Ход занятия
Вводная часть
Ребята, какое у вас настроение. Давайте встанем в круг и поделимся друг с другом хорошим настроением.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Основная часть
-Сейчас я вам расскажу сказку.А начинается она так: — Жил-был на свете мальчик Ваня. Он жил один-одинешенек, никого у него не было.
— Ребята, а такое бывает, что у человека совсем никого не было?
Дети: Нет. У всех есть мамы и папы, бабушки и дедушки.
— Значит, у человека должна быть….(семья)
— Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу.
— Давайте перечислим, из кого состоит семья
Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, брат (сестра, я.
— Ребята, а как члены семьи относятся друг другу? (Любят друг друга, уважают, помогают).
— Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково»
(я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково)
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька, папуля
Мама – мамочка, мамуля.
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – Бабуля, бабулечка.
Сестра – сестренка
Брат — братишка
Внук – внучок
Внучка –внученька
— Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.
— Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек.
— И никогда нельзя их …. (огорчать)
Игра «Солнышко и тучка»
— Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку.
-Вы помогли мама вымыть посуду?
— На прогулке испачкали куртку?
— Убрали за собой игрушки?
— Подрался с другом?
— Заботишься о бабушке, она заболела?
— Разбил мамину любимую вазу?
— Поздравил дедушку с днем рождения?
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
-Молодцы! Как хорошо отдохнули. Ну, а теперь предлагаю поиграть в другую игру.
А вы знаете, что у каждого в семье есть свои обязанности. Ваши бабушки и дедушки, ваши родители всегда, что-то делают по дому. Я буду называть обязанности, а вы будете поднимать карточку того, кто это делает дома.
Ходит на работу —
шьет –
ходит в магазин за покупками –
учит уроки
готовит пищу –
ухаживает за цветами –
вытирает пыль –
моет посуду –
убирает в доме –
гладит –
играет –
стирает –
читает сказку на ночь –
мастерит –
Заключительная часть (рефлексия)
-Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?
-Что такое семья?
-Как люди должны жить в семье?
-Как вы должны относиться к своим родным?
Предполагаемый результат: владеют понятием «семья», имеют представления о родственных отношениях в семье.
Ход занятия.
-Здравствуйте ребята! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!
Организационный момент:
-Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? Тогда давайте войдем в телестудию и займем свои места.
Дети заходят за ширму, рассаживаются на стулья; воспитатель исполняет роль ведущего.
-Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Мотор. Добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу передачу «Моя семья». Сегодня в нашей студии гости и участники программы, ребята группы №5 ДЦРР №30. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье своих дорогих и близких людях.
Итак,первый вопрос:
Что такое семья и как она образовывается? (ответы детей)
А как иногда взрослые называют своих близких? (семейство, домашние, родные).
Просмотр видеоролика «Рождение семьи»
Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья — это когда живут вместе папа, мама, дети. Сюрприз от ваших пап и мам сегодня и мы приготовили вам.
Аудиозагадки «Родители о детях»
Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Кто знает пословицы и поговорки о семье – давайте расскажем их нашим телезрителям.
Игра «Продолжи пословицу»
В семье дружат – живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна
При солнышки – тепло, при матушки – добро
На что и клад, когда дети идут в лад
Кто родителей почитает, тот век счастливым живет
Где любовь да совет, там и горя нет
В недружной семье добра не бывает
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя – матери
Родители трудолюбивы – дети не ленивы
Согласие да лад – в семье клад
-Молодцы, ребята, нашим телезрителям и гостям в студии, думаю, было интересно услышать пословицы и поговорки о семье. Продолжим. Кто загадки отгадает, тот своих родных узнает.
Игра-загадка «Семья»
1. Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? — Моя. (МАМА)
2. Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш. (ПАПА)
3. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый. (ДЕД)
4. Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная. (БАБУШКА)
-Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна СЕМЬЯ!
-Молодцы ребята! Все загадки отгадали! А сейчас давайте ещё поиграем. Игра-рассуждение «Какая ваша семья»
(дети стоят в кругу и передают друг другу мяч, называя прилагательные)
-Молодцы и с этим заданием справились! У каждого члена большой или маленькой семьи есть обязанности. Давайте вспомним, что обычно в семье делает мама? А что в семье делает папа?
Речевая игра «Если я…»
Если я тебе мама, то ты мне?
Если я тебе дедушка, то ты мне….?
Если я тебе тетя, то ты мне…. ?
Если я тебе дочка, то ты мне….?
Если я тебе сестра, то ты мне?
Если я тебе дядя, то ты мне….?
Если я тебе племянница, то ты мне?
Если я тебе внучка, то ты мне…. ?
Если я тебе крестная, то ты мне….?
Вносится образец генеалогического дерева одной из семей и основа-заготовка для каждого ребёнка.
-Ребята, вся ваша семья как это дерево и каждый член семьи — листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа. Сегодня Вика принесла нам свое генеалогическое дерево и расскажет нам о своем роде.
Индивидуальное заполнение генеалогического дерева
-А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад). Давайте и мы создадим дерево нашей группы
Коллективная пантомима «Дерево добра»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»
Автор занятия: Сорокина А. М., воспитатель высшей категории муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» городского округа Тольятти.
Задачи:
Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
Лексическая работа: упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных, в подборе антонимов, в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.
Предварительная работа:
Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.
Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи.
Составление детей с родителями «генеалогического» древа, начиная с бабушки и дедушки.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Беседа родителей с ребенком о семье /получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?»/
Материал:
Семейные фотографии детей и родителей, карточки с изображением «генеало-гического древа», медальоны для награждения.
Ход НОД:
Ребята, прежде чем начать занятия должны с вами угадать тему. Послушайте и угадайте загадку.
Воспитатель:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная…
(семья)
Дети: Семья.
Воспитатель: Правильно ребята, посмотрите на экран. (На экране слайд- фотография семьи). Сегодня мы поговорим о семье. Семья- это группа родных друг другу людей, в которой мы чувствуем себя любимыми, нужными, защищенными. В семье все заботятся друг о друге, уважают друг друга. Давайте вспомним из кого состоит семья? Для этого мы поиграем с нашими пальчиками, сожмите ладошку в кулачек. (Воспитатель проводит пальчиковую игру «Моя семья»). На экране появляется ладонь белого цвета, после того, как дети называют членов семьи пальчик, становится цветным.
Этот пальчик – дедушка, (ребенок отгибает большой палец и пощипывает его)
Этот пальчик – бабушка, (ребенок отгибает указательный палец и пощипывает его)
Этот пальчик – папочка, (ребенок отгибает средний палец и пощипывает его)
Этот пальчик – мамочка, (ребенок отгибает безымянный палец и пощипывает его)
А вот этот пальчик – я, (ребенок отгибает мизинец палец и пощипывает его)
Вместе – дружная семья! (ребенок сжимает и разжимает кулачек)
Воспитатель: Давайте теперь поиграем с левой ручкой. (Игра повторяется). Вы большие молодцы!
Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье.Давайте их вспомним:
«Не нужен клад, коли в семье лад».
«Семьей дорожить – счастливым быть».
«Вся семья вместе и душа на месте».
«При солнышке тепло, при матери добро».
«В хорошей семье хорошие дети растут».
«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»
«В семье и каша гуще».
«В своем доме и стены помогают».
Воспитатель: Ребята, мы столько сегодня говорим о семье. Я хочу вам задать вопросы, помогите мне в них разобраться.
— Ваня, кто называет тебя сыном? (папа и мама)
— Данил, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
— Даша, ты кто для бабушки? (внучка)
-Слава, кто ты для дедушки? (внук)
-Карина, кто ты для мамы? (дочка)
-Герман, кто ты для папы? (сын)
3. Итог занятия
Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.
Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.
Дети: Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Ход занятия:
Воспитатель:- Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети по желанию подходят к фотографии своей семьи,рассказывают кто изображён. По ходу рассказов воспитатель спрашивает о членах семьи, как зовут, в каком месте фотографировалась семья и т. д.)
Воспитатель: -Ребята,а вы заметили,что все дети,когда рассказывали о своей семье улыбались? Кто догодался,почему дети улыбались?
Ребёнок: -Дети улыбались, потому что любят всех в своей семье; когда папа и мама рядом, всегда хорошее настроение, радость, счастье; приятно вспоминать тот день,когда все вместе фотографировались.)
Воспитатель: -А вы всех любите одинаково или в семье есть тот,кого вы любите больше всех? Кто хочет рассказать нам об этом человеке?Какой он (Рассказы по желанию детей).
Воспитатель предлагает детям иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц (петух,курица,цыплята; кошка с котятами;птица с птенцами в гнезде и т. д.).
-Как вы думаете,можно сказать,что на этих картинках изображена семья? Почему?Что чувствует кошка рядом со своими маленькими котятами?Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?
-Правильно и животные,и птицы испытывают чувство радости,когда находятся в окружении своей семьи,потому что дети радуют родителей тем,что они подрастают,крепнут,учатся всему новому в жизни. А детёныши радуются,что родители их согревают,защищают,заботятся о них.
Воспитатель:-Кто в вашей семье заботиться о детях?Как заботятся (Ответы детей)
-А вы заботитесь о взрослых в своей семье? Что помогаете делать (ответы детей).
Воспитатель:Как хорошо,что у вас есть семья. Вы -самые счастливые дети на свете,потому что в ваших семьях любят друг друга,весело живут вместе.
Вопросы воспитателя детям?-Кто самый старший в вашей семье?
-Кто самый старший в вашей семье? -Кто самый младший?-кто кому мама?-Кто кому сын? -Для мамы ты кто?Для бабушки? Для брата?
Семьи быват большие и маленькие. Главное,чтобы в семье были всегда мир и дружба,уважение,любовь друг к другу.
Семью почитали ещё с древних времён. Народ сложил много пословиц о семье.
При солнышке-тепло, при матери-добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе-душа на месте.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
Воспитатель: -Что бы вы хотели пожелать своей семье (пожелания детей для своей семьи).
В конце занятия дети рисуют свою семью.