Ход занятия
1. Организационный момент.
Садится тот, кто придумает слова на звук М.
2. Знакомство с новым материалом.
Воспитатель выставляет картинки: мак, компот, мухи, дома, мох, машина, мел, мельница, миска, мяч, помидор и др.Читает стихи:
Наши руки были в мыле,
мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
помогали нашей маме.
* * *
Мышка мылом мыла носик,
Мыла спинку, мыла хвостик.
Мыла так, что стала белой,
И от счастья мыло съела.
Дети отвечают на вопрос, какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах? (звуки м, м’).
Произнесение звука “М” перед индивидуальными зеркалами. Наблюдение за артикуляцией звука.
Артикуляция звука (губы сжаты и напряжены).
Характеристика звука (согласный, твердый, мягкий).
Речевая зарядка.Словарный материал:
ма — мя ам — амь мо — мё ом — омь му — мю ум — умь мы — ми им — имь
Игра «Третий лишний»
— Я назову три слова, вы послушайте и скажите, какое слово лишнее, какое не подходит? Почему? (По мере ответов на доску выставляются картинки)
Огурец, помидор, лимон
Яблоко, молоко, груша
Хлеб, мешок, булка
Банан, помидор, морковь
Мандарин, капуста, картошка
Дидактическая игра «Камень— вата».
Педагог читает стихотворение. Дети поднимают синий кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат твердый согласный звук м, и поднимают зеленый кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат мягкий звук м.
На полу скребется мышка,
Убежала в норку мышка,
Спит в берлоге бурый мишка,
Спать залег в берлогу мишка,
Этот мишка очень мил,
Мальчик мал, но очень мил.
Только лапы он не мыл.
Он водичкой руки мыл.
Игра «Хлопай, не зевай»
(Логопед выставляет на доску картинки с изображениями банана, лимона и дивана.)
— Хлопните в ладоши, тогда, когда я произнесу правильно
Баман — банан — банам — панам
Милон — лиман — лимон — нимол
Дивам — тиван — видан — диван
Знакомство с крылатыми выражениями:
а) медвежья услуга — услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;
б) махнуть рукой — перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо;
в) мутить воду — специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо.
Составление предложений по опорным картинкам. Составление схем предложений.
3. Физкультминутка.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, правой — раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладоши
— Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим
— Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.
(Соответствующие движения).
4. Знакомство с буквой.
Показ буквы.
«Из скольких элементов состоит буква?»
Выкладывание буквы из палочек.
Прорисовывание м в воздухе.
5. Анализ слогов ом, ум, эм, им, ма,му, ми, мэ. Синтез этих слогов (работа с кассой букв). Чтение слогов.
Закрепление звука в словах
(Выделение звука М в словах лимон, мыло, мак, медведь, мука.)
— Выделите звук М в словах следующим образом.
— Мука. В слове мука звук М находится в начале слова. В слове «мука» — два слога.
6. Подведение итога занятия.