Ход ЗАНЯТИЯ
-Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие, но нам предстоит не простой путь, и пройдут его только те ребята, которые очень много знают и дружат с математикой. Это мы сейчас и проверим.
(Дети сидят на стульчиках полукругом)
-Посчитайте от 1-10 и обратно, передавая мяч друг другу.
-Какое сейчас время суток?
-Сколько углов у треугольника?
-Какое сейчас время года?
-Какие зимние месяцы вы знаете?
Теперь, я вижу, что вы готовы отправляться в путь. (Дети становятся друг за другом)
-Внимательно слушайте слова, повторяйте за мной, двигаемся дружно, не обгоняя друг друга.
«Зашагали ножки: топ-топ-топ.
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
Ну-ка веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем топ-топ-топ.»
-Ну вот, мы и на лесной опушке, а встречают нас ежата.
-Ой, ребята, по–моему, они о чем-то спорят, не могут сосчитать яблоки, давайте им поможем, присаживайтесь за столы.
-Послушайте,внимательно:
Еж спросил,ежа соседа:
«Ты откуда, непоседа?
-Запасаюсь я к зиме
Видишь, яблоки на мне?
Собираю их в лесу,
Шесть отнес, одно несу»
Призадумался сосед,
Это много или нет?
-Дети, давайте поможем ежатам сосчитать все яблоки.
(Влад, иди, будешь помогать ежатам) — выкладывает у доски.
-Кто помнит, сколько яблок уже принес еж? (6)
-Положите у себя на столах столько же красных кружков, а ты Влад у доски.
-Ребята, как будем выкладывать? (Правой рукой слева направо)
-Сколько положили кружков? (6)
-Сколько яблок еще несет еж? (1)
-Что мы должны сделать? (Прибавить еще 1 кружок)
-Прибавляйте.
-Сосчитайте, сколько яблок получилось? (7)
-Как получили 7 яблок? (Было 6 яблок, еж принес еще 1 яблоко, получилось 7)
Показываю цифру 7
«Вот семерка, кочерга, у нее одна нога»
-Кто мне составит задачу?
-Давайте запишем решение задачи с помощью цифр, лежащих у вас на столе.
(Выкладываем)
-Кто прочтет решение? (6+1=7)
-Молодцы, ребята, вот мы и помогли ежатам сосчитать яблоки и отправляемся в путь дальше.
-Но перед нами река, на чем мы можем ее пересечь? (На корабле)
-Чтобы нам переплыть реку, нам нужно среди цифр, отыскать цифру 7 и обвести ее в кружок. Молодцы, справились с этим заданием. Задания были не легкие, мы немного устали, давайте отдохнем. Выходите на полянку.
ФИЗМИНУТКА
Раз — согнуться, разогнуться,
Два — нагнуться, потянуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.
Посмотрите, пока мы с вами отдыхали, шумели в лесу, на наш шум прибежали, зверята посмотреть, кто же пожаловал в лес.
-Посмотрите, сколько прибежало зверят, сосчитайте их? (6)
-Какая зверюшка, стоит на пятом месте?
-Какая на втором? И т. д.
-Молодцы ребята, вы прекрасно справились с этим заданием.
-Отправляемся в путь дальше.
-Посмотрите, кого же мы встретили на своем пути, как вы думаете, кто это? (Квадрат)
-Он хочет с вами поиграть.
-На столах у вас лежат квадраты, возьмите один.
-Сложите квадрат так, чтобы получилось два треугольника, и разрежьте по линии сгиба.
-Что больше, квадрат или треугольник? (Квадрат больше, чем треугольник)
-Возьмите другой квадрат, сложите его так, чтобы получилось два прямоугольника, и разрежьте по линии сгиба.
-Что больше квадрат, или прямоугольник? (Квадрат больше, чем прямоугольник)
-Сложите квадрат так, чтобы получилось четыре маленьких квадрата, и разрежьте по линии сгиба.
(Если дети затрудняются, покажите им заранее расчерченные квадраты)
-Из полученных геом. фигур выложите на столе предмет.
-Возьмите счетные палочки и выложите из них на столе прямоугольник.
-Молодцы, вы правильно справились с этим заданием.
Итог НОД
-Но вот и подошло к кону наше путешествие, нам пора возвращаться назад в детский сад, чтобы вернуться, надо вспомнить, что было интересного сегодня в нашем путешествии (Ответы детей)
-Итак, отправляемся назад,становитесь друг за другом:
«Зашагали ножки: топ-топ-топ.
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
Ну-ка веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем топ-топ-топ.»
-Вот мы опять в детском саду, а на память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькие сувениры. (Раздача сувениров)
Ход НОД.
Вводное слово воспитателя.
Педагог здоровается с детьми и предлагает провести разминку:
1, 2, 3, 4, 5,
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
-Сегодня нас с вами ждёт очень интересное занятие и встреча со знакомыми героями.
Упражнение на закрепление счёта.
-Рассмотрите рисунок, на котором изображён ёжик (у ёжика на уголках цифры 1, 2, 3, 5, 6).
-Какой цифры не хватает? Покажите её на карточках. (Дети показывают карточки с цифрой 4).
(Один ребёнок выходит к доске и выполняет задание у доски).
Ёжик к зайчику пришёл:
«Посмотри, что я нашёл!
А нашёл я цифру 5,
Цифру 6 давай искать!»
-Какое число следует за числом 6?
Вопрос в стихах :
Играли ребята в прятки.
Прятались все:
Коля – в овсе,
Оля – за Колей,
Егорка – за горкой,
Андрейка – за лейкой,
Тимошка – за кошкой,
Лена – за сено,
Светка – за веткой,
А Барбос пришёл.
Сразу всех нашёл.
Сколько детей нашёл пёс?
Число 7 обозначается цифрой 7.
-Найдите в своих наборах цифру 7 (дети показывают цифру 7).
-На что похожа цифра 7 (Ответы детей).
Воспитатель читает стихотворение:
«Семь»— коса и кочерга
И обычная нога.
А. Усачёв.
Игра на коврографе ЛАРЧИК «Добраться до домика».
Воспитатель раскладывает на коврографе 7 арточек разного цвета (они обозначают кочки)и просит детей сосчитать их:
-Сколько кочек на полу?
— Сколько кочек какого цвета?
-Какое число составлено?
-Как составили число 7?
Дети должны добраться до домика по кочкам, не наступив на кочку одного и того же цвета дважды.
-Ребята, а в этом домике живёт Белоснежка со своими друзьями гномами.
-Сколько гномов?
Посмотрите, Белоснежка накрывает на стол.
-Посчитайте, сколько гномов, сколько тарелок.
-Всем ли гномам хватит тарелочек?
-Сколько нужно ещё?
-Ребята, это сказка зарубежная. А в русских сказках встречается число 7 в названии сказки?
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят).
-Правильно.
-А сказка называется «Волк и семеро козлят».
-Число 7 встречается не только в сказках, но и в пословицах и поговорках. Вспомним некоторые из них?
Дети вспоминают пословицы и поговорки с 7.
• Лиса семерых волков проведёт.
• У семи нянек дитя без глаза.
• Семеро одного не ждут.
• За семью печатями.
• Семеро одну соломинку подымают.
• Семеро по лавкам.
• Семи смертям — не бывать, а одной не миновать.
• Семь бед — один ответ.
• Семь мудрецов дешевле одного опытного человека.
• Семь потов сошло.
• Семь пядей во лбу.
• Семь раз отмерь — один раз отрежь.
Беседа о смысле этих пословиц и поговорок.
-Есть ещё одна поговорка «Семь пятниц на неделе»— так говорят о ленивых людях. А какие же дни недели вы помните? Сколько их?
Игровое упражнение «Неделя, стройся».
Воспитатель вызывает к доске 7 детей и предлагает им взять со стола по одной карточке с цифрами от 1 до 7. По сигналу дети должны построиться в шеренгу, образуя неделю. Остальные дети проверяют правильность задания.
А теперь — внимание. Нас ждёт сказочное задание
Нас ждёт сказочное задание.
Воспитатель произносит волшебные слова из сказки «Цветик – семицветик»:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели.
Физ. минутка.
Как цветочек прорастаем,
Выше, выше вырастаем,
Лепесточком полетим.
В сказку мы попасть хотим.
Воспитатель предлагает взять по лепесточку волшебного цветка.
Что за сказка, угадай,
Лепесточек отрывай.
На листочках есть подсказка.
Все готовы? Вот и сказка.
Быстро куклу выбирай
И спектакль начинай.
Сказка «Колобок» (показывают дети).
-Молодцы и артисты, и зрители. Давайте соберём лепесточки волшебного цветка. Сколько их? Они такие разноцветные, как…
Раскинулся золотой мост
На семь сёл, на семь вёрст.
Ответ: Радуга.
-Посмотрите на экран, что это? Сколько цветов у радуги? Сколько нам нужно было бы взять красок, чтобы изобразить радугу?
Итог.
-Чем мы сегодня занимались?
-С какой цифрой познакомились?
-Все вы сегодня хорошо занимались, активно работали, очень старались.
На память о нашем занятии цифра 7 дарит вам радужные медали.
Воспитатель вручает детям медали с изображением радуги.