Ход НОД:
1 часть: сюрпризный момент «Появление Домовёнка с конвертом»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?
Дети: Домовёнок.
Воспитатель: А он к нам пришел не с пустыми руками у него в руках конверт. Давайте посмотрим, что в конверте? (конверт падает и рассыпается разрезная картинка).
Воспитатель: Ребята, что же нам делать? Как узнать, что изображено на картинке?
Дети: Сложить картинку.
Воспитатель: Правильно, давайте все вместе соберем разрезную картинку и посмотрим что на ней изображено?
(Дети складывают разрезную картинку на столе)
Воспитатель: Ребята посмотрите, что у нас изображено на картинке?
Дети: Дом.
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам немного поиграть. Я буду говорить вам слова. А вы мне назовете их ласково.
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Дом- домик
Стена- стенка, стеночка
2
Дверь- дверца
Балкон- балкончик
Крыша- крышечка
Окно- оконце
Воспитатель: Молодцы, справились! А как вы думаете, для чего Домовенок нам принес картинку?
Ответы детей.
Воспитатель: Домовенка на ушко мне рассказал, что мечтает о своем новом доме. Как мы можем ему помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы поможем Домовёнку построить дом. А как вы думаете все ли дома одинаковые?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какие бывают дома?
Дети: Кирпичные, деревянные, блочные…
Воспитатель: Из каких частей состоит дом?
Дети: Фундамент, пол, стены, окна, потолок, крыша…
Воспитатель: Прежде чем построить дом, что для этого нужно?
Дети: Схемы.
3
2 часть: рассматривание схемы.
Воспитатель: Ребята помните, мы с вами рассматривали схему дома. Давайте еще раз рассмотрим. Какая часть дома изображена здесь, передняя или боковая?
Дети: Передняя часть.
Воспитатель: А, вы знаете, как называется передняя часть дома? Передняя часть дома называется фасад.
Дети повторяют: Фасад.
Воспитатель: Молодцы! Какие можно выделить основные части фасада?
Дети: Центральная часть, боковые части.
Воспитатель: Как назовем эту часть? (показ указкой)
Дети: Центральная часть.
Воспитатель: Правильно молодцы. А вот эти части (показ указкой)
Дети: Боковые части.
Воспитатель: Одинаковые ли боковые части фасада?
Дети: Да, одинаковые.
Воспитатель: Что находиться в центре?
Дети: Вход в дом, дверь.
Воспитатель: А что находится по бокам?
4
Дети: Стены и окна.
Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим, из каких деталей построен фасад. Из каких деталей построена нижняя часть фасада?
Дети: С левой стороны средний кирпич, с правой маленький кирпич.
Воспитатель: А центральная часть, из каких деталей?
Дети: Из двух кирпичей.
Воспитатель: Они лежат или стоят?
Дети: Стоят боком, друг против друга.
Воспитатель: По бокам, какие детали?
Дети: Два кирпича лежат боком, а между ними кубик.
Воспитатель: С правой стороны такие же детали?
Дети: Да.
Воспитатель: А, что находиться с вверху?
Дети: Треугольная призма.
3 часть (работа за столами)
Воспитатель: Ребята, сейчас я раздам вам схемы домов, вы внимательно рассмотрите их и начнете строить. А Домовенок будет смотреть и учиться как вы это делаете. Если кому-то будет сложно, я вам подскажу.
Дети последовательно изучают схему дома на своих столах.
5
Воспитатель: Ребята, а теперь берите коробки
со строительным материалом и приступайте к строительству дома.
(Коллективная работа. Усложнение задания для детей, которые справляются с заданием быстрее остальных групп.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие у вас красивые дома получились. Домовенку они очень понравились. Мы вместе с вами научили его строить дома по схеме.
Итог:
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
Дети: Изучали схему и строили дом для Домовенка. Узнали, что
у дома есть фасад. Закрепили части дома, повторили геометрические фигуры.
Воспитатель: Ребята, а вы не против, если мы с вами подарим ваши схемыДомовенку чтобы он смог построить себе дом.
Ответы детей.
Воспитатель: Домовенок прощается с вами, говорит вам большое спасибо за помощь и дарит вам на память, еще один деревянный конструктор.
6
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель:- Ребята, вы любите сказки? (ответы детей). Назовите, какие вы знаете сказки?
— Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать,
И немножко поиграть.
-Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте про что она.
В чистом поле вырос дом.
Кто-кто проживает в нём?
В этом доме без забот
Жили звери — только вот,
Кто-то к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок)
-Посмотрите видео сюжет. Показ видео ролика (сидят в теремке звери и пьют чай, приходит медведь, пытается залезть в дом и разрушает теремок).
-Что будем делать?
-Дети: — Строить новый теремок.
— Как вы думаете, какой хотят звери теремок?
— Большой, красивый, чтоб в нём поселились все звери.
— Им нужен высокий, крепкий теремок.
— Ваня, а ты как думаешь?
— Теремок будет светлый, в нём много комнат для всех зверей, уютный.
— Как думает Максим?
— Теремок должен быть прочный, устойчивый, чтоб медведь не сломал
-Воспитатель: Давайте посмотрим, какие бывают дома-теремки (видеоролик)
-Из чего их можно сделать? (из бумаги в технике оригами, способом аппликации, из пластилина или построить из конструктора).
-Вы должны подумать из чего вы будете изготовлять теремок, и подобрать себе нужный материал. Прежде,чем вы приступите к выполнению задания мы немного отдохнем:
Физминутка «Теремок»
Стоит в поле теремок, теремок (идут по кругу)
Он не низок, (приседают)
Не высок (поднимают руки вверх)
Терем, терем покружись,
Покружись, остановись (кружатся на месте)
К лесу задом, к нам лицом
И окошком и крыльцом
(Дети хлопают в ладоши, показывают большим пальцем назад, руками вперёд, окно и крыльцо)
-Дети выбирают материал для постройки теремка. Договариваются, кто с кем будет делать теремок и выполняют работу.
В ходе выполнения работы провести пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика
-. Стоит в поле теремок. (Пальцы раздвинуты в стороны).
На двери висит замок. (Пальцы переплетены в замок).
Открывает его волк. (Движения сомкнутыми кистями влево-вправо).
Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг. (Движения сомкнутыми кистями к себе, от себя).
Пришёл Петя-Петушок и открыл он тот замок (Пальцы размыкаются, руки занимают исходное положение).
Продолжение выполнения работы детьми.
По мере выполнения задания рассматривают все теремки, обсуждают, как они выполнены, довольны ли будут звери нашими домиками-теремками.
(смотрим эпизод видеоролика, звери пляшут в теремке).
-Вы сегодня все постарались, проявили свои умения, трудолюбие, терпение при постройке теремка, я вас всех благодарю за выполненное задание.
Ход нод:
Оргмомент.
Создание игровой ситуации
— Ребята, я приглашаю вас сегодня в Страну Мастеров. Но что такое? Страна Мастеров закрыта. Что делать? – предполагаемые ответы детей.
— Правильно, чтобы попасть в эту страну, нам с вами нужно подобрать ключи к волшебным замкам от ворот этой страны. А вот ключей у меня нет. Смотрите здесь записка. Жители Страны Мастеров предлагают нам выполнить их задания и собрать все ключи к замкам. Готовы! Тогда в путь.
На доске в классной комнате расположены ворота Страны Мастеров с волшебными замками. Дети получают конверт с первым заданием.
Задание 1: «Назови геометрические фигуры»
Задачи: выявить знания детей геометрических фигур.
Материалы: наборы геометрических фигур.
Инструкция к проведению:Воспитатель предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры и выполнить задания:
1) Назвать одинаковые по форме геометрические фигуры.
2) Назвать фигуры большого (маленького) размера.
3) Назвать фигуры одного цвета.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились. А вот и наш первый ключ. Отправляемся дальше.
Дети находят набор строительного конструктора.
Задание 2: «Волшебная коробка»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это? Отгадайте загадку.
Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться.
— Что это?
— Коробка с кубиками, конструктор. Давайте рассмотрим и назовем, что здесь находится.
Задачи: выявить знания детей о деталях строительного конструктора.
Материал: набор строительного конструктора.
Инструкция к проведению: Воспитатель демонстрирует детали конструктораи просит детей их назвать: кубик, кирпичик, призма.
Затем воспитатель показывает карточки с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником и треугольником. Дети должны соотнести геометрические фигуры и конструктивные детали, найти сходство и различия.
— Для каждой геометрической фигуры подберите соответствующую конструктивную деталь. Назовите их сходство и различия.
— Для каждой детали конструктора подберите соответствующую геометрическую фигуру.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С этим заданием мы тоже справились. А вот и еще один ключ.
Задание 3: «Подбери строительные детали для постройки»
Воспитатель: Ребята, я предлагаю продолжить наше дальнейшее путешествие в поисках ключей на машинах.
Задача: выявить способности детей использовать схему при подборе строительных деталей для заданной постройки.
Материал: схема грузовой машины, наборы строительного конструктора.
Инструкция к проведению: Детям предлагается рассмотреть схему грузовой машины и отобрать нужные строительные детали для ее постройки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все подобрали необходимые детали для постройки машины. Получите еще один ключ к замкам от Страны Мастеров.
Задание 4: «Построй по схеме»
Воспитатель: Детали для наших машин мы подобрали, а теперь я предлагаю вам их построить.
Задача: выявить умение детей строить по схеме.
Материал: наборы строительного конструктора, графическая модель грузовой машины.
Инструкция к проведению: Детям предлагается рассмотреть внимательно схему грузовой машины и возвести постройку.
Воспитатель: Получите еще один ключ к замкам от Страны Мастеров. И продолжим наш путь.Предлагаю вам завести моторы наших машин и вперед: «Мы едем, едем, едем в далекие края…».
Воспитатель предлагает детям завести моторы своих машин и все переходят в игровую комнату.
Задание 5: «Построй по условиям»
Задачи: выявить умение детей конструировать по заданным условиям.
Материалы: наборы строительных конструкторов.
Инструкция к проведению: Предложить детям возвести дома по заданным условиям.
Воспитатель: Ребята, смотрите здесь конверт с новым заданием. Нам предлагают построить для Страны Мастеров новую улицу. Дома на улице должны быть двухэтажные с одним подъездом.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы прекрасно справились со всеми заданиями. Вот наш заветный последний ключ. Предлагаю вам вернуться обратно и открыть этими ключами замки на воротах Страны Мастеров.
Дети с воспитателем переходят в классную комнату. Им предлагается подобрать к каждому замку свой ключ.
Воспитатель:
— Ребята, будьте внимательны, подбирая ключи к замкам.
— Ворота Страны мастеров открыты. Но к сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. Но мы обязательно вернемся в эту страну для с веселым Квадратом, загадочным Лесовичком, роботом Самоделкиным. Жители этой страны откроют для нас свои секреты и научат многому интересному.
А сейчас от имени жителей Страны мастеров я вручаю вам знак, подтверждающий, что вы смогли подобрать все ключи от волшебных замков.
Воспитатель вручает каждому ребенку волшебный ключ от Страны мастеров.
Ход занятия
1.Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята! Все вы помните,как называется город, в котором мы с вами живем?В нашем городе есть много улиц. Я буду вам бросать мяч, а вы быстро называть улицу нашего города.
2. Основная часть
На улицах, которые вы назвали, располагаются разные здания. Давайте рассмотрим эти здания на фотографиях. (Дети рассматривают и называют здания)
А какие ещё вы знаете здания? (Ответы детей)
Ребята, здания на улицах города располагаются так, что между ними были проходы, чтоб могли пройти люди и проехать машины. Подойдите к макету нашего города, расскажите, что вы видите на нем (дома, магазин, детский сад, вокзал, дороги и перекрестки).
-Дети, а вы знаете кто проектирует здания (архитектор)
-А строят здания (строители)
Я загадаю вам загадки и мы узнаем из каких частей состоит здание:
•Чтобы прочный строить дом,
мы надёжный создаём зданию
(фундамент).
•Обязательна нужна дому крепкая (стена).
•Что мы надеваем на голову в холодную погоду, что за головной убор для дома? (крыша).
•Глаза стеклянные, веки деревянные. (окна)
•Пока её за ручку рукою не возьмёшь,Ни из дому не выйдешь, ни в дом не попадёшь. (дверь)
•Что это за дорога, кто по ней идёт, тот хромает. (лестница)
У любого здания есть фундамент, стены, крыша, двери, лестница и окна.
3. Дидактическая игра «Ящик ощущений»
-Ребята, вы слышите, что-то шуршит в коробке? Давайте узнаем, что там?
Дети по одному наощупь определяют геометрическое тело и достают его из
коробки.
-Мы с вами отгадали название всех деталей. А теперь подумайте, где эти объемные фигуры можно использовать. (ответы детей)
-А давайте мы не только расскажем, но и покажем, что можно построить из строительных деталей.
-А что мы можем построить. (Ответы детей)
Но сначала мы немножко отдохнем!
4. Динамическая пауза
Люблю по городу шагать.
Дети шагают на месте
Люблю смотреть, люблю читать.
Площадь –раз,
На каждое название загибают по одному пальцу
Почта –два,Три –фонтан-красавец,
А четыре –наш Дворец.
Пять –по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть –на стадион хожу,
Там с ребятами дружу.
Семь –конечно наш детсад,
Каждый побывать в нем рад!
Восемь –детская площадка
–Здесь качели и лошадка.
Девять –новый магазин,
Много ярких в нем витрин.
Десять –из-за поворота
Вижу школьные ворота.
Очень любим мы наш город,
Дети останавливаются и
разжимают кулачки
Он красив и вечно молод.
-Я предлагаю вам построить самые интересные здания нашего города.
-Прежде давайте еще раз вспомним, из каких частей состоит любое здание
(Фундамент, стены, проемы оконные и дверные, перекрытия, крыша)
А чтобы начать строительство, что понадобится (чертеж, план, и т. д.)
-Кто проектирует и строит дома? (архитектор проектирует дома, а строители их строят).
-Какие должны быть архитектурные сооружения? (красивые, прочные, устойчивые).
-Какие условия мы с вами должны соблюдать во время
строительства (дети проговаривают технику безопасности при работе с конструктором)
5. Практическая деятельность.
Подойдите к столу, обсудите чертеж и свою постройку. Рассмотрите и расскажите о своей постройке, что лежит в основании постройки, сколько деталей потребуется и каких.
Дети, рассмотрев схему, называют, какой материал им понадобится, в какой последовательности они будут выполнять постройку, обговаривают в команде, кто, что будет строить.
А теперь подберите строительный материал к этому чертежу и начинайте постройку.
В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей (их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции).
6. Заключительная часть.
Рассматривание законченных построек.
-Ребята, если расставить ваши постройки и проложить дорогу, что получится?Город)
-Нравятся вам постройки?
-Сколько этажей и перекрытий в жилом доме?
-Совпадают постройки с чертежами?
-Все конструкции устойчивые, симметричные?
Благодарю вас, ребята, за дружную и слаженную работу. И предлагаю взять мелкие игрушки, машинки и поиграть!
Дети разворачивают игру «Город»