Конспект занятия по обучении грамоте «буква бб звуки /б/ /б/»

Ход занятия:

Организационный момент

Логопед:

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. Сегодня к нам в гости пришел Буратино. Как вы помните, Буратино так и не дошел до школы, и он много не знает. Буратино хочет сегодня у вас поучиться.

Игра «Немые звуки»

Логопед:

Буратино слышал, что вы умеете играть в игру «Немые звуки». Давайте научим и его играть в эту игру. Звуки будет показывать Данил, а вы будьте внимательны. (Ребенок показывает артикуляцию гласных звуков, а дети произносят их вслух хором)

Логопед:

Звуки, которые мы с вами сейчас проговаривали, как называются и почему? (гласные). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

Основной этап

Дети садятся за столы. Отгадывание загадок. Выкладывание картинок.

Логопед:

Буратино вам хочет загадать загадки. Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан) С хозяином дружит, дом сторожит, Живет аод крылечком, а хвост колечком. (Собака) Он от дедушки ушел, он от бабушки ушел, И от зайца, и от волка, и от медведя ушел, А от лисицы не ушел. (Колобок) Я скачу туда-сюда по деревьям ловко. Не пустует никогда у меня кладовка. (Белка)

Логопед:

Скажите, какие звуки встречаются в названиях этих картинок? Правильно – звуки ,. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуками , и познакомим с ними Буратино. Работа с зеркалами Определение характеристики звука .

Логопед:

Звук произносится с препятствием (ему мешают губы), значит это согласный звук, звонкий, бывает твердый или мягкий. Коля, расскажи Буратино про звук . (Дети самостоятельно дают характеристику звуку)

Игра «Кто внимательный»

Логопед:

Раз, два, три, четыре, пять – снова будем мы играть. Когда я назову согласный твердый звук, вы поднимите…(синий кружок), а когда – согласный мягкий звук …(Зеленый кружок). Буратино посмотрит, кто самый внимательный из вас. Б, Б’, Б’, Б, Б, БЯ, БА, БЫ, БИ, АБ, БЕ

Составлении звуковой схемы слогов

Логопед:

А сейчас покажем Буратино, как мы умеем составлять звуковые схемы слогов. Из цветных фишек выложите слог АБ. Какой первый звук? Какого цвета выложим фишку? Какой второй звук? Почему положили красную фишку? Сколько всего звуков в слоге АБ (Аналогичная работа проходит со слогом БИ).

Физминутка

Шли в страну мы дураков
Шли мы просто так,
Прямо и направо, а потом назад,
А потом обратно, а потом кругом,
А потом вприпрыжку, а потом бегом.

Знакомство с буквой Б

Логопед:

Что мы слышим, произносим? (звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки обозначаются на письме буквой Б. На что похожа буква Б? Из каких элементов состоит буква Б?

Конструирование буквы Б

Раз, два, три, четыре, пять – становись скорей играть Буратино удивите, в букву все вы превратитесь.

(Дети «превращаются» в букву, показывают букву Б с помощь пальцев. Прописывают букву в воздухе. Выкладывают буквы на столе из бобов).

Чтение слогов с договариванием

Логопед:

Буква Б подружилась с гласными буквами. Давайте посмотрим, что из этого получилось, и прочитаем слоги все вместе с договариванием до целого слова.

Игра «Живые буквы»

Логопед:

Раз, два, три, четыре, пять – выходи в кружок играть..Буратино рассыпал все свои монетки. На обратной стороне каждой монетки написана буква. Вам нужно будет разбиться на пары и составить из этих букв слоги. Вокруг себя обернись, в живую букву превратись. (Дети составляют из букв прямые слоги и преобразуют их в обратные слоги) Вокруг себя обернись, вновь в ребенка превратись и на место свое садись.

Составление из разрезной азбуки слогов, преобразование их в слово

Логопед:

Буратино просит вас составить из букв слог БО, (БИ). Какая первая буква, какая вторая буква, сколько всего букв. А сейчас превратите слог в слово добавив букву Б (М). Какое слово у вас получилось?

Сказки про букву Б

На одном бревне

Весной вышла речка из берегов. Оказались лиса и заяц на острове. Вода все прибывает, вот-вот остров затопит. Плывет мимо бревно. Заяц на него — прыг! Лиса видит, что заяц уплыть собрался, и тоже на бревно сиганула. Плывут вдвоем. Увидела их сорока, подлетела к бревну, на сучок села и говорит:

«Хорошо устроилась, лиса! И сухо, и обед рядом…»

Лиса после этих слов словно впервые зайца увидела, оскалила зубы, кинулась к нему. Бревно двоих одним краем не выдержало, в воду окунулось. Лиса скорее на свое место. А сорока уже зайцу нашептывает:

«Съест тебя лиса. Толкай ее в воду». Зажмурился заяц, бросился на лису. Опять нагнулось бревно, пришлось зайцу назад вернуться. Сообразили звери, что от ссор бревно переворачивается.

«Давай мирно сидеть»,— говорит лиса. «Давай»,— соглашается заяц.

Тут и берег показался. Уткнулось в него бревно, звери — в лес, а зловредная сорока ни с чем улетела.

(По рассказу Н. Сладкова)

Буквы в небе

На зеленом поле аэродрома стоят три молодых летчика. Интересно, о чем они разговаривают?

— Я в первой букве полечу,— говорит один летчик,— в нижнем уголке. — А я — во второй,— говорит другой летчик,— в перекладинке. — А я — в третьей,— говорит их товарищ,— в кружочке.

Что за разговор удивительный? Где это видано, чтобы в буквах летали? А вы подождите, не удивляйтесь! Посмотрим, что дальше будет.

Со всех сторон спешат на аэродром тысячи людей. Да сегодня же воздушный праздник! Значит, в небе будет парад. А вот и самолет-скоролет прогремел. Только все головы на его гром повернулись, а там уже и нет ничего. Пропал с глаз самолет, только гром за ним вдогонку торопится. Потом поднялся. Из дверцы спустилась трапеция, а на ней смелый акробат. Вот высоко в небе появились толстые самолеты. Из них, как горох, посыпались смельчаки-спортсмены.

У каждого над головой, будто яркий цветок, раскрылся парашют. И небо словно расцвело. Вновь загудели моторы. В небе поплыли огромные буквы: каждая выстроена из самолетов. Первой летит огромная М, за ней — И, последней — Р. Получилось слово МИР! Вот, оказывается, о каких буквах летчики говорили.

(По рассказу Л. Кассиля)

Ход занятия.

Организационный момент

Дети стоят в кругу, передовая мяч друг другу называют домашних и диких животных.

Вопрос: Чем отличаюся домашние животные от диких.

Какую пользу нам приносят домашние животные. Чем питаюся в лесу дикие животные. Кого называют санитаром леса (волка)Потомучто он сьедает больных животных.

Загадки о животных.

Игровое упражнение «Повтори, не ошибись»

Педагог произносит цепочки слогов и предлогает детям повторить их: ба-ба-бя,ба-бя-ба,ба-бя-бя-ба,бя-ба-ба-бя,и т. д.

Основная часть.

Характеристика звука (б)

Педагог показывает детям картинку с изображением барса.

-Какой первый звук в названии этой картинки? (звук б)

Характеристика звука б. (Согласный, так как воздух встречает преграду (губы); при произносении звука б губы сомкнуты, зубы разомкнуты, горлышко «дрожит».)

-Буквой какого цвета мы договорились обозночать твердые звуки? (Синего)

-Какой звук обозночает буквы зеленого цвета? (Звук бь.)

-На доске буквы Б синего и зеленого цветов. Если я покажу букву синего (зеленог) цвета,какой вы звук произнесете?

Игра с мячом «Твердый-мяхкий»

Педагог по очереди бросает детям мяч и произносит слоги с твердым звуком б. Дети возвращают мяч, изменив слог так, чтобы звук б стал мягким.

Слоги: ба-бя,бо-бё, аб-абь, об-обь, и т. д.

Игра «найди лишнюю картинку»

На доске картинки. Педогог предлагает детям найти среди них лишнюю.

Барс, бегемот, кабан, бурундук (бегемот)

Белка,бегемот, собака, обезьяна (собака)

Упражнение на развитие фонематического анализа и синтеза.

На доске картинки с изображением белки, собаки, барса, кабана, Бурундука.Педогог дает детям задания:

-В названии какой картинки после звука б слышится звук у (Бурундук)

-В названии каких картинок звук б находится между двумя звуками а? (кабан, собака)

-В каком слове звукистоят в такой последовательности: б,а, р, с? (барс)

-В названии какой картинки в начале слова находися звук бь? (белк)

Определение места звуков б,бь, в словах с помощью цифрового ряда

Определяя место звука в слове, дети указывают на его твердость или мягкость.

Слова: белка, собака, бегемот, кабан,барс.

Физкультминутка

Игра «Кто где живет».

На панно картинки с изображением дома и леса, в сундучке картинки с изображнием диких и домашних животных (собака,белка, баран, кабан, лиса, лось, корова, овца, волк).Дети по очереди вытаскивают картинки, называют их, говорят, где живет то или иное животное, изображают, как оно передвигается,и ставят рядом дома или леса.

Составление предложений по картинкам

Используюся картинки из игры «Кто где живет»

Затем педогог задоет вопросы.

-Что мы составили? (предложения)

-Почему вы считаете, что это предложения?

Работа в тетради.

-Чтение «зашифрованных» слов (волк, лиса, кабан).

-Звуковой аналис слов.

Написание букв Б (б, слова барс.

Итог занятия.

Педогог обобщает материал, изученный на занятии.

Стих про букву Б для 1 класса

Надевают игроки Ботинки,бутсы, башмаки. Будут все играть в футбол И забьют в ворота гол!

И. Лопухина

***

Бабушка белка по бору брела, Банку брусники бельчонку несла. Добрая бабушка бодрой была, Белых грибочков еще набрала.

Р. Горенбургова

***

Бессонница была у бегемота — Без сна бродил бедняга по болоту.

О. Ашто

***

На Байдарке раз Барсук Плыть решив на Барбадос, Взять с собой решил Бамбук И Букет Бегоний, роз.

С. Шушарина

***

Баран букварь купил себе, Он изучал его. Однако, кроме буквы Б, Не знает ничего.

Н. Слепакова, А. Шибаев

***

У нас в реке живут бобры, Бобры бодры, бобры добры. Мудры плотин строители Бобры– речные жители.

В. Лившиц.

***

Барабан с утра бубнил, Палками бока набил, Бум — да — бум, да, бум-бум-бум, Так и бил всё наобум.

Р. Горенбургова

***

Буратино, барабан, Белка, булка и банан. Я играю на трубе И зовусь я буква «Б»!

Т. Лаврова

***

Два барашка-братца Вышли пободаться. Положи конец борьбе — Преврати их в букву Б.

Л. Ситцева

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной к школе группы, тема: «Научим Буратино. Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»

Автор занятия: учитель-логопед Шестакова Оксана Ивановна МБДОУ «Ергачинский детский сад».

Задачи:

Уточнять произношение звуков , , дифференциация их изолированно, в слогах и словах.
Закреплять умения проводить звуковой анализ, давать характеристику звуков.
Закреплять зрительный образ буквы Б, умение составлять слоги, слова из разрезной азбуки.
Развивать внимание, слухомоторные координации, ориентировку в пространстве.
Воспитывать сотрудничество в работе парами, группами.
Воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога.
Воспитывать мотивацию к обучению

Оборудование:

Игрушка Буратино; предметные картинки на звуки ,, фишки для звукового анализа, индивидуальные зеркала; изображение буквы; бобы;«монетки» с буквами; кассы букв.

Стих про букву Б для дошкольников

Буква Б сегодня рано Вдруг увидела барана.

И. Красникова

***

Без блинов и чай не чай. Поскорее подавай Мёда и варенья — Вот так угощенье!

Л. Слуцкая

***

Бегемот залез в болото, Барсук прячется в норе, Баран смотрит на ворота, Барбос дремлет в конуре.

А. Бешенцев

***

В хлеБо-Булочном отделе Мы с БаБулей оглядели Все Батоны и Буханки, Булки, БуБлики, Баранки И Бисквиты, и Багеты… Что Бы выБрать нам к оБеду?

Н. Радченко

***

Где найти мне Букву Б? Может Быть она — в труБе? Ну, а может на раБоте И появится к суББоте? Или прячется в изБе?

Или едет на арБе? Кто, реБята, мне подскажет Где найти мне Букву Б?

Н. Манжос

***

Буратино, барабан, Белка, булка и банан. — Я играю на трубе И зовусь я буква «Б»!

Н. Мельник

***

Барашек — крутые рожки. Барашек — с копытцами ножки. У него завитки-колечки, У него подружки — овечки.

И. Горюнова

***

В БараБан Бьёт Борька, — Утренняя зорька! Буква «Б» — согласная, Буква первоклассная!

С. Атилла

***

С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум! Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум! С барабаном за плечами… Бум-бум-бум! Ежик в сад забрёл случайно. Бум-бум-бум! Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум! Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум! Ночью яблоки срывались. Бум-бум-бум! И удары раздавались: Бум-бум-бум! Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум! Глаз до зорьки не сомкнули. Бум-бум-бум!

Г. Виеру

***

Бобер в бору затеял бал, Бобер на бал гостей созвал: Белочки во флейты дуют, Польку бабочки танцуют, Даже тихий барсучок Туфельками чок да чок!

А. Пудваль

***

Были два приятеля Бублик и батон. Ждали покупателя Бублик и батон.

М. Бородицкая

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: