Про естественное и осознанное родительство

Причины эмоциональной незрелости

Согласно исследованиям психиатров-клиницистиков М. Малер, А. Бергман и Ф.Пайна, изложенным в их книге «Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуализация» (2011), физическое рождение человека и его психологическое появление во времени не совпадают. Физическое рождение и развитие, в отличие от психологического, визуально наблюдаемо и четко очерчено во временных границах. А становление личности – процесс неосязаемый, разворачивающийся медленно и по индивидуальному пути.

По мнению авторов книги, психологическое рождение зависит от успешности и своевременности сепарации-индивидуализации. Этот процесс подразумевает формирование отношений личности с окружающим миром на основе приобретенного опыта, ощущения своей полноценности и независимости. Сепарация представляет собой своевременное психологическое отделение от матери. Индивидуализация же дает малышу ощущение своей уникальности и значимости. Эти ощущения в комплексе влияют на дальнейший жизненный сценарий. Эмоциональная незрелость возникает в случае, если на каком-то из этапов процесс отделения не осуществился.

Яркий пример – поколение детей, воспитанное в условиях авторитарного режима. Практика сурового воспитания была распространена повсеместно в мире вплоть до появления в 40-х годах подхода доктора Бенджамина Спока. В своей книге «Ребенок и уход за ним» Спок призывал родителей и педагогов в процессе воспитания учитывать значимость чувств ребенка и подчеркивал, что его личность формируется с первых дней жизни. Взгляды Спока получили признание в мире постепенно. В СССР о его книге впервые услышали лишь в 70-х. Но и тогда достать ее, а уж тем более внедрить эти знания на практике, было практически невозможно. Старая же система не ставила целью сформировать в человеке личность с уникальными индивидуальными качествами. Поощрялись покорность, безусловноедоверие к системе, стандартный уровень мышления. Такой человек в будущем, словно типовой винтик, вставлялся в часть огромного механизма и функционировал, выполняя заложенную в него программу. Таким образом, ответственность за мысли, поступки, а также их последствия по большей части нес не он, а система, закладывающая в него эту программу.

Отпечаток «железной» идеологии на уровне бессознательного оказался настолько глубоким, что ее принципы распространились на все области межличностных отношений. Народ с суровым и тяжелым прошлым воспевал мужественность, выдержку, терпение, трудолюбие. В этом контексте любовь, нежность и другие душевные порывы трактовались как проявление слабости, что было недопустимо в рамках жестких дисциплинарных норм. Дети того времени не были избалованы родительской любовью. Она сводилась к элементарным жизненным необходимостям: накормить, одеть, дать образование, воспитать во всех отношениях нравственную личность, за которую не будет стыдно перед обществом. При этом дети психологически оставались привязаны к родителям, а привязанность эта базировалась на тягостном чувстве долга. Таким образом, в масштабе нескольких поколений произошел сильный перекос. Сепарация-индивидуализация, как естественный процесс становления, затормаживалась, а иногда не происходила вовсе. Если прибавить сюда привитую эмоциональную холодность, получим психологически незрелого человека, не способного давать и получать любовь в ее исконном виде.

Основные принципы естественного родительства

Многие думают, что естественное родительство – это путь самопожертвования и отказа от удобства. Но на самом деле это наиболее простой и удобный стиль жизни для семьи, где появился новорожденный. Оно больше всего подходит… ленивым родителям.

1) Быть вместе с рождения

Лучший старт – это когда мама и малыш оказываются вместе сразу после родов. Тогда у мамы включается естественный механизм «настройки» на малыша – она чувствует потребность заботиться о нем и интуитивно считывает его сигналы

Для многих сторонников этого подхода важно, чтобы роды проходили в максимально естественной обстановке, по возможности без лишних медицинских вмешательств

2) Кормить грудью по требованию

Это важный способ настройки мамы на него и его потребности. Когда женщина кормит, вырабатываются пролактин и окситоцин – гормоны материнства, включающие чувство привязанности к младенцу на биохимическом уровне.

3) Носить ребенка на себе

Дети, которых носят на себе, спокойнее, чем те, кого оставляют в одиночестве, так как постоянно чувствуют тепло тела и слышат стук сердца мамы или папы. Они меньше тревожатся и плачут.

4) Спать рядом или вместе

Брать ребенка в свою постель – можно! Особенно это важно для тех семей, кому достался беспокойный малыш, который часто плачет – для них это может оказаться единственным способом высыпаться. К тому же современные статистические данные доказывают, что большинство случаев синдрома внезапной смерти новорожденных происходит, когда ребенок спит отдельно

Есть и другие вещи, популярные среди некоторых родителей-естественников: кто-то не отдает детей в сад и школу, выбирая семейное воспитание и обучение, кто-то отказывается от прививок, а кто-то и вовсе уезжает из города в деревню или в экопоселение, считая, что если уж применять на практике принципы естественного родительства, то в естественной среде, а не в нервной атмосфере мегаполиса.

Я думаю о том, что:

Если в советском воспитании, «по Споку», в отношениях родитель-ребенок, акцент был смещен в сторону родителя и его интересов, и таким образом, наблюдалось нарушение границ ребенка (в том плане, что его потребности отодвигались в угоду интересам родителей), то в ЕР часто происходит с точностью до наоборот.Когда в паре родитель-ребенок централизуется ребенок, и его интересы становятся приоритетными зачастую в ущерб потребностей родителя, то есть нарушаются границы родителя.

И то, и другое кажется мне нездоровым. Поясню. Если мама целый день занимается только обслуживанием и удовлетворением интересов детей, то получается, ее самой как бы и не существует. Нездорово это, когда все члены семьи, уставшие, голодные и т. д. ждут на площадке одного малыша, готового до бесконечности изучать листики под ногами. Также мы вспомнили о крючке, который нас цепляет — это установка, что у ребенка должно быть ощущение «мама есть», ведь иначе не сформируется базовое доверие к миру.

Однако я считаю, что ощущение «мама есть» формируется не только и не столько оттого, что мама есть физически все время рядом и на все откликается. Хоумскулинг, одним из преимуществ которого является то, что дети растут именно в семье, а не под влиянием чужих дядек и тетек, может быть не менее проигрышным, чем мама, уходящая от детей на работу на пять дней в неделю.

В первом случае эмоциональное выгорание мамы наступает значительно быстрее. Простите, но вокруг меня уже столько мам, которые устали от детей, и находятся в глубокой хронической депрессии от непринадлежности себе. Это некий фон если и не отсутствующей мамы, то мамы, отсиживающий срок в ожидании «полноправного» отсутствия, а это энергетически ничем не отличается от первого, и детьми считывается. Я думаю о том, что мама, видящаяся с детьми только на выходных и в будни по вечерам может находиться с детьми в куда большем контакте и осознанности, чем мама, которая механически целый день читает книги, кивает и смотрит в глаза, разговаривая с ребенком, разрешает конфликты и т. д.

В моей семье существуют такие слова, как «Рой, я устала от тебя» или «Юр, отвали» или «Ты меня раздражаешь». И я знаю, они внешне без контекста звучат как отвергающие и ужас-ужас, но насколько же я ЗНАЮ, что мои дети ни на грамм не перестают чувствовать себя любимыми мной глобально, всегда. И что только в данный момент времени я устала от них, и что это нормально — уставать от контакта, от любого контакта с любым человеком, пусть это даже божественная любовь к самому близкому человеку на свете. И они видят меня живой, человеком, отдельным от них

Это важно. Это называется сепарация

Мне кажется, что доверие миру возникает не там, где ты для ребенка весь мир, и оно равнозначно доверительным отношениям с мамой, хоть и это тоже, но НЕ ТОЛЬКО это.

Еще важный момент, как сказала Катя, когда мама доверяет ребенку его столкновение с миром и его реалиями, и верит в него, что он справится и транслирует, что миру можно доверять.Я думаю, что если мама боится за ребенка, например, отлучить от груди, потому что он не справится с этим, ребенок не справится с этим, потому что мама боится. То есть она позиционирует ему эту ситуацию как опасную, тревожную, разъединяющую.

Но если она сама будет убеждена, что их связь и ее поддержка ему шире, то в адекватном для этого возрасте ребенок абсолютно к этому готов. (Избегая вопросов, я считаю, что ребенок с трех лет однозначно готов к отлучению, если у кого-то в паре возникает такая необходимость). Слинги, совместный сон, ношение на руках — это все совершенно прекрасно, но может не означать абсолютно ничего, если не имеет соответствующего наполнения.  А соски, кроватки, ясли — это ужас-ужас, которого, на самом деле не будет, потому что будет другое, наиболее ценное — ЛЮБОВЬ.

Носить легко

Первый постулат, который должна знать любая будущая мама, гласит: беременность – не болезнь. С этим, пожалуй, согласится почти каждый. Однако сторонники естественного родительства развивают свои идеи дальше.

Как же ведут себя в ожидании ребёнка «естественные» мамы?

  • не считают беременность основанием для изменения образа жизни;
  • стараются поменьше посещать врачей, а то и вовсе не встают на учёт в женской консультации;
  • УЗИ и другие исследования считают «противоестественными», а потому не нужными.

Мнение специалистов

Отказ от большинства исследований нередко чреват серьёзными последствиями. Да, размер плода и его положение в матке опытный акушер может определить и не прибегая к помощи УЗИ. Но вот как быть с положением плаценты, обвитием пуповиной и другими факторами, способными осложнить роды и навредить как малышу, так и маме?

Что такое эмоциональная незрелость и как она проявляется?

Состояние, которое в народе определяется, как «вечный ребенок» чаще воспринимается в положительном контексте. Однако у него есть темная сторона, которая открывается не всем и не сразу. Эмоциональная незрелость физически взрослого человека – это состояние, для которого характерны специфический «детский» образ мышления и реакций на проблемы, обусловленный неготовностью брать ответственность за их решение. Психологическая незрелость наряду с инфантилизмом составляют проблему, как для самого человека (вечная неудовлетворенность жизнью), так и для его близких. Особенно от такого поведения страдают дети. Как это выражается? Представители поколения 30+ нередко отмечают, что у их пожилых родителей со временем усугубляются такие черты, как:

  • капризность – им невозможность угодить;
  • обидчивость, требование постоянного внимания;
  • манипулирование чувством долга и вины;
  • нежелание признать свою непогрешимость;
  • безразличие к успехам ребенка;
  • нарушение личных границ;
  • непринятие образа жизни и мышления ребенка;
  • отсутствие уважения, критика;
  • унижения и агрессия;
  • эмоциональная и физическая отстраненность.

В семьях людей, не готовых взрослеть, происходит подмена социальных ролей. Эмоционально незрелый человек проецирует на своего ребенка образ собственного родителя и всячески пытается компенсировать нехватку тех эмоций, которые не получил в детстве. Он не заботится, а ждет заботы, не понимает, а ждет понимания, не помогает, а ждет помощи. Но все эти потребности ребенок утолить не может, даже если старается. Все потому, что на его плечи падает невыполнимая противоестественная задача – стать родителем своему родителю. Повзрослевшие дети эмоционально незрелых родителей часто сетуют на украденное детство, отсутствие душевной связи и базового чувства защищенности.

Культ «духовности».

Духовный аспект — ведущий в концепции  «Естественного родительства»,— изначально основанный на верованиях американских индейцев-аборигенов, адаптировали под нашу ментальность. На всякий случай, «одухотворены» все и вся:  акушерки, семья, здоровье, пространство, жизнь, творчество, развитие…   Категориями «Дух», «Бог», «Имя», «Свет» эзотерическая традиция транслирует связь с русской метафизикой. Духовная «всеядность», попытки совместить несовместимое (христианство с язычеством),  самым явным образом обнаруживают признаки сознания Нью Эйдж.

Стремление к духовному и личностному росту: восхождение на более высокий уровень бытия, увеличение силы и диапазона способностей, подразумевающих «изменение сознания» при помощи духовных практик, психотехник, эзотерических опытов, и даже «молитв», — чисто магического свойства. Ну а глобальный выход из всеобщего духовного кризиса скрыт в «неошаманизме»: «возрождении традиций, древних обычаев, обрядов, устного эпического творчества народа, молитв и призывании имен родовых духов, вхождения в измененное сознание»… 

Корень зла: во всем сознательном.

Вот только прийти в «сознание» гораздо сложнее, чем выйти из него.

Культ «психологии».

Тренингов, «практик», «техник».. Психотренинги без правил психологической этики — «психокульты», — один из самых мощных факторов нравственной  дезориентации человека в русле Нью Эйдж. «Практики, развивающие культуру семьи в активных родительских сообществах разнообразны по содержанию и по мировоззренческим установкам. Где-то — погруженность в усиленное «раннее интеллектуальное развитие», где-то — увлечение эзотерическими практиками рождения и воспитания «нью-эйджевсого», неоязыческого толка, а где-то — реконструкция ценностей и смыслов традиционных основ культуры семьи, этнокультурного и религиозного воспитания. При всех различиях, все они способны поддерживать и развивать культуру родительства..» Т.е. сами лидеры движения  подтверждают, что:

Стремление к родительской «культуре» оправдывается любыми средствами — будь то религиозные (лучше добавить приставку «псевдо») или языческие практики. Все они ведут «куда НЕ следует», но очень «культурно».

Корень зла: обходиться без «психологической поддержки».

Основные качества ответственных родителей

В ежедневном воспитании детей папы и мамы должны использовать следующие ключевые компоненты:

Коммуникативный. Родителям необходимо регулярно общаться со своим чадом, находясь в курсе его предпочтений и интересов. Ответственные папы и мамы всегда готовы делить с ребенком его увлечения, влияя на них и корректируя при необходимости в разумных пределах. Эмоциональный. При контакте с ребенком родители должны сопереживать ему. Выслушивая важные для сына или дочери темы, мамам и папам необходимо выступать в роли помощников или советчиков. При эмоциональном взаимодействии должна наступить ответная реакция ребенка. Он непременно откроется родителю, поведав о своих переживаниях и обсудив с ним имеющиеся проблемы. Нормативный. Это элемент социально-ответственного родительства. Для чего он нужен? Для полноценной социализации растущего человека с одновременным усвоением им правил и норм, принятых в обществе. В данном направлении родитель должен стать для ребенка экспертом, ведь взрослый человек обладает необходимым опытом взаимодействия с различными социальными институтами, которого нет у его сына или дочери. Папы и мамы в этом случае должны стать примером для подражания. Охранительный. Одна из важнейших задач любого родителя состоит в сохранении и дальнейшем укреплении здоровья ребенка и его жизни. Это ответственная задача, учитывая тот момент, что забота о детях в стране, в частности, здравоохранение все в большей степени становятся платными. Экономический. Для родителей, принадлежащих к бедным и околобедным слоям, материальное обеспечение детей нередко становится проблемой, заслоняющей собой все остальные, ведь ребенок должен быть достойно одет и располагать карманными деньгами. В некоторых случаях мамы и папы стремятся оплатить обучение, которое в нашей стране все чаще организуется на платной основе. Духовный

В существующих условиях постоянной смены в обществе ценностных ориентиров важно привить ребенку умение осваивать базовые жизненные ценности, которые приоритетны для любого социума. Сюда входят семья и здоровье, жизнь и культура народа

Порой передача базовых ценностей становится самой сложной проблемой. Ведь на ребенка, даже еще находящегося в семье, оказывают влияние мощные информационно-ценностные потоки, которые далеко не всегда согласуются с наставлениями родителей. Сюда можно отнести воздействие телевизионной рекламы, Интернета, групп сверстников и прочих агентов социализации. Исходя из мирового опыта становится понятным, что воспроизводство всех базовых ценностей в любой стране можно сделать процессом управляемым. Однако произойдет это только в том случае, когда само общество будет заинтересовано в сохранении духовного наследия своего народа.

Хиппи, нью-эйдж и первобытные племена

Не случайно идеи естественного родительства появились в США и Европе в 1970-х и были связаны с движением хиппи и идеологией нью-эйдж (new age – буквально «новая эра» − совокупность духовных течений второй половины ХХ века, для которых важен был «холистический», т. е. цельный подход к физическому и душевному здоровью человека). Именно повзрослевшие «дети цветов», став мамами и папами, отказывались и в этой области подчиняться государственной системе и авторитарным профессионалам.

Немалую роль сыграли работы антропологов, этнографов и просто любопытных путешественников, которые не поленились отправиться в далекие края, где еще остались примитивные племена, сохранившие первобытную культуру и жизненный уклад. Так, в начале 1970-х американка Жан Ледлофф прожила два года в джунглях Венесуэлы вместе с племенем индейцев екуана. Они живут очень просто и даже бедно, им приходится много работать (причем орудия труда у них крайне примитивные), но они всегда счастливы и веселы.

У екуана не было ни власти, ни преступников. Они всегда вели себя естественно и непринужденно и уважали свободу каждого. Ледлофф пришла к выводу, что счастье, спокойствие и доверие к миру вырастают из того, как екуана обращаются с детьми с самого рождения. Родившись, младенец сразу оказывается с матерью. Весь первый год жизни она постоянно носит его на себе и как будто даже не занимается им специально – она делает свои дела, просто давая ребенку грудь, если он просит. Свои наблюдения Ледлофф описала в книге «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности», еще 30 лет назад ставшей в США настоящей библией естественного родительства.

Движение набирало популярность: в 1976 году в США был основан первый журнал о естественном родительстве «Mothering» («Материнство»). Поначалу его создатели казались кучкой маргиналов, но очень быстро они стали законодателями моды

Как рассказывает Пегги О’Мара (Peggy O’Mara), все эти годы остающаяся главным редактором «Mothering», «они так хорошо «посеяли» в нашу культуру принципы естественного образа жизни, что сейчас все молодые родители по крайней мере в курсе этих идей и принимают их во внимание, даже если выбирают другой подход»

Принципы естественного родительства

Только что родившийся человек имеет не только физиологические потребности, но и огромные задатки и ресурсы. Природа постаралась и заложила в него безграничную любовь и огромное доверие к миру. Конечно, жизнь на нашей планете не слишком похожа на райский сад, но это не означает, что родители должны переложить на себя все заботы о развитии малыша, тем самым, исключив его собственные ресурсы приспособления.

  1. Первый принцип этой методики предполагает роды в домашних условиях или в условиях роддома, но без медикаментозного вмешательства. Роды в медицинских учреждениях должны быть максимально приближены к естественным. Никаких гинекологов, только акушерская помощь в редких случаях. Очень часто роды в таких семьях воспринимаются как семейное событие, но не медицинское. После рождения ребенок и мать неразлучны.
  2. Грудное вскармливание не менее 2 лет. Желательно, чтобы малыш сам отлучился от груди. Последователи данной практики очень важным считают тактильный контакт ребенка с матерью. Никаких бутылочек, сосок, пустышек!  Прикорм вводится после шести месяцев или с появлением первого зуба. Основным питанием малыша до года является грудное молоко. В прикорм входят продукты, которые едят родители, никаких покупных протертых пюре. Обычный семейный стол. Кормление осуществляется по требованию ребенка. Режим питания не имеет ничего общего с данной методикой. Малыш ест сколько хочет и тогда, когда хочет.
  3. Последователи данной методики ратуют за естественную гигиену ребенка. Они полностью отказываются от памперсов и всевозможных подгузников. Родители отслеживают желание ребенка и высаживают его над тазиком или над горшочком. Они не купают ребенка в кипяченой воде, не моют соски перед каждым кормлением и не проглаживают пеленки,
  4. Сторонники этого метода настаивают на пользе совместного сна малыша с мамой или с обоими родителями. Как показывает медицинская статистика, при совместном сне ребенка с родителями в разы снижает риск возникновения СВДС — болезни непредсказуемой и малоизученной.
  5. Естественное родительство предполагает ношение ребенка на руках и в слинге. Слинг – специальное приспособление для переноски детей. Чаще всего – тканевое.
  6. Малыши дома длительное время могут находиться абсолютно голенькими, таким образом, они закаливаются. Родители не должны кутать ребенка, выходя на улицу в любую погоду. На них должно быть надето на одну кофточку меньше, чем на маме. И это вполне закономерно, ведь мамина терморегуляция уже «испорчена». Родители активно занимаются закаливанием малыша, делают ему массаж, часто выкладывают его на животик, а с полутора месяцев уже катают на санках. Шведские стенки, турники и кольца есть в каждой семье, занимающейся естественным воспитанием.
  7. Приверженцы данного метода очень консервативно относятся к всевозможным прививкам и фармакологическим препаратам. Однако сразу хотим отметить, что в естественном родительстве существует довольно большой разброс во мнениях. Стоит ли приобретать коляску или носить ребенка только на спине, делать ли вакцинацию или написать отказ, полностью исключить медицинскую помощь или в случае необходимости пользоваться услугами врачей — каждая семья решает сама.
  8. Сторонники данного метода держат ребенка на руках, сколько он захочет. Возможно и целый день!  Они убеждены, что выражение «ты приучаешь его к рукам» — звучит очень забавно, так как мама девять месяцев до родов носила малыша в себе и особых неудобств при этом не испытывала. Им было хорошо вместе! Так почему же сейчас одному из них должно быть одиноко и страшно? Малышу рано или поздно захочется почувствовать свободу. Действительно, вряд ли пятнадцатилетнему подростку захочется полежать у мамы на ручках!

Многие родители, которые придерживались метода естественного родительства, были бесконечно удивлены — оказывается и с грудным ребенком можно прекрасно высыпаться. Неужели эта методика настолько безупречна? Ведь наши бабушки и мамы воспитывали нас совершенно по-другому: кормили строго по режиму, укладывали спать отдельно, постепенно вводили жидкий прикорм и, конечно же, старательно отучали «от катания на ручках». Кто же прав – приверженцы классического воспитания или естественного родительства? Попробуем разобраться.

Преимущества системы Спока

Новые исследования, подтвержденные наукой и родительским опытом, показали, что метода воспитания, изложенная доктором Споком, несла не только пользу, но и вред. Сначала о положительных аспектах.

Грудное вскармливание

В книге содержится много полезной информации о том, как правильно прикладывать малыша к груди, организовать режим питания, сбалансировать рацион матери, дабы младенец получал от молока максимум пользы. Кроме того, Спок дает кормящим матерям советы, как реагировать на критику вскармливания, предлагая в качестве ответов научно обоснованные аргументы.

Практичные рекомендации на все случаи

Успех книги во многом обусловлен правильностью и грамотностью подачи. Она давала молодым женщинам важные ориентиры и вселяла в них уверенность в том, что они все делают правильно и во благо своего дитя. Педиатр говорил о родительстве не как о тяжком труде и рабстве, а как о радостном и увлекательном процессе. В подтверждение своих слов Спок делился с матерями советами, которые действительно работают и значительно упрощают процесс ухода за ребенком.

Концепция здоровых взаимоотношений в семье

Любое воспитание начинается со стартовых условий и напрямую зависит от их качества. В данном контексте этими условиями является атмосфера, в которой воспитывается и растет ребенок. Взаимоотношения родителей, эмпатия, уровень культуры, эмоционального интеллекта, вовлеченности в жизнь малыша. Все эти составляющие являются той базой, от которой он оттолкнется, начав путь во взрослую жизнь

Спок подчеркивал важность здоровых отношений между всеми членами семьи и сомневаться в этом не приходится

Жить «экологично»

«Естественные» родители обычно являются последовательными сторонниками бережного отношения к окружающей среде.

Для этого они

  • нередко переезжают подальше от больших городов;
  • строят дома из экологически чистых природных материалов;
  • отказываются от привычной нам бытовой химии, используя мыльный орех, соду, горчицу и другие натуральные средства;
  • покупают продукты без химических добавок или выращивают их сами;
  • отдают предпочтение самодельным игрушкам или уменьшенным, но вполне функциональным копиям «взрослых» вещей: инструментам, маленьким швабрам, гладильным доскам и т.д.  (в этом «естественники» близки к идеям знаменитой М. Монтессори).

Мнение специалистов

Вполне понятное и заслуживающее уважения стремление беречь природу и быть ближе к ней в последние годы находит отклик у многих. Если люди готовы отказаться от привычного комфорта ради своих принципов – это их право

Однако важно не забывать и о правах детей, например, о праве на образование, получить которое вдали от цивилизации довольно затруднительно, ведь не все родители в состоянии сами дать детям необходимые знания, а школы есть далеко не везде

Культ «опасности» «непросвещенной» окружающей среды.

Она неэкологична, бездуховна, враждебна.

Стремление к ограничению социализации: домашнее воспитание ребенка, сведение общения матери к группе «просвещенных»: есть даже сайт, позволяющий по карте найти ближайшую к тебе «естественницу». Расширение круга общения, в основном, с «просветительскими» целями. «Центр» берет на себя необходимую «изоляцию» и «защиту»: все «развивающие» и досуговые функции — коллективные занятия с грудного возраста, поездки, выездные практикумы, — свободного времени оставаться не должно.  «Био-мания» во всем:  продуктах, одежде, игрушках, бытовой химии. Список «естественных» производителей настойчиво прилагается. Отказ от телевизора, но не с нравственно-греховной точки зрения, не ради спасения от страстей, а как прерывание потока негативной информации в пользу создания идеальной домашней атмосферы.

Корень зла:  в человеческих отношениях с миром и людьми.

Что такое ответственное родительство

В обществе существует мнение о том, что с ребенком обязательно надо дружить. Таким образом, понятие родительской ответственности часто подменяется понятиями доброго отношения, заботы и расположения к ребенку – это, несомненно, важные компоненты родительства, но недостаточные.

По мнению специалистов, ответственный родитель, в первую очередь, – зрелый человек, способный отвечать за свои поступки и за свою жизнь, ведь, если этого нет в отношении самого себя, как можно говорить об ответственности за маленького человека? Являясь зрелой личностью, человек в состоянии обеспечить себя работой, жильем и создать благоприятные условия для развития ребенка.

Итак, ответственное родительство это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания:

  1. Коммуникативная сторона – это регулярное общение с ребенком. В условиях современного мира, полного опасностей и соблазнов, родитель должен быть всегда в курсе того, что происходит в жизни ребенка – его интересов и предпочтений, по возможности разделять их и иметь на него влияние.
  2. Эмоциональная сторона – родитель должен быть готов не просто слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика, вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать проблемы и делиться своими переживаниями.

  1. Экономическая сторона – сейчас даже обучение в государственных образовательных структурах становится все более затратным. Поэтому родитель должен иметь возможность оплачивать обучение ребенка, обеспечить его необходимой одеждой, желательно, карманными деньгами.
  2. Охранительная сторона – сохранение и укрепление здоровья ребенка, что в условиях современного российского общества становится очень актуальным и полностью ложится на плечи родителей;

Нормативная сторона – родителю необходимо выступать в роли эксперта, обладающего опытом общения с социальными институтами. Это означает, что ребенка надо учить следовать правилам, установленным обществом, в котором он живет.

Духовная сторона – способность привить ребенку базовые жизненные ценности, такие как семья, культура. Родители должны научить ребенка ценить свои жизнь и здоровье. Дети, как известно, сильно подвержены влиянию сверстников, информационных ресурсов и окружающих взрослых, будь то положительный или негативный опыт

Поэтому в детском возрасте особенно важно наличие рядом взрослых, которые хранят духовное наследие и в состоянии передавать его своим потомкам. Ведь, не имея собственного мнения и понятия о том, что есть зло, а что добро, не умея самостоятельно анализировать ситуацию и принимать решения, ребенок легко может стать объектом манипуляции

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: