Ход занятия
Воспитатель показывает слайд многоэтажного дома и деревянного дома.
— Ребята, что это? (дома) Правильно, это дома, но посмотрите, какие они разные.
Это сейчас люди живут в многоэтажных домах. А раньше люди строили деревянные дома. Хотите узнать, как жили люди в старину? Кто хочет – присоединяйтесь.
Воспитатель приглашает детей в уголок «Русской избы».
Звучит песня «А в доме горит огонек». Воспитатель облачается в элементы русского народного костюма.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.
А вы знаете, что такое изба? (ответы) Хотите узнать, как жили люди в старину? (ответы)
Комнату в избе называли «горницей». Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Послушайте,да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Посреди горницы ставили печь (слайды с изображениями русской печки)
Печь — это сердце дома. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Печь была неотделимой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома.Даже пословица есть о ней: «Чего из избы не вытащишь?» Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь – печник.
Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы)
А в старину батарей не было. Что тогда грело? (печь) Что нужно, чтобы печь грела? (дрова). Да, печь и накормит и обогреет.
А случалось,и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки? Оказывается печь ещё и сушит.
А еще, дети, печь лечит. Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случится? (ответы)
Уложат простуженного на печку, она его прогреет — простуда и пройдет. Вот почему говорят «Печь всему голова». Она кормит, сушит, греет, лечит.
Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев еще не было. В русской избе всё было сделано руками самих крестьян. (Слайды). Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. Столы были большие,потому что и семьи были большие: папа, мама, дедушка с бабушкой и детей человек 5.
Пальчиковая гимнастика: “Семья”
Как у нас семья большая
Да веселая
(Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)
Два у лавки стоят
(Загнуть большие пальцы на обеих руках).
Два учится хотят
(Загнуть указательные пальцы на обеих руках)
Два Степана у сметаны объедаются
(Загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки
Питаются.
(Загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люлке
Качаются
(Загнуть мизинцы)
Каждый, делая какую-то вещь, хотел, чтобы она была самая красивая. Люди с любовью и старанием украшали свои изделия.Любая вещь: салфетка или полотенце, детская люлька или ковш — все украшалось резьбой, вышивкой, кружевом, росписью (Слайды)
Ребята, а посмотрите, что на столе стоит. Это та посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины. Это – туески, сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты.А вот различные кувшины и горшки: для молока, для мёда – из глины. Всё это называется кухонная утварь.
Дидактическая игра «Предметы быта старины и современности».
Цель:
Для выхода из деятельности детям раздаются раскраски с предметами русского народного быта; атрибуты с предметами русского народного быта для продолжения сюжетно-ролевой игры; предлагается настольный макет интерьера русской избы).
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, мы находимся в музее нашего детского сада (мини-музей народной старины).
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.В избе считали святыми три места: красный угол, печь и стол.
Красный угол – означало «красивый, хороший, светлый». В нем вешали иконы, убирали вышитыми полотенцами
В нем совершались ежедневные моленья, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме
Неотъемлемой частью жилища, а может и самой главной, являлась печь.
«Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают – глотает» — ПЕЧЬ
Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали старики и младшие детки, сушили одежду и даже мылись. Поутру хозяйка растапливала печь. Печь – деревенская кормилица.
Воспитатель: Чем могла печь накормить своих хозяев?
Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Воспитатель: Ребята, кто знает пословицы о хлебе?
«Без соли и хлеба – половина обеда»
«Плох обед, коль хлеба нет»
«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно»
«Хлеб – батюшка, вода – матушка. Покуда есть хлеб, да вода – все не беда»
Воспитатель: Стол – это божья ладонь. «Хлеба ни куска – стол доска» — так говорили крестьяне. Стол был большим, вдоль стен стояли длинные широкие лавки, на которых сидели во время обеда, а ночью на них же спали.
Воспитатель: В какой посуде готовили обеды русский хозяйки?Загадка: «Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает?»
Дети: Чугунок.
Воспитатель: Он (чугунок) был незаменим в хозяйстве, сделан из чугуна (особого вида металла, мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.Слушайте загадку: «Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдает, а сам в угол идет».
Дети: Ухват.
Воспитатель: А какие предметы еще находились в русской избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар древний чайник» — САМОВАР
Самовар – символ добра, домашнего уюта и покоя. За самоваром собиралась вся большая семья, пили чай с медом, пирогами, блинами.
«Новая посуда, а вся в дырках» — СИТО
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось пышным и мягким.
«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» — ЛОЖКА
В семье у каждого была своя деревянная ложка.
Воспитатель: Кто знает, почему ложки были такие глубокие?
Дети: Ими ели щи, супы и каши.
Воспитатель: Из какого дерева вырезали ложки?
Дети: Из осины, березы.
Со своей ложкой в гости ходили, ею не только ели, но на них еще и играли.
Игра на ложках: русская народная песня «Ах вы сени, мои сени».
Воспитатель:Вся кухонная утварь делалась своими руками: вырезали из дерева или лепили из глины.
Как вы думаете, для чего предназначалась прялка?
Правильно, на прялке пряли нитки.Пряли и с помощью другого приспособления:
«Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь» — ВЕРЕТЕНО
Почти все в избе делалось своими руками.
Долгими зимними вечерами мужчины резали миски, ложки, игрушки из дерева.
Девицы шили одежду, лоскутные одеяла, вышивали красиво наволочки на подушки, рушники. Все это делалось с любовью, было полезным и красивым, радующим глаз. Мастерство передавалось от поколения к поколению.
А в праздники люди собирались в большой избе, где они пели песни и водили хороводы. Такие вечера назывались посиделками.
Хороводная игра «Заря-зарница».
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря –ходит сзади с лентой и говорит: «Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые – За водой пошла!»
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей
Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
Воспитатель: Вот так и жили на Руси наши предки: жили дружно несколькими поколениями в одной избе, много работали, весело отмечали праздники всей деревней.
Важно, чтобы мы знали и уважали обычаи и традиции наших предков, помнили праздники, которые они отмечали (многие из них мы отмечаем и сейчас, пели русские народные песни и водили хороводы
А сейчас мы с вами ненадолго превратимся в народных умельцев и сделаем своими руками посуду (лепка).