Ход занятия:
Дети заходят в зал, становятся в круг.
М.Р: какую знаменательную дату отмечают в апреле?
Дети: день космонавтики
М.Р: почему мы отмечаем этот праздник? День космонавтики
Дети: потому что 12 апреля человек полетел в космос.
М.р: каким должен быть космонавт? Какими качествами обладать? А знаете с чего начинается день космонавта?
Дети:
Упражнение «Космодром».
Все готово для полета (руки вперед вверх)
Ждут ракеты всех ребят (соединяем пальцы над головой)
Мало времени до взлета (маршируем на месте)
Космонавты встали в ряд (прыжком – ноги врозь, руки на пояс)
Поклонились вправо, влево (наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон (поклонились вперед)
Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах вверх)
Опустел наш космодром (присели)
М.Р: к полету все готовы? Занимаем места в ракете (садятся на стулья). Можно взлететь не проверив приборы?
Дети: нет
Фонопедическое упражнение «Ракета».
Проверяем топливо (ш-ш-ш-ш-ш-ш)
Открываем и закрываем люки (глисандо вверх и вниз на звук «а»)
Проверяем радио (произносят короткие и острые звуки на звук «у», показать высоту звука рукой)
Включаем двигатели (произносят звук «р» и вращают кулаками перед грудью)
М.р: ракета к полету готова! Полетели!3-2-1 ПУСК! Поднимают руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы!
(музыка взлета)
М.Р: Кто первым полетел в космос?
Дети: СОБАКИ
М.Р: как звали собак?
Дети: Белка и Стрелка
М.Р: как звали человека, который 60 лет назад первым полетел в космос?
Дети: Юрий Гагарин
М.Р: да, Юрий Гагарин, и в честь первого полета человека в космос была написана такая песня, послушайте.
Слушание песни «Знаете, каким он парнем был», муз. А. Пахмутова, сл. Н. Добронравова.
М.Р: о ком поется в песне?
Дети:
М.Р: Так, расскажите, каким он парнем был?
Дети: простой, смелый, любил свою Землю
М.Р: какой характер музыки?
Дети: музыка бодрая, веселая, ритмичная, энергичная, боевая, решительная
М.р: какие чувства вызвала у вас эта музыка?
Дети: радость, гордость
М.Р : Так, ребята, какие слова сказал Ю. Гагарин перед стартом?
Дети: он сказал «Поехали» …и взмахнул рукой
М.Р: Надо сообщить, что полет проходит нормально. Как вы думаете, как Ю. Гагарин передавал сообщения на землю?
Дети: сигналами.
М.Р: а вы хотите попробовать передавать сигналы?
Дети: хотим
М.Р: Света будет передавать, а Женя принимать, то есть повторять то, что передала Света.
М. Д. И «Спутник нам дает сигнал»
Поднимать детей по очереди парами: один дает сигнал – второй повторяет.
М.Р : А вы хотели бы быть как Юрий Гагарин? Споем песню о нем.
Песня «Юрий Гагарин», муз. И сл. Г. Вихаревой.
М.Р: а какой песней мы с вами могли бы порадовать в полете Ю. Гагарина?
Дети: песня по желанию детей (Во кузнице)
Музыка приземления
М.Р: Наша ракета прилетела на планету Марс. Выходим в круг.
Воспитатель: ребята, кто живет на этой планете?
Дети: инопланетяне
Воспитатель: а как вы думаете, как ходят инопланетяне?
Дети показывают по своему выбору под музыку.
Воспитатель: а я думаю они двигаются вот так, попробуйте повторить!
Заходит инопланетянин, грустный.
Воспитатель: ребята, кто это нас встречает?
Дети: инопланетянин. Поздоровались.
Воспитатель: ребята, а почему это инопланетянин такой грустный?
Дети: отвечают
Инопланетянин: я живу здесь совсем один, у меня нет татки друзей, мне не с кем потанцевать…может вы со мной потанцуете?
Танец
И: как с вами весело! Давайте еще поиграем!
Воспитатель: а, что ребята, в какую игру поиграем с инопланетянином?
Дети: «Космонавты».
Игра «Космонавты»
На полу раскладываются несколько цепочек из обручей – «ракеты». Обручей меньше, чем детей.Дети врассыпную ходят по залу и говорят:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам
На какую захотим –
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
С последним словом дети разбегаются и врассыпную бегают по залу
По сигналу (обращая внимание, какую цифру назвал воспитатель) дети стараются быстрее встать в обруч этим количеством. Опоздавшие летят следующим рейсом
Голос за кадром:
Внимание! Внимание! Вызывает Земля! Космическому экипажу срочно прибыть на землю! (дети стоят по кругу)
Воспитатель: Приготовились к взлету!
Опускают руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы!
Муз.рук: Приземляемся, вот и Земля! Ребята, мы с вами сегодня совершили космическое путешествие!. Расскажите, что вы узнали.
Дети: какой праздник, кто первый космонавт, побывали на Марсе, выучили танец инопланетянина.
Ход занятия.
-Здравствуйте. ребята! Мне очень приятно видеть вас в этом уютном зале и хочу поздороваться с вами необычно- музыкально и ритмично. Слушайте и смотрите внимательно, (приветствие). Молодцы, вы были внимательными и ритмичными. А как можно поздороваться с гостями (ответы детей)Здравствуйте, гости.
-Сегодня, ребята, я вам предлагаю отправиться в кругосветное путешествие и познакомиться с музыкой разных народов мира. Путешествие будет необычное — музыкальное, поэтому хочу вас посвятить в настоящих музыкантов и танцоров (надевают «бабочки»: мальчики-синие, девочки- розовые). Вы готовы?
Я вижу, вы готовы. Прежде чем отправиться, скажите, в какой стране мы живем? Правильно, в России. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по разным странам мира, но не просто так, а чтобы узнать, какая музыка звучит у других народов.
Наше путешествие мы назовем «Музыка народов мира».
Как вы думаете, на чем можно будет быстрее всего добраться до нужного континента? (ответы детей)
Конечно, на самолете.
Берем наши самолеты, производим пробный полет. (дыхательное упражнение). Движение музыки вверх, вниз, звуки У-У-У-У-У, плавные и прерывистые — 1 мин.
Ну, полетели (разминка -игра) (муз. «Самолет»).
Прилетели.
1 коробка (ребенок открывает) – картофель.
Это Белоруссия – географически находится рядом с Россией. Белорусы очень любят и почитают картофель. Споем белорусскую народную песню «Бульба»
Полетели дальше (выполняют движения полета на самолете).
2 коробка (ребенок открывает)– бубен и паук.
Мы прилетели в Италию (звучит ксилофон, увидим итальянский танец «Тарантелла». Название этого танца произошло от слова «Таранто»-это город в Италии. А танцевать его любят с инструментом, который вы точно знаете — отгадайте. (играю в бубен под платком).
Танец (видео) (Звучит «Маленькая тарантелла»).
Вопросы детям.
Скажите, каков характер музыки (дети отвечают) Да, он такой быстрый, задорный, зажигательный. Я предлагаю девочкам сыграть под эту веселую музыку на бубнах.
Сначала мы будем играть, встряхивая бубном, затем, ударяя по ладошке, по коленкам. Вы услышали, что после каждой части есть остановка с акцентом, сильным звуком? Послушайте (играю фрагмент). Давайте попробуем (дети играют на бубнах.) Вы хотите станцевать этот зажигательный танец? Вставайте врассыпную, свободно по залу. Будем двигаться мелкими поскоками, потому что музыка очень быстрая (показ, — дети пробуют без музыки.) А сейчас выполняем движения вместе с музыкой. (девочки танцуют с бубном).
Ну а нам пора лететь дальше становимся друг за другом –полетели «Самолетики».
3 коробка (ребенок открывает) – африканский барабан и маракасы.
Присаживайтесь, пожалуйста. (дети садятся в другой части зала полукругом.) Сейчас вы услышите главный инструмент африканской музыки. Уверена, что вы его узнаете, если внимательно послушаете (играю на египетском барабане). Правильно, это барабан (играю в сундуке). Посмотрите, какая у него необычная форма. На нем играют не палочками, а пальцами или ладошками. И звук не такой, как у барабана, на котором мы играли на занятиях — более насыщенный, низкий. Хотите еще раз послушать?
.В этом необычном сундуке есть еще инструменты — это африканские маракасы. Они сделаны из разного материала, поэтому звук у них разный. послушайте (играю на маракасах). А на что они похожи? На какую детскую игрушку? Да, они похожи на погремушку. Вы хотите поиграть в оркестре? Настоящие музыканты умеют играть на разных инструментах. Предлагаю по одному подойти к сундуку и взять, не глядя, инструмент. Я начну, вы поочередно будете присоединяться. Постарайтесь придумать свой ритм («Африканский оркестр»). Хвалю музыкантов, которые сами придумали свой ритм, не похожий на другие.
Африканская мелодия (в записи).
Покидаем Африку — полетели дальше. «Самолетики».
4 коробка — цветы и венок
-Ребята, это Украина, государство, в котором всегда много цветов, прекрасная природа и красивая музыка.
Надеваем на девочку венок, остальные берут цветы – Импровизация. Песня «Червона рута» (исполняет музыкальный руководитель, девочки танцуют с цветами).
Полетели — «Самолетики».
5 коробка (открывает ребенок)– матрешка, балалайка
Поем песню «Улыбка», композитор В. Шаинский.
Мы с вами продолжим путешествие по разным странам и континентам в следующий раз. Подарки детям – раскраски с видами Италии.
А попрощаемся мы с вами по русской традиции-поклоном.
Рефлексия занятия. Вопросы детям
• Что делали с удовольствием?
Дети прощаются с гостями.