Развитие мышления
Вопрос: «Зачем ходить в школу, если вы хотите стать богатым?», должен содержать примерно следующий ответ.
На протяжении долгих лет во время школьного обучения сознание человека все время меняется. Если в начальной школе многое сходило с рук, наказания были мягкими и снисходительными, которые не имели серьезных последствий, то в старших классах все по-другому.
Достаточно пропустить пару тем и не слушать учителя, и недостаток знаний начнет нарастать снежным комом в дальнейшем. Более взрослым ученикам становятся известны такие понятия, как ответственность, пунктуальность, самодисциплина, исполнительность, инициативность и многие другие.
Не сделал домашнее задание, проиграв весь день в компьютерные игры? Не понял тему, не смог разобраться со следующей, на перекрестном предмете уже вообще становится все непонятно, а как следствие — занятия с репетитором и дополнительные денежные затраты семьи.
Если ребенок хочет в будущем стать богатым и успешным, то нужно объяснить ему, что такой человек ценит и уважает свое и чужое время, а, следовательно, не будет растрачиваться им по пустякам, доставлять близким людям очередные проблемы. Таких примеров может быть много.
Ребенок 5-6 лет: скоро в школу
В это время ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе. Часто родители из самых лучших побуждений начинают обучать ребенка чтению, письму, счету, напрягая не сформированный еще аналитический аппарат мозга ребенка.
Но активно растущий организм устроен так: если какая-то часть мозга перенапряжена, то другая — недополучает энергии. И у ребенка, загруженного «подготовкой к школе», не формируются такие важные для успешного обучения вещи, как зрительно-моторная координация, концентрация и переключение внимания, саморегуляция поведения…
Вот и получается, что в первый класс приходят ребята, умеющие читать, писать и рассуждать, но не способные высидеть за партой все время урока, сконцентрировать внимание на задании, понять инструкцию, адресованную всему классу. Также в этом возрасте у ребенка начинают появляться представления о том, какими качествами он хочет обладать, каким бы он хотел стать
Дети 5-6 лет обычно хотят быть похожим на героев книг, фильмов, на родителей или знакомых взрослых
Эта важное психологическое новообразование в личности ребенка можно считать началом появления учебной мотивации. То есть учиться ребенка побуждает не столько интерес к тем или иным дисциплинам, сколько желание видеть себя «знающим», «умным», «умеющим»
Также в этом возрасте у ребенка начинают появляться представления о том, какими качествами он хочет обладать, каким бы он хотел стать. Дети 5-6 лет обычно хотят быть похожим на героев книг, фильмов, на родителей или знакомых взрослых
Эта важное психологическое новообразование в личности ребенка можно считать началом появления учебной мотивации. То есть учиться ребенка побуждает не столько интерес к тем или иным дисциплинам, сколько желание видеть себя «знающим», «умным», «умеющим»
Но стоит поставить ребенка в ситуацию неуспеха, завышенных ожиданий родителей, оставить его с ощущением, что он «не дотягивает» до идеала — об учебной мотивации можно забыть. В этом случае у ребенка остается два пути: развивать некритичность к собственным действиям и оставаться с завышенной самооценкой — или отказаться от веры в себя. Оба этих защитных механизма крайне затрудняют развитие учебной мотивации.
Минусы школьного образования
Все мы разные, что-то для одного человека кажется хорошим вариантом, а для другого не подходит совершенно. Но есть несколько общих моментов, касающихся школьного обучения, которые не нравятся большинству родителей:
- Отсутствие индивидуального подхода к обучению детей. Программа для всех ребят общая, без исключений. Правда, если речь не идет о коррекционных школах. В обычных же общеобразовательных учреждениях никто не будет выявлять способности отдельного ребенка к освоению той или иной науки. И соответственно, не будет стараться развить те способности, к которым у ученика просматривается склонность или даже талант. Так, ребята с математическим складом ума часто задаются вопросом о том, зачем нужна литература в школе, а ученики-гуманитарии не любят точные науки.
- Отсутствие надзора за детьми на переменах и после школы. Сколько раз были скандалы по поводу травли одних учеников другими, но ситуация не меняется. Учителя озабочены усвоением учебной программы, а отношения внутри детского социума отданы на откуп самим детям. Но ребята только учатся общению, они пока полностью не осознают последствия своих действий. Зачем и нужны с начальной школы социальные педагоги, а не только преподаватели-предметники.
- Слишком большое скопление людей создает неблагоприятную вирусную обстановку. В крупных городах помещений школы не хватает для того количества учеников, которые ее посещают. В одном классе может быть 40 и более детей, а классы доходят до буквы «У».
Как развить талант жить
Талант жить среди других людей мне приходится по чуть-чуть развивать только сейчас, будучи уже взрослой тетей. И сейчас я четко понимаю, чего мне не хватало в детстве
Но тогда я понятия не имела, что на самом деле мне требуется, что мне полезно и важно
Я старалась, но не получала от учебы особого удовольствия. Помню, как подруга взахлеб пересказывала мне события книги «Дети капитана Гранта». И ее зажигательное объяснение аж трех способов решения алгебраического уравнения. С каким интересом в 16 лет она читала Мартина Идена в оригинале.
Моя подруга получала настоящее удовольствие от жизни, учебы, разных событий. Так остается и сегодня в ее взрослой жизни. Потому что все развитые способности ей легко реализовать в работе, дружбе, семье, воспитании детей. Она больше отдает семье и обществу и больше получает радости от жизни.
Если бы мне в 10 лет сказали, что учить уроки нужно, чтобы быть счастливой, я бы не поверила. Как объяснить ребенку, зачем нужно учиться, если ребенок не в состоянии представить свое возможное будущее?
Ребенка можно только вовлечь в учебу, давая ему возможность максимально раскрывать свои природные способности. Зрительного ребенка увлечь чтением классики и вести в театр. Кожного — в спорт и кружок авиаконструкторов. Ребенка с анальным вектором не перебивать, не дергать и не торопить. У таких детей от природы высокое стремление быть лучшим в учебе. Звуковик тоже легко вовлекается, если стимулировать его желание познавать скрытые закономерности мироздания. И криками не мешать ему слушать внешний мир. Дети легко вовлекаются во все. Главное — понимать их векторальные особенности.
Талант жить счастливо развивается в детском саду, за школьной партой, за домашней работой. Каждый день в жизни развитого и реализованного человека наполнен невероятными событиями, радостными эмоциями, приключениями и впечатлениями.
Понять себя и стать более реализованным и развитым можно и взрослым людям — благодаря точным знаниям о психических особенностях — векторах человека.
Найти себя, открыть свои таланты заново, встать на верный путь в жизни уже у многих получилось:
Познание нового
Следующим по важности ответом на вопрос: «Почему ходить в школу полезно?» — является возможность получения новых знаний. Многие школьники считают, что физика, химия или геометрия никогда не понадобятся в жизни, а поэтому их учить не обязательно
В первую очередь изучение сложных предметов развивает интеллектуальные способности, заставляет мозговые клетки работать активнее. Чем сложнее предмет, тем больше он принесет пользы для развития мозга.
Кроме этого, школьников обучают очень важным и нужным во взрослой жизни дисциплинам. Например, основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). На этих уроках ребят учат оказывать первую помощь пострадавшим в различных ситуациях, рассказывают, как себя вести, если загорелась проводка, случился пожар, или во время других стихийных бедствий. Полученные знания помогут в любой момент спасти свою жизнь или жизнь другого человека.
Плюсы посещения школы
Плюсы школьного образования, казалось бы, очевидны всем. Рассмотрим их более подробно.
- В первую очередь это систематическое получение знаний. Программы для начальной и общей школы разрабатываются с учетом психологических особенностей детей каждого конкретного возраста. Все учебники построены по принципу от меньшего к большему, с плавным перетеканием тем и уровня сложности из года в год на протяжении 11 лет. Даже обучение на дому строится на основе школьной программы. То есть нельзя утверждать, что домашнее обучение – это нечто совсем иное, далекое от школы.
- Приучение детей к дисциплине и послушанию, уважению авторитетов вне семьи. Это действительно необходимо, ведь на протяжении всей жизни человек вынужден подчиняться многим вышестоящим людям: от руководства на работе, до представителей власти в стране. Тем более это актуально в наше время, когда большинство родителей при поддержке психологов склоняются к мягкому стилю в воспитании и отсутствию наказаний. В большинстве случаев это правильно, но все же подобная лояльность не позволяет ребенку прочувствовать установленные рамки. Как следствие, привычки подчиняться авторитетам не возникает, что в будущем грозит антисоциальным поведением такого человека.
- В школьном коллективе дети не только получают знания и учатся подчиняться вышестоящим авторитетам, но и выстраивают социальные связи с равными себе людьми, то есть с другими учениками. Где еще ребенку получить навык общения, как не в классе? На игровой площадке во дворе ребята слишком быстро меняются, чтобы там можно было научиться долговременному общению и дружбе.
Получение аттестата
Зачем надо ходить в школу, если не за получением аттестата? Так считают многие старшеклассники. Они отчасти даже правы.
Конечной целью обучения в общеобразовательном учреждении является вручение документа, подтверждающего освоение школьной программы.
Аттестат необходим для поступления в высшее учебное заведение, а также при приеме на работу. В случае с поступлением в вуз, оценки играют большую роль, но при приеме на работу рекрутер никогда не спросит: «А что у вас было по математике в 8 классе?»
Исходя из этого, обучаясь в старших классах, необходимо расставить приоритеты: нужно ли поступать в институт или сразу устроиться на работу.
Если принято решение продолжить обучение и получить диплом о высшем образовании, то следует особое внимание обратить на оценки в аттестате. Если же нет желания продолжать обучение, то нет ничего сложного — можно окончить школу «кое-как»
Однако в данном случае на высокооплачиваемую работу рассчитывать не приходится.
Ребенок 6,5–10 лет: начальная школа
Ребенок стал первоклассником. Изменилось все — режим, окружение, статус. Появились обязанности. В это время родители могут повысить и укрепить значимость нового периода жизни ребенка. Например, заранее позаботиться об индивидуальном рабочем месте для первоклассника, которое будет его личным пространством. Организовать такой порядок, при котором домашние не будут отвлекать первоклассника от его учебных занятий.
Любая учеба — это вызов. Обучающийся снова и снова оказывается в ситуации незнающего или неумеющего. Умение преодолевать учебные трудности — обязательная составляющая учебного процесса. И это именно умение, этому надо учиться.
Когда родители говорят ребенку: «Пока не выполнишь задание — гулять не пойдешь», — они оставляют ребенка один на один с трудностями, которые он, возможно, сам пока не может преодолеть. Многим детям в начале обучения в школе требуется организующая помощь — вовремя сесть за уроки, достать нужные книги и т.п. Другим нужно разобраться в условии задачи, нарисовать схему… И дело не в том, что в школе этого не объясняли, а в том, что применить полученные знания в самостоятельной работе совсем не просто.
В это время детям очень нужна поддержка родителей и позитивная обратная связь. Фразы «Я вижу, ты очень стараешься» или «Эта буква у тебя очень красиво получилась» мотивируют намного сильнее, чем упреки и обвинения.
Как привить интерес к учебе: оценки и самооценка
Большое значение в становлении самооценки младшего школьника имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. На первый план у ребенка выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей:
- поддержание престижа («А кто ещё в классе получил пятёрку?»);
- послушание («Тебя сегодня не ругали?»);
- ориентация на знания («Что нового ты узнал сегодня?») и т.д.
То, на чем фокусируют внимание родители, формирует учебную мотивацию в начальной школе. К четвертому классу, с накоплением у ребенка социального опыта, начнут проявляться и собственные мотивы — для чего учиться
И чтобы ребенка вел по жизни интерес к знаниям, родителям вместе со школой необходимо транслировать ребенку правильное отношение к оценкам.
Убеждать детей, что конкретная оценка говорит только о том, как ты справился с конкретным заданием, и никак не соотносится с тем, какой ты ученик, какой ты мальчик (или девочка). Всегда ориентировать детей на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней
Так как дети не всегда осознают, что они уже научились делать, родителям важно акцентировать детские умения, помогать им проявляться в обычной жизни, а не только на уроках
Иными словами, поддержка родителей — неисчерпаемый мотиватор для дошкольников и детей младшего школьного возраста.
Домашнее образование
Зачем нужна школа, если все больше родителей, и даже педагогов, говорят о том, что получать знания можно не в школе, а на дому. Очевидные преимущества домашнего образования – это индивидуальная программа, подстроенная под конкретного ученика. Ребенок может учиться в собственном темпе, не пытаясь догнать или обогнать одноклассников, как это происходит в обычных школах.
Тогда зачем нужно ходить в школу? Человеческая природа такова, что нам необходим стимул, конкуренция, чтобы достичь наилучших результатов, на какие мы способны. А в домашнем обучении этого нет, ребенку не за кем тянуться, у него нет положительного примера перед глазами, как и нет отрицательного образа.
Стоит отметить положительную сторону домашнего обучения для часто болеющих детей. Если ребенок не посещает школьные классы с огромным количеством учеников, то и заболеть у него меньше шансов.
Самостоятельность
В стенах школы за долгие годы обучения чего только не происходит: первая двойка, первая драка, влюбленность, вызов родителей в школу…
Школа учит человека быть самостоятельным и пытаться решать проблемы самому. Конфликт с одноклассником? Ребенок в детском саду расплачется и побежит жаловаться маме. В школе же такое поведение презирается и высмеивается. Проблемы решаются без вмешивания взрослых. С одной стороны, это хорошо, но с другой — нужно объяснить своему ребенку, что не все решается физически, можно ведь просто поговорить и разрешить конфликт.
Также на уроках проводится большое количество самостоятельных работ и практикумов, где ученик может полагаться только на себя и собственные знания.