Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «моя семья»

Ход занятия

Вводная часть

Ребята, какое у вас настроение. Давайте встанем в круг и поделимся друг с другом хорошим настроением.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Основная часть

-Сейчас я вам расскажу сказку.А начинается она так: — Жил-был на свете мальчик Ваня. Он жил один-одинешенек, никого у него не было.

— Ребята, а такое бывает, что у человека совсем никого не было?

Дети: Нет. У всех есть мамы и папы, бабушки и дедушки.

— Значит, у человека должна быть….(семья)

— Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу.

— Давайте перечислим, из кого состоит семья

Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, брат (сестра, я.

— Ребята, а как члены семьи относятся друг другу? (Любят друг друга, уважают, помогают).

— Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково»

(я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково)

Дочь – доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек

Папа – папочка, папенька, папуля

Мама – мамочка, мамуля.

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – Бабуля, бабулечка.

Сестра – сестренка

Брат — братишка

Внук – внучок

Внучка –внученька

— Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.

— Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек.

— И никогда нельзя их …. (огорчать)

Игра «Солнышко и тучка»

— Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку.

-Вы помогли мама вымыть посуду?

— На прогулке испачкали куртку?

— Убрали за собой игрушки?

— Подрался с другом?

— Заботишься о бабушке, она заболела?

— Разбил мамину любимую вазу?

— Поздравил дедушку с днем рождения?

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

-Молодцы! Как хорошо отдохнули. Ну, а теперь предлагаю поиграть в другую игру.

А вы знаете, что у каждого в семье есть свои обязанности. Ваши бабушки и дедушки, ваши родители всегда, что-то делают по дому. Я буду называть обязанности, а вы будете поднимать карточку того, кто это делает дома.

Ходит на работу —

шьет –

ходит в магазин за покупками –

учит уроки

готовит пищу –

ухаживает за цветами –

вытирает пыль –

моет посуду –

убирает в доме –

гладит –

играет –

стирает –

читает сказку на ночь –

мастерит –

Заключительная часть (рефлексия)

-Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?

-Что такое семья?

-Как люди должны жить в семье?

-Как вы должны относиться к своим родным?

Предполагаемый результат: владеют понятием «семья», имеют представления о родственных отношениях в семье.

Ход занятия.

-Здравствуйте ребята! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

Организационный момент:

-Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

-Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? Тогда давайте войдем в телестудию и займем свои места.

Дети заходят за ширму, рассаживаются на стулья; воспитатель исполняет роль ведущего.

-Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Мотор. Добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу передачу «Моя семья». Сегодня в нашей студии гости и участники программы, ребята группы №5 ДЦРР №30. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье своих дорогих и близких людях.

Итак,первый вопрос:

Что такое семья и как она образовывается? (ответы детей)

А как иногда взрослые называют своих близких? (семейство, домашние, родные).

Просмотр видеоролика «Рождение семьи»

Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья — это когда живут вместе папа, мама, дети. Сюрприз от ваших пап и мам сегодня и мы приготовили вам.

Аудиозагадки «Родители о детях»

Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Кто знает пословицы и поговорки о семье – давайте расскажем их нашим телезрителям.

Игра «Продолжи пословицу»

В семье дружат – живут, не тужат.

Семья сильна, когда над ней крыша одна

При солнышки – тепло, при матушки – добро

На что и клад, когда дети идут в лад

Кто родителей почитает, тот век счастливым живет

Где любовь да совет, там и горя нет

В недружной семье добра не бывает

В хорошей семье хорошие дети растут

Птица рада весне, а дитя – матери

Родители трудолюбивы – дети не ленивы

Согласие да лад – в семье клад

-Молодцы, ребята, нашим телезрителям и гостям в студии, думаю, было интересно услышать пословицы и поговорки о семье. Продолжим. Кто загадки отгадает, тот своих родных узнает.

Игра-загадка «Семья»

1. Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя. (МАМА)

2. Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш. (ПАПА)

3. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый. (ДЕД)

4. Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная. (БАБУШКА)

-Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна СЕМЬЯ!

-Молодцы ребята! Все загадки отгадали! А сейчас давайте ещё поиграем. Игра-рассуждение «Какая ваша семья»

(дети стоят в кругу и передают друг другу мяч, называя прилагательные)

-Молодцы и с этим заданием справились! У каждого члена большой или маленькой семьи есть обязанности. Давайте вспомним, что обычно в семье делает мама? А что в семье делает папа?

Речевая игра «Если я…»

Если я тебе мама, то ты мне?

Если я тебе дедушка, то ты мне….?

Если я тебе тетя, то ты мне…. ?

Если я тебе дочка, то ты мне….?

Если я тебе сестра, то ты мне?

Если я тебе дядя, то ты мне….?

Если я тебе племянница, то ты мне?

Если я тебе внучка, то ты мне…. ?

Если я тебе крестная, то ты мне….?

Вносится образец генеалогического дерева одной из семей и основа-заготовка для каждого ребёнка.

-Ребята, вся ваша семья как это дерево и каждый член семьи — листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа. Сегодня Вика принесла нам свое генеалогическое дерево и расскажет нам о своем роде.

Индивидуальное заполнение генеалогического дерева

-А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад). Давайте и мы создадим дерево нашей группы

Коллективная пантомима «Дерево добра»

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Автор занятия: Сорокина А. М., воспитатель высшей категории муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» городского округа Тольятти.

Задачи:

Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
Лексическая работа: упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных, в подборе антонимов, в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.

Предварительная работа:

Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.
Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи.
Составление детей с родителями «генеалогического» древа, начиная с бабушки и дедушки.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Беседа родителей с ребенком о семье /получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?»/

Материал:

Семейные фотографии детей и родителей, карточки с изображением «генеало-гического древа», медальоны для награждения.

Ход НОД:

Ребята, прежде чем начать занятия должны с вами угадать тему. Послушайте и угадайте загадку.

Воспитатель:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная…

(семья)

Дети: Семья.

Воспитатель: Правильно ребята, посмотрите на экран. (На экране слайд- фотография семьи). Сегодня мы поговорим о семье. Семья- это группа родных друг другу людей, в которой мы чувствуем себя любимыми, нужными, защищенными. В семье все заботятся друг о друге, уважают друг друга. Давайте вспомним из кого состоит семья? Для этого мы поиграем с нашими пальчиками, сожмите ладошку в кулачек. (Воспитатель проводит пальчиковую игру «Моя семья»). На экране появляется ладонь белого цвета, после того, как дети называют членов семьи пальчик, становится цветным.

Этот пальчик – дедушка, (ребенок отгибает большой палец и пощипывает его)

Этот пальчик – бабушка, (ребенок отгибает указательный палец и пощипывает его)

Этот пальчик – папочка, (ребенок отгибает средний палец и пощипывает его)

Этот пальчик – мамочка, (ребенок отгибает безымянный палец и пощипывает его)

А вот этот пальчик – я, (ребенок отгибает мизинец палец и пощипывает его)

Вместе – дружная семья! (ребенок сжимает и разжимает кулачек)

Воспитатель: Давайте теперь поиграем с левой ручкой. (Игра повторяется). Вы большие молодцы!

Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье.Давайте их вспомним:

«Не нужен клад, коли в семье лад».

«Семьей дорожить – счастливым быть».

«Вся семья вместе и душа на месте».

«При солнышке тепло, при матери добро».

«В хорошей семье хорошие дети растут».

«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»

«В семье и каша гуще».

«В своем доме и стены помогают».

Воспитатель: Ребята, мы столько сегодня говорим о семье. Я хочу вам задать вопросы, помогите мне в них разобраться.

— Ваня, кто называет тебя сыном? (папа и мама)

— Данил, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

— Даша, ты кто для бабушки? (внучка)

-Слава, кто ты для дедушки? (внук)

-Карина, кто ты для мамы? (дочка)

-Герман, кто ты для папы? (сын)

3. Итог занятия

Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.

Дети: Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Ход занятия:

Воспитатель:- Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети по желанию подходят к фотографии своей семьи,рассказывают кто изображён. По ходу рассказов воспитатель спрашивает о членах семьи, как зовут, в каком месте фотографировалась семья и т. д.)

Воспитатель: -Ребята,а вы заметили,что все дети,когда рассказывали о своей семье улыбались? Кто догодался,почему дети улыбались?

Ребёнок: -Дети улыбались, потому что любят всех в своей семье; когда папа и мама рядом, всегда хорошее настроение, радость, счастье; приятно вспоминать тот день,когда все вместе фотографировались.)

Воспитатель: -А вы всех любите одинаково или в семье есть тот,кого вы любите больше всех? Кто хочет рассказать нам об этом человеке?Какой он (Рассказы по желанию детей).

Воспитатель предлагает детям иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц (петух,курица,цыплята; кошка с котятами;птица с птенцами в гнезде и т. д.).

-Как вы думаете,можно сказать,что на этих картинках изображена семья? Почему?Что чувствует кошка рядом со своими маленькими котятами?Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?

-Правильно и животные,и птицы испытывают чувство радости,когда находятся в окружении своей семьи,потому что дети радуют родителей тем,что они подрастают,крепнут,учатся всему новому в жизни. А детёныши радуются,что родители их согревают,защищают,заботятся о них.

Воспитатель:-Кто в вашей семье заботиться о детях?Как заботятся (Ответы детей)

-А вы заботитесь о взрослых в своей семье? Что помогаете делать (ответы детей).

Воспитатель:Как хорошо,что у вас есть семья. Вы -самые счастливые дети на свете,потому что в ваших семьях любят друг друга,весело живут вместе.

Вопросы воспитателя детям?-Кто самый старший в вашей семье?

-Кто самый старший в вашей семье? -Кто самый младший?-кто кому мама?-Кто кому сын? -Для мамы ты кто?Для бабушки? Для брата?

Семьи быват большие и маленькие. Главное,чтобы в семье были всегда мир и дружба,уважение,любовь друг к другу.

Семью почитали ещё с древних времён. Народ сложил много пословиц о семье.

При солнышке-тепло, при матери-добро.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Вся семья вместе-душа на месте.

Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

Воспитатель: -Что бы вы хотели пожелать своей семье (пожелания детей для своей семьи).

В конце занятия дети рисуют свою семью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: