Планирование Недели толерантности в детском саду
Проведение Недели толерантности обсуждается и утверждается на педагогических советах, как правило, в 2 этапа:
- Озвучивание актуальных задач по воспитанию толерантности в детском саду, обсуждение даты начала Недели Толерантности, обозначение возможных мероприятий.
- Представление плана мероприятий (от воспитателей, социального педагога и психолога, музыкального и физкультурного руководителей) и утверждение программы Недели толерантности.
Неделя толерантности в детском саду подразумевает проведение необычных занятий и мероприятий:
- занятия в нетрадиционной форме (игровые, интегрированные), в том числе с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий);
- музыкальный праздник: дети готовят с музыкальным руководителем и педагогом по хореографии номера с национальными танцами и песнями;
- краткосрочные проекты или итоговое мероприятие для долгосрочного проекта;
- физкультурный досуг: день народных игр и подвижных забав;
- конкурс рисунков, поделок, мотивационных плакатов;
- мастер-классы для родителей.
В рамках Недели толерантности в ДОУ проводятся детско-родительские мероприятия
Таблица: пример планирования по Неделе толерантности
Дата | Мероприятие | Участники | Ответственные, организаторы |
12.10 | Выполнение плакатов и стенгазет на тему «Дружба народов», размещение материалов в холле и рекреациях ДОУ. | Дошкольники всех возрастов совместно с родителями и воспитателями. | Воспитатели, старший воспитатель. |
Интегрированное занятие «На огромной на планете очень разные есть дети». | Воспитанники первой и второй младших групп. | Воспитатели и музыкальный руководитель. | |
Консультация для родителей «Воспитание толерантности в современном обществе». | Родители средней, старшей и подготовительной групп. | Социальный педагог, психолог. | |
13.10 | Совместная с родителями деятельность «Воспитание толерантности сказкой». | Родители и дети средней и старшей групп. | Воспитатели. |
Физкультурный досуг «Подвижные народные игры». | Младшие дошкольники. | Физкультурный руководитель. | |
14.10 | Просмотр презентации и мультфильма на тему «Что такое толерантность?». | Воспитанники старшей и подготовительной групп. | Старший воспитатель, психолог. |
Музыкальный досуг «Танцы народов мира» (с мастер-классом). | Родители и воспитанники младших и средней групп. | Воспитатель, педагог по хореографии. | |
15.10 | Физкультурный досуг «Спорт объединяет страны и народы». | Воспитанники средней, старшей, подготовительной групп. | Физкультурный руководитель. |
Выставка-конкурс поделок и рисунков «Волшебная страна Толерантности». | Все воспитанники ДОУ (младшие — совместно с родителями и коллективные работы). | Воспитатели, руководитель художественного кружка. | |
16.10 | Праздничный концерт, посвящённый Дню толерантности. | Все воспитанники ДОУ. | Музыкальный руководитель, старший воспитатель, руководитель театральной студии. |
Видео: праздник ко Дню толерантности в старшей группе
Watch this video on YouTube
Самое интересное и захватывающее в концертах и праздниках на Неделе толерантности — возможность примерить национальные костюмы жителей далёких стран. Рекомендуется привлекать родителей к изготовлению атрибутов и элементов национальной одежды.
Разработка проекта по толерантности в ДОУ
Проект — форма организации познавательной активности детей, предполагающая разностороннее изучение какой-либо темы. Краткосрочный проект по формированию толерантности может проводиться в течение тематической недели в ноябре, а может быть проведён воспитателем во втором полугодии.
Требования к проведению проекта в детском саду:
- формулировка темы и актуальных задач для её изучения;
- определение форм изучения;
- итоговая работа.
Для младших и средних дошкольников итоговая работа может быть представлена как выставка рисунков на тему толерантности
В реализации проекта задействуют различные виды детской деятельности:
- игровая:
- проведение подвижных игр в спортивном зале и на прогулке,
- самостоятельная деятельность в игровом уголке,
- дидактические и настольные игры;
- исследовательская: изучение тематических альбомов с картинками (для малышей), иллюстрированных энциклопедий, глобусов, карт, фотографий, макетов;
- речевая:
- чтение воспитателем стихотворений и рассказов о дружбе,
- заучивание стишков, скороговорок, поговорок,
- прослушивание народных сказок и преданий;
- социально-коммуникативная:
- проведение бесед о добре и дружбе,
- экскурсии в музеи;
- творческая:
- инсценировка историй о дружбе и фольклорных сюжетов,
- подготовка и проведение дефиле в национальных костюмах,
- исполнение народных песен.
Разучивание стихотворений и песен — один из этапов проекта по толерантности
С воспитанниками 6–7 лет можно проводить индивидуальные проекты по формированию толерантности. Они будут актуальны для детей из смешанных семей или являющихся представителями иностранных государств. К проектной деятельности необходимо подключить родственников, чтобы ребёнок подготовил сообщение для группы о традициях в своей семье (а также показал фотографии, интересные предметы быта).
В одну группу (подготовительную) с моим сыном ходят двое мальчиков, чьи семьи приехали на работу в РФ из Вьетнама. Сын рассказывал, что в начале учебного года ребята приносили в группу фотоальбомы и рассказывали о жизни во Вьетнаме. К сожалению, родителям побывать на этом мероприятии не посчастливилось, но сын вечером поведал о неведомых (но вкусных) бань-бао, соломенных шляпах и вьетнамских игрушках-свистульках, которые можно есть. Воспитатель и родители подготовили это сообщение и знакомство группы с традициями восточной страны ко Дню независимости Вьетнама (2 сентября).
Актуальны коллективные поделки в рамках проекта по толерантности: они напоминают, что у нас равные возможности и вместе мы сделаем мир лучше
Примеры актуальных тем для проектов по воспитанию толерантности у дошкольников:
- «Сказка учит жить»,
- «Календарь народных примет»,
- «Путешествуем по свету»,
- «Как встречают Новый год в разных странах»,
- «Как помочь ближнему».
В последнее время детские сады присоединяются к благотворительным акциям по сбору средств в пользу нуждающихся. Всё-таки детей рекомендуется приучать к подобной деятельности не сбором монеток. Можно объявить сбор игрушек и одежды для детских домов и больниц. Наш детский сад участвует в постоянном проекте «Добрые крышечки»: дети и родители собирают пластиковые крышечки от бутылок и пищевых пакетов, затем их забирают на переработку, а вырученные средства перечисляются в благотворительный фонд.
Сбор вторсырья на благотворительные нужды вдохновляет детей на добрые дела