Обучение грамоте Звук Не речевые звуки

Дифференциация слогов

Упражнение 8 Повторить за взрослым слоговой ряд со сменой ударного слога:

  • ТА — ТА — ТА
  • ТА — ТА — ТА
  • ТА — ТА — ТА
  • ПА — ПА — ПА
  • ПА — ПА — ПА
  • ПА — ПА — ПА
  • КА — КА — КА
  • КА — КА — КА
  • КА — КА — КА

Аналогично проводится работа со слоговыми рядами:

  • ФА — ФА — ФА
  • ВА — ВА — ВА
  • МА — МА — МА
  • НА — НА — НА
  • БА — БА — БА
  • ГА — ГА — ГА

Упражнение 9 Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим согласным и разными гласными звуками:

  • ТА — ТО — ТУ
  • ТЫ — ТА — ТО
  • МУ — МЫ — МА
  • МО — МА — МЫ
  • ВА — ВУ — ВО
  • ВО — ВЫ — ВУ
  • НУ — НЫ — НА
  • НО — НА — НУ
  • ДА — ДЫ — ДО
  • ДУ — ДЫ — ДА
  • БО — БА — БЫ
  • БУ — БО — БА
  • ПА — ПУ — ПО
  • ПЫ — ПО — ПУ
  • КУ — КО — КА

Упражнение 10 Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим гласным и разным согласным:

  • ТА — КА — ПА
  • КА — НА — ПА
  • ФА — ХА — КА
  • БА — ДА — ГА
  • МА — НА — ВА
  • ПА — КА — ТА
  • ГА — БА — ДА
  • КА — ФА — ХА
  • ВА — МА — НА
  • НА — ВА — БА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы. Упражнение 11 Повторить за взрослым слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:

  • ПА — БА
  • ТА — ДА
  • ВА — ФА
  • КА — ГА
  • ПА — БА — ПА
  • БА — ПА — БА
  • ТА — ДА — ТА
  • ДА — ТА — ДА
  • КА — ГА — КА
  • ГА — КА — ГА
  • ВА — ФА — ВА
  • ФА — ВА — ФА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы. Упражнение 12 Повторить за взрослым слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по твёрдости-мягкости:

  • ПА — ПЯ
  • МА — МЯ
  • ВА — ВЯ
  • ПО — ПЁ
  • МО — МЁ
  • ВО — ВЁ
  • ПУ — ПЮ
  • МУ — МЮ
  • ВУ — ВЮ
  • ПЫ — ПИ
  • МЫ — МИ
  • ВЫ — ВИ
  • ТА — ТЯ
  • БА — БЯ
  • ДА — ДЯ
  • ФА — ФЯ
  • ТО — ТЁ
  • БО — БЁ
  • ДО — ДЁ
  • ФО — ФЁ
  • ТУ — ТЮ
  • БУ — БЮ
  • ДУ — ДЮ
  • ФУ — ФЮ
  • ТЫ — ТИ
  • БЫ — БИ
  • ДЫ — ДИ
  • ФЫ — ФИ

Упражнение 13 Повторить за взрослым слоговые пары с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения):

  • ПА — ТПА
  • ТА — ПТА
  • ФА — ТФА
  • ТА — ФТА
  • МА — КМА
  • НА — ФНА
  • НА — ПНА
  • КА — ФКА
  • КА — ТКА
  • КА — ПКА
  • ТА — КТА
  • НА — КНА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы. Упражнение 14 Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

  • ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЫ
  • КТА — КТО — КТУ — КТЫ
  • ФТА — ФТО — ФТУ — ФТЫ
  • ТПА — ТПО — ТПУ — ТПЫ
  • ТМА — ТМО — ТМУ — ТМЫ
  • КНА — КНО — КНУ — КНЫ
  • ФКА — ФКО — ФКУ — ФКЫ
  • ПНА — ПНО — ПНУ — ПНЫ

Упражнение 15 Повторить за взрослым слоговые пары со сменой согласных звуков в их стечении:

  • ПТА — ТПА
  • ПКА — КПА
  • ФПА — ПФА
  • КТА — ТКА
  • ФКА — КФА
  • ГДА — ДГА
  • ФТА — ТФА
  • ХТА — ТХА
  • ВБА — БВА

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв «Б-П», задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска.

Конспект занятия с использованием ТСО (презентации) по теме «Путешествие в страну гласных звуков А,У».

Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова.

Андриянова Наталия Викторовна.

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт.

Представлен конспект логопедического занятия по теме «Зима. Буква С. Звуки СС».

Конспект можно использовать для детей старшего дошкольного возраста.

Ход занятия:

Воспитатель
: Сейчас, все внимание на меня. Возьмите друг друга за руки

Улыбнитесь друг другу.

1МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимают игрушки — Мишутка и Буратино)

Мы с Мишуткой столкнулись с проблемой. Всё из чего – то состоит. Книга из бумаги. Дом из кирпичей. Салат из овощей. Мы даже знаем из чего состоит речь. Правда, ребята? Из чего? (Из предложений.)

А знаете, из чего состоит предложение? (Из слов.)

А вот слова из чего состоят слова?

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем
, что же является строительным материалом для слов.

3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Как ты думаешь, Буратино, из чего же состоят слова (из букв)

А ты как думаешь, Мишутка, из чего же состоят слова (я не знаю)

А вы как думаете, дети, из чего же состоят слова?

Из букв состоят слова, которые мы видим в книгах, газетах, на вывесках. А вот из чего состоят слова, которые мы произносим и слышим? А вот это мы сейчас и узнаем. Давайте сыграем в игру молчанка.

Игра «Молчанка»
.

Всё, что мы слышим, — это звуки
. Они все разные, и мы их отличаем один от другого.

(дети закрывают глаза, в тишине воспитатель незаметно скрипнет стулом, зазвенит колокольчиком, топнет ногой и т. д. дети узнают, какой предмет издал звук
)

Что вы слышали?

Какие звуки
вы можете услышать на улице, в лесу?

Беседа о разных звуках
, которые мы слышим в окружающем нас мире (мычание коровы, пение петуха, кукование кукушки, стук дятла, карканье вороны и др.)

Нас окружает много звуков
: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. это неречевые звуки
. С их помощью не построишь слово.

(второй раз дети закрывают глаза, в тишине воспитатель произносит звуки
: , , , дети узнают, что эти звуки
произнёс воспитатель)

Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки
. Это звуки человеческой речи
. Только звуки
человеческой речи обладают волшебной силой
: если они станут в определённом порядке, получится слово.

Что я произношу
:, , (звуки
)

А сейчас я построю эти звуки
в определённом порядке
: , , .

Что получилось?

Что значит это слово?

Условно мы будем обозначать звук квадратиком
.

Сколько звуков в слове сом
? (воспитатель протягивает каждый звук
: с-с-с-с о-о-о-о м-м-м-м.)

Значит, сколько на схеме будет квадратиков? (три)

Мы получили звуковую модель слова сом
.

Развитие артикуляционных ощущений с целью закрепления представлений о речевых органах
. (работа с зеркалом)

(Воспитатель организует наблюдение за такими основными речевыми органами
: язык (кончик, средняя и задняя части, зубы (верхние и нижние, твёрдое нёбо. Каждый ребёнок смотрит в зеркальце)
.

Что помогает произносить речевые звуки
?

звуки
, . Мы их произносили плотно сжав губы.

Смотрите в зеркало. Произнесите звуки
, , , . Мы их произносили прижимая кончик языка к верхним зубам.

Смотрите в зеркало. Произнесите звук
. При произнесении этого звука язык дрожит
.

Смотрите в зеркало. Произнесите звуки
, , . Эти звуки
образуются глубоко во рту, с помощью задней части языка.

Физкультминутка «Ванька –встанька»
.

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два – привстали,

Руки к верху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

Давайте попробуем определить количество звуков в следующем слове
.

Кто изображён на картинке? (кот)

Для того, чтобы узнать количество звуков в слове
. Его нужно обязательно произнести, при этом необходимо тянуть каждый звук
.

(Некоторые звуки тянуть невозможно
. Воспитатель показывает, как можно акцентировать «протяжность»
таких звуков
: к-к-к-к о-о-о-о т-т-т-т.)

Верно, мы получили звуковую модель слова кот
.

Работа над составлением звуковых моделей слов
: шар, оса, лук.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

Игра «Поймай звук
»
.

У каждого на столе лежит картинка. Воспитатель просит детей показать картинки, в названии которых первый звук
.

Что вы делали для того, чтобы определить первый звук
? (произносили слово, тянули первый звук
.)

Физкультминутка (по выбору детей)

Работа с картинками.

(СТОЛ)

Что нарисовано на этой картинке? (СТУЛ)

Под ними звуковые модели
. Сколько звуков в каждой модели
?

Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

Слова по звучанию похожи. Отличаются одним только звуком
, а обозначают разные предметы.

5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Беседа.

Из чего же состоят слова?

Что вы можете сказать о звуках
? (Мы их слышим и произносим)

Как мы договорились обозначать звук
?

Игра «Не ошибись»
.

Я называю звук
, а вы – слова, которые с него начинаются.

Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (произнести слово)

6. Итог занятия

Что нового вы узнали на занятии
?

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ:

закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;

повторить произношение и артикуляцию звуков , , , закрепить умение выделять звуки в словах;

учить придумывать слова с данными звуками;

закрепить буквы А, О, У;

развивать слуховую и зрительную память, восприятие, мышление, речь, мелкую моторику;

воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, правильно выполнять задания.
Методы и приемы:
словесный (вопросы, объяснение), наглядный (мультимедиа, показ артикуляции), игровой (Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай звук
», «
Найди звук в начале слова»,
«Назови лишнее слово»,
«Найди место звука в слове»
)
, практический (упражнения).
Оборудование:

демонстрационный материал: знаки-символы звуков, куклы, предметные картинки; раздаточный материал: карточки звуковых рядов, косточки, палочки, шнурочки; ТСО: мультимедиа, ноутбук.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: