в видео, представленном ниже.

Необходимые меры с чутким сердцем и холодным разумом

Не спорю, первая реакция мам подобна защите своих детёнышей волчицами: готовы порвать всех. Но не стоит с праведным гневом сразу бежать и увольнять учителей и строчить заявления в полицию. Зачастую такая спешная реакция родителей приводит к отрицательному результату – ребёнка в отместку начинают обижать ещё сильнее и злее.

Восстанавливать справедливость и отвоёвывать место под солнцем нужно с умом и юридически грамотно.

  • Что делать родителям в первую очередь? Психологи советуют вывести ребёнка на откровенный разговор! Как часто такая проблема решается путём простого объяснения, что именно неправильное поведение школьника к своим окружающим служит причиной негативного к нему отношения. И не придётся никому угрожать, никого увольнять и краснеть за своё не совсем воспитанное чадо.
  • Если ваш ребёнок настоятельно просит не вмешиваться и уверен в собственных силах, дайте ему шанс. В конце концов, вы не сможете постоянно быть для него защитой. Договоритесь с ним о том, что при малейшей угрозе он даст вам об этом знать.
  • Когда ребёнок чувствует, что сам с ситуацией не справится, находим обидчика и пытаемся поговорить, чтобы понять, можно ли исправить ситуацию. Обычно, такой «взрослой стрелки» для младших школьников бывает достаточно, они даже иногда начинают уважать своего одноклассника за таких классных родителей.
  • Иногда требуется доверительная беседа с родителями задиристого отпрыска, тоже неплохо помогает. С подростками возрастом постарше такие разговоры могут не прокатить.
  • Убедились, что «дело – не уха»? Издёвки продолжаются, а педагоги стоят в стороне и молчат? Советы юриста: пишем официальное заявление на имя директора и идём смотреть «глаза в глаза». Нередко принятые руководителем административные меры приводят к настойчивой активности классного руководителя в наведении дисциплины в классе.
  • Директор школы не готов выносить сор из избы? Берём ручку и пишем неприятную бумажку в Департамент образования. Только тут вам придётся подготовить запасный выход: скорее всего, школу придётся поменять. Да и зачем вам такое учебное заведение, в котором правит подростковое хулиганьё, а не профессиональные педагоги?

Ребенок пожаловался. Что дальше?

А бывает так, что эту мысль — нельзя жаловаться — ребенок усваивает не от родителей. Он слышит ее от сверстников или других взрослых. Имея это в виду, скажите своему ребенку, что вам он всегда может пожаловаться.

Это не значит, что ребенок вырастет безвольным и не умеющим постоять за себя. Это значит, что вы сохраните контакт с ребенком, будете в курсе того, что происходит в его жизни, сможете вовремя помочь, если не делом, то советом. Только помогать надо так, чтобы ваша помощь не оборачивалась для ребенка еще большей неприятностью.

Девочка-первоклашка. Одноклассник ее обижал. То пнет, то за косичку дернет, то портфель в грязь кинет. Учитель как-то сказала, что жаловаться нельзя. Девочка полгода терпела, потом не выдержала и пожаловалась родителям.

Папа пришел в ярость, что дочь так долго молчала. На следующий день как раз было родительское собрание. Папа вместе с дочкой пришел на родительское собрание, наорал на учительницу при всех родителях, заставил дочь перед всем классом подтвердить, что она терпела издевательства так долго, потому что учительница сказала: «Жаловаться нельзя».

Учитель в слезы: «Как вы можете! Почему вы так со мной обращаетесь?». Обиделась на других родителей, что за нее никто не вступился, никто не сделал замечания агрессивному родителю.

Девочка рыдала дома: «Я больше в школу не пойду, мне стыдно, я боюсь, что учительница будет теперь на меня злиться».

Мама в панике обращается за консультацией: «Неужели теперь придется переходить в другую школу?!».

Вопросы, которые следует задать

Существует ряд вопросов, которые можно задать детям, если есть подозрения относительного того, что их обижают в школе

Причем совершенно неважно, насколько правдиво они ответят. В большинстве случаев, дети не могут скрыть от родителей тот дискомфорт, который вызывают подобные разговоры, а это уже может быть ярко выраженным сигналом к тому, что что-то идет не так

  1. Что сегодня в школе? (наверное, самый «любимый» детьми вопрос).
  2. Что делали во время большого перерыва?
  3. Было что-то, что особенно запомнилось?
  4. Ты не делал(а) чего-то, что тебе не нравится?
  5. Есть ли урок, который не нравится?
  6. Есть ли кто-то в школе, кто тебе не нравится и почему?
  7. Ждешь завтрашнего дня, чтобы пойти в школу?

Как можно видеть, каждый из этих вопросов провоцирует ребенка на реакцию, наблюдая за которой можно с высокой долей вероятности определить наличие проблем. Кроме того, зная индивидуальные особенности своих детей, нетрудно будет составить свой список вопросов, помогающих выявить первые «тревожные звоночки».

Что делать

Безусловно, это самый главный вопрос после того, как определили, что «Да», проблема имеется и ее надо решать. Прежде всего, можно обсудить свои подозрения непосредственно с ребенком

Тут очень важно вести себя деликатно и не занимать жесткой обвиняющей позиции. Дело в том, что дети ставшие жертвой насилия со стороны других детей или, возможно, даже учителей, в первую очередь склонны винить себя в свершившихся трудностях, поэтому тут крайне важно будет со стороны родителей продемонстрировать свое дружеское отношение и готовность вникнуть, посочувствовать и найти вместе выход из создавшегося положения

Немаловажным фактором будет спокойное отношение взрослого. Обычно родители, когда узнают, что по отношению к их ребенку кто-то поступил несправедливо, склонны вспылить, а делать этого не стоит. Конечно, нельзя вести себя пассивно и нужно показать, что все рассказанное нашло отклик, но, ни в коем случае не следует «срываться». Вполне достаточным будет показать ребенку, что папа и мама на его стороне, и всегда готовы оказать необходимую поддержку.

Самозащита ребенка

Взрослые не всегда рядом. Ребенок способен защититься и защитить себя от хулиганов сам. Не нужно обладать огромной физической силой или владеть искусством витиеватой речи. Нужно иметь внутренний твёрдый настрой не поддеваться на провокацию и предпринять несколько простых мер.

  • С самого начала знакомства с коллективом, не задирай других, но и не унижай себя. Рассказывай про себя простые факты, но не выкладывай лишнюю информацию. Например, не говори про зарплату родителей, про наличие карманных денег и своих умственных способностях.
  • Не бери в школу дорогие вещи и много денег. Возьми сколько необходимо на обед или проезд.
  • Не хвастайся. Не хвастайся новыми вещами, недавней поездкой или крутым подарком. Некоторые моменты твой жизни вообще не нужно знать другим.
  • Имей чувство юмора. Иногда умение посмеяться над собой и ситуацией разряжает обстановку и помогает избежать ссоры
  • Ходи светлыми и людными улицами. Избегай темных переулков и глухих мест
  • Если видишь опасность, продумай план отступления. Лучше быстро убежать, чем пострадать, ведь силы не равные.
  • Контролируй свою онлайн — жизнь. Подумай о своём контенте, убери возможность оставлять комментарии под твоими фото.
  • Не выкладывай свои сомнительные фотографии
  • Следи за внешним видом. Регулярно мойся, чисти зубы и меняй грязную одежду.
  • Говори взрослым про буллинг. Сказать о проблеме — это первый шаг. Не бойся прослыть ябедой. Иногда вмешательство взрослых быстро помогает решить проблему.
  • Общайся с хорошими людьми. Хорошие друзья способствуют здоровой самооценке и служат поддержкой. Они могут быть разного возраста и происхождения, отличаться по интересам.

  • Держись своих высоких нравственных норм. Хулиганы проверяют «жертву» на слабость. Если не поддаться, то задира со временем отступит и даже начнёт уважать тебя.
  • Работай над собой. Развивай уравновешенный взгляд на себя. Замечай свои плюсы.работай над минусами, но не занимайся самобичеванием.

Итак, детские коллективы могут быть дружными! Правильные отношения между учителями и детьми, а также их родителями поможет сохранить о школьных годах тёплые воспоминания!

Как помочь ребенку прекратить буллинг

Если родитель заподозрил, что ребенка буллят, он должен отнестись к этому со всей серьезностью и не откладывать решение проблемы. С буллингом ребенок не может справиться сам, поэтому ожидать, что все решится само собой, точно не стоит.

Первый этап — после того как вы наладили с ребенком контакт и проговорили ситуацию, похвалите его за открытость и поддержите, дайте понять, что вы рядом и готовы прийти на помощь.

При этом не давайте нереалистичных обещаний. Не надо говорить, что вы оставите все в секрете и никому ничего не скажете. Или что быстро во всем разберетесь, и с завтрашнего дня буллинг прекратится. Решение этой ситуации — долгий и сложный процесс.

Дальнейший план действий нужно обсудить и согласовать с вашим ребенком, не стоит отодвигать его в сторону и говорить: «Все, дальше я сам». Ребенок должен чувствовать, что теперь он тоже влияет на происходящее. Буллинг — это, безусловно, негативная ситуация, но вы можете показать способы выхода из нее. В конечном итоге, когда ситуация с буллингом будет закончена, ваш ребенок получит положительный опыт решения трудных жизненных ситуаций.

При этом помните, что вы боретесь не с самим обидчиком, а с ситуацией.

Второй этап — обсудите происходящее сначала с классным руководителем, а потом и со школьным психологом, возможно, понадобится поговорить с другими учителями. Выясните, знают ли они о ситуации, как она выглядит с их точки зрения, как они ее оценивают, что они уже предприняли или что собираются сделать для решения вопроса. Буллинг — это проблема группы, коллектива, и решить ее на расстоянии, без участия педагогов, невозможно. Поэтому план действий должен быть совместным.

Если на этом уровне проблема не решается, надо связываться с администрацией учебного заведения. Все факты общения с администрацией нужно сохранять в письменном виде, собирать доказательства на случай, если вопрос не будет решаться и на этом уровне.
 

Третий этап — пообщайтесь с родителями обидчика

Важно понимать, что этот разговор должен состояться лично, без свидетелей, на холодную голову и без эмоций. Подготовьтесь к тому, что родители обидчика скорее всего воспримут информацию «в штыки»

Важно показать, что вы хотите разобраться с проблемой, а не мстить самому обидчику. При этом дайте понять, что вы всерьез настроены решить проблему, и если родители не готовы идти на контакт, не бросите все на самотек.

Если разговоры не помогают, обращайтесь в вышестоящие организации и в правоохранительные органы

Для этого родителям важно собирать доказательную базу: письма, следы физического насилия, скриншоты переписки и т.д. — все это пригодится, если дело не будет двигаться с места

Конечно, есть еще и вариант перевода ребенка в другую школу, если ситуация заходит в тупик, но нет гарантий при этом, что проблема не повторится.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: