Зависть: первые проявления
Первые признаки возникновения чувства зависти можно заметить у детей примерно с 3 лет. Чем младше ребенок, тем более предметный характер носит зависть. Играя в песочнице, малыш хочет заполучить именно такую машинку, как у Пети, или точно такую же куклу, как у Насти. Его собственные игрушки при этом летят в сторону. Ребенок еще не умеет ни бороться со своими чувствами, ни скрывать их. Его воля, моральные чувства и социальный опыт пока недостаточно развиты. Поэтому кроха распространяет свои желания на все, что видит. Не надо его за это ругать. Но и потакать всем желаниям малыша тоже нельзя. Купите игрушку, если есть возможность. Но не нужно покупать крохе все, что ему хочется иметь
Переключите внимание ребенка на те игрушки, которые есть у него. Покажите, что весело играть можно и сними
Вместе придумайте интересное занятие, и малыш отвлечется от чужой игрушки.
Гномик.ру рекомендует компанию Холод Групп
Сервисный центр по ремонту холодильников Атлант
Профессионально и оперативно ремонтируем холодильники Атлант + любые другие производители. Опыт более 5 лет. Бесплатный выезд мастера и диагностика! Все услуги по ремонту и обслуживанию холодильного оборудования.Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%
Работаем по Москве и области. Подробнее по районам обслуживания.
Звоните: +7 (495) 222-13-94
Почему возникает зависть?
Далеко не все люди склонны завидовать. Уверенные в себе личности не подвержены зависти, а чужие успехи их только мотивируют. Но если человек в себе сомневается, возникает вероятность, что он испытает это разрушительное чувство при виде чужих достижений. Таким образом, основная причина возникновения зависти – это неуверенность в собственных силах.
Чаще всего зависть возникает по таким причинам как:
- Отсутствие материального достатка и осознание того, что нет возможности повысить своё благополучие;
- Низкая самооценка, неудовлетворенность текущими жизненными успехами, отсутствие достижений в личной жизни и карьере;
- Самообман, непонимание причин собственных неудач;
- Эмоциональный голод, неудовлетворенность отношениями;
- Жадность, стремление получить максимум благ, не прикладывая усилий.
Чтобы избавиться от зависти, необходимо понять, что именно послужило причиной этого разрушительного чувства. Не обязательно это что-то из приведенного выше списка. Но практически всегда истинная причина зависти связана с низкой самооценкой или негативным жизненным опытом.
Когда человек не справляется с задачей, он делает вывод, что столкнулся с несправедливостью: он старался, прикладывал усилия, но ничего не получил взамен. При этом он видит успех другого человека, но совершенно не представляет, сколько тот работал ради результата. Поэтому ему кажется, что второму человеку просто повезло.
В результате у него возникает целый комплекс неприятных эмоций. Собственную слабость он оправдывает вопиющей несправедливостью. А по отношению к более успешному человеку он испытывает только злость, думая, что тот поступил нечестно, смухлевал или получил подарок от судьбы.
Ну что же, друзья, теперь мы готовы перейти к главному.
Как помочь ребенку справиться с завистью?
Лучший пример – личный. Дети практически всегда копируют поведение родителей, поэтому если вы сами часто в негативном ключе обсуждаете приобретения своих знакомых, критикуете окружающих и постоянно сравниваете их, не удивляйтесь, что ваше чадо превращается в завистника. Сколько бы вы ни говорили ему о том, что это негативное и разрушающее чувство, пока вы сами не перестанете завидовать другим – не перестанет этого делать и ваш ребенок.
Помогите ребенку раскрыть его личный потенциал. Если ребенок будет занят каким-либо делом, то времени для зависти просто не останется.
На примере отрицательных персонажей из книг или мультфильмов покажите малышу, к чему приводит зависть. Такие герои обычно лезут в чужую жизнь, разрушают чье-то счастье только из-за этого чувства, с которым непросто справиться.
Развивайте в ребенке ощущение уверенности в себе, хвалите его, называйте все его положительные стороны, тогда и он позитивно будет относиться к окружающим. А отсутствие каких-то вещей для него не будет тяжелым испытанием, он будет счастлив от того, что его любят.
Чтобы не развить в ребенке чувство зависти, ознакомьтесь с тем, что никогда не стоит делать:
-
Сравнивать ребенка с другими детьми. Такое сравнение приводит лишь к тому, что малыш начинает жить с постоянной оглядкой на других, а иногда и шантажировать родителей.
-
Создавать культ вещей. Многие родители, видя, что у другого ребенка появилась новая машинка, сразу же стремятся купить своему малышу такую же, надеясь, что в таком случае зависть им не овладеет. Однако, со временем детские запросы все растут и растут, а мама с папой попадают в порочный круг.
-
Учить ребенка хвастаться. Некоторые мамы и папы пытаются повысить самооценку своего ребенка, покупая ему все самое-самое, чтобы он чувствовал себя среди сверстников особенным. Как только такой ребенок появляется в детском саду с дорогой игрушкой или приходит в школу в новой эксклюзивной одежде, за ним тут же устремляется толпа ребятишек, которые хотят пообщаться с «крутым» парнем или девчонкой. Естественно, самому «крутому» нравится его привилегированное положение, он привыкает к нему, и в итоге вырастает заносчивым и хвастливым человеком. Помните, что настоящую любовь и уважение можно заполучить только делами и поведением, а никак не дорогими вещами.
Виктория Котлярова
Балуете ли вы ребенка?
Вы всегда покупаете ребенку игрушки и сладости, которые он просит? Все проделки сходят ему с рук или ваши отношения строятся на строжайшей дисциплине? Пройдите наш небольшой тест и узнайте, балуете ли вы своего ребенка.
Пройти тест
Почему люди завидуют чужому счастью. Черная и белая зависть
Зависть, говорят, плохое чувство. Однако, с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, конструктивная зависть очень даже хороший стимул для развития. И это не имеет никакого отношения к цвету зависти.Человек может завидовать белой завистью и оставаться несчастным. Так же, как и человек, завидующий черной завистью. Ну, или с небольшой разницей в эмоциональном состоянии. Однако ничего в цвете зависти нет, кроме эмоциональной окраски. Системное различие зависти на конструктивную и деструктивную, раскрытие природы происхождения этого чувства как раз и дает ответ на вопросы: почему я завидую и как перестать испытывать чувство зависти?На самом деле, завистливый человек тоже может быть счастливым, не разрушая при этом чужое счастье. Конструктивная зависть дает человеку силы добиться большего, чем окружающие, стать лучше, сильнее, красивее, успешнее.Но чаще в нашей жизни мы поддаемся деструктивной зависти. И тонем в собственной злости от зависти к чужому счастью, да и к чужой жизни в целом. Деструктивная зависть толкает нас на подлые поступки. И плохо от этого не только тому, кому мы завидуем, но и нам. Потому что жить с такой змеей в сердце совсем невесело.
Родительская помощь
Как же действовать, если ваш ребенок завидует, а вы не хотите усугубить ситуацию и спровоцировать проблемы в будущем?
Виктория Филиппова рассказала, что к ней на прием часто приходят взрослые, мечтающие избавиться от своих болезненных состояний, в частности зависти, с которыми не научились работать в детстве.
Эксперт предлагает клиентам направить негативную энергию в другое русло
И человеку важно понять, на чем еще он готов сконцентрировать свое внимание. Однако с ребенком такой прием не сработает
«Лучше всего детям помогает сказкотерапия. Расскажите историю про мышонка, который завидовал коту, и ничего хорошего из этого не вышло. И как все наладилось, когда мышонок понял, как приятно быть самим собой
Важно объяснять ребенку эти чувства, разрешить их испытывать и научить проживать. Ребенок должен понимать — за то, что он завидует, его не накажут
Любой человек имеет право испытывать такое», — говорит Виктория Филиппова.
А еще очень важно помочь ребенку найти его истинные ценности и потребности. Так, в ситуации с завистью младшей сестры к старшей, которой подарили на день рождения мольберт, родителям нужно спросить: «Почему ты расстроилась? Ты же хотела велосипед, а не мольберт
Или ты теперь любишь рисовать?»
Кроме того, мамы и папы могут рассказать ребенку, как быть счастливым без определенных вещей, как при этом вызвать у друзей уважение и стать душой компании.
«Объясните, что быть „крутым“ можно не за счет игрушки, а благодаря умению быстро бегать, танцевать, считать до тысячи или веселить друзей. Это поможет уменьшить проявление зависти, в том числе и в зрелом возрасте», — отмечает Виктория Филиппова.
При этом не отрицайте потребность ребенка, особенно если речь идет о подростке, в вещи, которая кажется вам нелепой, ненужной. Иногда нам не понять, какое значение дети придают определенным предметам, и обесценивая их желания, мы наносим серьезную травму.
«Поразмышляйте об истинных потребностях вашего ребенка, проявляя спокойный интерес. Поговорите, когда буря эмоций утихнет. Признайте потребности ребенка и подскажите, как ему осуществить свое желание. Учите ребенка использовать чувство зависти в качестве толчка к определенным действиям», — рекомендует Наталья Фесенко, создатель и руководитель международного института развития будущего.
Психолог-педагог Анастасия Мордкович соглашается с тем, что при благоприятном развитии ситуации зависть может служить стимулом для достижения цели.
В ином случае она провоцирует формирование убеждений на долгие годы, а то и на всю жизнь. Так, ребенок, завидующий школьным успехам одноклассников, начинает считать, что все отличники — зануды, все богатые — плохие, если родители покупают игрушки — они хорошие.
В этой ситуации Анастасия Мордкович советует разделить предмет и объект. Отличники зануды? А ты тоже зануда, когда получаешь «пятерки»? А бывают зануды, у которых плохие оценки?
Как можно чаще и доверительнее общайтесь с ребенком. Не злитесь из-за того, что со своей завистью и спорными желаниями, он не соответствует вашим представлениям об идеале. И не забывайте, что любая эмоция сына или дочери — это повод лучше разобраться в их мыслях, чувствах и поступках.
Эксперты:
Виктория Филиппова
Наталья Фесенко
Анастасия Мордкович
Зависть причины
Причины данного состояния: неудовлетворенность или потребность в чем-либо, нехватка денег, нужда, недовольство собственным внешним видом, отсутствие личных достижений.
Зависть и ее причины кроются в тяжелом детстве по вине родителей, если ребенка не учили принимать себя таким, каким он есть, если ребенок не дополучил безусловной любви, а лишь получал похвалу за выполнение определенных требований (мытье посуды, игра на скрипке). Если родители ругали ребенка за любое отклонение от правил, используя обидные фразы, а также применяя физическую силу. Если родители приучали своего ребенка, что бедность, ограничения, жертвенность – это нормально, а быть богатым – это плохо. Если родители заставляли делиться и не позволяли свободно ребенку распоряжаться своими вещами, если давили чувством вины за достигнутое счастье, радость, если приучили открыто бояться проявлений личного счастья, чтобы избежать сглаза. Если родители не дали установки ждать от жизни хорошее, а внушили личные жизненные установки, как «тяжело жить» или «жизнь — это большая проблема».
В результате вырастает человек не умеющий радоваться жизни, имеющий огромное количество комплексов, убеждений, самоограничений, норм, перенятых от родителей. Завистливое чувство вселяется в того, кто внутренне несвободен, кому привили самокритику, жертвенность, кого держали в строгости и не приучили ждать светлого и позитивного от жизни. Такой человек вырастает в ограничениях и далее сам себя ограничивает, не дает себе свободу, не позволяет себе проявлять радость.
Что значит зависть? Завидовать – значит жить постоянно в системе сравнения и отождествления. «Лучше — хуже» выступает главным критерием сравнения. Завистливый человек, сравнивая себя, начинает осознавать, что он хуже в чем-то другого. На самом деле сами по себе эти два понятия не существуют, они живут в наших головах.
Причина зависти объясняется еще и тем, что с собой мы общаемся круглосуточно, а кому завидуем — наблюдаем лишь мгновение. Вот и сталкиваются противоречия: линия собственной жизни и вспышки яркости чужой жизни.
Как понять, что ребенок завидует?
Выражение детской зависти обычно очень предсказуемо. Объектом зависти выступают либо какие-то вещи (одежда, игрушки), либо жизненные обстоятельства (когда ровесник ребенка выигрывает в конкурсе, получает похвалу за свои действия от воспитателя или учителя и т.д.) Чувство зависти у ребенка можно распознать по следующим проявлениям: практические действия, имитация, критика, игнорирование или маскировка.
Практические действия – это порча, уничтожение или изъятие предмета зависти.
Например, когда один ребенок с гневом ломает игрушку другого только потому, что у него такой нет или пачкает рисунок, нарисованный другим ребенком, за которую тот получил похвалу воспитателя.
Имитация – это попытка воссоздать объект зависти. Если малышу очень нравится новая машинка, которую подарили его другу, он начинает требовать у родителей купить ему точно такую же. Или же фантазирует, что у него она уже есть – рассказывает маме и папе, как он с ней играет.
Критика проявляется в показательном обесценивании объекта зависти. Например, ребенок может сказать: «Ничего особенного», «У тебя игрушка некрасивая, у меня дома лучше есть».
Игнорирование – это своего рода попытка защитить самого себя. Если ребенок завидует новому конструктору, который принес в садик кто-то из малышей, он специально пытается оказаться как можно дальше от желаемой вещи: отказывается вместе с владельцем собирать конструктор, демонстративно не разговаривает с ним, убегает, чтобы поиграть с другими детьми и т.д.
Маскировкой зависти часто пользуются дети постарше (7-16 лет). Совсем малыши на это просто не способны. Такую зависть сложнее всего распознать. Завистливый ребенок не будет радоваться за своего друга или подругу, которым родители купили новую игрушку или модный гаджет, но если владелец игрушки потеряет или сломает ее, то завистник с огромным удовольствием посочувствует его горю.
Иногда детская зависть может вообще не иметь внешних проявлений, но все равно она при этом портит жизнь и настроение ребенка. В такой ситуации сам ребенок может даже не подозревать, что причиной его негативных эмоций на самом деле является зависть. Помочь ему разобраться в своих чувствах и их причинах в таких случаях способен лишь детский психолог.
Японская притча о зависти
В одном поселке в Японии жил самурай. В один прекрасный день пришел к нему юный воин, который слыл в своем окружении очень жестоким и агрессивным. Бои он выигрывал, выводя противника из себя. Тот нервничал, совершал ошибки и в итоге терпел поражение.
Юнец стал унижать старого самурая – кидал в него камни, обзывал, ругался. Но старик продолжал заниматься своими делами, не обращая на агрессора никакого внимания. В конце концов обидчику надоело бессмысленное злословие, и он ушел.
Ученики самурая были очень удивлены и спросили, почему учитель никак не реагировал на оскорбления. Даже предположили, что он испугался поражения. На что он спросил их:
- Если вам дарят подарок, но вы его не принимаете, то чей он будет?
- Того, кто его дарит, — ответили ученики
- Это же касается чувств и слов. Пока вы не принимаете их, то они будут принадлежать тому, кто их произносит.
Эта притча говорит о том, как нужно вести себя, если кто-то тебе завидует. Мудрый самурай никак не отреагировал на оскорбления злого юнца, а потому чужая зависть и ругательства на нем никак не отразились.
Чего делать нельзя?
Некоторые родители, сами того не осознавая, своими действиями и поступками создают благоприятные условия для зарождения зависти.
Чтобы не допустить этого, нельзя делать следующее:
- Сравнивать и критиковать. Это может привести к тому, что ребенок станет жить с оглядкой на других, считать других лучше, даже если он сам будет хорошим. Любая критика должна быть конструктивной («Попробуй написать аккуратно еще одну строчку»).
- Культивировать вещи. Если у ребенка чего-то нет, то самым простым считается купить ему эту вещь, пока он не начал завидовать. Но бывают ситуации, когда купить по каким-то причинам невозможно. А запросы ребенка растут и растут. Не стоит потакать капризам ребенка, лучше помочь ему понять, действительно ли необходима ему эта вещь или она ему нужна, потому что есть у других.
- Провоцировать хвастовство. Покупая ребенку модные вещи, родители провоцируют зависть к нему со стороны других детей. Такой подход может необоснованно завысить самооценку ребенка, который на самом деле ничего особенного из себя не представляет.
- Стыдить завидующего и объяснять, что завидовать плохо. Такой подход будет способствовать снижению самооценки, как следствие – сильная зависть другим, но уже в скрытой форме.
- Обсуждать финансовые проблемы при ребенке. Он должен быть уверен, что дома все благополучно, тогда не будет думать об игрушках или одежде других детей. А если вдруг захочется действительно дорогую вещь, то можно подвести его к мысли, что на самом деле эта вещь ему не нужна.
- Относиться неуважительно к личным вещам ребенка. Ведь они для него имеют какую-то ценность. А такое отношение будет способствовать их обесцениванию, появлению зависти к другим, у которых есть более ценные вещи.
Необходимо внушить ребенку, что нужно ценить все, что имеешь. Конечно, быстро сделать это не получится. Путь искоренения зависти будет долгим и тернистым. Но не стоит жалеть на это времени и сил.
Плохо не то, что ребенок завидует. Этому стыдиться не нужно, ведь в каждом человеке есть и плохое, и хорошее, каждому свойственно испытывать негативные эмоции и переживания. Важнее то, что будет потом: станет ли человек бороться с завистью или оставит все, как есть. От выбора ребенка будет зависеть его жизнь: в первом случае он научится ценить то, что есть и будет принимать самостоятельные решения, выбор второго варианта приведет к вечной зависти всему и всем.
Почему нужно говорить о зависти?
Зависть – естественное чувство ущербности, которое возникает в результате сравнения и выражает неуверенность, страх. Оно представляет собой смесь обиды, агрессии, раздражения, озлобления и порой может быть очень опасным. Не имея отношения к реальности, зависть может возникать у любого человека: бедного или богатого, здорового или больного.
Провоцируют развитие чувства 2 фактора: финансовое или социальное неблагополучие и заниженная самооценка ребенка.
Источниками в первом случае являются:
- Вещи.
- Внешность.
- Положение в обществе.
- Материальный достаток других людей.
Если ребенок не ощущает собственной значимости, то он завидует успехам и способностям других.
Неудовлетворенность вызывает стресс, портит характер ребенка: он считает, что только ему плохо, а всем другим хорошо, жалеет себя. Чувство жалости перетекает в неприятие окружающих или даже ненависть.
Негатив может проявляться по-разному:
- Действиями: он портит, уничтожает или забирает себе объект зависти, при высоком уровне чувства дело может дойти даже до кражи.
- Имитацией: ребенок просит купить точно такую же вещь или пытается воссоздать ее, если речь идет о поделке.
- Критикой с целью обесценивания предмета («У меня есть лучше игрушка, моднее одежда»).
- Игнорированием того, кто вызвал зависть: один ребенок приносит новую игрушку, а другой из чувства зависти не хочет с ним играть, «не замечает» его.
- Маскировкой: завистник с большей охотой посочувствует горюющему человеку, нежели порадуется с тем, кто достиг успеха.
Иногда зависть может прятаться, никак не проявляясь внешне. При этом ребенок просто не может понять, откуда взялось плохое настроение и негатив.
По мнению психологов и педагогов, борьба с завистью – явление долгое и не всегда успешное, ведь дети зачастую действуют на эмоциях, не думая. Поэтому необходимо начать борьбу с завистью как можно раньше. Если малыш сумеет справиться с негативом, он станет гармоничной личностью.
Проявления зависти
Далеко не в каждой ситуации взрослым удается распознать детскую зависть, поэтому плохое поведение малыша они списывают на невоспитанность. «Какой гадкий мальчик! Испортил машинку друга! Не научили тебя родители хорошим манерам», — отчитывает воспитательница нашкодившего ребенка.
Увы, она не понимает причину, побудившую мальчика на такой поступок. Это зависть. Ребенка захлестнули эмоции, в голове замелькали мысли: «Какой классный грузовик! Мне бы такой! Почему у Петьки есть, а у меня нет? Петька дурак! Сейчас я ему устрою!»
Самостоятельно понять причину своего раздражения, контролировать чувства и подавлять последующую реакцию ребенок пока что не умеет. Вот и совершает неблаговидные поступки под действием негативных эмоций.
«На мой взгляд, детская зависть от взрослой ничем не отличается. Разве что она более открытая, откровенная и непосредственная.
Взрослый научился себя контролировать и может скрыть свою зависть, но у ребенка самоконтроль еще не развит. И если его никак не обучали относительно внешних проявлений зависти, он будет проявлять ее без всякого стеснения. Чем меньше ребенок, тем ярче эти проявления, вплоть до истерики и агрессии», — говорит Виктория Филиппова, специалист в области оценки человеческого потенциала и развития талантов.
В качестве примера эксперт предлагает разобрать несколько ситуации.
№ 1 Зависть вопреки здравому смыслу
В семье празднуют день рождения старшей дочери. Младшая в курсе, что сейчас будут поздравлять сестру, вручать ей подарки, восторгаться ею. Она понимает, что это чужой день рождения, что у нее будет свой, а значит, и ей приготовят кучу подарков.
Но когда вокруг сестры начинают водить хоровод, когда вручают подарки и оказывают всяческие знаки внимания, у младшей девочки случается истерика.
Отсюда вывод — можно заранее поговорить с ребенком, объяснить предстоящую ситуацию, и он вроде бы все поймет, но проконтролировать спонтанную эмоцию у него не получится.
Для него возникшее чувство зависти схоже с обидой, он думает: «Обидно, что сейчас все достается не мне». И это при том, что подарки, которые дарят старшей сестре, младшей не очень-то и нужны. Так, имениннице вручили мольберт для рисования, а ее сестра этим совсем не увлекается. Просто ей тоже хочется получить подарок, ведь он — знак внимания, символ родительской любви.
№ 2 Зависть, побуждающая к разрушению
Часто зависть приводит к бессознательному или осознанному вредительству. У моего среднего сына большая компания друзей примерно одного с ним возраста (6-8 лет). Как-то дедушка привез нам игрушку — автомат Калашникова из «Детского мира». Очень красивый, как настоящий! А еще саблю, пистолет и военную амуницию.
Мальчишки тут бегают с оружием попроще. Буквально за несколько дней они поломали все новые игрушки моего сына из зависти. Как будто бы нечаянно уронили на камень, как будто бы случайно оторвали ремень, на котором висел автомат.
Но на самом деле таким образом проявилась их зависть. Сработал принцип «У меня такого нет, так пусть и у него не будет!»
Гораздо проще и спокойнее, когда у всех детей все примерно одинаковое: деревянные ружья, пластиковые пистолеты.
Бывает, что зависть проявляется в такой браваде: «Ой, это не модно! Отстой! Это не круто!» Бравирующий ребенок на самом деле очень хочет это иметь, но по какой-то причине не может. Вероятно, родители не считают нужным и полезным покупать ту или иную игрушку, напиток, конфеты. И ребенок, чтобы не показать свои истинные чувства, демонстрирует, что это ему не нужно, и таким образом обесценивает.
Анастасия Мордкович, психолог-педагог,
считает, что детская зависть, в отличие от взрослой, проявляется к объекту, который вызвал это чувство.
Еще одна особенность детской зависти, по мнению Анастасии Мордкович, — она может распространяться на предмет целиком. Например, ребенок, которого не покатали на пони, говорит: «Ненавижу этих пони!»
Маленькие завистники
Если ваш малыш не склонен к зависти, не думайте, что эта проблема совсем вас не коснется: завидовать могут ему. Порой трудно сразу понять, что вашего кроху обижают в садике или на детской площадке из зависти. Особенно если вы думаете, что ни ваша семья, ни ваш ребенок ничем от других не отличаются. Но позавидовать можно чему угодно. Тому, что к малышу хорошо относится воспитательница, или тому, что вы не повышаете на него голос, красивому платью или новой машинке.
В том случае, когда у детей есть вполне заметные причины завидовать вашему крохе (например, те же дорогие игрушки), меры, которые нужно принять против детской зависти, понятны.Во-первых,необходимо научить ребенка не провоцировать зависть неумеренным хвастовством,а во-вторых —посоветовать ему делиться с другими ребятишками, строить с ними искренние, дружеские отношения. Заодно объясните крохе, как отстаивать свои интересы, чтобы он не стал предметом торга среди детей: кто сегодня дружит с ним, чтобы играть его игрушками.
Но очень часто детскую зависть вызывают не материальные преимущества, а, например, доверительные отношения с родителями. Детей, которым завидуют по этой причине, обижают достаточно жестко: нападают исподтишка, дразнят, называя маменькиными сынками, даже если такой сынок — вполне самостоятельный для своего возраста и прекрасно может дать сдачи.
Ситуация 3. «Он стал приносить чужие вещи».
Восьмилетний Сережа — молчун, как и его папа. Мама так и говорит: «У нас семья глухонемых, как воды в рот набрали!» На самом деле она произносит это любя, потому что и папа, и Сережа ей всегда помогают; папа много работает, мама это ценит и всегда ставит Сереже в пример. Она просто скучает по папе, ей хотелось бы поговорить с ним, а он молчит. Может, поэтому не сразу заметили, что с мальчиком происходит что-то особенное. Мама убирала в комнате у Сережи и с удивлением обнаружила необычные предметы — сломанную зажигалку, старую серебряную ложку, заколку для волос. «Где ты это взял?» Сережа испугано ответил: «У Вовки». «Ты хочешь сказать, что ты взял у родителей Вовки эти вещи? Но зачем?» Сережа расплакался. У него не было ответа. «Ты понимаешь, что это воровство? Если человек не может объяснить, почему он крадет, его называют клептоманом. Это страшная болезнь!» Но у детского психолога была другая версия произошедшего.
Что происходит?
Родитель: «Ты не должен ходить в чужой дом, где столько соблазнов! Ты нас опозоришь!»
Ребенок: «Я всего лишь хотел взять что-то на память об этом замечательном семействе».
Комментарий.
Если ребенок приносит в дом чужие вещи, это не может не волновать родителей. Номинально взять вещи без спросу — значит украсть. Но на вопрос, почему ребенок бережно хранит у себя вещи, которые не представляют собой ценности, может быть и другой ответ. Он хранит их, потому что они ему дороги, потому что напоминают об интересных людях. Это не клептомания, а скорее фетишизм, в основе которого — накопившийся за годы дефицит тепла и любви в семье. Когда эмоционально голодный ребенок попадает в эмоционально теплую среду, у него почти кружится голова от счастья. Больше всего он боится, что это счастье исчезнет без следа. И чтобы хоть что-нибудь унести с собой на память, хватает то, что подвернется под руку.
Зависть — очень сильный мотив, почти непреодолимый в детском возрасте. Но если ребенку не помочь справиться со своими эмоциями, он начнет поступать стереотипно — «откусывать от чужого пирога» и прятать добычу, довольствоваться малым, всей душой желая большего.
Сережа родился и вырос в семье с эмоционально бедным общением. Из-за непритязательности и закрытости родителей ребенка потянуло в более живую среду, к людям, с которыми он чувствовал себя счастливо. Виноват ли ребенок? Нужно ли его наказывать или следует менять стиль общения в семье?
Что мы говорим | Что они слышат |
---|---|
«Зачем ты тащишь в дом всякую гадость? Если тебе что-нибудь нужно, мы купим!» | «Все, что тебе нужно, мы можем купить в магазине!» |
«Похоже, эти люди плохо действуют на тебя! Не стоит к ним ходить!» | «Мы не позволим, чтобы кто-то кроме нас оказывал на тебя влияние!» |
«Все, что мы можем, это учить тебя собственным примером. Ты когда-нибудь видел, чтобы мы заглядывались на чужое?» | «Завидовать тому, как живут другие, стыдно. Хорошие дети не смотрят по сторонам!» |
Неправильно | Правильно |
---|---|
Две пары, два папы, два сына. Один из отцов: «Неприлично смотреть на других!» | «Завидовать тому, как живут другие, стыдно. Хорошие дети не смотрят по сторонам!» |
Ответы на вопросы «Почему дети завидуют?» и «Как научить их радоваться вместе с другими?» читайте в ближайшее время на страницах портала Владмама
Подростковая зависть
Подростковая зависть может направляться на самые разные атрибуты: талант, физическая сила, рост, цвет волос, телосложение, обладание гаджетами. Взрослые должны с пониманием относиться к подростковой зависти, которая обостряется именно в этот период. Не следует сразу реагировать на все просьбы подростка и удовлетворять его желания, угождая тем самым. Ошибка родителей заключается в том, что они сразу приобретают желаемую вещь, отмахиваясь от проблемы, а в следующий раз ситуация повторяется и завистливое чувство укореняется, переходя в привычку.
Никто из нас не рождается завистливым, в процессе жизни данное чувство развивается. Когда взрослые приводят пример более удачливого сверстника, тем самым они взращивают собственного озлобленного завистника, а не создают здоровую конкуренцию. Ни в коем случае не прибегайте к таким сравнениям. В каждом таком случае у ребенка возникнет завистливое чувство, которое перейдет в раздражение. Подросток испытает свою ущербность, а также навесит на себя ненавистный ярлык неудачника. Мир ребенка станет восприниматься в искаженной реальности, а сравнение с другими подростками приобретет доминирующий характер.
Как побороть зависть? Задача родителей помочь подростку самоутвердиться, а также определить личную жизненную позицию. Объясните ребенку, что завистливое чувство в первую очередь наносит вред своими переживаниями. Эти переживания отражаются не только на психике подростка, но и на физическом состоянии. К завистливому чувству необходимо относиться как к личному врагу и не давать возможность одержать победу над собой.
Зная причины и поводы, которые провоцируют завистливое чувство, а это чужое богатство, красота другого человека, крепкое здоровье, благосостояние, талант, ум, можно подготовить себя к встрече с этим. Необходимо для себя выявить личные достижения, таланты, ни в коем случае не сравнивать себя с другими. Человек несовершенен, поэтому умные стремятся довольствоваться тем, что имеют и тем, что сами могут достичь, а завистливым всегда будем мало. Если в раннем возрасте донести до ребенка все эти простые истины, то подросток будет расти счастливым и свободным
Поэтому важно помочь детям во время определиться, сделав правильный выбор. Родители должны на личном примере это доказывать и ни в коем случае не обсуждать при нем завистливо успешность родственников, а также соседей
Как зависть влияет на человека? Завистливое чувство выступает средством манипулирования и представляет опасность для слабых духом. Такие личности пойдут на любые поступки, чтобы достичь желаемое. Зависть подобна гневу, однако гнев, активизировавшись, выплескивается наружу, а завистливое чувство таится и губит человека изнутри. Завистливое чувство, осуждаемое обществом, должно осуждаться также и самим человеком. Только так возможно освободиться от него. Подросток должен самостоятельно научиться распознавать завистливое чувство, которое старается переманить на свою сторону, разрушая тем самым отношения с друзьями, делая его безрадостным, угрюмым.
Распространенной выступает теория, которая отмечает возникновение зависти у человека в процессе социальной жизни. Эта теория придерживается мнения, что завистливое чувство — это последствие неправильного воспитания ребенка, возникающее при сравнении с другими детьми.