Дифференциация слогов
Упражнение 8 Повторить за взрослым слоговой ряд со сменой ударного слога:
|
|
|
Аналогично проводится работа со слоговыми рядами:
|
|
Упражнение 9 Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим согласным и разными гласными звуками:
|
|
|
Упражнение 10 Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим гласным и разным согласным:
|
|
Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы. Упражнение 11 Повторить за взрослым слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:
|
|
|
Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы. Упражнение 12 Повторить за взрослым слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по твёрдости-мягкости:
|
|
|
|
|
|
|
|
Упражнение 13 Повторить за взрослым слоговые пары с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения):
|
|
Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы. Упражнение 14 Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:
|
|
Упражнение 15 Повторить за взрослым слоговые пары со сменой согласных звуков в их стечении:
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв «Б-П», задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска.
Конспект занятия с использованием ТСО (презентации) по теме «Путешествие в страну гласных звуков А,У».
Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова.
Андриянова Наталия Викторовна.
На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт.
Представлен конспект логопедического занятия по теме «Зима. Буква С. Звуки СС».
Конспект можно использовать для детей старшего дошкольного возраста.
Ход занятия:
Воспитатель
: Сейчас, все внимание на меня. Возьмите друг друга за руки
Улыбнитесь друг другу.
1МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимают игрушки — Мишутка и Буратино)
Мы с Мишуткой столкнулись с проблемой. Всё из чего – то состоит. Книга из бумаги. Дом из кирпичей. Салат из овощей. Мы даже знаем из чего состоит речь. Правда, ребята? Из чего? (Из предложений.)
А знаете, из чего состоит предложение? (Из слов.)
А вот слова из чего состоят слова?
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
На этом занятии мы узнаем
, что же является строительным материалом для слов.
3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Как ты думаешь, Буратино, из чего же состоят слова (из букв)
А ты как думаешь, Мишутка, из чего же состоят слова (я не знаю)
А вы как думаете, дети, из чего же состоят слова?
Из букв состоят слова, которые мы видим в книгах, газетах, на вывесках. А вот из чего состоят слова, которые мы произносим и слышим? А вот это мы сейчас и узнаем. Давайте сыграем в игру молчанка.
Игра «Молчанка»
.
Всё, что мы слышим, — это звуки
. Они все разные, и мы их отличаем один от другого.
(дети закрывают глаза, в тишине воспитатель незаметно скрипнет стулом, зазвенит колокольчиком, топнет ногой и т. д. дети узнают, какой предмет издал звук
)
Что вы слышали?
Какие звуки
вы можете услышать на улице, в лесу?
Беседа о разных звуках
, которые мы слышим в окружающем нас мире (мычание коровы, пение петуха, кукование кукушки, стук дятла, карканье вороны и др.)
Нас окружает много звуков
: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. это неречевые звуки
. С их помощью не построишь слово.
(второй раз дети закрывают глаза, в тишине воспитатель произносит звуки
: , , , дети узнают, что эти звуки
произнёс воспитатель)
Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки
. Это звуки человеческой речи
. Только звуки
человеческой речи обладают волшебной силой
: если они станут в определённом порядке, получится слово.
Что я произношу
:, , (звуки
)
А сейчас я построю эти звуки
в определённом порядке
: , , .
Что получилось?
Что значит это слово?
Условно мы будем обозначать звук квадратиком
.
Сколько звуков в слове сом
? (воспитатель протягивает каждый звук
: с-с-с-с о-о-о-о м-м-м-м.)
Значит, сколько на схеме будет квадратиков? (три)
Мы получили звуковую модель слова сом
.
Развитие артикуляционных ощущений с целью закрепления представлений о речевых органах
. (работа с зеркалом)
(Воспитатель организует наблюдение за такими основными речевыми органами
: язык (кончик, средняя и задняя части, зубы (верхние и нижние, твёрдое нёбо. Каждый ребёнок смотрит в зеркальце)
.
Что помогает произносить речевые звуки
?
звуки
, . Мы их произносили плотно сжав губы.
Смотрите в зеркало. Произнесите звуки
, , , . Мы их произносили прижимая кончик языка к верхним зубам.
Смотрите в зеркало. Произнесите звук
. При произнесении этого звука язык дрожит
.
Смотрите в зеркало. Произнесите звуки
, , . Эти звуки
образуются глубоко во рту, с помощью задней части языка.
Физкультминутка «Ванька –встанька»
.
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два – привстали,
Руки к верху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
Давайте попробуем определить количество звуков в следующем слове
.
Кто изображён на картинке? (кот)
Для того, чтобы узнать количество звуков в слове
. Его нужно обязательно произнести, при этом необходимо тянуть каждый звук
.
(Некоторые звуки тянуть невозможно
. Воспитатель показывает, как можно акцентировать «протяжность»
таких звуков
: к-к-к-к о-о-о-о т-т-т-т.)
Верно, мы получили звуковую модель слова кот
.
Работа над составлением звуковых моделей слов
: шар, оса, лук.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
Игра «Поймай звук
»
.
У каждого на столе лежит картинка. Воспитатель просит детей показать картинки, в названии которых первый звук
.
Что вы делали для того, чтобы определить первый звук
? (произносили слово, тянули первый звук
.)
Физкультминутка (по выбору детей)
Работа с картинками.
(СТОЛ)
Что нарисовано на этой картинке? (СТУЛ)
Под ними звуковые модели
. Сколько звуков в каждой модели
?
Чем похожи эти слова? Чем отличаются?
Слова по звучанию похожи. Отличаются одним только звуком
, а обозначают разные предметы.
5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Беседа.
Из чего же состоят слова?
Что вы можете сказать о звуках
? (Мы их слышим и произносим)
Как мы договорились обозначать звук
?
Игра «Не ошибись»
.
Я называю звук
, а вы – слова, которые с него начинаются.
Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (произнести слово)
6. Итог занятия
Что нового вы узнали на занятии
?
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ:
закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;
повторить произношение и артикуляцию звуков , , , закрепить умение выделять звуки в словах;
учить придумывать слова с данными звуками;
закрепить буквы А, О, У;
развивать слуховую и зрительную память, восприятие, мышление, речь, мелкую моторику;
воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, правильно выполнять задания.
Методы и приемы:
словесный (вопросы, объяснение), наглядный (мультимедиа, показ артикуляции), игровой (Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай звук
», «
Найди звук в начале слова»,
«Назови лишнее слово»,
«Найди место звука в слове»
)
, практический (упражнения).
Оборудование:
демонстрационный материал: знаки-символы звуков, куклы, предметные картинки; раздаточный материал: карточки звуковых рядов, косточки, палочки, шнурочки; ТСО: мультимедиа, ноутбук.