Прикладное искусство и ремесла в системе ценностей человеческой культуры
Декоративное
искусство зародилось в системе предков, когда человек украшался браслетами,
кольцами. Позже появились предметы декора одежды, затем гостиная. Искусство
создания таких вещей стало называться декоративным («декор» от
французского — «украшение»). С древних времен дома строились из
дерева, делалась посуда и утварь, делались игрушки. Художественная обработка
дерева является для многих народов наиболее развитым и древним видом народного
декоративного искусства. Исследованиями археологов были обнаружены деревянные
скульптурные изображения животных и птиц V века, новгородские орудия труда
IX-XV веков, украшенные резьбой и росписью, и неизвестные ранее. Древнерусские
плотники и столяры строили особняки и теремы, делали долины и приставки для
кваса и медовых напитков, делали красивую бытовую технику. Из лука была согнута
коробка с приданым, из клена были вырезаны изящные звуковые ложки. На ярком
солнце светило расписанная киноварь, нить медная и золотисто-рельефная
рельефная резьба полосок плато и веранды. За красоту и великолепие дворца в
Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII веках
искусство художественной резьбы по дереву развивалось в оформлении иконостасов,
дворцовых интерьеров, мебели, где преобладали объем, рельеф, накладная и
пильная резьба. Несмотря на идеологическое угасание язычества, крестьяне
продолжали отмечать ритуальные весенние праздники. В течение всей зимы люди
работали над созданием волшебных фигур, и традиционно так делали женщины. В то
же время расписные игрушки продолжили старую традицию и ознаменовали отход от
мировоззрения предков. Волшебные фигурки взяли на себя функцию декоративных
свистящих игрушек, они были сформированы для ритуального весеннего праздника,
который в 19 веке, с его яркими цветами и пронзительными свистковыми тонами,
превратился в оживленную ярмарку «свистящих».
Игрушка из Каргополя
Жители
русского севера круглый жемчуг называется каргапольчик. Так родилось название
города Каргополь. Здесь живут мастера народных глиняных игрушек. Она сделана
так же, как и Дымковская. Но картины и рисунки разные. Его цвета не очень
яркие, как и природа Севера. Темы произведений разнообразны: мадам, охотник,
гармонист, танцующая пара и другие. При росписи игрушек мастера выбирали те
цвета, которые им нравились: красный, оранжевый, золотой, желтый, коричневый,
болотный малиновый и др. Птицы с девичьими лицами, медведи играют гармошки,
богатырские лошади, сказочные поляки. Забавный Полкан — богатырь с солнечными
знаками на груди — символом каргопольской игрушки. Он наполовину лошадь,
наполовину человек, так что он оснащен большой силой.
Русская
деревянная игрушка имеет свой особый круг традиционных образов, тем и действий.
Народная игрушка похожа на сказку — все так, но не так. Это целая область
народного искусства, вобравшая в себя самые ценные традиции резьбы и росписи по
дереву. Это и веселая, и домашняя скульптура, созданная по законам пластического
искусства. Народный мастер прекрасно знает богатый язык декоративного искусства
и использует его в русской деревянной игрушке. Она характеризуется
выразительными формами и силуэтами, разнообразием ритмов, яркими контрастами,
гармоничными пропорциями. Точно вырезанные и расписанные животные, птицы и люди
очень привлекательны
Народный мастер отбирает в игрушках только самое важное,
характерное и типичное. Обычно одной фирменной детали удается выразить
характер, оживить картину
Главное в народных игрушках — умение сочетать
выразительные формы с цветом или фактурой материала. Мастера игрушки тонко
почувствовали и использовали разнообразные богатые пластические возможности,
благородный цвет, выразительную фактуру дерева. Деревянная игрушка красивая и
декоративная.
Что включает декоративное искусство?
Определение и категория декоративного искусства включает в себя создание мебели и аксессуаров, ковров, гобелена, вышивки, книжная иллюстрация, цветочные декорации, керамика (глиняная посуда, керамогранит, фарфор), плетение, золочение, эмаль, изделия из серебра и ювелирного искусства, мозаичного искусства, а также витражное и интерьерное оформление. Декоративное искусство также включает в себя театральные наборы и костюмы, о чем свидетельствуют великолепные проекты Леона Бакста для Сергея Дягилева и его российской балетной труппы. Китайские лакированные изделия и резьба по нефритам, являются ведущими образцами из Азии, а также китайским фарфором и японской оригами. Декоративное искусство также охватывает практически любую категорию «драгоценного или искусственного объекта». Это включало бы такие предметы, как пасхальные яйца Фаберже, драгоценные доспехи, оружие и камины (например, мрамор и мозаика), а также театральные наборы, фоны и костюмы, например, созданные Александром Бенуа (1870-1960) и Леоном Бакстом (1866-1924) для балета.
Пасхальные яйца Фаберже
Вологодское кружево
Знаменитые на весь мир вологодские кружева плетутся при помощи берёзовых или можжевеловых коклюшек из хлопчатобумажных или льняных ниток. Таким способом изготавливают мерную тесьму, покрывала, шали и даже платья. Вологодское кружево представляет собой узкую полоску, которая является основной линией узора. Пустоты заполняются сеточками и жучками. Традиционный цвет – белый.
Прикладное искусство не стоит на месте. Развитие и изменения происходят постоянно. Надо сказать, что к началу прошлого века, под воздействием развивающейся индустрии, появились промышленные мануфактуры, оснащённые скоростными электрическими станками, возникло понятие — массовое производство. Народно-прикладное искусство начало приходить в упадок. Лишь в середине прошлого века были восстановлены традиционные для России ремёсла. В художественных центрах, таких как Тула, Владимир, Гусь-Хрустальный, Архангельск, Ростов, Загорск и др., были построены и открыты профессионально-технические училища, подготовлены квалифицированные преподаватели и обучены новые молодые мастера.
История зарождения и развития
Нельзя сказать, что ДПИ зародилось с самим человечеством, но неправдой будет и пролагать огромную дистанцию между зарождением первых обществ и их попыткой украсить окружающую среду
Уже в древних произведениях читается содержательность образов, уже заметно внимание, уделяемое эстетике, уже видна рациональность построения форм
Кажется, что человек эволюционировал и вместе с этим все больше стремился к украшательству своего быта. Современные ученые считают, что без искусства человек не смог бы эволюционировать в принципе. Что образность, системы кодирования информации, эстетизация жизни и развивает мозг человека, меняет его.
В древности человек обратился к природному началу: он черпал вдохновение в его образах, он пользовался натуральными материалами. В этом заключалась гармонизация человека и природы. Он не противопоставлял себя ей, а являлся ее частью. Цветы, птицы, природные явления становились мотивами в творчестве человека, которые дополнялись фантазией художника и желанием сделать образ более совершенным.
Народные традиции так сильны, что они влияют на ДПИ сегодня. До сих пор популярными становятся изделия из природного материала, с традиционными узорами и проверенными временем формой, настроением, цветовым решением. В восточных странах это сталь, бронза, ковры ручной работы, в южных странах – это керамика и конструкции из морских раковин, в Африке это ритуальные маски, в Прибалтике – это янтарные изделия, в Японии, Корее, Китае – фарфор, эмаль с искусными, тончайшими изображениями.
На Руси много работали с деревом, глиной, так появилась гжель и золотая хохлома. Возникновение большинства направлений ДПИ связаны с регионом происхождения: человек взаимодействовал со своей средой, потому матрешка на Руси органична, хотя аналоги ее (а, скорее, предшественники) существовали в Японии. Но тематика, колористика, особенности обработки и росписи продиктованы местными художественными потребностями.
Филимоновская игрушка
Не меньшей известностью обладает центр народного промысла в деревне Филимоново под Тулой, где рождаются замечательные глиняные игрушки. Люди и животные, изготовленные мастерами, отличаются причудливостью формы и большой выразительностью. Это крестьянки, барыни, солдаты, коровы, наездники на лошадях, бараны. Филимоновские игрушки невозможно перепутать с другими, так как они несут свои неповторимые черты в форме лепки и росписи. Они играют всеми цветами радуги.
У ребёнка, увидевшего филимоновскую игрушку, обладающую нестандартными цветом и формой, пробуждается творческое начало.
Бисероплетение
Смотреть галерею
Бисероплетение может гордиться многовековой историей, как и сам бисер. Жители Древнего Египта первыми овладели сложным мастерством плетения ожерелий на основе мелких цветных шариков из стекла, а также украшали ими одежду. Однако по-настоящему расцвело бисерное производство в Х веке. В течение долгих лет жители Венеции бережно хранили секреты мастерства. Роскошным бисером украшали кошельки и сумочки, обувь, одежду и другие изящные вещи.
Когда появился бисер в Америке, он пришел на смену традиционным материалам, используемым коренными жителями. Здесь им отделывали колыбели, корзины, серёжки, табакерки.
Народы Крайнего Севера украшали бисерной вышивкой унты, шубы, оленью упряжь, головные уборы.
Декоративная и прикладная разновидности декоративно-прикладного искусства
Следует различать декоративную и прикладную разновидности декоративно-прикладного искусства. Так, если предметы прикладного искусства (мебель, утварь, посуда, ювелирные изделия) оказываются художественно-выразительными в основном благодаря эстетическому совершенству своей формы (красота силуэта, пропорций, изящество линий, мастерская обработка материала и т. д.), то декоративным произведениям (роспись стен и бытовых предметов, декоративные скульптурные рельефы, мелкие статуэтки, гобелены, вышивки, ковры, резные украшения и т. д.) присущи изобразительные, сюжетные композиции или орнаментальные украшения.
Для того чтобы изделия не были лишены эстетической ценности, приглашается художник, в функции которого входит не производство продукта в целом, а лишь его украшение: художник стал «прикладывать» свое искусство к готовому продукту. Так, с расширением промышленного производства возникает художественная промышленность, где находит себе место метод прикладного искусства — отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией и т. д. Но красота предмета не только в отделке, хотя и это требует большого искусства. Предмет должен быть выразителен целиком — в своей конструкции, пропорциях и деталях.
В прикладном искусстве форма изделия, его архитектоническая конструкция несет в себе как утилитарную сущность предмета, так и его эстетическую выразительность. В то же время формы изделий прикладного искусства исторически изменчивы: в различные эпохи они характеризуются различием мотивов – роскоши, манерности или, напротив, простоты, естественности. Современная действительность выражает тенденцию к простоте, лаконичности, отказу от излишней детализации, к малогабаритности и экономичности. Художественно оформленные вещи не только украшают повседневную жизнь, но и играют огромную роль и в формировании художественного вкуса.
Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, этнографических и краеведческих музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства — это всегда открытие мира красоты и совершенства. Изделия, сработанные старыми мастерами и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у кого-то появляется желание следовать примеру народных мастеров.
Для того чтобы предмет стал произведением искусства, он должен не только быть обработан «по законам красоты», но и нести в себе определенное идейно-эмоциональное содержание. С этой целью используется должным образом материал, учитывается наиболее целесообразная форма предмета (его пропорции, ритмические повторы, тектонический строй), приобретает особое значение соотношение масштабов между отдельными частями предмета и человека, применяется особый способ обработки поверхности предмета – декор. Поэтому мастерство художника, создающего красивые вещи, представляет собой существенное проявление предметной деятельности, несущей глубокую эстетическую выразительность. Впечатление, производимое прикладным искусством, нередко может быть таким же сильным, как и воздействие живописного или скульптурного произведения.
В отличие от безликих изделий массового производства, вещи, сделанные своими руками, всегда уникальны. Мастерски изготовленные домашняя утварь, мебель, элементы интерьера стоят дорого. И если в старину такие вещи представляли собой предметы утилитарного назначения, то в наши дни они перешли в разряд искусства. Красивая вещь, сделанная умелым мастером, всегда будет в цене.
Популярные темы сообщений
- Почему надо беречь воду Вода нас окружает повсюду. В речке, озерах, море, в тумане, в дожде и даже в кране. Сложно представить, что бы произошло, если б исчезла вода. От воды зависит жизнь на нашей планете, а значит без нее исчезло б все живое, погибли люди, растения, животные.
- Уссурийский заповедник В Приморском крае, недалеко от города Уссурийск расположился знаменитый уссурийский заповедник. Здесь заняли большую территорию огромные разнообразные леса, которые прекрасно дополняются высокими горами и реками, протекающими рядом
- Хиппи Субкультура «хиппи» зародилась в Соединенных Штатах в 60-е. Считается, что предпосылкой этому послужил экономический подъем, потому некоторые молодые люди намеренно отказались от рутинной деятельности, ради того, чтобы проживать свою жизнь так,
Подходящие для детского творчества занятия
Декоративно-прикладное творчество для детей включает в себя вышивание и вязание, выжигание по дереву и ткани, бисероплетение и макраме, а также многое другое. Существует большое количество кружков, в которых проводят обучение этим и прочим видам изобразительного искусства. Кроме того, этим занимаются в школьных классах на уроках технологии и изо. Занятие в этом роде можно придумать и самым маленьким. Например, в группах детского сада активно осваивают аппликации и лепку.
Вышивание и вязание
Из разнообразных видов рукоделия одним из самых известных является вышивание. Процесс украшения ткани узорами или целыми картинами увлекает и успокаивает. Для работы обычно достаточно самых простых и дешёвых материалов — ткани, иглы с ниткой, ножниц и пялец для удобства и ровного натяжения основы.
Вышивают чаще всего крестиком или бисером. Но существуют и менее распространённые техники, как, например, вышивка гладью или лентами. Украшенную ткань можно поместить в рамку и использовать как картину или превратить в декоративную салфетку. Также распространено вышивание на одежде. Даже самую обычную футболку можно превратить в уникальную дизайнерскую вещь.
Вязание — не менее интересный вид рукоделия. Вяжут обычно с помощью следующих несложных инструментов:
- крючок;
- спицы;
- игла;
- вилка (толстая согнутая проволока).
Выжигание по дереву и ткани
Пирография по дереву — отличный метод создания необычных картин. Сам термин буквально расшифровывается как рисование огнём. Это прекрасный способ привлечь детей. Мастера, который занимается выжиганием, называют пирографистом, а прибор, с помощью которого он работает, — пирографом. В составе этого устройства горячей гравировки обязательно присутствует один из следующих элементов:
- Раскалённая игла — самый распространённый вариант, с помощью которого на древесину и наносится рисунок.
- Духовая горелка есть в приборах для работы в технике новосибирской тоновой пирографии. Она позволяет пользоваться огнём как кистью.
- Собирающая линза работает лишь в ясную погоду. Когда в неё фокусируются солнечные лучи, на обрабатываемой поверхности появляется яркое пятно. Двигая линзу, можно проводить линии. Чтобы работа получилась, деталь должна быть не менее 5 см в диаметре. Но нужно помнить, что от размера линзы зависит сила выжигания. Если она будет слишком большая, дерево загорится.
Если пирография производится по ткани, то её называют гильошированием. Для этого рукоделия подходит тот же пирограф, что и для выжигания по дереву. В качестве основы выбираются материалы, плавящиеся при горении и становящиеся клейкими. Такими характеристиками обладают синтетические ткани:
- искусственный шёлк;
- атлас;
- капрон;
- нейлон;
- бархат.
Бисероплетение и макраме
Любое плетение заключается в создании жёстких конструкций из изначально мягкого материала. Обычно детям нравится заниматься бисероплетением. Бусины изначально прочные, поэтому удобны в работе. Кроме того, бисер яркий. В его ассортименте множество цветов и эффектов, а, значит, из него получаются красивые поделки и украшения.
Другая интересная техника плетения называется макраме. Она основывается на создании узелков на прочной, но податливой нити. Лучшими материалами для макраме считаются:
- пеньковая и льняная верёвки;
- шпагат из бумаги;
- шёлковая леска;
- плоская тесьма;
- сизаль;
- льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити.
И бисероплетение, и макраме считается приёмами полуплетения, поскольку в нём сочетается несколько способов скрепления (наматывание, связывание, перевязывание).
Аппликация и лепка
Картинки, созданные в технике аппликации, отличаются от обычных рисунков и наверняка принесут большую радость малышу в процессе их создания. Для занятия не нужно затрачивать много средств. Обязательно понадобится материал-основа, в качестве которого можно выбрать белую или цветную бумагу. Ещё лучше взять картон, так как он прочнее.
На фон наклеиваются вырезанные из бумаги ткани или кожи элементы. Также можно использовать бисер, кусочки войлока или меха и даже пластилин. В итоге получается объёмное изображение. Такая деятельность развивает умственные и творческие способности ребёнка.
То же касается и поделок из пластилина или глины, получающихся посредством лепки. Занятие развивает мелкую моторику и само по себе является очень увлекательным. С его помощью осваиваются начальные техники создания скульптур. При желании и должном усердии с возрастом ребёнок может научиться создавать самые разнообразные изделия — от маленьких фигурок до монументальных произведений.
Виды декоративно-прикладного искусства
Ценность
произведений народного декоративного искусства заключается не только в том, что
они представляют предметный мир и материальную культуру, но и в том, что они
являются памятниками духовной культуры. Именно духовная значимость предметов
народного искусства особенно возрастает в наше время. Они привносят праздник и
красоту в нашу жизнь. Они все чаще входят в нашу жизнь не как объекты
полезности, а как художественные произведения, которые соответствуют нашим
эстетическим идеалам и сохраняют исторический контекст времени. Народное
искусство связывает прошлое с настоящим и сохраняет национальные художественные
традиции, этот живой источник современной художественной культуры.
Хохломская
посуда сравнивается с золотом, поэтому ее называют «золотой
хохломой». Хохломская живопись радует яркими красками и блеском золота.
Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочки, сундуки с солью
и многое другое в «золото». В хохломской живописи преобладают
растительные мотивы, но есть и изображения птиц. Золотые травы, листья, малина,
клубника, превращенные фантазией художника, переплетаются в хохломский узор.
Цвета Хохломы в основном черные и красные с золотом, что придает продуктам
праздничный и торжественный вкус. Зеленый, желтый и коричневый цвета иногда
используются для того, чтобы сделать картину еще более яркой и элегантной.
Фигуративная выразительность Хохломы достигается композиционным единством
травяных узоров с формой и размерами деревянной посуды. Сегодня Хохлому
называют золотом не только из-за красоты, но и из-за цены. Она дорогая, потому
что ее производство требует значительного ручного труда, а в прошлом веке такая
посуда была дешевой и доступной для всех.
Раньше
гжельские мастера хотели создать посуду, которая могла бы конкурировать с
дорогим фарфором и быть уникальной и незабываемой. Они создали свой собственный
особый стиль живописи. Их цветы, птицы, животные нельзя путать с другими.
Гжельские мастера вдохновлялись прохладой синих вечеров, голубого неба и родных
белых комнат. В ранние века гжельский фарфор и майолика были разноцветными, но
постепенно синий в полукруглой форме стал классикой. Появляется новый
визуальный язык для празднования синего на белом. Секрет гжельского искусства
заключается в характерном сочетании синих узоров и белого фона, оригинальных
техник росписи и органических форм изделий. Картины гжелиса вызывают волнующее
чувство контакта с природой. У каждого мастера есть своя подпись: штрих теперь
шире или шире, тонкая линия изгибается мягко или эластично, оставляет более или
менее. Поэтому даже в массовых изделиях Гжели вы не найдете скучной
монотонности живописи.
В бывшем
поселке Дымково, недалеко от Вятки, родилась игрушка Дымково. Из красной глины
делали игрушки, затем обжигали, белили мелом на молоке и раскрашивали. Яркие
круги, клетки, большой и маленький горошек были «разбросаны» на белом
фоне. Цвета: оранжевый, красный, зеленый, синий, розовый, желтый, фиолетовый и
другие. Иногда над узором размещались кусочки золотой фольги, что придавало
игрушке еще большую элегантность. Дамы и господа демонстрируют свои костюмы,
петухи и индюки со своими роскошными хвостами напоминают сказочные букеты,
кормилицы могут похвастаться богатой семьей. Они очарованы богатством формы,
мятежными красками и жизнерадостным воображением.
Стилизация в декоративно-прикладном искусстве
Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.
Язык декоративно-прикладного искусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-прикладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.
Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Как метод художественного творчества она достигла высокого уровня в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей.
Творческая стилизация в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.
Наряду с творческой стилизацией существует подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров. Однако, несмотря на уже имеющийся образец, подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.
При создании изделий декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод творческой стилизации
Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа
При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить».
Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.
Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, — это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.
Декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки
Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции
С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.