Причины детских страхов в разном возрасте
Первые осознанные страхи наблюдаются уже после двух – трех лет, и они связаны с развитием различных качеств и способностей.
Так, в период с 2-х до 4-х лет идет развитие волевых качеств. Многое в этот период зависит от стратегии родителя. Ребенку в этом возрасте необходимо дать уверенность в том, что он способен сам совершать выбор, его мнение учитывается, к его желаниям прислушиваются. Если родитель избирает авторитарный стиль поведения, не дает малышу проявлять себя, подавляет его волю, у ребенка появляется неуверенность в себе, своих силах (страх ошибки). Таким детям в дальнейшем сложно самостоятельно принимать решения, они довольно легко поддаются чужому влиянию.
После трех лет у детей появляются страхи животных. Они довольно символичны и могут отражать различные реальные детские страхи. Например, страх волка может говорить о боязнь боли (острые зубы), лиса обычно символизирует хитрость и поэтому за страхом перед этим зверем может скрываться страх быть обманутым, и т.д. С 4-х лет появляются страхи перед сказочными существами, например, страх перед Бабой Ягой – угроза жизни, непереносимость эмоционального искажения образа близкого лица (как правило, мамы в гневе), потребность в безопасности. Страхи перед сказочными героями могут отражать страх наказания родителями.
От 3-х до 5-ти лет идет развитие эмоционального Я ребенка. Начинает развиваться чувство самостоятельности и фантазия – отсюда воображаемые страхи. Основные страхи – одиночество, темнота, замкнутое пространство. Как правило, ребенка пугает не само явление, а то, что скрывается за этим. Например, сама темнота не опасна, пугают прячущиеся в ней монстры, вампиры и прочая нечисть, которую рисует детское воображение.
В 5–7 лет появляются страхи потусторонних сил. Растет страх перед отцом, если он неоправданно строг или жесток, или игнорирует потребности ребенка. В результате растет тревожность, и нет уверенности в себе. Это возраст, максимально насыщенный страхами. Ведущий страх – страх смерти, особенно у чувствительных и впечатлительных детей. Типичные страхи этого периода: снов, животных, огня, войны, болезни или смерти родителей, нападения, темноты, сказочных героев.
В 7–11 лет общее количество страхов падает. В 7 лет преобладает страх потерять родителей. Если мать часто оставляет ребенка одного, у него может развиться «невроз ожидания» или боязнь одиночества во взрослой жизни. В 8 лет – боязнь чужих. У подростков страх смерти трансформируется в страх войны. Ведущим страхом является страх быть не тем, не соответствовать социальным требованиям. В школьном возрасте появляются свои страхи, это может быть страх посещения школы, страх диктантов, боязнь учителей, оценок, замечаний. Не случайно психологами разработаны специальные тесты, позволяющие выявить уровень школьной тревожности.
От 11 до 16 лет основным страхом является страх не быть собой. В его основе лежит противоречие этого возраста. С одной стороны, подросток стремится сохранить свою индивидуальность, и потому боится раствориться в толпе сверстников, с другой – боится не быть в группе, отделиться от всех. В этом возрасте страхи делятся на две группы: природные (страх смерти, изменений, происходящих с телом, боли) и социальные (страх одиночества, людей, наказания, несправедливости, осуждения).
Страх нового и базовое доверие к миру у ребёнка
В психологии есть понятие базового доверия к миру и себе. Здравомыслящий человек отдаёт себе отчёт в том, что жизнь неизбежно несёт перемены и не все из них нам одинаково приятны, не со всеми вызовами мы способны справиться, не все задачи решить, не все трудности преодолеть. Базовое доверие – это, в некотором роде, степень оптимизма в отношении того, насколько часто перемены к лучшему, а я сам способен справиться с новой ситуацией. Это ожидание, что изменения, скорее всего, будут интересны, а я, скорее всего, буду успешен.
Базовое доверие к миру у ребёнка складывается в раннем возрасте из позитивного жизненного опыта, когда обстановка вокруг интересна и неагрессивна, когда ребёнок действует самостоятельно и достигает понятного и приятного ему самому результата; когда он чувствует во взрослом надёжную опору, поддержку, заботу. Формирует собственное базовое доверие ребёнок, а создаёт условия – взрослый, поэтому оно зависит и от человека, и от тех, кто заботится о нём в детстве.
Ребёнок может испытывать неуверенность в надёжности взрослого, если последний делегирует малышу слишком много ответственности
Случается, что родители, которые наслышаны, как важно давать ребёнку свободу выбора, перегибают палку. На самом деле выбирать можно только тогда, когда можешь представить себе, что ты выбираешь и какие последствия влечёт сделанный выбор
У маленького ребёнка ещё очень ограниченные жизненный опыт и интеллектуальные возможности. Он прекрасно может выбрать, с какой игрушкой из трёх, лежащих на его личной полке, он будет играть прямо сейчас. Чего он сильнее сейчас желает – тереть яблоко или мыть посуду. Адекватно решить, чем заняться завтра, – для 2,5 лет задача не то чтобы совсем непосильная, но крайне трудная. Он не знает, каким будет через такой долгий срок, да и само представление о времени ещё не вполне точное.
В порядке обучения иногда можно предложить малышу выбрать что-то незначительное для завтрашнего дня, но требовать от него большего – только обескураживать человека. Принимать решения, выходящие за рамки конкретной ситуации, – совсем не дело для маленького ребёнка. Это зона ответственности родителей. Это их обязанность – решать, когда и куда отправиться в гости, где жить, как обустраивать квартиру.
Ребёнок не обязан быть в восторге от всех ваших решений. И он совсем не обязательно будет справедлив в своём одобрении или недовольстве. Но даже сильно недовольный ребёнок чувствует себя более защищённым, если понимает: взрослый держит ситуацию под контролем, он знает, что делает, у него есть причины поступать так, задуманное будет обязательно исполнено.
Родителям бывает трудно поверить, что плачущий от необходимости подчиняться родительской воле ребёнок более счастлив, чем весёлый, не знающий отказа баловень. Тем не менее, если судить по уровню «гормона стресса» кортизола, это действительно так: ведомый ребёнок более уверен в себе, даже если недоволен вектором движения (а у мудрого родителя чаще всего вполне себе доволен).
Иногда бывает, что родитель всё уже решил, а ребёнка спрашивает так, как будто у малыша есть выбор. Просто взрослый надеется, что ребёнок угадает «правильный» ответ. И тогда часто случается, как в анекдоте: «Что будете заказывать: кофе или чай?» – «Кофе» – «Не угадали. Чай. Кофе на сегодня закончился». Такие ситуации обесценивают мнение ребёнка и расшатывают его уверенность в вашей надёжности, поэтому их лучше избегать.
Детские ночные страхи: терапия
Проработать детские страхи и фобии помогает психолог. Иногда с такой задачей справляются сами родители.
Самыми действенными являются следующие методы:
- арт-терапия;
- сказкотерапия;
- изображение страха.
Специалисты часто просят ребенка нарисовать свой страх. Нет ничего страшного в том, что малыш плохо рисует
Здесь важно использовать цветовую гамму, по-разному нажимать на карандаш. Детальная прорисовка своих фобий получается у детей старшего возраста
Маленький человек должен проговаривать свои страхи, описывать чувства и ощущения.
По завершении арт-терапии ребенок вместе с психологом избавляется от своих страхов, делает так, чтобы рисунок стал смешным и нелепым, бумагу рвут и сжигают. Таким способом побеждаются ночные кошмары.
Также психологи с малышами лепят главных героев кошмарных снов из пластилина (теста). При помощи экспрессии страхи переносятся на внешний объект, оформляются в виде образа, который после исчезает.
При сказкотерапии специалисты придумывают историю, в которой ребенок попадает в ситуацию, схожую со сном. Он как будто бы погружается в путешествие, переживает еще раз сюжетную линию, и пытается найти решение. В конце увлекательно путешествие дети с психологом побеждают маленькое, безобидное существо.
Обратите внимание, не стоит запускать ситуацию с ночными кошмарами, они могут нанести вред здоровью ребенка, негативно повлиять на формирование личности малыша
Хвалите и вознаграждайте за каждый успех
Не бойтесь «подкупать» детей за достижения в борьбе со страхами. Часто родителям кажется, что если они пообещают награду, то дети сразу попросят дорогие игрушки, но это не так. Почти все дети просят что-то вроде «испечь кексы с родителями» или «сходить всей семьей в парк». Вознаграждения должны быть недорогими, но значимыми. И поощрять нужно каждый шаг в борьбе со страхом.
Пример пошагового плана с вознаграждениями из книги «Спокойные»
Цель: задать вопрос учительнице перед всем классом.
Главная награда: поужинать с мамой в ресторане.
Шаг 1. Задать вопрос учительнице, когда все одноклассники уйдут.
Награда: похвала от мамы.
Шаг 2. Ответить на вопрос учительницы при нескольких одноклассниках (ответ подготовлен заранее).
Награда: по пути домой купить журнал.
Шаг 3. Ответить на вопрос учительницы при нескольких одноклассниках (ответ не подготовлен заранее).
Награда: выбрать любимое блюдо на ужин.
Шаг 4. Задать вопрос учительнице в присутствии нескольких одноклассников.
Награда: испечь пирожные с мамой.
Шаг 5. Ответить на вопрос учительницы перед всем классом (ответ подготовлен заранее).
Награда: по дороге домой зайти в кафе.
Шаг 6. Ответить на вопрос учительницы перед всем классом (ответ не подготовлен заранее).
Награда: по дороге домой зайти в магазин рукоделия.
Виды детских страхов
Особенность детских страхов в том, что они, как правило, не связаны с реальной угрозой, а являются отражением той информации, которую дети получают от взрослых и пропускают через призму своей фантазии. Страхи — неизбежная часть развития, их испытывают более половины детей. Выделим три основные группы страха у детей дошкольного возраста.
- Ситуационные (на основе собственного опыта). Такие страхи вполне логичны — они возникают в результате пережитых стрессовых ситуаций: укус собаки (или просто собака напугала), болезненная процедура в больнице. Не удивительно, что после этого малыш будет бояться попасть в такую ситуацию снова.
- Личностно-обусловленные (фантазийные). Фантазия детей безгранична, а если она подкреплена прочитанными сказками и посмотренными мультиками, ожидание появления монстров и бабаек под кроватью — вполне нормальное явление.
- Внушенные. К сожалению, это наиболее распространенные страхи у детей. Нередко мы слышим, как родители говорят: «Спи, а то чужой дядя, волк, бабайка унесет», «Не ходи — упадешь, попадешь под машину, тебя ограбят…». И получается так, что подтекстом в таких предостережениях всегда звучит: «Ты попадешь в опасность, а я не приду к тебе на помощь, потому что виноват будешь только ты». Кроме того, повышенная тревожность может передаться ребенку, если в семье постоянно идут разговоры о том, как опасно ходить по улицам, как вредно смотреть современное кино (читать книги), что кругом война и смерть, что все продукты низкого качества и несут в себе опасность. Иными словами, мы сами учим своих детей бояться.
Каждому возрасту свойственны свои страхи. Так, например, дети от рождения до 6 месяцев боятся резких звуков, разлуки с матерью; от 7 до 12 месяцев могут прибавиться страхи перед переодеванием, боязнь чужих людей, резкой смены обстановки, высоты; от 2 лет — боязнь одиночества, медработников, страх перед засыпанием, связанный с кошмарами; 3–5 лет — страх темноты, воды, замкнутых пространств, наказаний; 6 лет — страх своей смерти и смерти родителей, пожара, войны. Конечно, здесь имеются ввиду средние сроки.
Убедитесь, что цель соответствует критериям SMART
SMART — это пять критериев, которым должна соответствовать цель. S (specific) — конкретность, M (measurable) — измеримость, A (attainable) — достижимость, R (relevant) — уместность, T (time-bound) —ограниченность во времени. Прежде чем определять цель в борьбе со страхом, подумайте, достаточно ли она конкретна, понятно ли ребенку, что именно нужно сделать. Подойти к подругам и позвать их в гости — понятно, стать общительной и активной — нет.
Сюда же можно отнести измеримость цели. У вас должно быть четкое понимание, когда цель достигнута. И достижима ли вообще ваша цель?
Важно, чтобы достижение цели было ограничено по времени.При этом не стоит начинать с той, чье выполнение займет больше 1-2 месяцев. Лучше разбить ее на несколько краткосрочных
Пример. Ребенок боится темноты.
Цель: сделать так, чтобы ребенок не боялся темноты.
SMART цель: спать одному всю ночь, не убегая к родителям.
Но к этому не прийти за один день, поэтому имеет смысл разбить выполнение задачи на несколько этапов.
Краткосрочная цель: ребенок остается в постели после того, как родители пожелают спокойной ночи, но они еще периодически к нему заглядывают.
Среднесрочная цель: привыкнуть засыпать самостоятельно.
Долгосрочная цель: засыпать самому и спать одному всю ночь.
Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:
1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы)
При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи
2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.
3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.
4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.
5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.
6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).
Чего боятся наши дети
Это зависит от возраста ребенка.
В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.
От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.
От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).
От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.
Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:
Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.
Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.
Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.
Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.
Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.
Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.
Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.
Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.
Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.
Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его
Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня»
Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.
Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:
«Качели»
Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.
«Художники – натуралисты»
Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.
«Дизайнеры»
Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.
«Жмурки»
Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.
Как определить испуг
Маленький человек может испугаться сильного грома, большой собаки или незнакомого человека. Нередко сами родители пугают малыша. Они говорят, что если их чадо не будет спать, то за ним обязательно придут злые дяди и тети, рассказывают страшные сказки.
В лучшем случае испуг ограничивается кратковременным приступом страха. Если фобии не прекращаются и мешают жить ребенку, то здесь нужно принимать меры.
К основным признакам сильного страха относятся:
- расстройство сна;
- плохой аппетит;
- частые и длительные крики во сне;
- подавленное настроение и раздражительность;
- постоянные обманы близких людей.
Также стоит придать значение повторяющимся головным болям, нервным тикам, различным нервным движениям.
Тематическая литература
Специалисты в сфере психического детского здоровья часто опираются на рекомендации и разъяснения, данные в книге Александра Захарова «Дневные и ночные страхи у детей». В этом труде впервые в мировой и отечественной практике были рассмотрены основные причины появления и дальнейшего развития тревожности. Автор привел статистические данные о масштабах возникновения дневных и ночных страхов у детей, указав влияние на них различных факторов, самыми основными из которых являются семейные взаимоотношения. Книга написана с точки зрения детского психолога и педиатра. Полезным будет ее чтение и родителям.
Как бороться с детскими страхами
Главное — отнестись к страху ребенка серьезно. Не стоит смеяться над ним, укорять («как тебе не стыдно, ты уже большой»), это может только усилить страх и подорвет доверие к вам. Не говорите: «Ты только не бойся». Это звучит, скорее, как приглашение к страхам, чем как их отрицание, и не дает способа справиться со своим состоянием. Помните, что для вас домовой в шкафу – это детская фантазия, для ребенка же он вполне реален и потому опасен. Убеждать, что его нет, бесполезно, лучше помочь бороться со страхом.
Если ребенок уже достаточно взрослый, обсудите с ним саму реакцию страха. Расскажите, что страх есть у всех, и храбрость состоит не в том, чтобы его не испытывать, а в том, чтобы уметь его преодолевать. Особенно это актуально для мальчиков, так как они часто начинают испытывать стыд за свой страх, что может привести к отрицанию страха и различным невротическим проявлениям.
Постарайтесь исключить ситуации, провоцирующие страх: душное помещение, страшные фильмы перед сном, тесная одежда.
Проанализируйте свое поведение. Практика показывает, что очень часто страхи появляются у излишне опекаемых детей. Когда ребенка чересчур опекают, он начинает чувствовать себя маленьким и слабым. Мир представляется ему грозным и враждебным. Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый его шаг? Мира такой ребенок практически не знает, так как родители всеми силами ограждают его от этого знания: это лучше не видеть, это опасно, ужасно, ты можешь напугаться, это лучше не слышать, не услышишь ничего хорошего, говорить нужно как можно меньше, а то скажешь что-то не то, тебя обидят. Чтобы с тобой ничего ни случилось, мы будем постоянно рядом, все сделаем за тебя, посмотрим, чтоб ты не ходил, куда не надо, не делал того, что не надо и т.д. Незнание мира пугает ребенка, место знаний занимают фантазии, неизвестное страшнее вдвойне. Как правило, такие опекающие родители сами тревожны, так страхи «передаются по наследству».
Работа с тревожным ребенком
Существует немало проверенных способов, как избавить ребенка от страхов:
- игротерапия;
- сказкотерапия;
- арт-терапия;
- гипнотерапия;
- прием медикаментов;
- мышечная релаксация.
Вы можете обратиться за помощью к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу, или сами изучить техники и работать с ребенком самостоятельно.
Как помочь ребенку преодолеть страх и тревожность методом мышечной релаксации?
Используйте следующие упражнения.
- «Драка». Помогает расслабить мышцы лица и рук, снять излишнюю агрессию. Нужно предложить малышу игру. Он поссорился с другом и готовится к драке: принял бойцовскую позу, сжал ручки в кулачки, затаил дыхание. А потом задумался: «А может драться с лучшим другом — плохая идея?» — разжал кулаки, выдохнул и расслабился.
- «Штанга». Помогает снять напряжение с мышц спины. Игра в спортсменов-тяжелоатлетов с поднятием воображаемой штанги.
- «Танцующие руки». Поднимающая настроение и высвобождающая подавленные чувства игра. На пол кладутся большие листы белой бумаги и выбираются на вкус ребенка мелки. Малыш ложится на спину так, чтобы его руки находились на бумаге. Включается музыка и кроха двигает руками в такт музыке, оставляя цветные следы на листах.
Попробуйте игры на телесный контакт («рисунок на спине», «дрозды», «руки танцуют»), массаж или просто растирание тела. Еще один способ снятия нервного напряжения, который понравится малышу — раскрашивание лица красками. Можно использовать мамину косметику.
Как помочь ребенку справиться со страхами с помощью сказкотерапии?
Придумайте историю, описывающую предмет страха ребенка, и сочините счастливый конец. Можете даже разыграть целый спектакль, используя игрушки малыша. Отождествляя себя с героем сказки, который вначале боится, но затем мужественно справляется со злодеями и чудовищами, ребенок приобретает уверенность в своих силах.
Игротерапия в борьбе с детскими страхами
Игра является ведущим психотерапевтическим методом в работе с детьми дошкольного возраста. Ролевые игры пробуждают активность и инициативность в ребенке, помогают приобрести навыки общения, способствуют развитию самостоятельности и умения контролировать эмоции.
Если малыш боится медицинского персонала, поиграйте в больницу. Обязательно дайте ему возможность побыть в роли врача. Если у ребенка страх темноты — поиграйте в смелых разведчиков. В какой-то момент кроха должен получить задание сходить на разведку в затемненное помещение и найти там спрятанную игрушку. После выполнения миссии храбрецу выдается медаль за отвагу.
Арт-терапия в коррекции детских страхов
Поскольку образное мышление является ведущим в дошкольном возрасте, малышу куда проще изобразить свой страх на бумаге, чем описать его словесно. Конкретизация страха в виде рисунка помогает избавиться от неопределенности и дать выход своим негативным чувствам.
Арт-терапия дает возможность безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и смоделировать выход из сложившейся ситуации. Можно предложить ребенку способ на выбор:
- уничтожить «зло» (скомкать, порвать, сжечь рисунок);
- дорисовать защитный объект;
- добавить забавные детали, придав чудовищу смешной и нелепый вид;
- приручить объект, например, подарить чудовищу цветочек и заставить его улыбаться, накормить собаку сосиской;
- нарисовать рядом большого себя.
Как убрать страх у ребенка с помощью медикаментов?
Фармакологическое лечение страхов у детей имеет второстепенное значение. Малышу могут назначить ноотропы (Пикамилон, Фенибут) — вещества, способствующие укреплению нервной системы и повышению умственной и физической выносливости при высоких нагрузках в школе. Транквилизаторы (Атаракс, Феназепам) чаще назначают для успокоения гиперактивных детей. Но они лишь снимают физические симптомы приступа паники, но не справляются с самим страхом.
Даже перед приемом ноотропных препаратов, которые продаются без рецепта, лучше сначала проконсультироваться с психиатром. Он подберет подходящее средство и правильную дозировку.
Как помочь ребенку избавиться от страхов с помощью гипноза
Устранение детских страхов требует времени и терпения со стороны родителей. При современном образе жизни не всегда есть возможность уделить достаточное количество внимания малышу, чтобы полностью развеять его страхи. В современной психотерапии есть методы, помогающие быстро избавиться от тревоги и фобий как взрослым, так и детям. Это гипнотерапия. Всего 5 сеансов со специалистом, и нервное напряжение и страх уходят.
Медикаментозное и психологическое лечение
Таблетки от страха прописывают довольно редко. Это поддерживающие препараты и витамины. Они способствуют укреплению нервной системы. Медикаментозное лечение носит второстепенное значение. Чаще транквилизаторы используются для успокоения гиперактивных детей, но они всего лишь снимают симптоматику и не помогут преодолеть страхи в общении или устранить боязнь темноты. Целесообразно назначить прием лекарственных настоев на ночь
С седативными препаратами в детском лечении следует обращаться очень осторожно и принимать в крайних случаях, они влияют на психомоторное развитие
Методы коррекции страхов предполагают различные комплексные меры, в том числе и работу с психологом. Если вы заметили, что ребенок отказывается ходить в школу, стал раздражительным, замкнулся в себе, стоит задуматься над посещением специалиста. Индивидуальная работа психолога с детьми 7-8 лет включает также общение с людьми, проживающими вместе с ним. Увидев целостную картину, врач сможет предложить адекватное решение проблемы.
Ребенку снятся кошмары, как помочь: советы психолога
К сожалению, никто не застрахован от ночных кошмаров, особенно дети. У них гораздо больше страхов и ночных видений, которые очень сложно анализировать. Зачастую дети не любят обсуждать подобное, это усугубляет ситуацию.
Главная и самая гуманная задача родителей – это решить проблему с ночными страхами своего ребенка, к тому же полезно будет припомнить, что именно вам снилось и что пугало в детстве. Это поможет решить ряд проблем. Заодно можно и самим рассмотреть, как видит вас ребенок, ведь одной из причин возникновения подобных сновидений являются родители и их отношение к своим детям. Редко снятся ночные кошмары тем детям, родители которых ведут себя уверенно, смотрят на жизнь оптимистически и пользуются авторитетом у своего ребенка. Стоит помнить, что ребенок копирует поведение родителей, особенно того, который является авторитетом для него.
Полноценный сон позволяет сохранить как физическое, так и психологическое здоровье человека
Поэтому, когда ребенок плачет, кричит или часто просыпается ночью, стоит на это обратить внимание и сразу же решить проблему
Помогаем ребенку справиться со страхами
Чаще всего ночные кошмары бывают у детей с теми или иными отклонениями, но в том случае, если малыш попросту впечатлительный. Также, есть и другие причины возникновения страшных сновидений:
- Хроническое переутомление, эмоциональное перенапряжение ребенка. Ночные кошмары являются продуктом деятельности мозга, который пытается справиться со стрессом или негативными эмоциями.
- «Хронические конфликты» в семье. Особенно если родители ссорятся в вечернее или ночное время. Из-за собственных переживаний ребенок может даже не уснуть.
- Возрастные страхи. Чем больше ребенок познает мир, что-то новое и неизвестное, его могут «преследовать» ночные кошмары, тем более, если у ребенка хорошо развита фантазия.
- Неразрешенные психоэмоциональные проблемы в обычной жизни, другими словами, своеобразные «тупики» не дают нормально развиваться ребенку, а кошмарные сны – это своего рода сигнал о неразрешенных ситуациях и даже являются предвестниками заболеваний.
Если вас интересует как помочь, когда ребенку снятся кошмары, то стоит проследить после каких событий, ребенок плохо спит ночью. В прямом смысле необходимо завести дневник и вписывать предполагаемые причины возникновения таких снов. Стоит разобраться и что именно снится малышу, попросите его нарисовать происходящее, рассказать об этом. Если рассказ оказался незаконченным, можно завершить и разыграть с ребенком счастливый конец, таким образом, его это не будет беспокоить.
Излишняя строгость с ребенком также отражается на психике малыша в целом. Стоит наладить отношение со своим чадом, так и ребенку станет легче, т.к. он будет чувствовать что нужен вам, вашу любовь и поддержку. Но и родителям станет гораздо проще договориться с ребенком, без крика и разногласий.
Самыми действенными методами устранения кошмарных снов является уменьшение, в первую очередь, дневных страхов, повышение уверенности в себе, что вполне реально, благодаря налаживанию отношений между родными, включая коррекцию воспитания. Главное не отмахиваться от ребенка, а уделить несколько минут для того, чтобы малыш высказался и поделился с вами своими переживаниями.
Кошмары малыша
Чтобы избежать ночных кошмаров во сне ребенка стоит придерживаться таких простых советов психологов, которые подходят для детей любого возраста:
- Не стоит ссориться на глазах у ребенка, особенно если ругань сопровождается ненормативной лексикой.
- День должен быть в меру активным, включать в себя игры и времяпрепровождение на свежем воздухе.
- Перед сном читайте с ребенком добрую сказку или включите спокойный мультфильм.
- Вместо соков, какао и прочих напитков, на ночь лучше напоить малыша успокаивающим чаем с ромашкой.
- Укладывать детей лучше в одно и то же время, ведь смена графика может негативно отразиться на качестве сна.
- Не наказывайте ребенка в вечернее время суток. Любое наказание для ребенка – это стресс, что может сопровождаться кошмарными снами.
- В детской комнате обязательно должен быть ночник, а спать малышу лучше с любимой мягкой игрушкой.
- Не позволяйте ребенку играть в шумные активнее игры за несколько часов до сна.
Если ребенок испуганный пришел к вам ночью, ни в коем случае не ругайте кроху, это может только усугубить ситуацию. Создайте ребенку комфортные условия, в доме он должен себя чувствовать любимым, нужным и защищенным.
Причины
Страхи у детей дошкольного возраста возникают вследствие негативного психологического воздействия взрослых (родителей, воспитателей в детсаду, бабушек, дедушек, няни) или же самовнушения. Не стоит оставлять без внимания невротические расстройства, иначе в сознательном возрасте могут возникнуть более серьезные последствия. Вне зависимости от причины возникновения страха или фобии родители должны серьезно относиться к психологическому здоровью детей и активно помогать преодолеть страх. Следует понимать, что их видение мира и мышление значительно отличается от взрослого мировоззрения. Очень часто детская фантазия оживляет невоодушевленные предметы.
Главные причины страхов у детей дошкольного и школьного возраста:
- перенесенные травмирующие психику ситуации (укус собаки, пчелы, падение и т. д);
- психологическое давление со стороны взрослых относительно падений, убийств, несчастных случаев;
- увиденный в детстве несчастный случай или участие в нем;
- семейные конфликты;
- неумение общаться и постоять за себя, издевки со стороны сверстников.
Чтобы помочь детям побороть свой страх, нужно найти причину беспокойного поведения.
Очень часто такой причиной становится досрочный выход мамы на работу. Длительное кормление грудью (3-5 лет) также приводит к психологическим расстройствам, нарушает речь. На психологическое состояние влияют все стрессы или конфликты, перенесенные мамой во время беременности.