Ход НОД
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Вводная часть
Создание мотивационного фона
2мин. -Ребята, посмотрите какое ласковое солнышко нас встречает!
— Ребята, я предлагаю вам сделать солнечный круг.
-Давайте ещё раз поздороваемся друг с другом, передавая при этом Солнышко со словами «Доброе утро, имя ребенка.
— Ребята, посмотрите, что это здесь лежит?
-Потрогайте, что же это может быть?
— Молодцы догадались — это камни и вата. А ещё какое-то письмо.
-Давайте откроем письмо и прочитаем.
-Слушайте внимательно!
-Ребята письмо от лесных жителей.
Дети заходят и заводят круг.
Дети передают друг-другу «солнышко» со словами доброе утро!
Предполагаемые ответы детей.
II.Совместная продуктивная деятельность
15мин
Открываем письмо,в нем текст:
«Жил-был в лесу Гном в старой шляпе. Но однажды подул сильный ветер и унёс шляпу. Остался гном без домика. Сидит он в лесу на пенёчке и тихонько плачет. В лесу спор мышки и волка из чего же построить новый дом Гному. Мышка посоветовала домик из ваты, чтобы он был мягким, светлым и уютным. А волк предложил для строительства камни, чтобы дом был надёжным и крепким.
-Поможем разобраться в споре?
-Ребята, я вам предлагаю стать учеными и отправиться в лабораторию для изучения свойств камня и ваты.
-Ребята, повернитесь и в ученых превратитесь.
-Теперь вы ученые, а я ваш руководитель.
-Ученые как правильно вести себя в лаборатории?
-Учёные, пожалуйста, оденьте специальную одежду и займите свои места.
-Учёные сначала рассмотрим камни.
Определение св-в камней.
-Какого цвета камни?
-А по размеру? Покажите самый большой камень, самый маленький.
-Возьмите камешек в руку.
Какой он теплый или холодный.
-Давайте согреем его. Подуйте на него теплым воздухом. (Вдох делаем через нос, а выдыхаем через рот)
Дыхательная гимнастика:
«Согреем камешек»
-Нагрелся. Значит камень может нагреваться, и держать тепло.
-Учёные камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камешек. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек.
-А вы знаете как образуются гладкие камни? Гладкие камни привезены с моря, морские волны то поднимают, то отпускают камешки-они бьются друг о друга, уголки их стачиваются и получается гладкий камешек.
— А теперь выберем шершавый, угловатый камешек. Покажите его. — Какой он?
-Учёные, возьмите камешки в обе руки и постучите друг об друга, что слышите?
-Давайте возьмем самые маленькие камешки и насыплем их в пластмассовую бутылочку, закроем крышкой и потрясём.
— На что похоже? У нас получилась погремушка её тоже можно подарить гному, чтобы не скучал.
— А теперь потрясите сильнее.
-Разбились камешки? Почему?
-Отложите в сторонку.
-А теперь предлагаю немного отдохнуть.
-Выходите ко мне.
Физ. минутка.
По дорожке шли, шли
Много камешков нашли.
Присели собрали
И дальше пошли
Вот налево мы пошли
Серых камешков нашли
Присели, собрали
И дальше пошли.
Вот на горку мы пришли
Белых камешков нашли
С собой принесли.
-Возвращаемся на свои рабочие места.
ОПЫТЫ: Сравнение свойств камней и ваты.
— Учёные, возьмите вату на ладошку, подуйте на неё, что произошло? Почему?
-А теперь возьмите камешек и подуйте на него, улетел он с ладошки, почему? Хорошо!
-Ученые, подвиньте к себе ёмкость с водой. Опустите в воду камешек, что произошло.
Почему?
— А теперь отпустите вату. Что видите? Почему?
-Камешек изменил свою форму?
— А вата?
— Молодцы!
— Учёные, положите в одну руку вату, а в другую камешек и сожмите их. Камешек сжимается? Почему? А вата сжимается? Почему?
— Попробуйте отщипнуть кусочек от камня и от ваты. Что видите?
Воспитатель напоминает детям о правилах безопасности со спичками.
— Учёные я сейчас попробую поджечь камешек и вату.
-Что скажите?
-Камешек загорелся?
А вата?
-Ученые, что можете сказать о камешке и вате?
-Ученые, обратите внимание на экран. Что можно построить из камней
(показ презентации)
Воспитатель просит детей рассказать о свойствах камней и свойствах ваты. Делаем вывод о материале, пригодном для строительства дома.
— Молодцы!
— А теперь все покрутились и в ребят превратились.
Дети слушают внимательно.
Ответы детей.
Дети называют правила, как вести в лаборатории.
Ответы детей.
Дети выполняют гимнастику.
Ответы детей.
Ответы детей (погремушка).
Дети выполняют движение по тексту
Дети садятся за столы
Ответы детей.
Дети отвечают и аргументируют свои ответы
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
3 мин. — Ребята, кто же был прав, когда предлагал материал для строительства дома гнома.
— Ребята, какой вам опыт понравился больше, а какой для вас вызвал затруднение.
-Я получила хорошее настроение от работы с настоящими учёными.
— Молодцы ребята!
-Ребята, я вам хочу подарить лупу для дальнейшей работы. Дети отвечают.
Ход занятия.
Дети стоят полукругом перед мольбертом.Воспитатель предлагает отгадать загадку:
«Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжёлым, большим может быть – одному не поднять».
(Выслушивает ответы детей).
Воспитатель: «Правильно, это загадка про камень. Где можно встретить камни?». Выслушивает ответы детей, сопровождая вывешиванием картинок с изображением камней в природе. Предлагает рассмотреть их разнообразие.
Далее, педагог приглашает детей в «Лабораторию» (за столы, где на подносах лежат камни) и сообщает, что здесь можно узнать про камни много нового и интересного.
Опыт 1. «Камни имеют цвет»
Воспитатель: «Посмотрите внимательно на камешки. Какого цвета они?» Выслушивает ответы детей, подводит их к выводу, что камни отличаются друг от друга цветом.
Опыт 2. «Камни бывают большие и маленькие»
Воспитатель просит показать самый большой и самый маленький и подводит детей к выводу, что камни имеют размер.
Опыт 3. «Гладкие и шершавые».
Воспитатель: «Выберите гладкий камешек – его приятно трогать руками, он может выскользнуть из руки, такие бывают у воды, теперь найдите шершавый. Какой он? (угловатый, лежал в земле, хорошо держится в руке)». Используя метод обследования, педагог подводит детей к выводу, что камни бывают гладкие и шершавые.
Опыт 4. «Твёрдый или мягкий?»
Воспитатель: «Ребята, возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин, сожмите ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином?». Выслушав ответы детей, педагог подводит их к выводу, что камни твёрдые.
Опыт 5. «Лёгкое пёрышко – тяжёлый камень»
Дети кладут на ладони пёрышко и камешек, дуют на них.Отвечают на вопросы: «Что произошло?» (пёрышко слетело, камешек остался на месте, «Почему?» (пёрышко лёгкое, камень тяжёлый).
Опыт 6. «Тонет — не тонет»
Воспитатель: «Ребята, как проверить, тонет камень или нет?» (ответы детей) «Верно, надо бросить его в таз с водой. Почему камень утонул?»
Дети: «Камень тяжёлый».
Педагог предлагает бросить в таз с водой пёрышко. Дети выполняют и приходят к заключению, что пёрышко не утонуло, так как оно лёгкое.
Опыт 7. «Сухой — мокрый»
Воспитатель: «Достаньте из воды камешек. Какой он сейчас?» (мокрый).
Предлагает сравнить его с сухим камешком по цвету, подводит детей к выводу, что камни в воде меняют цвет: становятся темнее.
Опыт 8. «Звук»
Воспитатель: «Стукнем камнями друг о друга. Что слышим?» (звук). Подтверждает правильность ответа детей.
Игра – экспериментирование: «Сделаем музыкальный инструмент» Воспитатель предлагает малышам насыпать в коробочку немного мелких камешек, закрыть и погреметь.
Воспитатель: «На какую музыкальную игрушку это похоже? (на погремушку). Молодцы, ребята! Сегодня в «Лаборатории» мы действительно узнали много интересного и удивительного о камнях».
Физкультминутка: «Гора и камушки».
Дети – «камушки» бегут к воспитателю и прижимаются к нему, образуя «гору», далее по сигналу педагога «камни покатились» — разбегаются.
(повторить два — три раза).
Педагог: «Ребята, как вы думаете, нужны ли камни?» (ответы детей). «Что из них можно делать?» (ответы детей: строить дорожки, загородки, горки, заборчики, дома). Выставляет картинки с изображением каменных домов с дорожками, заборчиками, цветниками, дети их рассматривают.
Воспитатель: «В какой сказке был построен дом из камней?» (ответ детей). «Правильно, в сказке «Три поросёнка».
Коллективная работа «Построим поросятам каменный дом».
Дети прикрепляют камешки на контурное изображение дома (контурные линии из пластилина, начиная снизу горизонтальными рядами, выделяя проём окна.
Воспитатель: «Сможет ли волк разрушить такой дом?» (не сможет). «Почему?» (из камней дом прочный, надёжный).
Педагог хвалит каждого ребёнка за старание и всех за то, что умеют дружно, сообща работать.
Рефлексия.
Воспитатель: «Ребята, что вы сегодня узнали?» (камни бывают большие и маленькие, разного цвета, твёрдые, тяжёлые, гладкие и шершавые, тонут; издают звук, если постучать; из них можно строить дома, дорожки).
Разноцветное молоко, которое движется
Некоторые эксперименты строятся на использовании молока, его химические свойства отлично подходят, чтобы показывать, как действуют моющие средства. Этот эксперимент для дома объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке.
Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.
Что делаем:
- Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев;
- С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов;
- Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит;
- Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски;
- Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки.
Сколько времени занимает эксперимент: 15 минут
Вашему ребенку нравятся эксперименты?
Это нравится нам обоим — и мне, и ребенку
52.63%
Не особо увлекается экспериментами 26.32%
Еще е пробовали такие эксперименты, но обязательно попробуем! 21.05%