Кризис 3 лет у ребенка

Что такое кризис 1 года

Предпосылками к возникновению кризиса первого года жизни ребенка в психологии считаются:

  • частые капризы, причины которых сложно понять;
  • перепады настроения.

Малыш растет, с каждым днем становится все более самостоятельным. Теперь он уже устойчиво стоит на ножках, видит окружающий мир с совсем другого ракурса. Малютка считает, что стал большим, что он ничем не отличается от взрослых. Однако к нему продолжают относиться как к малышу. Это противоречие и рождает кризис одного года у ребенка.

Годовалый карапуз в своих действиях движим собственными сиюминутными желаниями. Но взрослые диктуют ему правила и запреты. Практически на каждое свое «хочу», ребенок слышит от мамы и папы «нельзя». Он не понимает, чем обусловлены запреты, почему нужно подчиняться правилам. В нем горит жажда познания окружающей действительности, которая хранит в себе розетки, мобильные телефоны, острые бытовые предметы. Но стоит протянуть руку к привлекательному предмету, как тут же раздается строгий голос: «Нельзя!» Детский интерес не удовлетворяется, он злится и плачет.

Как воспитывать ребенка во время кризиса 7 лет

Поскольку все перечисленные реакции шестилетки — это его протест против возрастающих требований, родителям нужно как можно более основательно замаскировать свои многочисленные «ты должен». Можно использовать пример авторитетного для ребенка человека, ненавязчиво рассказывая истории из его жизни, или делиться собственным опытом. Так, вместо того чтобы заставлять дошкольника застилать кровать, случайно вспомните, как в детстве одна ваша знакомая не могла уснуть ночью, потому что ей мешали детали конструктора, попавшие днем на разобранную постель.

На седьмом году жизни у ребенка появляется способность к обобщению своего опыта. Используйте ее, когда требуется в чем-то убедить сына или дочку. Например, напоминайте упрямцу, как он замерз в прошлый раз, когда отказался надеть свитер, или как у него болел живот, когда неделю назад он переел конфет.

Антикризисная мантра
Сталкиваясь с детскими кризисами, практически все родители совершают одну ошибку: они немедленно начинают относиться к ребенку как к вышедшему из-под контроля нарушителю правил. Поэтому и возникают раздражительность, гнев, ощущение бессилия и прочие негативные эмоции. Однако, если подавить в себе собственнические чувства, возрастные кризисы не будут восприниматься как трагедия.
Своеобразный аутотренинг для родителей: «Ребенок — не моя вещь, а отдельная личность, которой нужно помогать в развитии. Я не должна требовать от сына (дочери) абсолютного подчинения, потому что иначе он вырастет безвольным человеком. Малышу сейчас также трудно, как и мне, но я взрослый человек и обязательно ему помогу».

Убеждая малыша в необходимости выполнить то или иное требование, подсластите горькую пилюлю, пообещав появление дополнительных прав. Так, самостоятельная уборка в комнате может принести ему бонус в виде возможности чаще приглашать в гости друзей.

На что следует обратить внимание при разрешении конфликтов с шестилеткой?

Возможность спора. Дайте ребенку право выражать свое несогласие с вами: пусть приводит свои аргументы и опровергает ваши — только так можно научиться вести диалог.

Дозированная серьезность. Не требуйте от дошкольника отказа от игр в пользу чтения, чистописания и прочих школьно-подготовительных процессов. Пусть занятия проходят в игровой форме: не превращаясь в скучную училку, вместе пишите разноцветными ручками палочки и крючочки или решайте примеры, перебрасывая друг другу мяч.

Внимание и приятие. При первых признаках конфликта переходите на «взрослый» тон, демонстрируя ребенку, что вы разговариваете с ним как с равным

Например, если дошкольник отказывается ложиться спать, спросите, сколько времени ему потребуется для завершения дел? Пусть думает, что вы советуетесь с ним.

Играйте в сказку. При разрешении конфликтов воспользуйтесь помощью любимых детских персонажей. Так; если ребенок отказывается идти на занятия, скажите ему, что он, как морская свинка из «Миссии Дарвина», отправится туда за секретной информацией.

Причины кризиса 3 лет у детей

К сожалению, абсолютное большинство взрослых лиц не осознают, что данный период развития характеризуется довольно важным для малыша психическим процессом, заключающемся в возникновении первого яркого выражения собственного «Я». Таким образом, поведение детей представляет собой попытку научиться делать многое самостоятельно и находить решение собственных проблем.

Существует несколько проявлений, знание которых поможет родителям определить, что малыш приближается к кризисному этапу. У детей наблюдается острый интерес к отражению собственной персоны в зеркале, они начинают озадачиваться собственной внешностью и выявляют заинтересованность к тому, какими они кажутся в глазах окружения, также дети начинают обостренно реагировать на неудачи.

Кризис 3 лет Выготский считал наиболее сложным этапом на пути взросления малышей. Новые потребности трехлетнего малыша уже не удовлетворяются прежней моделью взаимодействия с ним и ранее устоявшимся образом жизни. Поэтому он в протест, для отстаивания собственного «я» ведет себя наперекор родителям при этом, ощущая противоречие между своим «хочу» и «нужно».

Таким образом, происходит развитие ребенка. Любому процессу развития, кроме медленных перемен, сопутствуют и скачкообразные кризисные переходы. Постепенные накопления личностных изменений сменяются бурными переломными моментами.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.

Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.

Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.

Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.

Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.

Как справиться с ситуацией?

Во-первых, не стоит акцентировать внимание на плохом поведении ребенка и насильно перевоспитывать его, но и пускать все на самотек тоже нельзя. Самым мудрым решением в данном случае послужит решение переключать внимание ребенка на игру, общаться с ним на интересные темы

Если малыш достиг истерики, то сделать подобное – нереально, лучше переждать, пока он успокоится. Сохраняйте нейтралитет и твердость, убедительно скажите чаду, что вы с ним поговорите, когда он остынет.

Поведение в кризис 3 лет у ребенка во многом зависит от отношения взрослых к сложившейся ситуации. Исходя из этого, родителям следует всегда оставаться спокойными, какой бы выдержки это не требовало. Самое главное, что нужно твердо усвоить – ребенок должен быть уверен, что вы его любите!

Если истерика произойдет дома, то нужно сказать ребенку, что вы выслушаете его только тогда, когда он успокоится. И набравшись терпения, выждать, пока наступит этот долгожданный момент.

Намного сложнее, когда упрямство и капризы случаются в общественных местах. Дело в том, что дети – великие манипуляторы и тонко чувствуют, что на публике им все дозволено. Все что от вас зависит – это лишить ребенка зрителей, забрав его в безлюдное место.

Очень важно, чтобы при общении с ребенком меньше звучал отказ с его стороны. (мне показалось это немного задублированной инфой, ты подумай, что лучше). Старайтесь, чтобы ребенок во всем с вами соглашался

Не корректно построенное предложение может на подсознательном уровне прозвучать как приказ, что вызовет у малыша синдром противоречия. Почувствуйте разницу на примере: «Пойдем одеваться, мы идем гулять» и «Куда ты хочешь, чтобы мы пошли в парк или во двор?». Создавайте иллюзию выбора и тогда в ребенке вы сможете воспитать личность

Старайтесь, чтобы ребенок во всем с вами соглашался. Не корректно построенное предложение может на подсознательном уровне прозвучать как приказ, что вызовет у малыша синдром противоречия. Почувствуйте разницу на примере: «Пойдем одеваться, мы идем гулять» и «Куда ты хочешь, чтобы мы пошли в парк или во двор?». Создавайте иллюзию выбора и тогда в ребенке вы сможете воспитать личность.

Консультация для родителей, если ребенок не слушается, капризничает

В переломный для малыша период родителям следует понять, что смена поведения является нормой, она не свидетельствует о плохой наследственности или неадекватности. Ребенок растет и взрослеет, он требует к себе иного обращения и принятие его как личности. Поэтому маме и папе следует попробовать выстраивать с ним новый формат отношений. В этом помогут такие рекомендации:

  1. Воспитание в едином духе. В семье должна быть слаженность. То есть, если имеется запрет на то или иное действие, его должны поддерживать все – мама, папа, бабушки и дедушки. Нельзя разрешать то, что запретил другой взрослый, принимающий участие в воспитании малыша.
  2. Наличие последовательности в своих словах и действиях. Нельзя сегодня разрешать то, что было запрещено вчера. Ребенок должен понимать, что ему нужно ложиться спать в 10, газировку и вредные снеки кушать нельзя и т.д.
  3. Родители должны стать примером для крохи. Тяжело заставить кроху делать что-либо, неподкрепленное личным примером. Если мама не надевает шапку в холодное время, то почему малыш обязан?
  4. Следует запастись терпением и спокойствием. Не нужно реагировать на истерики ребенка криком или применять физические наказания.

  5. Дать больше свободы. Дети 3 лет хотят самостоятельности. Родителям нужно позволить им выполнять некоторые действия самому – одеваться, помогать в выполнении домашних обязанностей, даже если это займет много времени и создаст маме дополнительные хлопоты. Главное – не переходить допустимые границы (например, поджигать спички или самому переходить дорогу нельзя).
  6. Предоставить право выбора и участие в принятии решений. Если крохе не нравится одежда, которую ему надевают, пусть выберет вещи на свой вкус. Может, это будет выглядеть несуразно, зато сын или дочка будут довольны.
    Совет!Также при выборе игрушек или книг стоит учитывать мнение ребенка – при покупке вещей его стоит брать с собой.
  7. Снизить количество запретов. Малыш взрослеет, в 3 года он уже многое знает и умеет. Поэтому перестаньте на все попытки крохи познать мир отвечать запретом. Пускай он бегает по траве босиком, измеряет ногами глубину лужи, попробует на вкус песок на пляже. Оставьте только те запреты, которые помогают сохранить жизнь и здоровье.

И последнее – необходимо чаще проявлять свою любовь к ребенку. В период кризиса ему необходимо больше внимания, заботы и ласки. Обнимайте кроху, целуйте, говорите ему, как вы его любите, какой он для вас дорогой. Это способствует повышению самооценки малыша, а также установлению между вами близких и доверительных отношений.

​Симптомы наступления кризиса 3 лет

Большинство родителей говорит, что изменения в поведении их сына или дочки начались внезапно, без каких-либо предпосылок. Психологи же отмечают, что признаки приближения кризиса всегда отчётливо видны. Большинство специалистов выделяют 7 кризисных симптомов.

  • ​Упрямство тесно связано с настойчивостью. Часто взрослое окружение малыша путает проявления этих качеств. Упрямство является средством для манипулирования взрослыми. Настойчивость позволяет малышу ставить перед собой цели и достигать их. Из-за упрямства ребёнок продолжает настаивать на своих требованиях, даже если они идут вразрез с его потребностями.
  • ​Негативное отношение малыша, переживающего кризис трёх лет, направлено в первую очередь на маму и папу. Опасность развития этого симптома заключается в том, что трёхлетка проявляет негативное отношение к любой просьбе родителей, даже если она соответствует его потребностям. Негативизм часто путают с простым непослушанием. Но непослушание возникает в ответ на несоответствие родительских требований желаниям ребёнка. И негативное отношение в этом случае имеет временный характер и направлено на конкретное действие взрослых людей.
  • Строптивость является близким по своему характеру к негативизму и упрямству. Но если негативизм чаще всего направлен на одного из родителей и может сглаживаться другими членами семьи, то строптивость не имеет конкретной направленности и затрагивает всех взрослых людей, окружающих малыша. Обостряющим строптивость фактором является непоследовательность в семейном воспитании и отсутствие в нём единства. Ребёнок перестаёт выполнять любые требования взрослых просто потому, что просьба исходит от взрослых.
  • Деспотизм свойственен всем детям в определённом возрасте. Любыми средствами (истерики, отказ от еды, разбрасывание и ломание игрушек и вещей) малыши стараются подчинить своим желаниям родителей, заставив выполнять все свои требования. Очень часто именно этот симптом переходит в устойчивую черту характера, так как родители стараются предотвратить детские истерики путём наименьшего сопротивления, удовлетворяя все требования малыша.
  • Бунтарство проявляется в ответ на чрезмерное давление на маленькую личность со стороны взрослых. Чаще всего бунтуют дети в семьях с авторитарной моделью воспитания, где не учитываются мнение и желания ребёнка. Бунтарское поведение может перерасти в постоянную агрессию, направленную на окружающих людей и самого себя. Агрессия по отношению к самому себе очень негативно влияет на психологическое и физическое здоровье ребёнка.
  • Обесцениваются в глазах трёхлеток как вещи, так и люди. Именно во время кризиса трёх лет малыш начинает активно ломать игрушки, рвать книжки, очень небрежно относится к одежде. Ребёнок, переживающий кризис трёх лет, становится очень агрессивен по отношению к близким людям. Особенно это направлено на членов семьи, которые в младенчестве были для него авторитетами. Это поведение тесно связано с последним симптомом кризиса трёх лет — явлением «Я — сам!».
  • Своеволие проявляется в часто повторяющихся малышом словах «я — сам». Причём очень часто его желание самостоятельно выполнять какое-либо действие несоответствует его уровню умений и бытовых навыков. Полностью подавлять своеволие ребёнка нельзя, так как оно является проявлением стремления к самостоятельности и овладению новыми навыками. Справиться с излишне своевольным малышом поможет умение родителей идти на компромисс в отношении безопасных для здоровья ребёнка действиях и обозначение чётких рамок абсолютно недопустимых для трёхлетки требований.

Каковы причины наступления кризиса 2,5-3 лет?

На самом деле она одна: становление личности ребенка. Малыш, каким Вы привыкли его считать, осознает себя как отдельного человека, который много чего умеет делать сам, но полностью отказаться от помощи родителей еще не может

Именно поэтому так важно в этот период проявить терпение, окружить свое чадо заботой и любовью, так как это тяжелый период в психологическом и эмоциональном плане для каждого члена семьи

Каждый ребенок индивидуален, имеет свой темперамент, поэтому прохождение кризиса трех лет может существенно отличаться у двух разных детей даже в рамках одной семьи. Кто-то практически не замечает, как пережили этот период, а некоторые родители обращаются за помощью к специалистам.

Признаки наступления кризиса:

  1.  Заинтересованность собственным отражением в зеркале. Дети в этом возрасте интересуются не только своей внешностью, но и тем, какими их видят окружающие. Именно по этой причине девочки начинают долго крутиться у зеркала, просят мам купить им новые красивые платья.
  2. Интерес к тому, как видят их другие. Речь идёт не только о внешней оболочке. Мальчики, например, начинают заботиться о своей успешности, что заставляет их сильно злиться в моменты неудач.
  3. Неуправляемость. Дети действительно не желают слушаться кого-либо. Зачастую они игнорирует даже тех родственников, кому удалось стать для них авторитетом.

Однако эти признаки лишь дают информацию о приближении сложного периода в жизни малыша, это лишь начало кризиса. Далее количество проблем возрастает. Как проявляется переходный возраст?

Симптомы кризиса или особенности поведения:

  1. Уход в негатив. Малыш начинает остро реагировать на любые просьбы родителей. Такую реакцию он даёт не столько на содержание просьб, сколько на сам факт, что родители пытаются ему что-то навязать против его воли. Именно с этих пор ребенок вредничает, грубит, идет всему наперекор и делает наоборот именно из принципа, а то и вообще никого не слышит и не видит.
  2. Упрямство. Ребёнок не сдаёт позиции, если он уже что-то начал требовать: кричит, требует свое. На самом деле ему совершенно не нужен предмет, который он просит, но от своего он просто так не отступит.
  3. Непокорность. Малыш начинает идти против общепринятых правил и норм воспитания: отказывается чистить зубы, ходить на горшок, держаться за руку во время прогулки, кушать ложкой самостоятельно и так далее.
  4. Своенравность. Слишком часто родители станут слышать от своего чада «я сам». Он станет пытаться стать как можно более самостоятельным, пытается делать все сам, даже если не умеет. Часто родители стремятся подавить эти попытки, что воспринимается детьми в штыки, появляется агрессия как следствие ограничения их права сделать это самому. Ведь я же такой, как и вы, я могу сам!
  5. Сопротивление. Детки начинают бунтовать, спорить с родственниками, постоянно стремятся к конфликту, если родители идут наперекор их желаниям.
  6. Обесценивание. Ребёнок начинает не лучшим образом обращаться с родителями, братьями и сёстрами, бабушками и дедушками, словом, со всеми, кто не хочет играть по правилам трёхлетнего дьяволёнка. Родителям стоит быть готовыми к возможным оскорблениям от собственного чада. Также он может начать умышленно издеваться над животными, таская кошку за хвост или бросаясь камнями в собаку.
  7. Манипуляция. Если мама или папа просит малыша что-либо сделать, ребёнок начинает видеть в этом игру. Он начинает пытаться заставить родителей сделать это за него. Успех в этом деле приравнивается к победе. Не стоит недооценивать шансы в этом, ведь подходов к своим родителям, способов манипулировать они знают достаточно много.

Бояться надвигающегося детского кризиса совершенно не стоит. Да, легко даётся этот период очень немногим, однако он необходим. Наличие кризиса означает совершенно нормальное развитие психики и сознания карапуза. А вот отсутствие подобного поведения в 3 года должно насторожить родителя, ведь это означает, что необходимых преобразований в развитии малыша так до сих пор и не произошло.

Ребёнок 3 года: психология и особенности поведения

Ребенок в трехлетнем возрасте уже достаточно развит психически для того, чтобы осмыслить свое «Я», свою личность. Он стремится заявить о себе, о своих желаниях и потребностях, хочет, чтобы к нему прислушивались, что выливается в капризы, истерики.

Появляется стремление к самостоятельности, ребенок желает отстраниться от родителей, но справиться без их поддержки не может, что и является одной из основных причин развития кризиса.

Существуют и другие особенности этого периода:

  • дети становятся чувствительнее к критике и к похвале;
  • учатся преодолевать сложные ситуации для достижения лучших результатов;
  • склонны обижаться, острее воспринимают наказания;
  • умеют отличать хорошее и плохое, оценивать действия;
  • способны проявлять ревность;
  • активно интересуются окружающим миром и задают много вопросов;
  • хорошо воспринимают речь окружающих и сами стремятся высказаться;
  • способны к сопереживанию (эмоционально реагируют на какие-либо события, истории);
  • чувствуют стыд, огорчение;
  • остро реагируют на несправедливость;
  • стремятся быть лучше всех и расстраиваются, если что-то получается хуже;
  • обучаемы, быстро осваивают новые навыки;
  • становятся усидчивее, особенно если занятие интересно им.

В трехлетнем возрасте начинает формироваться самооценка, и важно способствовать тому, чтобы она стала адекватной, а не заниженной или завышенной. Незадолго до начала кризиса трех лет ребенка начинают привлекать зеркала: появляется осознание, что там отражается именно он, возникает интерес к собственной внешности и желание рассматривать себя

Незадолго до начала кризиса трех лет ребенка начинают привлекать зеркала: появляется осознание, что там отражается именно он, возникает интерес к собственной внешности и желание рассматривать себя.

Кризис наступает в разном возрасте: у одних детей он начинается в три или в четыре года, а у других — за несколько месяцев до трех лет. Также он проявляется индивидуально, может течь незаметно или, наоборот, ярко.

От родителей в этот период требуется внимание, терпение и поддержка, чтобы ребенок успешно перешагнул кризис и вынес необходимый опыт. Длительность кризиса различна, в среднем он протекает в течение двух-трех месяцев.

Длительность кризиса различна, в среднем он протекает в течение двух-трех месяцев.

Кризис трех лет, советы родителям:

Включите в цикл своих развлечений игру «все наоборот»,

во время которой вы будете предлагать трехлетке определенное задание, а он должен будет выполнить его наоборот.
 
Сначала потренируйтесь на его любимой игре, занятии. Например, вашему малышу нравится рисовать.
Начните с «противоположного» цвета. Пусть солнышко станет зеленым, а дерево – синим. Или же поиграйте со словами: называйте бабушку – дедушкой, маму – папой, кошку – собакой, белое – черным и т.д.
 
Для детей, переживающих кризис, это будет довольно интересно, так как соответствует их бунтарскому поведению. Затем по аналогии вы можете прокручивать жизненные ситуации. Например, «не будем сегодня мыть руки», значит – будем и т.п. Данная игра, когда все делается наоборот, очень забавляет трехлетку. А если в его адрес еще поступят похвальные слова, то восторгу ребенка не будет предела.

Еще малышам нравится, когда взрослые начинают с ними дурачиться.

В таком случае они не чувствуют, что кто-то главный, а кто-то подчиненный, а наоборот – ощущают себя равноправно вместе с мамой и папой, что очень важно для становления капризного трехлетки.
 
К примеру, это может быть игра со словами, когда всем предметам вы присваиваете увеличительные суффиксы и проговариваете все название более громким голосом: «А сейчас мы с тобой наденем зеленое куртище» или « А мы будем кушать вкусный-превкусный супище».

Чем же полезен такой прием?

Совсем недавно малыш понял, что благодаря речи он может идти наперекор родителям. А сейчас взрослые помогают сделать ему новое открытие: оказывается, это еще и может быть смешным. У трехлетки появляется чувство юмора.
— Более того, родителей 3-летнего малыша могут выручить любимые персонажи из мультфильмов ребенка. 4 На их примере можно объяснять, что делать в той или иной ситуации (если герой мулька положительный).
 
Например: «А что бы сделал в такой ситуации Кузя из «Лунтика»?». Или же ввести любимых персонажей в игру. Для начала купить или смастерить самостоятельно их фигурки, а потом с их помощью обыгрывать жизненные ситуации. Ребенка увлечет такая игра, и на подсознательном уровне он выработает себе со временем правильные установки. 

Когда наблюдается затянувшийся кризис 3-х лет

Кризисный период может длиться всего нескольких недель, но также может охватывать жизненный отрезок дольше года. Кризис затягивается при неблагоприятном стечении обстоятельств.

Возрастная перестройка коснется каждого ребенка. Но в то время как малыш, у которого тип нервной системы отличается низкой возбудимостью, проявляет считанные протестные реакции, темпераментные дети склонны устраивать бури, выводящие взрослых из себя.

В первом случае переломный возрастной этап ребенка пройдет почти незаметно для родителей. В другом, – если взрослые отнесутся без должного понимания к состоянию малыша, – действия окружающих могут подогревать детское упрямство и строптивость.

Ребенок не в состоянии посмотреть на себя со стороны до 6 лет. Поэтому он не может оценить свое поведение. Младший дошкольник ведет себя так, как он чувствует себя в данный момент. Понимание, что он поступает плохо по отношению к другому, или что его поведение комично, в принципе не доступно для такого возраста.

Следовательно, причинами затянувшегося кризиса могут стать физиологические и социальные особенности, оказывающие прямое влияние на развитие ребенка:

  • Возбудимость нервной системы малыша
  • Импульсивный характер родителей, мешающий терпеливо и с пониманием отнестись к негативным всплескам в поведении ребенка
  • Авторитарность взрослых, подавляющих детскую инициативу и стремление к самостоятельности
  • Нарочитое поведение взрослых, подстрекающее к продолжению симптоматичного поведения (насмешки над ребенком, полное игнорирование его истерик и упрямства)
  • Объективные стрессовые обстоятельства (семейные ссоры, расставание ребенка с близким человеком, переезд и пр.)

Впрочем, перечисленные причины оказывают влияние на протекание всех возрастных кризисов, которые преодолеваются в детстве: в 3-летнем возрасте, кризис 7 лет и кризис подросткового возраста. Как пройдет переход на новый этап развития у детей, в первую очередь зависит от окружающих взрослых.

Как пережить кризис 3 лет у ребенка

Советы родителям от психолога, как вести себя с ребенком в кризисе трех лет:

  1. Запастись терпением. Не стоит пытаться во время истерики давить на малыша, кричать на него и угрожать наказанием. Эти действия могут дать обратный эффект: чем больше ребенок ощущает препятствий, тем интенсивнее он с ними борется.
  2. Договариваться. Например, зная, что ребенок может закатить истерику в магазине, договориться купить для него что-то одно, при этом сказать, что если он начинает капризничать, то из магазина придется выйти. И обязательно выполнять эти условия. Если все прошло удачно, то нужно похвалить малыша за достойное поведение.
  3. Устанавливать границы. Малыш должен четко знать, что ему можно, а что – нельзя. При этом нельзя отменять запрет из-за того, что ребенок заплакал. Лучше после того, как он успокоится, поговорить с ним о том, что произошло. Также успокоиться малышу помогает самостоятельное проговаривание сложившейся ситуации.
  4. Ограничить употребление слова «нельзя». Чем больше ребенку запрещается, тем больше ему хочется попробовать и проверить. В результате малыш будет протестовать и отстаивать свои права. В период кризиса трех лет разумно запрещать делать только то, что:
  • вредит здоровью самого ребенка;
  • угрожает другим людям или животным;
  • приводит к порче действительно ценного имущества.

Давать ребенку больше самостоятельности. Пусть он сам проверит: холодно ли на улице зимой в сандалиях? На то, чтобы он вышел на улицу и понял, что замерз, потратится в разы меньше времени и нервов, чем на то, чтобы уговорить трехлетку надеть не сандалии, а валенки.
Быть последовательными. Обязательно выполнять свои обещания – как позитивные, так и негативные. Кроха должен знать: если мама сказала, что после садика предстоит прогулка во дворе, то она должна состояться; а если сообщила, что не даст сладкого, если не съест суп, то сладкого он действительно не получит. Нельзя ребенку что-то запретить, а через несколько минут – разрешить, и наоборот.
Называть чувства ребенка. Это приводит к осознанию им своего состояния. Сообщать ему «ты сейчас злишься, потому что…», «ты обиделся, потому что…». К концу кризиса ребенок вместо истерики сам научится говорить «я расстроился, потому что у меня не получилось собрать дорогу для машинки».
Снимать психическое напряжение. Для этого отлично подходит рисование, игры с песком, лепка из пластилина и теста, игры с водой.
После ссоры с ребенком, когда он уже успокоился, обязательно нужно восстановить с ним связь. Обнять, сказать, какой он хороший и любимый, погладить и приласкать

Это важно для поддержания эмоционального контакта с ребенком в будущем.

Рекомендации от Комаровского

Популярный доктор дает три совета родителям о том, как пережить кризис 3 лет у ребенка.

  • Как можно меньше запретов. Слово «нельзя» нужно произносить только в том случае, если это действительно критично для ребенка или других людей. Иначе оно перестанет восприниматься как сигнал об опасности, ребенок перестанет его выполнять. И это может привести к беде.
  • Единство системы воспитания. Все взрослые члены семьи обязательно должны договориться о правилах, чтобы малыш не имел возможности получив запрет от одного из них, уговорить на разрешение другого. Если сладкое нельзя есть до обеда, то никто не должен этого позволять: ни папа, ни мама, ни бабушка.
  • Постоянство правил. Ребенок должен знать, что правила работают всегда, каждый день. Если сегодня малышу разрешили не прибирать игрушки перед сном, то завтра уговорить его это сделать будет крайне проблематично.

Доктор Комаровский также считает, что кризис 3 лет – это нормальный период в развитии малыша, в который родители должны знать, как с ним справиться и помочь повзрослеть.

Созревание личности трехлетки

Преодоление кризиса укладывается в возрастные рамки 2-4 года. Пиковый момент приходится на достижение 3 лет. Ребенку необходимо осознать собственные силы. Первое, что делает малыш на этом пути, – изучает возможности своего тела: прыгает, лазает, принимает разные позы, манипулирует предметами взрослого мира, активно познает технику и электронику, осваивает первый настоящий (трехколесный) велосипед.

Нормально развивающиеся дети испытывают удовольствие от своего волеизъявления. Они противопоставляют собственные потребности и требования взрослых открыто и как будто назло. Упрямство – негативная, но необходимая форма поведения.

Преодолев столкновение интересов, человечки учатся своим первым компромиссам.

Как помочь ребенку пройти этот период наиболее эффективно?

Стоит помнить, что вы с ребенком являетесь учителями друг для друга. Вы учите его осваивать этот мир, а он учит вас осознавать себя. Какие вы? Как вы смотрите на этот непростой период и взаимодействие с ребенком?

Ребенок должен научиться трансформировать агрессию, отстаивать границы, настаивать на своем. Это необходимо для взрослой жизни.

Если смотреть на все это НЕ как на то, что ребенок сознательно и назло отравляет нам жизнь, а как на период обучения, будет проще.

Еще раз вспомним пример с обучением ребенка самостоятельно есть. Можно было бы всю жизнь самим кормить ребенка с ложки, но тогда он бы никогда не научился есть сам. Поэтому нам необходимо пережить этот период, когда после каждого обеда приходится отмывать ребенка, стульчик, кухню. Никакого другого способа научить ребенка есть самостоятельно не существует.

Точно также и с кризисом 3 лет. Нужно помнить, что ребенок не стремиться отравить нам жизнь, манипулировать, не добивается власти. Он просто учится.

Чтобы научиться конфликтовать, направлять свою агрессию, настаивать на своем, человеку нужен партнер, он должен учиться на ком-то.

Поэтому, если родитель будет мыслить о себе как о тренере, партнере, учителе, ему будет психологически легче. Он не будет считать себя жертвой или демонстрировать агрессию. Родитель будет понимать, что сейчас ребенок учится.

Он должен дать ребенку максимальное разнообразие реакций. Что это значит? Об этом следующий пункт этой статьи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: