конспект НОД по математике в средней группе » Путешествие в Королевство Математики»
Тэц Наталья Сергеевна, Воспитатель город Томск
— совершенствовать навыки счета, закреплять знание цифр; — закреплять представления о геометрических фигурах; — формировать навыки сотрудничества в процессе выполнения игровых заданий; — развивать речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; — воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении результата; — продолжать учить работать в коллективе
Конспект НОД по математике в средней группе
«Путешествие в Королевство Математики»
Воспитатель: Тэц Наталья Сергеевна
Цель:
— совершенствовать навыки счета, закреплять знание цифр;
— закреплять представления о геометрических фигурах;
— формировать навыки сотрудничества в процессе выполнения игровых заданий;
— развивать речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
— воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
— продолжать учить работать в коллективе.
Материал: клубок ниток, блюдо с конфетами, ткани голубого и зеленого цвета, треугольники (для рыбок), прямоугольники для моста, схема построения моста и рыбок, бабочки, кружочки, бусы.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация».
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в интересное путешествие в «Королевство Математики». Чтобы туда попасть, нужно пройти немало испытаний, но я уверена, что вы с ними справитесь! Ну, что, готовы?
- Дети: Да!
- Воспитатель: Тогда отправляемся!
- Дорогу в Королевство Математики нам укажет волшебный клубок.
А вот и первое испытание. Называется «Разминка». Чтобы его пройти и отправится дальше, нужно ответить на вопросы.
- — Чего у человека по одному? (Рот, нос, голова)
- — Чего бывает по два? (Колена, уха, глаза)
- — В каких сказках встречается цифра 3? («3 поросенка», «3 медведя»)
- — Где можно встретить цифру 4? (4 времени года, 4 угла у квадрата)
- — Сколько пальцев на одной руке? (5 пальцев)
Ход ЗАНЯТИЯ
Сидя за столом
Предложите детям поставить один кубик.
— Сколько кубиков поставили? Покажите цифру.
— Какую цифру показали и почему?
— Справа от кубика сложите столбик из двух кубиков.
— Сколько кубиков в столбике? Правильно, один, два, всего два кубика.
— Какой цифрой нужно обозначить два кубика? Покажите цифру 2.
— Рядом составьте еще один столбик из двух кубиков и поставьте на него еще один. Кубиков стало больше?
— Давайте посчитаем,сколько кубиков в последнем столбике: один, два, три — всего три кубика.
Число три обозначается цифрой три (показывает,
— Сделайте так, чтобы во втором и третьем столбиках было кубиков поровну — по два. Проверьте правильность выполнения задания.
— Сколько кубиков во втором столбике. в третьем?
— Положите еще один кубик в третий столбик.
— Сколько стало кубиков в третьем столбике?
—Где больше кубиков: во втором или третьем столбике?
— Покажите цифру, которая обозначает число 3?
На доске выставляются цифры 1 и 2.
— Где должна стоять цифра 3? После какой цифры надо поставить ее в числовом ряду?
Поиграем
«Что изменилось?»
На интерактивной доске — числовой ряд от 1 до 3.
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает цифру 2. Открыв глаза, они называют «пропавшую» цифру и ставят ее в ряд. При повторном проведении игры цифру убирает кто-нибудь из детей.
Обращаем внимание на то, что в первый раз надо убрать именно цифру 2, так как дети должны увидеть границы числового ряда. Работа с карточкой
Работа с карточкой
Воспитатель предлагает детям поднять правую руку и сказать отдельным детям, какую руку они показали. После чего просит показать левую руку. Затем детям предлагают руку положить на карточку с левой стороны, а правой рукой раскладывать ягоды слева направо.
— На верхнюю «полочку» карточки положите вот столько клубничек.
Показывает цифру 2.
— Сколько клубничек на карточке? Покажите две клубнички.
Дети делают круговой жест, обводя обе клубнички.
— Внизу положите столько же малинок. Сколько малинок вы положили?
— Что можно сказать про малинки и клубнички?
— Положите в ряд еще одну малинку. Каких ягод стало больше? Меньше?
— Что надо сделать, чтобы их стало поровну, по три?
— Какую цифру нужно поставить около малинок и клубничек? Почему эту цифру?
Советы воспитателю
• Перед работой с карточкой желательно провести физкультминутку (2—3 минуты) под музыку.
• На участке предложите детям внимательно посмотреть кругом и сказать, где можно встретить число 3. Например, трехколесный велосипед, три скамейки на участке, три до-мика на участке и т. д.
Рекомендации для родителей
Посоветуйте родителям, как в быту можно помочь детям закрепить число 3. Например, поставить три чашки, спросить, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, если обедать будут три человека.
Ключевое слово
ТРИ
Вспомогательные предметы и материалы
Для быстрого запоминания используют наглядные пособия. Информация будет восприниматься не только на слух, но и зрительно. Формируется правильное представление о числе. Чем больше разновидностей вспомогательных предметов, тем лучше запоминается информация.
Будут работать следующие виды восприятия:
- зрительное;
- слуховое;
- осязательное.
Дополнительные материалы активизируют внимание и способствуют хорошему усвоению информации
Карточки с рисунками
Глядя на рисунки, у ребенка включается зрительная память.
Использовать картинки можно следующим образом:
- начните с повторения цифры 2, покажите картинку с двумя предметами;
- в игровой форме предложите найти карточки с таким же изображением;
- пересчитайте найденные одинаковые предметы;
- выясните, какое число больше;
- используйте картинки со сказочными героями.
Необходимо, чтобы ученик давал развернутый ответ. Рассуждения помогают развивать логику, мышление.
Счетные материалы
Счетные материалы бывают следующие:
- счетные палочки;
- игрушки;
- предметы на магнитах;
- пластмассовые или картонные фигурки.
Счетный материал для дошкольников должен быть ярким и красочным, привлекать внимание ребенка. Маленький математик одновременно узнает величины, цвета, формы, размеры предметов
Для изучения числа 3 счетный материал можно использовать в игре:
- предложить собрать ягоды для белочки;
- варить суп, добавляя овощи.
Такие моменты развивают зрительную память, мелкую моторику, воображение и логику.
Раскраски и прописи
В дошкольном возрасте надо готовить ребенка к письму. Раскраски способствуют развитию координации движений, вниманию.
Для хорошего закрепления материала цифру 3 необходимо раскрасить, записать в прописи.
Рекомендуются следующие задания:
- заштриховать тройку;
- соединить линией одинаковые предметы в количестве трех штук;
- соединить цифру 3 с нужным количеством предметов.
Яркие карандаши, интересные картинки понравятся ребенку, ускорят обучение.
Методы обучения
С дошкольниками занятия лучше проводить в игровой форме. Педагог использует не только счетный материал, картинки, но и загадки, стишки, игры. На уроках закрепляют знание геометрических фигур, цветов.
Знакомство с числом
Для того чтобы познакомить ребенка с числом 3 необходимо повторить цифру 2. Приступать к изучению следующей не стоит, если не усвоена предыдущая.
Чтобы знакомство заинтересовало, можно предложить сказочным героям найти еще один цветок на поляне.
Рекомендуют при этом задавать следующие наводящие вопросы:
- Цветов стало больше или меньше?
- На сколько больше?
- 3 больше 2?
- На что похожа цифра 3?
Необходимо подготовить дополнительные иллюстрации.
Предложить вспомнить сказки, где встречается число:
- «Три медведя»;
- «Три богатыря»;
- у дракона три головы;
- три желания исполняет рыбка;
- три сестрицы.
Тема занятия (Число 3) должна присутствовать во всех заданиях и быть максимально раскрыта для понимания. Для этого используется дидактический материал.
Ребусы и загадки
Рекомендуется знакомить ребенка с цифрой 3, загадывая загадки, разгадывая ребусы.
Некоторые загадки про тройку:
1. Светофор нам улыбнулся
И моргнул глазком своим.
Знают все цвета такие,
Их мы видим ровно … (три).
2. Один плюс два, как ни крути, всегда получишь только… (три).
Цифра эта без очков состоит из двух крючков.
Стихи и поговорки
Можно поискать тройку в стихах и поговорках:
- Тонкое колечко упало на крылечко. Раскололось! Посмотри — получилась цифра три.
- Три конфеты на ладошке. Три котеночка у кошки. Три огня на светофоре — красный, желтый и зеленый!
- А за двойкой посмотри — выступает цифра три. Тройка — третий из значков, состоит из двух крючков.
- Обещанного три года ждут.
От стихов и поговорок можно перейти к играм.
Игры с детьми
Для закрепления нового числа предлагается провести с ребенком игры:
- В мешочек поместить изученные цифры. На ощупь игрок находит заданную и достает ее.
- Приготовить божьих коровок с разным количеством точек и ромашки. От 1 до 3. Предложить ребенку найти столько цветов сколько точек на спинке.
- Учитель читает описание цифры в стихах, а дети ее рисуют.
- Ученикам показывают карточку с изображением числа, а они должны найти столько одинаковых шариков или фигурок.
После изучения темы требуется закрепление
Во время прогулки с дошкольником следует обращать внимание на окружающие предметы. Искать знакомые цифры в номерах домов, машин, квартир
Считать ступеньки или дощечки на скамейки, заборе. Поощрять внимательность и любознательность маленького человека.
Подготовка к занятию
Если занятия проводятся в домашней обстановке, то учитывать нужно следующее:
- настроение детей;
- состояние здоровья;
- психологическую ситуацию в семье.
Педагог — мастер своего дела, он легко может определить настроение ребят, организовать процесс их обучения. Чтобы заинтересовать маленьких учеников, нужно подготовить дополнительный вспомогательный материал:
- цветные картинки;
- карточки, палочки;
- раскраски, прописи.
Хорошее настроение и заинтересованность в обучении облегчат процесс.
Перед изучением числа и цифры 3 необходимо выполнить следующие действия:
- Проверить наличие дидактического материала, карандашей, раскрасок для проведения интересного занятия.
- Используя стихи, картинки, психологически настроить ребенка на учебный процесс.
- Проследить за тем, чтобы маленький ученик правильно сидел, держал карандаш.
- Необходимо убедиться, что усвоен материал по предыдущему числу. Поэтому начинать урок необходимо с повторения.
Использование различных форм работы
Чтобы малышу было проще запоминать цифры, важно визуализировать каждую из них. Есть несколько способов это сделать
- Распечатать крупные картинки, на которых изображен изучаемый материал, причем желательно, чтобы каждая цифра выглядела интересно, необычно (например, двойка в виде змеи). Предложить ребенку раскрасить картинку яркими карандашами, фломастерами, красками.
- Еще одно похожее задание – раскраска, на которой изображено обозначаемое количество (например, пять котят) и рядом стоит пятерка. Ребенок раскрашивает саму картинку и число, постепенно запоминая. Со временем задачу можно усложнить: на картинке присутствует только определенное количество предметов (4 яблока), малыш их раскрашивает и готовит родителю, сколько их, какую цифру нужно вписать.
- Ребенок с удовольствием выполнит такое задание: будет искать знакомые цифры повсюду – на улице в номерах домов, автобусов, автомобилей, на рекламных щитах. Нетерпеливых родителей это стремление будет раздражать, а мудрые мамы и папы сами предложат малышу веселое задание – кто найдет за время прогулки большее число двоек или единиц. И, конечно, взрослый обязательно должен проиграть.
Чтобы ребенок быстро постигал основы счета, следует постоянно произносить ему считалки с цифрами, например: «Раз-два-три-четыре-пять, мы идем с тобой гулять». Такой несложный текст можно проговаривать перед каждой прогулкой, через несколько раз ребенок уже сам сможет его повторить. Полезны будут и настольные игры: бросив кубик и отсчитывая необходимое число шагов по игровому полю, ребенок быстро научится считать.
Выучить с детьми цифры в 3-4 года – вполне реальная задача, но придется проявить фантазию, предлагая крохам все новые варианты упражнений
Также крайне важно терпение, ведь не с первого раза удастся осуществить задуманное – возможно, какой-то цифре придется уделить несколько занятий. И это нормально, ведь для каждого малыша свойственен собственный уровень развития
В каком возрасте лучше всего происходит процесс запоминания
Мозг у детей быстро впитывает любую информацию. До 7 лет запоминается такой объем данных, который человек получает за всю свою жизнь. Необходимо использовать способности мозга в этом возрасте.
В игровой форме обучение можно начинать с ранних лет. Мир цифр открывается для маленького человека со счета пальчиков. С 4 лет требования повышаются, необходимы упражнения, направленные на разработку мелкой моторики. Задача взрослого — помочь ему не упустить этот момент.
Факторы, влияющие на запоминание:
- эмоции, которые вызывает преподносимая информация;
- методы обучения;
- значение материала, его доступность для понимания;
- ребенок должен понимать, для чего ему нужно знать ту или иную информацию;
- повторение пройденного материала.
В детском возрасте хорошо запоминается информация, которую дают постоянно. Можно выучить цифры в 3 года, но ребенок не будет осознавать необходимость данных знаний. Если выученное не повторять, оно легко забудется.
Дошкольник понимает, что для познания мира ему нужно уметь читать, считать. Запоминание, обучение уже воспринимается легко и быстро. Старшая группа детского сада позволяет получить свои первые знания.
“Образование числа 3. Цифра 3”
Цели: упражнять в счете до 3, познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3; показывать ребенку на конкретном материале, что число 3 – это 2 и 1; учить пересчитывать предметы в пределах трех; развивать логическое мышление, память; воспитывать усидчивость, самостоятельность. Оборудование: звонок, веер, листья (3 шт.), треугольник, счетный материал на каждого ребенка. Ход занятия 1. Организационный момент. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал Так что время не теряем и работать начинаем! 2. Беседа о поре года. – Какое время года наступило? (Осень) – Ребята, посмотрите, на картину какая погода здесь? – Какие по цвету бывают осенью листья? (Красные, желтые, зеленые) – Что делает ветер с листьями? (Срывает с деревьев) – Что делают листья? (Летят, кружатся) 3. Дидактическая игра «Ветер дует». Образование числа 3. Педагог веером имитирует дуновения ветра, предлагает детям помочь ветру – подуть. Педагог показывает два листика одного цвета: – Что принес ветер? (Листья) – Как узнать, сколько листиков? (Нужно сосчитать.) Ребенок сосчитывает: «Один, два – всего два». – Опять подул ветер, принес еще 1. Педагог демонстрирует образование числа 3 (два и еще 1). Ребенок сосчитывает, называет, сколько стало, показывает такое же количество пальцев на руке. 4. Упражнение на столах. – Положи квадрат, еще один квадрат. – Сколько стало квадратов? – Положите еще один. – Теперь сколько стало? 5. Просмотр цифры 3. История возникновения цифры. Ребята, многие из вас уже умеют считать, могут сосчитать и свои игрушки, и своих друзей, и деревья в саду, и многое другое. А в далекие времена люди с большим трудом научились считать до двух. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. когда считали «один, два, много» или «все». И только через много – много лет начали считать до 3. Число 3 стало самым любимым числом, даже в сказках. А в каких сказках я вам сейчас загадаю. 6. Загадки Хрю-хрю-хрю – каких три братца Больше волка не боятся, Потому что зверь тот хищный Не разрушит дом кирпичный (Три поросенка)
Чашки три и три постели, Стульев тоже три, смотри, И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно три (Три медведя)
7. Физминутка. «Три медведя
Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку.)
Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх.)
Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди.)
А сынок — малютка просто. (Присесть.)
Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи.)
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками.)
8. Самостоятельная работа детей. Работа со счётными палочками.
– Прочитайте по порядку ряд чисел: 1,2,3.
– Какая это геометрическая фигура? (Треугольник)
– Что мы знаем о треугольнике? (есть 3 угла)
– Сколько палочек надо взять, чтобы построить треугольник? (3)
9. Дид.игра «Сосчитай зайцев»
10. Рефлексия.
– С какой цифрой сегодня познакомились?
– В каких сказках встречается цифра три?
– Посмотрите, какая хорошая погода стала теперь. Солнышко “улыбается” и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Давайте и мы улыбнёмся, подарим и поделимся друг с другом прекрасным настроением на весь день.
< Предыдущая | Следующая > |
doshkolnik.ru
Конспект НОД «Число и цифра 3. Образование и состав числа 3. Геометрические фигуры»
Демонстрационный: сказочный герой Жихарка, Картинка с изображением светофора. Картинки из геометрических фигур (елочка, домик, цыпленок), геометрические фигуры, цифры, соленое тесто, цветной картон.
Раздаточный: цифры, геометрические фигуры, соленое тесто, цветной картон.
Содержание НОД:
1. Организационный момент. В гости приходит Жихарка.
2. Знакомство с цифрой и составом числа 3.
- Жихарка предлагает детям назвать цифры стоящие на доске (дети называют).
- Затем загадывается загадка:
- У него глаза цветные,
- Не глаза, а три огня.
- Он по очереди ими
- Сверху смотрит на тебя.
- (Светофор.)
- Выставляется картинка с изображением светофора.
Дети считают огни светофора. Сколько всего огней? На какую геометрическую фигуру они похожи? (Ответы детей).
- Выставляется цифра 3.
- Выгнув шею-
- Гусь и только,-
- Цифра три
- Спешит за двойкой.
Дети пишут цифру три в воздухе. Затем находят ее у себя на столе и показывают ее Жихарке.
— А как же мы получили число 3? (1 огонек +1 огонек +1 огонек).
3. Физкуль.
- Раз – согнуться, разогнуться,
- Два – нагнуться, потянуться.
- Три – в ладоши три хлопка,
- Головою три кивка.
4. Учить расчленение сложную геометрическую фигуру на простую.
- Выставляются геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
- Дети их называют.
- Затем выставляются картинки с изображением предметов из геометрических фигур.
— Из каких геометрических фигур состоит домик? Елочка? Цыпленок? (Ответы детей). Сколько всего картинок у нас? Сколько огней у светофора? (Ответы детей).
5. Развитие мелкой моторики рук путем лепки предметов из соленого теста.
По образцу детям предлагается вылепить цифру 3 из соленого теста.
6. Рефлексия.
Выставка готовых работ.