Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «дары осени» в средней группе

Ход занятия

Входит воспитатель:

Здравствуйте ребята!

Тихо, тихо рядом сядем, снова сказка входит в дом.

В удивительном наряде, разноцветном, расписном,

Здесь герои оживают, чудеса кругом летают.

Сказку очень я люблю, и её я вам дарю,

Хлопну, топну, повернусь, сразу в сказке окажусь.

Да и вы не отставайте и за мною повторяйте.

Дети хлопают, топают, поворачиваются; звучит сказка «Маша и медведь», в со-провождении компьютерных слайдов.

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались её подружки в лес по грибы да по ягоды, и пришли звать её с собой. Дедушка с бабушкой отпустили Машу и велели ей не отставать от подруг. Пришли девочки в лес, стали собирать ягоды да грибы. Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко–далеко от подружек. Ходила, ходила она по лесу – совсем заблудилась и пришла к лесной избушке.

А в избушке жил медведь. Только его тогда дома не было. Вернулся медведь вечером, увидел девочку и обрадовался.

Теперь, – говорит, не отпущу тебя, будешь жить у меня!

Поплакала Маша, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в лесной избушке.

Заскучала Машенька по дому. Уговорила она медведя отнести дедушке да бабушке гостинец – пирожки. Согласился Мишка.

Но по дороге он потерял корзину с пирожками и не знает, как ему быть (проблема).

Восп. Ребятки, как можно помочь Мише?

Ребята предлагают варианты решения Мишкиной проблемы:

• пойти в лес и найти корзину с пирожками;

• купить пирожки в магазине,

• нарисовать пирожки;

• слепить из пластилина;

• слепить их из песка.

Восп.: Молодцы, ребятки! Вы столько много предложили вариантов. Но прежде чем мы начнем помогать мишке давайте поиграем в игру «Медведь и дети»:

Мишка по лесу гулял,

И детишек он искал.

Долго-долго он искал,

Сел на травку, задремал.

Стали деточки плясать,

Стали ножками стучать:

— Миша, Мишенька, вставай,

И ребяток догоняй.

Восп.: Но что мы можем сделать из того, что есть в группе.

Посмотрите и скажите, что вы видите?

Дети. Песок.

Но прежде чем вы потрогаете песок,помните: Не брать песок в рот, не обсыпаться песком, не тереть глаза грязными руками!

Восп.: Дети, потрогайте песок и скажите какой он. (сухой, теплый, сыпется). Скажем вместе.

Дети: Сухой, теплый, сыпучий.

Восп.: Ребята, а что осталось у вас на ладошках.

Дети: Песчинки.

Восп.: Правильно. Значит песок состоит из песчинок. Давайте из песка слепим пи-рожки для Мишки.

Дети самостоятельно берут песок, насыпают в формочки и пытаются ле-пить пирожки, но у них не получается. Приходят к выводу пирожки из сухого песка слепить невозможно.

Восп.: Что же нам сделать, чтобы песок лепился?

Дети предлагают добавить в песок воду. Добавляют и рассматривают сухой и сырой песок,сравнивают и делают вывод: вода соединила песчинки, и они не рассыпаются. Воспитатель делает куличик. Затем предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка

Восп.: Давайте попробуем слепить пирожки из сырого песка.

Дети лепят пирожки для Мишки и делают вывод:

Восп. задаёт вопросы детям. Лепить можно только из какого песка?

Дети: Из сырого

Восп.: Чтобы получить сырой песок, что мы для этого сделали?

Дети: Чтобы получить сырой песок, необходимо добавить воду в сухой песок.

Вывод: Сухой песок светлого цвета, сыпучий из него нельзя построить куличики. При смачивании водой песок стал темного цвета, и из него можно построить куличики.

Ну вот ребята мы помогли мишке, мы сделали для него пирожки и он отнес их ба-бушке и дедушке. А сейчас мы встанем в хоровод и споем песенку о том какие пи-рожки мы испекли для мишки. Дети водят хоровод,исполняя песню:

Как для нашего Мишутки испекли мы пирожок.

Вот такой ширины, вот такой ужины,

Вот такой низины, вот такой высоты.

В нем водичка и песок –

Славный круглый пирожок!

Итог занятия

Ребята, сегодня мы с вами познакомились со свойствами песка. Расскажите, что нового узнали.

Восп.: Чем мы сегодня занимались?

Дети: Пекли пирожки для Мишки.

Восп.: А из какого песка получились пирожки?

Дети: Из сырого, мокрого.

Восп.: А из какого песка не получились?

Дети: Из сухого.

Восп. хвалит всех детей.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть!

Все ребята встали в круг.

Ты – мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся»

Обращает внимание детей на окно, на котором лежит кленовый листок. К нам в открытое окошко листик клена залетел,

К нам в открытое окошко листик клена залетел,

Видно что-то по секрету рассказать нам захотел! Хотите узнать, что? Посмотрите, тут что-то написано. Давайте прочтём и попробуем отгадать, кто прислал нам такое необычное письмо.

«Вновь пришла моя пора.

Рада встрече, детвора!

Я без красок и без кисти

Разукрасила все листья,

Самых ярких набрала,

Вам в подарок принесла!»

Ребята, как вы думаете, кто мог написать это письмо? (ответы детей).

Да, это осень, Посмотрите, её подарки у вас на столах лежат. Давайте их посмотрим (дети садятся за столы).

Какие разные листья подарила нам осень. Давайте вспомним, как называются листья разных деревьев. Вы, ребята не зевайте, одним словом отвечайте! Дидактическая игра «Назови лист» (слайды презентации)

Вопросы к детям:

-Как называются листья берёзы? (берёзовые)

-Как называются листья рябины? (рябиновые)

-Как называются листья клёна? (кленовые)

-Как называются листья дуба? (дубовые)

-Как называются листья осины? (осиновые)

-Как называются листья липы? (липовые)

Молодцы! Всё правильно назвали!

Дидактическое упражнение «Листья и тени» (карточки)

Посмотрите, осень хочет узнать, а кто же из вас самый внимательный? Посмотрите, на её подарки. У вас есть карточки, на которых изображены листья и их тени. Нужно внимательно посмотреть и соединить вместе лист и его тень.

Молодцы, всё правильно выполнили!

А сейчас давайте познакомимся поближе с другими подарками осени – разноцветными осенними листьями.

Задания:

*Давайте найдем 2 самых больших листа (свежий и сухой). От какого они дерева? (от клёна).

-Погладьте его рукой. Какой лист на ощупь? (гладкий, холодный).

— Сложить лист пополам (складывается)

-Перевернуть лист. Чем отличается? (не гладкий, есть прожилки, цвет бледнее)

* Найдите сухой лист.

— Погладить его рукой. Какой он на ощупь? (шершавый, негладкий, жесткий)

-Попробуйте его сложить. Что случилось с листом? (сломался, раскрошился, сухой лист хрупкий, ломкий).

Закрепление в речи прилагательных: гладкий, шершавый, хрупкий, ломкий.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас на прогулку в осенний парк. Давайте вспомним, как шелестят под ногами осенние листья (аудиозапись шелест листьев под ногами). Вот мы и на месте. Попробуйте отгадать, о каком осеннем явлении я вам расскажу.

Утром мы во двор идём,

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят…

Что же это? (листопад).

Да, вы правы! Это – листопад. Я знаю, что вы любите за ним наблюдать. И конечно сможете мне ответить, какие листья падают на землю быстрей крупные или мелкие? Давайте это проверим. Найдите крупный и мелкий лист. Поднимите руки вверх и опустите одновременно оба листика. Какой из них упал быстрее? (крупный).

Динамическая пауза «Листопад»

Оказывается наш гость листок – немного волшебник! Я взмахну им, и превращу вас в легкие листики.

Листопад, листопад (плавное движение рук сверху-вниз)

Листья желтые летят (бегут по кругу)

Плавно в воздухе кружатся (кружатся на месте)

Тихо под ноги ложатся (присесть на корточки)

Воспитатель: А сейчас я снова превращаю вас в детей (взмах листом) и предлагаю продолжить знакомство с нашими листьями. И я вместе с осенью приглашаю вас к нашему маленькому водоёму! (Предлагает подойти к столу, где подготовлен таз с водой, мелкие камешки и листья). Дети берут в одну руку камешек, в другую – лист и определяют, что тяжелее. Затем бросают в таз с водой сначала камешек, затем, листья.

Воспитатель:В народе о таких листьях говорят:

«Рыжий Егорка свалился в озёрко.

Воды не всколыхнул и сам не утонул»

Как вы думаете, почему не утонули листья? Подводится итог эксперимента: листья лёгкие, поэтому они не тонут, а плавают по поверхности воды.

Затем детям предлагается вернуться за столы.

Релаксация: (слайд презентации)

Воспитатель: Ребята, наша затейница Осень приготовила для вас ещё одну загадку. Это зашифрованная картинка. Давайте попробуем ее отгадать. (На компьютерной презентации слайд с изображением осеннего листа, пера, птицы, кораблика и ёлочного шара).

Вопросы к детям:

-Что же этим хотела сказать нам осень?

-Чем лист похож на пушинку? (лёгкий).

-Чем он схож с птичкой? (летит).

-Что общего у листа с корабликом? (плавает в воде)

-Почему похож на елочную игрушку? (хрупкий, легко ломается)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все загадки осени отгадали. И об осенних листиках много нового узнали! Давайте поблагодарим нашу красавицу Осень за ее подарки! И я точно знаю, что их будет ещё много в осенние деньки!

Ход занятия:

Дети стоят в кругу, чтобы поприветствовать друг друга и гостей.

Собрались все дети в круг.

Я- твой друг и ты- мой друг!

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Улыбнемся и гостям,

Здравствуйте, гости!

Поудобнее садитесь,

Не крутитесь, не вертитесь!

После этого дети проходят и садятся за столы.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам сегодня побыть учеными. Авы знаете, кто такие ученые? (ответы детей).

Воспитатель:

Это такие умные люди, которые все изучают, ставят опыты, проводят эксперименты). Ну что, хотите стать учеными (ответы детей).

Воспитатель:

Хорошо, и, как настоящие ученые мы тоже сегодня будем проводить эксперименты! А для того, чтобы узнать, что нам предстоит исследовать,вы должны будете отгадать загадку:

Воспитатель:

Она бежит, бурлит, играет,

И даже по небу летает.

Не уследишь- может пролиться,

Высоко в небе испариться.

А, как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Встречается везде по свету,

Скажите, что за чудо это? (ответы детей).

Воспитатель: правильно, молодцы.

Обращаю внимание детей на панно «Кому нужна вода» (ответы детей). А для чего нам нужна вода? (ответы детей)

Молодцы

А для чего нам нужна вода? (ответы детей). Молодцы.

И так, наша лаборатория по исследованию воды открыта. Можем приступать к опытам.

Опыт № 1 «Вода- это жидкость».

Перельем воду из одного стакана в другой. Что происходит с водой (она переливается из одного сосуда в другой).

Что же такое вода?

Вывод: вода – это жидкость. Она обладает свойством текучести. Она течет. Ее можно вылить, налить, перелить из одного сосуда в другой.

Правильно, молодцы.

Ребята, теперь приступаем к другому опыту. Мы уже узнали, что вода- это жидкость. А теперь, я предлагаю вам понюхать воду.

Пахнет ли вода чем – нибудь?

Опыт № 2 «Вода не имеет запаха»

Дети берут стакан с водой, кладут дольку апельсина. Изменился ли после этого запах воды? (ответы детей).

Вывод: вода сама по себе не имеет запаха, но приобретает запах того вещества, которое в нее добавили.

А сейчас давайте отдохнем и поиграем, давайте представим, что мы капельки воды.

Физминутка:

Капля с капелькой слетела,

капля капельку задела,

капля с капелькой слилась,

вот и лужа налилась!

Солнце лучиком играло,

в лужу темную попало,

солнцем греется вода,

улетает в никуда.

Выше неба, не достать,

капли встретились опять,

вместе держатся за ручки-

и плывут по небу тучки.

Опыт №3 «Вода не имеет вкуса»

А теперь, я предлагаю вам ребята, попробовать воду на вкус. Какая она?

Далее детям предлагается вода сладкая. А почему она сладкая? (ответы детей)

Вывод : вода не имеет вкуса, она безвкусная, но она может приобретает вкус того вещества, которое в нее добавили.

Опыт № 4 «Вода бесцветная»

Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, а как вы считаете, какого она цвета? (ответы детей).

Сейчас мы это проверим. На столе у меня стакан с молоком и стакан с водой.

Какого цвета молоко? (белого).А можно сказать проводу, что она белого цвета (ответы детей). Далее кладу в стакан с молоком и с водой пластмассовую ложечку. Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно,а в стакане с водой видно? (ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Вдруг раздается стук в дверь. (появление взрослого в костюме воды) Кто же это, ребята? (ответы детей).

Рассказываю стихотворение о воде. Беседа гостьи-воды с детьми. (вода принесла ребятам кое-что в подарок). Вода прощается с ребятами.На прощание дети рассказывают стихотворение:

Человек- запомни навсегда!

Символ жизни на Земле- вода.

Экономь ее и береги,

Мы, ведь, на планете – не одни!

Делаем вывод, что сегодня в процессе опытов узнали о воде.

Вода- жидкость. Вода – безвкусная. Вода- бесцветная. Вода не имеет запаха.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: