Конспект НОД Число и цифра 3 Образование и состав числа 3 Геометрические фигуры

конспект НОД по математике в средней группе » Путешествие в Королевство Математики»

Тэц Наталья Сергеевна, Воспитатель город Томск

— совершенствовать навыки счета, закреплять знание цифр; — закреплять представления о геометрических фигурах; — формировать навыки сотрудничества в процессе выполнения игровых заданий; — развивать речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; — воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении результата; — продолжать учить работать в коллективе

Конспект НОД по математике в средней группе
«Путешествие в Королевство Математики»
Воспитатель: Тэц Наталья Сергеевна
Цель:
— совершенствовать навыки счета, закреплять знание цифр;
— закреплять представления о геометрических фигурах;
— формировать навыки сотрудничества в процессе выполнения игровых заданий;
— развивать речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
— воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
— продолжать учить работать в коллективе.
Материал: клубок ниток, блюдо с конфетами, ткани голубого и зеленого цвета, треугольники (для рыбок), прямоугольники для моста, схема построения моста и рыбок, бабочки, кружочки, бусы.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация».

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в интересное путешествие в «Королевство Математики». Чтобы туда попасть, нужно пройти немало испытаний, но я уверена, что вы с ними справитесь! Ну, что, готовы?

  1. Дети: Да!
  2. Воспитатель: Тогда отправляемся!
  3. Дорогу в Королевство Математики нам укажет волшебный клубок.

А вот и первое испытание. Называется «Разминка». Чтобы его пройти и отправится дальше, нужно ответить на вопросы.

  • — Чего у человека по одному? (Рот, нос, голова)
  • — Чего бывает по два? (Колена, уха, глаза)
  • — В каких сказках встречается цифра 3? («3 поросенка», «3 медведя»)
  • — Где можно встретить цифру 4? (4 времени года, 4 угла у квадрата)
  • — Сколько пальцев на одной руке? (5 пальцев)

Ход ЗАНЯТИЯ

Сидя за столом

Предложите детям поставить один кубик.

— Сколько кубиков поставили? Покажите цифру.

— Какую цифру показали и почему?

— Справа от кубика сложите столбик из двух кубиков.

— Сколько кубиков в столбике? Правильно, один, два, всего два кубика.

— Какой цифрой нужно обозначить два кубика? Покажите цифру 2.

— Рядом составьте еще один столбик из двух кубиков и поставьте на него еще один. Кубиков стало больше?

— Давайте посчитаем,сколько кубиков в последнем столбике: один, два, три — всего три кубика.

Число три обозначается цифрой три (показывает,

— Сделайте так, чтобы во втором и третьем столбиках было кубиков поровну — по два. Проверьте правильность выполнения задания.

— Сколько кубиков во втором столбике. в третьем?

— Положите еще один кубик в третий столбик.

— Сколько стало кубиков в третьем столбике?

—Где больше кубиков: во втором или третьем столбике?

— Покажите цифру, которая обозначает число 3?

На доске выставляются цифры 1 и 2.

— Где должна стоять цифра 3? После какой цифры надо поставить ее в числовом ряду?

Поиграем

«Что изменилось?»

На интерактивной доске — числовой ряд от 1 до 3.

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает цифру 2. Открыв глаза, они называют «пропавшую» цифру и ставят ее в ряд. При повторном проведении игры цифру убирает кто-нибудь из детей.

Обращаем внимание на то, что в первый раз надо убрать именно цифру 2, так как дети должны увидеть границы числового ряда. Работа с карточкой

Работа с карточкой

Воспитатель предлагает детям поднять правую руку и сказать отдельным детям, какую руку они показали. После чего просит показать левую руку. Затем детям предлагают руку положить на карточку с левой стороны, а правой рукой раскладывать ягоды слева направо.

— На верхнюю «полочку» карточки положите вот столько клубничек.

Показывает цифру 2.

— Сколько клубничек на карточке? Покажите две клубнички.

Дети делают круговой жест, обводя обе клубнички.

— Внизу положите столько же малинок. Сколько малинок вы положили?

— Что можно сказать про малинки и клубнички?

— Положите в ряд еще одну малинку. Каких ягод стало больше? Меньше?

— Что надо сделать, чтобы их стало поровну, по три?

— Какую цифру нужно поставить около малинок и клубничек? Почему эту цифру?

Советы воспитателю

• Перед работой с карточкой желательно провести физкультминутку (2—3 минуты) под музыку.

• На участке предложите детям внимательно посмотреть кругом и сказать, где можно встретить число 3. Например, трехколесный велосипед, три скамейки на участке, три до-мика на участке и т. д.

Рекомендации для родителей

Посоветуйте родителям, как в быту можно помочь детям закрепить число 3. Например, поставить три чашки, спросить, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, если обедать будут три человека.

Ключевое слово

ТРИ

Вспомогательные предметы и материалы

Для быстрого запоминания используют наглядные пособия. Информация будет восприниматься не только на слух, но и зрительно. Формируется правильное представление о числе. Чем больше разновидностей вспомогательных предметов, тем лучше запоминается информация.

Будут работать следующие виды восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • осязательное.

Дополнительные материалы активизируют внимание и способствуют хорошему усвоению информации

Карточки с рисунками

Глядя на рисунки, у ребенка включается зрительная память.

Использовать картинки можно следующим образом:

  • начните с повторения цифры 2, покажите картинку с двумя предметами;
  • в игровой форме предложите найти карточки с таким же изображением;
  • пересчитайте найденные одинаковые предметы;
  • выясните, какое число больше;
  • используйте картинки со сказочными героями.

Необходимо, чтобы ученик давал развернутый ответ. Рассуждения помогают развивать логику, мышление.

Счетные материалы

Счетные материалы бывают следующие:

  • счетные палочки;
  • игрушки;
  • предметы на магнитах;
  • пластмассовые или картонные фигурки.

Счетный материал для дошкольников должен быть ярким и красочным, привлекать внимание ребенка. Маленький математик одновременно узнает величины, цвета, формы, размеры предметов

Для изучения числа 3 счетный материал можно использовать в игре:

  • предложить собрать ягоды для белочки;
  • варить суп, добавляя овощи.

Такие моменты развивают зрительную память, мелкую моторику, воображение и логику.

Раскраски и прописи

В дошкольном возрасте надо готовить ребенка к письму. Раскраски способствуют развитию координации движений, вниманию.

Для хорошего закрепления материала цифру 3 необходимо раскрасить, записать в прописи.

Рекомендуются следующие задания:

  • заштриховать тройку;
  • соединить линией одинаковые предметы в количестве трех штук;
  • соединить цифру 3 с нужным количеством предметов.

Яркие карандаши, интересные картинки понравятся ребенку, ускорят обучение.

Методы обучения

С дошкольниками занятия лучше проводить в игровой форме. Педагог использует не только счетный материал, картинки, но и загадки, стишки, игры. На уроках закрепляют знание геометрических фигур, цветов.

Знакомство с числом

Для того чтобы познакомить ребенка с числом 3 необходимо повторить цифру 2. Приступать к изучению следующей не стоит, если не усвоена предыдущая.

Чтобы знакомство заинтересовало, можно предложить сказочным героям найти еще один цветок на поляне.

Рекомендуют при этом задавать следующие наводящие вопросы:

  1. Цветов стало больше или меньше?
  2. На сколько больше?
  3. 3 больше 2?
  4. На что похожа цифра 3?

Необходимо подготовить дополнительные иллюстрации.

Предложить вспомнить сказки, где встречается число:

  • «Три медведя»;
  • «Три богатыря»;
  • у дракона три головы;
  • три желания исполняет рыбка;
  • три сестрицы.

Тема занятия (Число 3) должна присутствовать во всех заданиях и быть максимально раскрыта для понимания. Для этого используется дидактический материал.

Ребусы и загадки

Рекомендуется знакомить ребенка с цифрой 3, загадывая загадки, разгадывая ребусы.

Некоторые загадки про тройку:

1. Светофор нам улыбнулся

И моргнул глазком своим.

Знают все цвета такие,

Их мы видим ровно … (три).

2. Один плюс два, как ни крути, всегда получишь только… (три).

Цифра эта без очков состоит из двух крючков.

Стихи и поговорки

Можно поискать тройку в стихах и поговорках:

  1. Тонкое колечко упало на крылечко. Раскололось! Посмотри — получилась цифра три.
  2. Три конфеты на ладошке. Три котеночка у кошки. Три огня на светофоре — красный, желтый и зеленый!
  3. А за двойкой посмотри — выступает цифра три. Тройка — третий из значков, состоит из двух крючков.
  4. Обещанного три года ждут.

От стихов и поговорок можно перейти к играм.

Игры с детьми

Для закрепления нового числа предлагается провести с ребенком игры:

  • В мешочек поместить изученные цифры. На ощупь игрок находит заданную и достает ее.
  • Приготовить божьих коровок с разным количеством точек и ромашки. От 1 до 3. Предложить ребенку найти столько цветов сколько точек на спинке.
  • Учитель читает описание цифры в стихах, а дети ее рисуют.
  • Ученикам показывают карточку с изображением числа, а они должны найти столько одинаковых шариков или фигурок.

После изучения темы требуется закрепление

Во время прогулки с дошкольником следует обращать внимание на окружающие предметы. Искать знакомые цифры в номерах домов, машин, квартир

Считать ступеньки или дощечки на скамейки, заборе. Поощрять внимательность и любознательность маленького человека.

Подготовка к занятию

Если занятия проводятся в домашней обстановке, то учитывать нужно следующее:

  • настроение детей;
  • состояние здоровья;
  • психологическую ситуацию в семье.

Педагог — мастер своего дела, он легко может определить настроение ребят, организовать процесс их обучения. Чтобы заинтересовать маленьких учеников, нужно подготовить дополнительный вспомогательный материал:

  • цветные картинки;
  • карточки, палочки;
  • раскраски, прописи.

Хорошее настроение и заинтересованность в обучении облегчат процесс.

Перед изучением числа и цифры 3 необходимо выполнить следующие действия:

  1. Проверить наличие дидактического материала, карандашей, раскрасок для проведения интересного занятия.
  2. Используя стихи, картинки, психологически настроить ребенка на учебный процесс.
  3. Проследить за тем, чтобы маленький ученик правильно сидел, держал карандаш.
  4. Необходимо убедиться, что усвоен материал по предыдущему числу. Поэтому начинать урок необходимо с повторения.

Использование различных форм работы

Чтобы малышу было проще запоминать цифры, важно визуализировать каждую из них. Есть несколько способов это сделать

  • Распечатать крупные картинки, на которых изображен изучаемый материал, причем желательно, чтобы каждая цифра выглядела интересно, необычно (например, двойка в виде змеи). Предложить ребенку раскрасить картинку яркими карандашами, фломастерами, красками.
  • Еще одно похожее задание – раскраска, на которой изображено обозначаемое количество (например, пять котят) и рядом стоит пятерка. Ребенок раскрашивает саму картинку и число, постепенно запоминая. Со временем задачу можно усложнить: на картинке присутствует только определенное количество предметов (4 яблока), малыш их раскрашивает и готовит родителю, сколько их, какую цифру нужно вписать.
  • Ребенок с удовольствием выполнит такое задание: будет искать знакомые цифры повсюду – на улице в номерах домов, автобусов, автомобилей, на рекламных щитах. Нетерпеливых родителей это стремление будет раздражать, а мудрые мамы и папы сами предложат малышу веселое задание – кто найдет за время прогулки большее число двоек или единиц. И, конечно, взрослый обязательно должен проиграть.

Чтобы ребенок быстро постигал основы счета, следует постоянно произносить ему считалки с цифрами, например: «Раз-два-три-четыре-пять, мы идем с тобой гулять». Такой несложный текст можно проговаривать перед каждой прогулкой, через несколько раз ребенок уже сам сможет его повторить. Полезны будут и настольные игры: бросив кубик и отсчитывая необходимое число шагов по игровому полю, ребенок быстро научится считать.

Выучить с детьми цифры в 3-4 года – вполне реальная задача, но придется проявить фантазию, предлагая крохам все новые варианты упражнений

Также крайне важно терпение, ведь не с первого раза удастся осуществить задуманное – возможно, какой-то цифре придется уделить несколько занятий. И это нормально, ведь для каждого малыша свойственен собственный уровень развития

В каком возрасте лучше всего происходит процесс запоминания

Мозг у детей быстро впитывает любую информацию. До 7 лет запоминается такой объем данных, который человек получает за всю свою жизнь. Необходимо использовать способности мозга в этом возрасте.

В игровой форме обучение можно начинать с ранних лет. Мир цифр открывается для маленького человека со счета пальчиков. С 4 лет требования повышаются, необходимы упражнения, направленные на разработку мелкой моторики. Задача взрослого — помочь ему не упустить этот момент.

Факторы, влияющие на запоминание:

  • эмоции, которые вызывает преподносимая информация;
  • методы обучения;
  • значение материала, его доступность для понимания;
  • ребенок должен понимать, для чего ему нужно знать ту или иную информацию;
  • повторение пройденного материала.

В детском возрасте хорошо запоминается информация, которую дают постоянно. Можно выучить цифры в 3 года, но ребенок не будет осознавать необходимость данных знаний. Если выученное не повторять, оно легко забудется.

Дошкольник понимает, что для познания мира ему нужно уметь читать, считать. Запоминание, обучение уже воспринимается легко и быстро. Старшая группа детского сада позволяет получить свои первые знания.

“Образование числа 3. Цифра 3”

Цели: упражнять в счете до 3, познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3; показывать ребенку на конкретном материале, что число 3 – это 2 и 1; учить пересчитывать предметы в пределах трех; развивать логическое мышление, память; воспитывать усидчивость, самостоятельность. Оборудование: звонок, веер, листья (3 шт.), треугольник, счетный материал на каждого ребенка. Ход занятия 1. Организационный момент. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал Так что время не теряем и работать начинаем! 2. Беседа о поре года. – Какое время года наступило? (Осень) – Ребята, посмотрите, на картину какая погода здесь? – Какие по цвету бывают осенью листья? (Красные, желтые, зеленые) – Что делает ветер с листьями? (Срывает с деревьев) – Что делают листья? (Летят, кружатся) 3. Дидактическая игра «Ветер дует». Образование числа 3. Педагог веером имитирует дуновения ветра, предлагает детям помочь ветру – подуть. Педагог показывает два листика одного цвета: – Что принес ветер? (Листья) – Как узнать, сколько листиков? (Нужно сосчитать.) Ребенок сосчитывает: «Один, два – всего два». – Опять подул ветер, принес еще 1. Педагог демонстрирует образование числа 3 (два и еще 1). Ребенок сосчитывает, называет, сколько стало, показывает такое же количество пальцев на руке. 4. Упражнение на столах. – Положи квадрат, еще один квадрат. – Сколько стало квадратов? – Положите еще один. – Теперь сколько стало? 5. Просмотр цифры 3. История возникновения цифры. Ребята, многие из вас уже умеют считать, могут сосчитать и свои игрушки, и своих друзей, и деревья в саду, и многое другое. А в далекие времена люди с большим трудом научились считать до двух. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. когда считали «один, два, много» или «все». И только через много – много лет начали считать до 3. Число 3 стало самым любимым числом, даже в сказках. А в каких сказках я вам сейчас загадаю. 6. Загадки Хрю-хрю-хрю – каких три братца Больше волка не боятся, Потому что зверь тот хищный Не разрушит дом кирпичный (Три поросенка)

Чашки три и три постели, Стульев тоже три, смотри, И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три (Три медведя)

7. Физминутка. «Три медведя

Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку.)

Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх.)

Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди.)

А сынок — малютка просто. (Присесть.)

Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи.)

С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками.)

8. Самостоятельная работа детей. Работа со счётными палочками.

– Прочитайте по порядку ряд чисел: 1,2,3.

– Какая это геометрическая фигура? (Треугольник)

– Что мы знаем о треугольнике? (есть 3 угла)

– Сколько палочек надо взять, чтобы построить треугольник? (3)

9. Дид.игра «Сосчитай зайцев»

10. Рефлексия.

– С какой цифрой сегодня познакомились?

– В каких сказках встречается цифра три?

– Посмотрите, какая хорошая погода стала теперь. Солнышко “улыбается” и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Давайте и мы улыбнёмся, подарим и поделимся друг с другом прекрасным настроением на весь день.

< Предыдущая Следующая >

doshkolnik.ru

Конспект НОД «Число и цифра 3. Образование и состав числа 3. Геометрические фигуры»

Демонстрационный: сказочный герой Жихарка, Картинка с изображением светофора. Картинки из геометрических фигур (елочка, домик, цыпленок), геометрические фигуры, цифры, соленое тесто, цветной картон.

Раздаточный: цифры, геометрические фигуры, соленое тесто, цветной картон.

Содержание НОД:

1. Организационный момент. В гости приходит Жихарка.

2. Знакомство с цифрой и составом числа 3.

  1. Жихарка предлагает детям назвать цифры стоящие на доске (дети называют).
  2. Затем загадывается загадка:
  3. У него глаза цветные,
  4. Не глаза, а три огня.
  5. Он по очереди ими
  6. Сверху смотрит на тебя.
  7. (Светофор.)
  8. Выставляется картинка с изображением светофора.

Дети считают огни светофора. Сколько всего огней? На какую геометрическую фигуру они похожи? (Ответы детей).

  • Выставляется цифра 3.
  • Выгнув шею-
  • Гусь и только,-
  • Цифра три
  • Спешит за двойкой.

Дети пишут цифру три в воздухе. Затем находят ее у себя на столе и показывают ее Жихарке.

— А как же мы получили число 3? (1 огонек +1 огонек +1 огонек).

3. Физкуль.

  1. Раз – согнуться, разогнуться,
  2. Два – нагнуться, потянуться.
  3. Три – в ладоши три хлопка,
  4. Головою три кивка.

4. Учить расчленение сложную геометрическую фигуру на простую.

  • Выставляются геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
  • Дети их называют.
  • Затем выставляются картинки с изображением предметов из геометрических фигур.

— Из каких геометрических фигур состоит домик? Елочка? Цыпленок? (Ответы детей). Сколько всего картинок у нас? Сколько огней у светофора? (Ответы детей).

5. Развитие мелкой моторики рук путем лепки предметов из соленого теста.

По образцу детям предлагается вылепить цифру 3 из соленого теста.

6. Рефлексия.

Выставка готовых работ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: