Родительское собрание «адаптация детей и родителей к детскому саду»

Памятка родителям

Ошибки, которых стоит избегать

  • Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми.
  • Нельзя обманывать ребенка или давать обещания, которые родитель не сможет выполнить (например, что только сходит в магазин и тут же заберет его).
  • Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях в присутствии малыша.
  • Нельзя «наказывать» садиком.
  • Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку в период адаптации (это касается и воспитателей).
  • Нельзя привносить в жизнь ребенка ничего нового – ему пока достаточно и садика.

Подробнее об этих и некоторых других ошибках в следующем видео:

Мамам и папам, которые отдают свое чадо в детский садик, мы дадим много советов и рекомендаций и расскажем о том:

  • Зачем ходить в детское дошкольное учреждение, нужно ли это вашему ребенку?
  • Как организовать праздник для ребят на день рождения и приготовить торт и разные угощения?
  • Как правильно выбрать детский сад?

Признаки успешного завершения процесса

  • Нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне.
  • Хороший аппетит.
  • Нормальное поведение. Дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не капризничает.
  • Нормальное настроение. Легко просыпается утром.
  • Желание идти в детский сад

Процесс адаптации к детскому саду достаточно полезен для ребёнка. Он тренирует умение приспосабливаться к различным изменениям в жизни.

Консультация психолога: как помочь малышу адаптироваться в садике?

Представляем вашему вниманию варианты оптимизации процесса адаптации малыша в садике:

  • Обеспечьте ребёнку спокойную обстановку во время адаптационного процесса.
  • Выражайте свою любовь к нему разными способами: целуйте, обнимайте и т.д.
  • Отсутствие мамы в детском саду надо максимально компенсировать вечером.
  • Придумывайте совместные игры.
  • Не бойтесь разговаривать с воспитателем: слушайте, расспрашивайте, советуйтесь. Также заблаговременно сообщите о всех значимых особенностях и привычках своего чада. Педагог и родитель должны стать соратниками, а не врагами.
  • Старайтесь сохранять собственное спокойствие. Эмоциональное состояние мамы передается и ребенку.
  • Постарайтесь начать подготовку к садику заранее:
    1. приучайте ребенка к режиму дня;
    2. попробуйте готовить пищу, как садике;
    3. рассказывайте про садик.
  • Приучайте малыша к самостоятельности. Основные навыки, которыми необходимо овладеть ребенку к поступлению в дошкольное образовательное учреждение: самостоятельно есть, одеваться и ходить на горшок.

Что может повлиять на процесс?

Возраст

Если ребенку еще не исполнилось 3 лет, привыкание к детскому саду будет даваться ему сложнее.

Это связано и с тем, что многие моменты самообслуживания ему еще недоступны или доступны плохо, и с тем, что потребности в разнообразном общении у ребенка пока нет.

Если первое посещение садика совпадет с развитием кризиса трехлетнего возраста, это тоже внесет определенный негатив в общую копилку. О том, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад, мы рассказывали в отдельном материале.

Состояние здоровья

Малышей, которые часто болели до посещения садика, как правило, родители опекают сильнее. Все силы мамы и папы бросаются на то, чтобы не «подхватить» очередную болячку. Гиперопека имеет свои последствия: ребенок чаще бывает несамостоятелен, он привык к постоянному вниманию.

Существуют и другие обстоятельства: малыш, организм которого подвержен частым болезням, более слаб, у него остается меньше ресурсов для преодоления психологических препятствий. К тому же, с началом посещения садика иммунитет будет еще более уязвим. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала.

Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Степень психологического развития

Если ребенок психологически развивается по нормам, то проблем с адаптацией у него будет меньше. Группы в детских садах формируются с учетом возрастных особенностей.

Они же лежат в основе режимных моментов, образовательной и творческой деятельности, которую организует воспитатель. Поэтому и педагогу легче ориентироваться на те психологические особенности, которые предусмотрены в его группе, соответственно, и взаимодействие с детьми будет проходить успешнее.

В случае задержки умственного развития применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Однако опережающее развитие ребенка тоже не всегда идет во благо. Одаренный ребенок может чувствовать себя не таким как все, ему может быть скучно в коллективе сверстников. У таких детей часто развивается стремление к одиночеству.

Проблемы социализации

Если ребенок до посещения детского сада практически не имел опыта социализации (в расчет не идет общение с родителями и другими ближайшими родственниками), то привыкнуть к новому коллективу ему будет тяжелее.

Малыш просто не умеет идти на контакт, он не знает, как ему реагировать на слова и поведение другого человека.

Действия ребят из группы могут его напугать, а слова любые воспитателя он воспримет как замечание в свой адрес.

Важно, чтобы задолго до посещения образовательной организации ребенок развивал свои коммуникативные навыки и привыкал к тому, что его могут окружать совершенно разные люди, и что с ними тоже можно контактировать

Общая информация

В психологии под адаптацией в целом подразумевают приспособление индивида к новой среде и условиям.

Для ребенка, впервые поступившего в детский садик, таким новым оказывается все: и само помещение, и режимные моменты, и детский коллектив, и ухаживающие за ним взрослые.

У малыша может появиться чувство беспокойства, в том числе, подсознательное – за свою безопасность, т.к. неизвестность часто пугает. Это относится и ко взрослым людям, а к маленькому человечку – тем более.

К тому же, ребенок не всегда понимает, зачем вообще нужен детский сад – все же было так хорошо, когда он сидел дома с мамой. Зачем вообще понадобилось что-то менять?

Чтобы привыкнуть к садику, потребуется время и большое количество психических и физических сил. Кстати, адаптироваться придется не только малышу, но и его родителям – для них (а обычно для мамы) это тоже стресс, связанный с чем-то новым.

Особенности в 1 и 2 года

В 1-2 года у ребенка еще нет желания общаться с другими детьми, а если и есть, то оно продолжается недолго, часто заканчивается конфликтами. Также в этом возрасте происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Плохую службу сослужат возрастные кризисы, которые проходят в 1, в 2 года и на третьем году жизни. Последний, кризис трехлетнего возраста, может начаться до того, как малышу исполнится ровно три.

Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Особенности в 3 и 4 года

В 3 – 4 года ребенок уже нуждается в общении.

Ему интересно не просто играть рядом с другими детьми, он стремится к взаимодействию, хочет быть принятым в компанию.

Большую роль играет самостоятельность трёхлеток: они, как правило, умеют пользоваться горшком и просятся в туалет, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами.

Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Три степени привыкания

Средней тяжести

  • Длится 20-30 дней.
  • Тяжело дается расставание с мамой, ребенок плачет, но способен успокоиться.
  • Неустойчивое настроение.
  • Плохой аппетит.
  • Проблемы со сном (может просыпаться ночью, дневной сон заканчивается раньше, беспокойство во сне).
  • Способен переключиться с переживания на что-то иное.
  • Через некоторое время идет на контакт со сверстниками и педагогом.
  • Придерживается правил и режимных моментов.
  • Адекватно реагирует на замечания.
  • Наблюдается задержка двигательной и речевой активности.
  • Присутствуют функциональные изменения в работе органов и систем, что ярче всего наблюдается в преддверии острого заболевания.

Тяжелая

  • Длится от 2 до 6 мес.
  • Тяжелая форма привыкания может вылиться в открытую агрессию или, наоборот, замкнутость, отстраненность.
  • Не контактирует ни с кем в детском саду, стремится к уединению.
  • Слезы и истерики при расставании с родителями долго не проходят.
  • Отказ от пищи, возможна рвота во время еды, теряет в весе.
  • Нарушение сна, долгое засыпание с капризами, подъем тоже со слезами.
  • На любые слова воспитателя может отреагировать слезами, испугом, криком и т.д.
  • Ярко выраженные изменения в работе органов и систем выливают в частые, почти ежемесячные заболевания (бывает, что болезнь наступает уже после первого посещения).
  • Наблюдаются изменения в поведении, состоянии на грани нервного срыва.
  • Двигательная расторможенность.
  • Отставание в речевом развитии, возможно развитие логоневроза (заикание).
  • Могут появиться патологические привычки.

Этапы

  1. Острая фаза. Ребенок постоянно находится в возбужденном состоянии, все силы организма мобилизованы. Наблюдается плаксивость, капризность, возможны истерики. В физиологическом плане может наблюдаться изменение частоты сердечного ритма в любую сторону. Возможно замедление или задержка по всем направлениям развития.
  2. Подострая фаза. выраженность негативных реакций снижается. Нервозность становится меньше, аппетит и сон приходят в норму. Однако такое состояние еще не стабильно, возможен возврат к негативным реакциям.
  3. Фаза компенсации. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Советы педиатров и рекомендации Комаровского

  1. Если череда болезней не прекращается, а сами недуги проходят тяжело, педиатр может посоветовать родителям забрать ребенка из садика на некоторое время. Это даст возможность иммунной системе отдохнуть и восстановиться.
  2. Если при каждом заболевании присоединяется бактериальная инфекция, которая требует лечения антибиотиками, детский доктор может направить малыша к иммунологу.
  3. При признаках тяжелой адаптации будет нелишним посетить детского психолога. Часто респираторные или другие заболевания имеют соматический характер.
  4. Доктор Комаровский советует отдавать ребенка в садик в то время, когда мама еще не вышла на работу. Так, в случае болезни, ей будет легче остаться с ним дома.
  5. Поскольку осенью и весной защитные силы организма ослабевают, а вероятность контакта с вирусами и микробами увеличивается, начинать посещение детского сада в эти периоды – не лучшая идея.
  6. Также Евгений Комаровский советует активно повышать иммунитет ребенка.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: