Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада «моя семья и родственники»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Автор занятия: Сорокина А. М., воспитатель высшей категории муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» городского округа Тольятти.

Задачи:

Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
Лексическая работа: упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных, в подборе антонимов, в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.

Предварительная работа:

Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.
Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи.
Составление детей с родителями «генеалогического» древа, начиная с бабушки и дедушки.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Беседа родителей с ребенком о семье /получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?»/

Материал:

Семейные фотографии детей и родителей, карточки с изображением «генеало-гического древа», медальоны для награждения.

Ход работы:

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. На чем можно отправиться в путешествие? (на машине, самолете, ракете, лодке, корабле)

Воспитатель:

А мы с вами не полетим, не поедем и не поплывем, а поскачем. Поскакали на одной ножке.

Воспитатель:

Посмотрите, мы прискакали с вами в город. Встаньте на дорожке, подравняйте ножки.

Этюд:

Что за чудо, чудеса (показываем ладошки)
Раз рука и два рука.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу, вам не тая
Руки всем нужны друзья.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.

В нашем городе тоже умеют дружить.

Воспитатель:

Воспитатель:

Давайте поиграем пальчиками. Сжали кулачок.

Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.

— О чем мы говорили, когда играли? (о семье)
— А у вас есть семья?
— Кто самый младший в вашей семье? (я)
— Как ласково вас называют в семье?
— Найдите свою фотографию и положите на мизинец.

Воспитатель:

Мы с мамой делали котлеты
А за окошком дождик шел
Мы с мамой думали при этом
Как вместе быть нам хорошо.

— О ком это стихотворение? (о маме)
— А вам хорошо с мамой?
— Как зовут твою маму?
— А по взрослому? (отчество)
— Найдите фотографию мамы и положите на безымянный палец. Мама рядом с вами.

Воспитатель:

Не терпит мой папа безделья и скуки
У папы умелые сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь
Мой папа всегда поработать не прочь.

— О ком это стихотворение? (о папе)
— А, папа какой? (сильный, смелый, добрый)
— А как ласково можно назвать папу? (папуля, папочка)
— Найдите фотографию папы и положите на средний палец. Папа рядом с мамой.

Физкультминутка «Ладушки, ладушки»

Воспитатель:

Встаньте, мы немного отдохнем, поиграем ладошками.

Ладушки, ладушки, где были у бабушки (хлопки)
А у бабушки ладони все в морщинах собраны (ладони вверх)
А у бабушки ладони добрые, предобрые (гладим ладони)
Всё работали ладони долгими годами (стучим кулаком о ладони)
Пахнут добрые ладони щами, пирогами (ладони к лицу и понюхали)
По кудрям тебя погладят добрые ладони (гладим себя)
И с любой печалью сладят, добрые ладони (подносим к лицу и дуем)
Ладушки, ладушки, где были у бабушки (хлопаем)

Отдохнули? Садитесь на свои места.

Воспитатель:

— Что умеет делать ваша бабушка? (вязать, пироги печь)
— Найдите фотографию бабушки и положите на указательный палец.
— У нас остался один пальчик — большой. Кто это? (дедушка)
Послушайте, какое стихотворение я знаю про дедушку.

У меня есть дедушка
Как зима седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ
И не стар мой дедушка
Хоть ему сто лет.

— А дедушка дома помогает бабушке?
— Как он о вас заботится?
— Найдите фотографию дедушки и положите на большой палец.

Воспитатель:

Посмотрите, у вас получилась большая дружная семья на вашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Давайте с вами сделаем подарок. Задумайтесь на минутку, кому вы хотите сделать подарок и какой (на столе заготовки – картон и пластилин, в тарелочках горох). Дети делают подарки.

Воспитатель:

Сделали, положите подарок на тот палец, кому хотите подарить свой подарок. (Смотрим кому ребенок сделал подарок).
— Возьмите свои «ладошки-деревья» и поместите в нашем городе, куда вам хочется.
Отойдите, посмотрите, все наши семьи в городе. Он большой, красивый, в нем все дружат.

Ход занятия

Дети заходят в группу за воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Молодцы! А теперь станем в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: А теперь сели на свои стульчики.

— Тихо садимся на свои места. Сели правильно, руки полочкой, спинки выпрямили, ножки вместе.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу сказку.А начинается она так: — Жил-был на свете мальчик Ваня. Он жил один-одинешенек, никого у него не было.

— Ребята, а такое бывает, что у человека совсем никого не было?

Дети: Нет. У всех есть мамы и папы, бабушки и дедушки.

Воспитатель: Значит, у человека должна быть….

Дети: семья.

Воспитатель: Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу.

— Давайте перечислим, из кого состоит семья

Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, брат (сестра, я.

Воспитатель: Ребята, а как члены семьи относятся друг другу?

Дети: Любят друг друга, уважают, помогают.

Воспитатель: Правильно, в семье все любят друг друга. И называют друг друга ласково.

— Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково»

(я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково)

Дочь – доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек

Папа – папочка, папенька, папуля

Мама – мамочка, мамуля.

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – Бабуля, бабулечка.

Сестра – сестренка

Брат — братишка

Внук – внучок

Внучка –внученька

Воспитатель: Молодцы, ребята!

— Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.

— Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек.

— И никогда нельзя их ….

Дети:(огорчать)

Игра «Солнышко и тучка»

Воспитатель: Посмотрите, у вас в корзиночках лежат тучка и солнышко. Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку.

-Вы помогли мама вымыть посуду?

— На прогулке испачкали куртку?

— Убрали за собой игрушки?

— Подрался с другом?

— Заботишься о бабушке, она заболела?

— Разбил мамину любимую вазу?

— Поздравил дедушку с днем рождения?

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь немного отдохнем.

(дети выходят на ковер в рассыпную, лицом к воспитателю)

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Молодцы! Как хорошо отдохнули. Ну, а теперь предлагаю поиграть в другую игру. Для этого нужно сесть на свои места. Готовы?

Дидактическая игра «Собери цепочку»

Воспитатель: Возьмите карточки и разложите людей, изображённых на фотографии, по возрасту (сначала самый младший, затем тот, кто старше и т. д.).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Что вы там заметили.

Дети: Что у мальчика Вани есть семья.

Воспитатель: Хорошо!

— Ребята, а в каждой семье есть взрослые и маленькие.Посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы:

Игра «Кто старше, кто моложе»

— Кто старше бабушка или мама?

— Кто младше ребенок или папа?

— Кто старше мама или ребенок?

— Кто младше дедушка или папа?

-Мама моложе, а бабушка – (старше)

-Дедушка старше, а ребенок – (моложе)

Воспитатель: Молодцы! Справились.

— Ребята, как люди должны жить в семье (дружно, должны заботиться друг о друге)

— Верно. А вы знаете, что у каждого в семье есть свои обязанности. Ваши бабушки и дедушки, ваши родители всегда, что-то делают по дому. Я буду называть обязанности, а вы будете поднимать карточку того, кто это делает дома.

Ходит на работу —

шьет –

ходит в магазин за покупками –

учит уроки

готовит пищу –

ухаживает за цветами –

вытирает пыль –

моет посуду –

убирает в доме –

гладит –

играет –

стирает –

читает сказку на ночь –

мастерит –

Воспитатель: Молодцы, справились!

Ребята у всех есть семья. А у каждой семьи есть свой дом, где они живут счастливо. Давайте и мы сделаем домики, чтобы у нас получился небольшой городок, в котором будут жить много семей, они будут ходить друг к другу в гости.

(аппликация)

Воспитатель: Отлично! У вас получились красивые дома.

-Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?

-Что такое семья?

-Как люди должны жить в семье?

-Как вы должны относиться к своим родным?

Спасибо за внимание. Занятие окончено

Ход занятия

Организационный момент

Ребята сегодня к нам пришел мальчик Петя.

Петя: Здравствуйте, милые дети. Вы все такие красивые, мне очень хочется с вами познакомиться! (Знакомится с каждым)

Основная часть

Так приятно с вами познакомиться! Хотите узнать, кто со мной живет? Для этого вам надо отгадать загадки. (При правильных ответах дефектолог устанавливает на доске картинки членов семьи)

Загадки.

1. Перед сном надев пижаму,

Почитать мы просим (маму)

2. Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой… (бабушки)

3. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,-

Это наш любимый. (папа)

4. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый. (дед)

5. Кто весёлый карапузик-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка-

Это младший мой. (братишка)

6. Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя младшая… (сестрёнка)

— Вот какая большая семья у Пети. Сколько же всего человек в семье у Пети?

— Ребята Петя говорит, что с ними еще живет кошка Мурка. Как вы думаете, Мурка тоже Петина семья?

(Рассуждения детей)

— Кошка — это любимое домашнее животное, но не член семьи. У Мурки есть своя семья: кот и маленькие котята.

-Ребята как вы понимаете слово семья, что оно означает?

Семья — это родственники живущие вместе.

Рассказы детей.

-А что это за рисунки у вас на столах? Я тоже хочу узнать о ваших семьях, расскажите, ребята. (рассказывают 3-4 человек).

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Это вся моя семья.

Дидактическая игра «Кто какой?»

— А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная,

Папа – строгий, умный, сильный…

Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная…

Дедушка — старый, мудрый, седой…

Психогимнастика:

Сколько вы добрых, хороших слов сказали! Мамочка бы очень обрадовалась, покажите какое выражение лица у мамы, когда они радуется, а когда расстраивается. Но мы не будем расстраивать маму, и она улыбнется. (Дети показывают)

Физкультминутка

Мама варит нам обед,

Папа чинит табурет,

Дедушка очки надел,

На диван с газетой сел,

Только я не устою

Все играю и пою.

Игра «Кто что делает?»

Что дома делает мама?

Что работу по дому выполняет папа?

Что дома делает бабушка?

Что мы только играем и поем? Нет!

Нужно маме с папой помогать! А как же мы можем им помочь? (ответы детей)

Ребята вы любите помогать родителям? И я тоже.

Работа с раздаточным материалом:

Такие вы молодцы, а приготовил для вас подарок, но чтобы к его получить вам нужно пройти лабиринт. (Дети выполняют задание и получают подарок).

Итог занятия:

Ребята о чем мы с вами сегодня говорили? Правильно о семье! Как вы думаете, зачем нужна семья? (ответы детей)

Дорожите своей семьей, любите маму, папу, дедушку и бабушку, сестру и брата! Они самые близкие и родные вам люди! А мне с вами пора прощаться, до свидания ребята.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Игра «Назови членов своей семьи».

(В моей семье три (четыре, пять.)человека: мама, папа, я (сестра, брат, бабушка, дедушка).)

2. Основная часть.

Беседа

— Можно ли членов семьи назвать родственниками? (Да.)

— Родственниками могут быть члены только одной семьи? (Нет, родственников может быть много, несколько семей. Родственники — это люди, у которых одна и та же бабушка (дедушка, мама, папа, тетя).)

— Что такое семья? (Это родственники, живущие вместе.)

— Могут ли быть членами семьи чужие люди?

Игра «Подбери слова-действия»

— Что может делать мама? (Стирать, гладить белье, пылесосить квартиру, вытирать пыль, шить платье, вязать кофту и т. д.)

— Что может делать папа?

— Что может делать дочь?

— Что может делать сын?

— Что может делать бабушка?

— Что может делать дедушка?

— При подборе действий педагог помогает детям жестом, подсказывающим словом, мимикой, добиваясь самостоятельного называния слов. (На этом этапе обучения подбирают примерно 5—6 действий.)

Работа над словами, обозначающими родственные связи

Картинки с папой и мамой на панно. Дефектолог показывает детям картинку с мальчиком (девочкой, бабушкой, дедушкой) и выясняет, кто кем приходится маме и папе.

Картинки с дедушкой и бабушкой. Дефектолог показывает детям картинку с мальчиком (девочкой, мамой, папой) и выясняет, кто кем приходится дедушке и бабушке.

Картинка с мальчиком. Дефектолог показывает детям картинку с папой (девочкой, мамой, бабушкой, дедушкой) и выясняет, кто кем приходится мальчику.

Картинка с девочкой. Дефектолог показывает детям картинку с папой (мальчиком, мамой, бабушкой, дедушкой) и выясняет, кто кем приходится девочке.

Динамическая пауза

Мама дочь свою качает, дети качают воображаемую куклу

Плачет доченька «уа» прижимают руки к щекам и качают головой

Ручки хочет поднимать поднимают руки вверх

И совсем не хочет спать. руки под щеку и отрицательно качают головой

Молочка мы ей согреем мешают ложкой в воображаемой кастрюле

И в бутылочку нальем, переливают воображаемое молоко

Покачаем понежнее

качают воображаемую куклу

И в кроватку отнесем. наклоняются и опускают руки

Работа с раздаточным материалом

У каждого ребенка фото1рафии членов его семьи. Ребенок должен расположить фотографии членов семьи по возрасту, начиная от самого старшего; назвать фамилии, имена, отчества взрослых членов семьи; сравнить по возрасту двух членов семьи (например, бабушку и маму, сына и отца, используя слова старше (младше); назвать самого младшего (старшего) члена семьи.

Игра «Кто какой»

— Мама какая? (Ласковая, добрая, трудолюбивая, красивая.)

— Папа какой? (Сильный, большой, заботливый, веселый.)

— Сын какой? (Маленький, смешной, подвижный.)

— Бабушка какая? (Старенькая, трудолюбивая, добрая, нежная.)

— Дедушка какой? (Старенький, любознательный, добрый.)

3. Заключительная часть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: