Обучение грамоте. звуки, буквы, слоги в подготовительной группе

Ход занятия:

1. Пальчиковая гимнастика «Гномики»

Жили-были в домике,

Маленькие гномики (сжимать и разжимать кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики (показывая загибание пальцев, считая с большого)

1;2;3;4;5 (разогнуть пальчики, считая с мизинчика)

Стали гномики стирать (показать трение между собой кулачков)

Токи – рубашки, (перечисляются гномики с поочередным загибанием пальчиков, начиная с большого)

Пики — платочки, Лики — штанишки, Чики — носочки,

Мики умница был, он всем воду носил.

1. Игра «Звуковые дорожки»

Дети стоят в кругу и передают друг другу клубочек. Я называю слово, а дети должны назвать слово, начинающее с последнего звука предыдущего слова (шар – рыба -ананас-соль-лед и т. д.). Дети садятся за столы.

2. Звуковой анализ слова «луна»

— Я произношу слово «луна» громко, дети тихо.

— Сколько частей в слове «луна»? (2)

— Давайте прохлопаем.

-Произнесем слово «луна» выделяя первый, второй, третий четвертый звуки.

-Сколько звуков в слове «луна»(4).

— Игра «Оденем звук на пальчик».

— Дети выкладывают на звуковых линейках слово «луна».

Сколько гласных звуков в слове «луна»(2)

-Сколько согласных звуков в слове «луна»? (2)

-Какой первый гласный звук в слове «луна»? (у)

-Какой второй гласный звук в слове «луна»? (а)

-Какой первый согласный звук в слове «луна»? (л)

-Какой второй согласный звук в слове «луна»? (н)

-Вызвать детей-звуков. Задания –первый звук «л» похлопай в ладоши. Второй звук «у»-потяни свой звук. Третий звук «н»-сделай шаг вперед. Четвертый звук «а»-прокричи свой звук.

-Уберите первый гласный звук, второй гласный звук, звук «л», звук «н».

3. Физминутка «Хомка, хомка, хомячок»

Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)

Хома раненько встает, (потягиваются)

Щечки моет (тереть щеки руками)

Лапки трет (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

И выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

Два (руки вверх)

Три (руки в стороны)

Четыре, пять (трясут кистями рук)

Хомка хочет сильным стать. (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

3. Игра «Кто внимательный». Дети берут три фишки (красную, синюю, зеленую) Сначала вспоминаем, какие бывают звуки-гласные, согласные, согласные мягкие и твердые. Я называю звук, а дети поднимают соответствующую фишку.

4. Игра «Магазин». Вы пришли в магазин за продуктами, покупать нужно те из них в названии которых есть звук «с» (соль, колбаса, сыр, сок, капуста, свекла, сало, сахар, сухари, сметана) и звук «р» (Картошка, крупа, сыр, сахар, помидоры, огурцы).

5. Игра «Назови предмет, который начинается с того же звука, что и твое имя».

5. Игра «Построим дом». Я собираюсь построить дом, помогите мне пожалуйста назвать части дома, в которых есть «р» или «рь» (крыша, чердак, рама, крыльцо, труба, дверь).

Рефлексия: Что мы сегодня делали с вами на занятии? Что для вас было трудным, какие задания были легкими?

Ход занятия:

1. Орг.Момент:

Дети входят в группу, садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы будем путешествовать по стране Грамматике. В этой стране живут необычные жители.Отгадайте загадки:

Загадки:

1. Один мягкий и свистит, другой твёрдый и шипит,

Третий вовсе запоёт, хоть кто его произнесёт.

(Звуки)

— А какие звуки вы знаете?

2. Молчат, ожидают, кто их прочитает?

(Буквы)

— Что такое буква? Чем буква отличается от звука?

2. Работа по тетрадям

(«Я начинаю читать» Е. В. Колесникова тема «Транспорт»)

Воспитатель: Ребята, на чем можно путешествовать? (на транспорте)

— Какой бывает транспорт? (ответы детей)

— Послушайте первое задание. Нужно отгадать загадку, обвести отгадку и написать слово в пустых клеточках.

Загадка: 1.) Он в безбрежном океане туч касается крылом,

Развернется под лучами отливает серебром.

(самолёт)

Дети обводят отгадку в тетрадях.

2.) Не летает, не жужжит

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(автобус, автомобиль)

Дети обводят отгадку-картинку.

3.) Я мчусь держась за провода,

Не заблужусь я никогда.

(троллейбус)

Дети обводят картинку-отгадку.

Воспитатель: Как назвать одним словом картинки, которые вы обвели?

(Транспорт)

— Напишите в пустых клеточках слово транспорт.

(Дети пишут в тетрадях, я пишу на доске)

3. Звуковой анализ слова ТРАНСПОРТ.

Воспитатель: Прочитайте слово.

— Сколько слогов в слове транспорт? (дети определяют)

— Назовите ударную гласную? (а). Назовите безударную гласную? (о).

— Назовите твёрдые согласные? (т,р,н,с,п,т)

-Звонкие согласные? (р,н) Глухие? (т, с, п, т)

— Сколько в слове букв? (9) Сколько звуков? (9)

Нарисуйте звуковые фонарики под словом транспорт.

(Дети рисуют цвет. карандашами. Красный- гласный, синий- твёрдый согласный, зелёный- мягкий согласный)

4. «Читай, подсказывай, пиши».

Воспитатель: — Что нужно сделать во втором задании? (Дети смотрят на обозначения в тетрадях и самостоятельно определяют, что нужно сделать в задании)

— Прочитать, сказать, написать.

Дом на рельсах тут, как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись, не зевай,

Отправляется… (ТРАМВАЙ)

(Дети пишут слово в пустых клеточках)

Воспитатель: — Прочитайте слово, которое написали. К какому виду транспорта относится трамвай? (наземный)

5. Физминутка «Самолёт»

— Полетели, полетели, вперед руками завертели.

(вращение руками, согнутыми в локтях)

Руки в стороны – в полёт, отправляем самолёт!

(ноги врозь, руки в стороны)

Правое крыло вперед, левое крыло вперед

(соответствующие движения)

Один, два, три, четыре – полетел наш самолёт!

(бег на месте)

Воспитатель: Попутешествовали на самолёте, теперь вам новое задание от Грамматейки.

6. «Сложи слово»

(на столе разложены карточки с частями слова)

— Вот задачки мы решаем

И словечки получаем.

Части слова мы слагаем

В играх транспорт повторяем.

Воспитатель: — Прочитайте часть слова, найдите вторую часть слова, соедините их вместе и получится слова, обозначающие транспорт.

(Карточки с частями слов: Паро, Ход, Паро, Воз, Тепло, Воз, Верто, Лёт, Само, Лёт, Само, Кат и т. д.)

Дети находят и соединяют.

Воспитатель: — Молодцы! Отправляемся дальше путешествовать по стране Грамматике. И следующая остановка – Задание в тетрадях.

Дети садятся за столы.

7. «Допиши пропущенные буквы»

Воспитатель: — Посмотрите на картинки, допишите пропущенные буквы, соедините с картинкой.

(ПАРОХОД, ВЕРТОЛЁТ)

— К какому виду транспорта относится вертолёт? (к воздушному)

— К какому виду транспорта относится пароход? (к водному)

8. «Нарисуй вагончики»

Воспитатель: — В последнем задании нужно нарисовать вагончики как показано на образце.

-На какую геометрическую фигуру похож вагончик? (прямоугольник)

— Окошки? (квадрат)

— Колёса? (круг)

(Дети рисуют по образцу вагончики в широкой линии – вагон, в узкой – колёса)

9. Сюрпризный момент

Поощрение детей медальками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: