Памятка родителям
Ошибки, которых стоит избегать
- Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми.
- Нельзя обманывать ребенка или давать обещания, которые родитель не сможет выполнить (например, что только сходит в магазин и тут же заберет его).
- Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях в присутствии малыша.
- Нельзя «наказывать» садиком.
- Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку в период адаптации (это касается и воспитателей).
- Нельзя привносить в жизнь ребенка ничего нового – ему пока достаточно и садика.
Подробнее об этих и некоторых других ошибках в следующем видео:
Мамам и папам, которые отдают свое чадо в детский садик, мы дадим много советов и рекомендаций и расскажем о том:
- Зачем ходить в детское дошкольное учреждение, нужно ли это вашему ребенку?
- Как организовать праздник для ребят на день рождения и приготовить торт и разные угощения?
- Как правильно выбрать детский сад?
Признаки успешного завершения процесса
- Нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне.
- Хороший аппетит.
- Нормальное поведение. Дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не капризничает.
- Нормальное настроение. Легко просыпается утром.
- Желание идти в детский сад
Процесс адаптации к детскому саду достаточно полезен для ребёнка. Он тренирует умение приспосабливаться к различным изменениям в жизни.
Консультация психолога: как помочь малышу адаптироваться в садике?
Представляем вашему вниманию варианты оптимизации процесса адаптации малыша в садике:
- Обеспечьте ребёнку спокойную обстановку во время адаптационного процесса.
- Выражайте свою любовь к нему разными способами: целуйте, обнимайте и т.д.
- Отсутствие мамы в детском саду надо максимально компенсировать вечером.
- Придумывайте совместные игры.
- Не бойтесь разговаривать с воспитателем: слушайте, расспрашивайте, советуйтесь. Также заблаговременно сообщите о всех значимых особенностях и привычках своего чада. Педагог и родитель должны стать соратниками, а не врагами.
- Старайтесь сохранять собственное спокойствие. Эмоциональное состояние мамы передается и ребенку.
- Постарайтесь начать подготовку к садику заранее:
- приучайте ребенка к режиму дня;
- попробуйте готовить пищу, как садике;
- рассказывайте про садик.
- Приучайте малыша к самостоятельности. Основные навыки, которыми необходимо овладеть ребенку к поступлению в дошкольное образовательное учреждение: самостоятельно есть, одеваться и ходить на горшок.
Что может повлиять на процесс?
Возраст
Если ребенку еще не исполнилось 3 лет, привыкание к детскому саду будет даваться ему сложнее.
Это связано и с тем, что многие моменты самообслуживания ему еще недоступны или доступны плохо, и с тем, что потребности в разнообразном общении у ребенка пока нет.
Если первое посещение садика совпадет с развитием кризиса трехлетнего возраста, это тоже внесет определенный негатив в общую копилку. О том, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад, мы рассказывали в отдельном материале.
Состояние здоровья
Малышей, которые часто болели до посещения садика, как правило, родители опекают сильнее. Все силы мамы и папы бросаются на то, чтобы не «подхватить» очередную болячку. Гиперопека имеет свои последствия: ребенок чаще бывает несамостоятелен, он привык к постоянному вниманию.
Существуют и другие обстоятельства: малыш, организм которого подвержен частым болезням, более слаб, у него остается меньше ресурсов для преодоления психологических препятствий. К тому же, с началом посещения садика иммунитет будет еще более уязвим. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала.
Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.
Степень психологического развития
Если ребенок психологически развивается по нормам, то проблем с адаптацией у него будет меньше. Группы в детских садах формируются с учетом возрастных особенностей.
Они же лежат в основе режимных моментов, образовательной и творческой деятельности, которую организует воспитатель. Поэтому и педагогу легче ориентироваться на те психологические особенности, которые предусмотрены в его группе, соответственно, и взаимодействие с детьми будет проходить успешнее.
В случае задержки умственного развития применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.
Однако опережающее развитие ребенка тоже не всегда идет во благо. Одаренный ребенок может чувствовать себя не таким как все, ему может быть скучно в коллективе сверстников. У таких детей часто развивается стремление к одиночеству.
Проблемы социализации
Если ребенок до посещения детского сада практически не имел опыта социализации (в расчет не идет общение с родителями и другими ближайшими родственниками), то привыкнуть к новому коллективу ему будет тяжелее.
Малыш просто не умеет идти на контакт, он не знает, как ему реагировать на слова и поведение другого человека.
Действия ребят из группы могут его напугать, а слова любые воспитателя он воспримет как замечание в свой адрес.
Важно, чтобы задолго до посещения образовательной организации ребенок развивал свои коммуникативные навыки и привыкал к тому, что его могут окружать совершенно разные люди, и что с ними тоже можно контактировать
Общая информация
В психологии под адаптацией в целом подразумевают приспособление индивида к новой среде и условиям.
Для ребенка, впервые поступившего в детский садик, таким новым оказывается все: и само помещение, и режимные моменты, и детский коллектив, и ухаживающие за ним взрослые.
У малыша может появиться чувство беспокойства, в том числе, подсознательное – за свою безопасность, т.к. неизвестность часто пугает. Это относится и ко взрослым людям, а к маленькому человечку – тем более.
К тому же, ребенок не всегда понимает, зачем вообще нужен детский сад – все же было так хорошо, когда он сидел дома с мамой. Зачем вообще понадобилось что-то менять?
Чтобы привыкнуть к садику, потребуется время и большое количество психических и физических сил. Кстати, адаптироваться придется не только малышу, но и его родителям – для них (а обычно для мамы) это тоже стресс, связанный с чем-то новым.
Особенности в 1 и 2 года
В 1-2 года у ребенка еще нет желания общаться с другими детьми, а если и есть, то оно продолжается недолго, часто заканчивается конфликтами. Также в этом возрасте происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.
Плохую службу сослужат возрастные кризисы, которые проходят в 1, в 2 года и на третьем году жизни. Последний, кризис трехлетнего возраста, может начаться до того, как малышу исполнится ровно три.
Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.
Особенности в 3 и 4 года
В 3 – 4 года ребенок уже нуждается в общении.
Ему интересно не просто играть рядом с другими детьми, он стремится к взаимодействию, хочет быть принятым в компанию.
Большую роль играет самостоятельность трёхлеток: они, как правило, умеют пользоваться горшком и просятся в туалет, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами.
Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.
Три степени привыкания
Средней тяжести
- Длится 20-30 дней.
- Тяжело дается расставание с мамой, ребенок плачет, но способен успокоиться.
- Неустойчивое настроение.
- Плохой аппетит.
- Проблемы со сном (может просыпаться ночью, дневной сон заканчивается раньше, беспокойство во сне).
- Способен переключиться с переживания на что-то иное.
- Через некоторое время идет на контакт со сверстниками и педагогом.
- Придерживается правил и режимных моментов.
- Адекватно реагирует на замечания.
- Наблюдается задержка двигательной и речевой активности.
- Присутствуют функциональные изменения в работе органов и систем, что ярче всего наблюдается в преддверии острого заболевания.
Тяжелая
- Длится от 2 до 6 мес.
- Тяжелая форма привыкания может вылиться в открытую агрессию или, наоборот, замкнутость, отстраненность.
- Не контактирует ни с кем в детском саду, стремится к уединению.
- Слезы и истерики при расставании с родителями долго не проходят.
- Отказ от пищи, возможна рвота во время еды, теряет в весе.
- Нарушение сна, долгое засыпание с капризами, подъем тоже со слезами.
- На любые слова воспитателя может отреагировать слезами, испугом, криком и т.д.
- Ярко выраженные изменения в работе органов и систем выливают в частые, почти ежемесячные заболевания (бывает, что болезнь наступает уже после первого посещения).
- Наблюдаются изменения в поведении, состоянии на грани нервного срыва.
- Двигательная расторможенность.
- Отставание в речевом развитии, возможно развитие логоневроза (заикание).
- Могут появиться патологические привычки.
Этапы
- Острая фаза. Ребенок постоянно находится в возбужденном состоянии, все силы организма мобилизованы. Наблюдается плаксивость, капризность, возможны истерики. В физиологическом плане может наблюдаться изменение частоты сердечного ритма в любую сторону. Возможно замедление или задержка по всем направлениям развития.
- Подострая фаза. выраженность негативных реакций снижается. Нервозность становится меньше, аппетит и сон приходят в норму. Однако такое состояние еще не стабильно, возможен возврат к негативным реакциям.
- Фаза компенсации. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.
Советы педиатров и рекомендации Комаровского
- Если череда болезней не прекращается, а сами недуги проходят тяжело, педиатр может посоветовать родителям забрать ребенка из садика на некоторое время. Это даст возможность иммунной системе отдохнуть и восстановиться.
- Если при каждом заболевании присоединяется бактериальная инфекция, которая требует лечения антибиотиками, детский доктор может направить малыша к иммунологу.
- При признаках тяжелой адаптации будет нелишним посетить детского психолога. Часто респираторные или другие заболевания имеют соматический характер.
- Доктор Комаровский советует отдавать ребенка в садик в то время, когда мама еще не вышла на работу. Так, в случае болезни, ей будет легче остаться с ним дома.
- Поскольку осенью и весной защитные силы организма ослабевают, а вероятность контакта с вирусами и микробами увеличивается, начинать посещение детского сада в эти периоды – не лучшая идея.
- Также Евгений Комаровский советует активно повышать иммунитет ребенка.