Ход ООД:
Дети сидят на коврике
-Для начала, вы, ребятки,
Отгадайте-ка загадку!
Уж пахнет в воздухе дождем,
Все холоднее с каждым днем.
Деревья свой наряд меняют,
Листочки потихонечку теряют.
Понятно всем, как дважды два —
Пришла …
-Вчера на прогулке мы с вами собирали осенние листья. Кто помнит, для чего?
-А кто скажет, что ещё можно делать с листочками?
-Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок?»
-А ещё, ребята, этими листьями можно рисовать! Представляете!
-Вы когда-нибудь видели картины, нарисованные листьями?
-А хотите попробовать сами создать такую картину?
— Вот, представьте, себе, как удивятся ваши родители, когда вы расскажите им, что нарисовали картину без кисточки.
Давайте нарисуем картину листьями и удивим ваших мам и пап!
Что нам понадобиться для нашей чудесной картины?
— Ребята вспомните, осенние картины каких художников мы рассматривали с вами?
-Что изображают на пейзажах?
-Давайте назовём, какие краски используют художники для написания осенних картин.
-Каких красок не хватает нам для рисования пейзажа? Откуда мы их возьмём?
-Теперь нужно определить, что мы будем рисовать, сделать набросок.
-Давайте распределим работу. Кто будет рисовать небо? Лес? Реку?
-А вот теперь настало время превратиться в настоящих художников, чтобы написать осенний пейзаж.
У вас на подносах лежат листья, возьмите один из них, рассмотрите.
— На что похож листок? (на маленькое дерево)
— В середине листа проходит большая прожилка, как вы думаете что это? (ствол)
-От ствола в разные стороны проходят маленькие прожилки, с чем их можно сравнить? (с ветками)
— А сам листок, что напоминает? (крону дерева)
Теперь смотрите внимательно, я покажу вам, как нарисовать лес и небо – мы будем делать печати листьями:
— нужно взять листок, положить его на белый лист бумаги, с помощью кисточки нанести краску, не оставляя пустых мест;
— взять листок за черенок и окрашенной стороной положить на тонированный лист, прижать его, стараясь не сдвигать с места;
— затем взять за черенок и осторожно снять его с листа, положить на поднос;
-Реку мы нарисуем, проводя волнистые линии листьями.
-А опавшую листву методом «тычка» смятыми листьями.
Прежде чем приступить к работе, давайте немного разомнёмся. Возьмите в каждую руку по листочку и повторяйте за мной.
Физкультминутка «Мы осенние листочки»
Мы — листочки, мы — листочки,
Мы — осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок-
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Самостоятельная деятельность под музыку П. И. Чайковского из альбома «Времена года» «Осень», дети начинают рисовать.
Итог
— Давайте посмотрим, что у нас получилось. Нравится?
-Вы очень постарались, у вас получился замечательный пейзаж!
Я думаю, вашим мамам и папам тоже понравится.
— Сложно было?
-Ещё будем рисовать листьями?
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Дети входят в студию под музыку, воспитатель приглашает встать на импровизированную полянку в плодовом саду. Воспитатель сообщает детям, о том что к ним пришла «Королева» кисточка и не одна, а с подружками. Рассматривают «Королеву» и «подружек» (строение кисти). Всё у них одинаково только волосы разные
— посмотрите у королевы гладкие, мягкие волосы, а у подружек какие волосы на ощупь? Подставьте ладошки, и скажите какой ворс у кисточек (дети подставляют ладошки, а воспитатель как бы прыгает ворсом по детским ладошкам по очереди)
— и подружки такие непоседы, купаться не любят, и по листочку не плавно идут, а прыгают (ответы детей — жесткая, -колючая.)
2. Основная часть
Присаживаюсь за стол дети вокруг и начинаю сразу показ работы с кистью.
— кисточка сразу прыг к краску (желтую, покружилась в банке с краской, а потом сразу на бумагу
Прыг скок, прыг скок
За тычком идет тычок
Вверх вниз, вверх вниз
Поскакала наша кисть
Рисую овальную форму
Вдруг устала наша кисть
Покупаюсь я немножко
Вытрусь хорошенько
Отдохну в сторонке
Тут другая кисть пошла – прыг в другую краску (красную, а потом тоже на бумагу
Прыг скок, прыг скок
За тычком идет тычок
Вверх вниз, вверх вниз
Поскакала наша кисть
Рисую овальную форму
Вдруг устала наша кисть
Покупаюсь я немножко
Вытрусь хорошенько
Отдохну в сторонке
— Ребята, что же нарисовали наши кисточки –подружки? (ответы детей — круги, овалы)
— А на что они похожи? (ответы детей — яблочки)
— Когда яблоки бывают такого цвета?
— Но если это яблоки, тогда чего – то не хватает на моем рисунке? Чего же ребята?
— А смогут ли наши жесткие кисти нарисовать? Как вы думаете?
— Я тоже с королевой так думаю. Ну давайте посмотрим на стол, чем же можно еще дорисовать
— какого цвета может быть веточка с листочком (ответы детей)
Беру палочку окунаю в краску
— кружится теперь палочка в банке с краской и рисую веточку у яблочка
А морковкой можно нарисовать листочек
— как же надо рисовать, кто мне покажет
(надо взять морковку, приложить ее на палитру в краску, покрутить туда-сюда и хорошенько прижать к листку бумаги, получился отпечаток листочка. Морковку положить на салфетку.
— кисточке очень хочется погулять в на полянке в яблочном саду и под осенним солнышком. Ребята поможем кисточке?
— как можно в этом помочь?
Физкультминутка: «Яблочко»
Катя шла-шла-шла, (дети шагают)
Катя яблочко нашла. (нагибаются, «поднимают яблочко»)
Села, поела, (приседают)
Опять пошла. (шагают)
— Вот какие сладкие яблочки нашла Катя? Нам с королевой кисточкой очень хочется попробовать яблочки. Что можно сделать? (ответы детей — нарисовать яблочки)
— присаживайтесь скорей за столы, давайте рисовать. А королева кисточки понаблюдает за вами как вы будите пользоваться её помощницами.
3. Работа с художественными материалами за своими столами
Дети рассаживаются за столы, звучат знакомые им осенние песни и музыка. Воспитатель от имени Королевы кисточки проходит к детям по очереди и рассматривает что у кого получается, подсказывает если нужно, помогает
4. Заключительная часть.
Те дети кто быстро нарисовал можно взять бумагу и ещё нарисовать.
— ребята а теперь вместе с королевой кисточкой пойдемте «прогуляемся» по яблочной поляне среди яблонь. Несите на круглую «полянку» свои рисунки. Давайте рассмотрим.
-вот какой мы урожай «собрали».
-чем вы рисовали (ответы детей — жесткими кисточками, ватными палочками, морковкой).
— вот оказываемся чем можно рисовать.
— чем было труднее всего рисовать (ответы детей)
— что можно еще нарисовать жесткой кистью (ответы детей)
-что можно нарисовать ватными палочками (ответы детей)
-что можно еще нарисовать морковкой (ответы детей)
Закончить анализ стихотворением, и словами благодарности вместе с Королевой кисточкой