Ход занятия:
-В огромном небесном пространстве,
Где миллионы планет,
Есть голубая, светлая,
Лучше которой нет!
Дальние разные страны,
Улицы и города,
Маленькие и большие
Будут на ней всегда!
Крутятся вокруг Солнца
Горы, леса и поля.
Добрая, необъятная
Наша родная Земля!
— Посмотрите на модель Земли (показываю глобус, как она называется?
-А какой цвет преобладает на глобусе? О чем это говорит?
— Преобладает синий цвет, который говорит о том, что большую часть Земли занимает вода.
— А какие ещё цвета мы видим на глобусе, и что они означают?
Зеленый — равнины; желтый — пустыни; коричневый – горы; белый — снег.
-А где еще можно увидеть изображение нашей Земли? (на карте)
КРУТИМ ГЛОБУС
— На глобусе и на карте мы видим много разных стран, давайте вспомним, какие страны вы знаете?
— А теперь поиграем в игру «Кто, где живет?»
Россия — россияне
Франция — французы
Италия — итальянцы
Япония — японцы
Китай — китайцы
Германия — немцы
Англия — англичане
Украина – украинцы
Польша — поляки
Америка — американцы
-На Земле живет много людей. Посмотрите внимательно на эти картинки.
Показ картинок с изображением людей разных национальностей, с разным цветом кожи.
— Что общего у всех этих людей? И чем они отличаются?
— Люди, живущие в разных уголках земного шара, отличаются по цвету кожи, разрезу глаз, волосам.
-А какого цвета наша кожа?
— Люди со светлой кожей относятся к европейцам. Они населяют Европу, Америку, Австралию.
-Среди них встречаются люди со светлыми, рыжими, тёмными волосами; глаза у них могут быть голубые, зелёные, серые, карие; губы тонкие или пухлые.
На карте показываем, где живут европейцы.
-А что вы можете сказать про этих людей? Какая у них кожа, глаза, волосы?
Выставляются картинки с изображением китайцев, японцев….
-Эти люди живут в Японии, Китае, Корее и других азиатских странах. У них кожа с желтоватым или красноватым оттенком черные прямые волосы, темные узкие глаза. Показываем на карте, где живут азиаты.
— А как вы думаете, где живут эти люди?
Выставляется картинка с изображением африканцев.
— Посмотрите, что общего у этих людей?
— Темная кожа, черные кудрявые волосы, пухлые губы, крупный нос.
— Этих людей называют африканцами.
Показываем, где живут африканцы.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Собери семью»
На карточках изображены дети, папы и мамы европейской, азиатской и африканской внешности.
Подобрать ребёнку маму и папу.
— Мы сегодня узнали, сколько же разных людей населяют наш земной шар! А как вы думаете, о чем мечтают дети и взрослые всей планеты?
— О мире и дружбе на Земле
— Есть места, где идет война, гибнут люди, мирные жители, дети. Кто знает, в какой стране недавно происходили военные действия?
— Какие вы испытываете чувства, когда слышите или видите по телевидению сводки о военных действиях? (страх, боль, ужас, жалость)
— Каждый человек хочет, чтобы его дом, улицу, страну война обошла стороной, чтобы светило яркое солнце, чтобы все смеялись и радовались жизни.
— Что бы вы хотели пожелать людям всей Земли?
Разучим стихотворение И. Мазнина «Дружба».
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как травы с лугом,
Как ветер с полем,
Поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
ИГРА «Давайте поздороваемся!»
— Я буду рассказывать, как здороваются люди в разных странах, а вы — выполнять движения.
— В Китае люди здороваются, делая легкий поклон с прижатыми ладошками перед лицом. Давайте поздороваемся, как китайцы.
— В Японии здороваются, делая легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам, и чем старше человек, тем кланяются ниже.
— В Индии люди, приветствуя друг друга, кланяются со скрещенными на груди руками.
— В Германии немцы просто пожимают друг другу руки.
— В Новой Гвинее жители, здороваясь, щекочут друг у друга под подбородком.
-А как у вас в России здороваются, кто скажет?
— в России принято первым здороваться мужчине, а руку протягивает женщина.
— а Как вы думаете, что больше всего любят делать жители Африки? (танцевать)
Дети танцуют под песню «Чунга — Чанга»
-А как вы думаете, людям разных стран нужно дружить друг с другом?
— Я предлагаю создать свой символ дружбы народов. Представим себе, что наша ладошка- это планета Земля, а пальчики — разные народы. Все мы живем на одной планете. Чтобы нарисовать этот символ, нанесём пальчиковую краску на ладошку и сделаем отпечаток, а на пальчиках нарисуем лица людей разных стран и континентов.
Тематическая неделя «Дети разных стран — друзья».
Вподготовительной группе, согласно ФГОС ДО, продолжается работа по знакомству детей с бытом и культурой разных стран, интересными событиями и традициями Индии, Японии и т.д. В конце октября целесообразно запланировать такие мероприятия, как рассматривание глобуса или карты, беседы о достопримечательностях Англии, «Кошачьем кафе» в Японии, рисование по ткани «Сари» и открытие салона «Меженди», разучивание слов на иностранном языке и игры, направленные на формирование уважения к людям других культур, знакомство с географической картой мира и расширение знаний о других народах. Материал для бесед с детьми об Индии и Японии вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Дети разных стран — друзья».
В области социально-коммуникативного развития запланированы домашние заготовки «Рассказ о достопримечательностях Англии», игры с лепбуком «Дорожные знаки», презентация «Индийский народный костюм», а так же трудовые поручения и знакомство с трудом метеоролога.
Прививая интерес к культуре других стран, воспитатель рассказывает о традициях индийского народа, рассказывает о праздниках Японии. Педагог предлагает понаблюдать за отлётом птиц и изготовить карточки-схемы сбора птиц в стаи, отметить изменения в природе в календаре и начинает долгосрочный эксперимент на определение значения хлорофилла для растений, что способствует познавательному развитию дошкольников.
Продолжая физическое развитие взрослый готовит рассказ о японских единоборствах, разучивает с детьми подвижные игры Англии и других стран, изготавливает совместно с детьми атрибуты для японских аттракционов, знакомит с элементами Хатка-йоги.
Педагог знакомит детей с некоторыми иностранными словами, предлагает творческое задание «Придумай свой язык», читает сказки народов мира и побуждает детей к обсуждению поступков героев, что способствует речевому развитию старших дошкольников.
Решая задачи художественно-эстетического развития педагог готовит презентации «Японские музыкальные инструменты», схемы для оригами, знакомство с искусством икебаны и слушание песен Индии и Японии.
Вариант 1 представлен в виде таблицы с указанием образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Ежедневно прописана работа с родителями, пустая графа для планирования индивидуальной работы и проектной деятельности.
Вариант 2 представлен в виде таблицы с указанием различных видов совместной деятельности педагога и детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная, деятельность в режимных моментах. В плане отражены мероприятия по созданию развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников, ежедневное взаимодействие с родителями.
Содержание плана в обоих вариантах идентичное, они отличаются только формой таблиц.