Отличия в развитии мальчиков и девочек
Разумеется, разнополые дети не могут быть одинаковыми по развитию. Прежде всего, младенцы мальчики всегда выше и больше по комплекции, но этим различия не ограничиваются. Помимо половой принадлежности, у них с самого рождения мозг функционирует иначе, чем у девочек, и с этим связаны основные характеристики их психики и поведения.
- Свои особенности имеет мальчик, уметь в 3 месяца он может многое, если достаточно развит, но ему потребуется больше пространства для освоения новых территорий и совершения многих рискованных действий. Трехмесячный малыш уже научился переворачиваться, а это значит, что он будет и дальше пытаться передвигаться в интересующем его направлении, поэтому маме нужно быть очень внимательной, чтобы не допустить падений, которые нередки даже в этом возрасте.
Также мальчики, которые мыслят довольно нестандартно, по сравнению с девочками, могут меньше агукать и гулить, но при этом резко заплакать или закричать, хотя к этому, внешне, нет никакого повода. Конечно, постоянно наблюдая за ребёнком, внимательный родитель поймёт, в чём дело.
Что нужно уметь в 3 месяца девочке, это отдельный вопрос. У малышек однотипное мышление, но зато они быстрее осваивают первые слоги, а гуление быстро переходит в характерный лепет
Для дочек, даже таких маленьких, важно создание уюта и повышенной безопасности, да и в объятиях мамы они нуждаются больше, чем мальчики. В развитии двигательного аппарата они могут несколько отставать, но это не сильно заметно
Фактически, с трёх месяцев уже можно воспитывать разнополых детей в соответствии с их гендерной принадлежностью, впрочем, родители это и так делают, хотя и неосознанно.
Понимая, что должен уметь 3 месячный малыш, не стоит относиться к этому однозначно в отношении разнополых детишек, но заниматься с ними нужно ежедневно, с младенчества прививая полезные привычки и объясняя правила, по которым живут взрослые, и должны жить дети. Таким образом, всестороннее развитие и воспитание будут отлично дополнять друг друга и помогут вырастить ребёнка, здорового физически и нравственно.
Физиологические изменения
- Подкожно-жировая ткань ребенка развивается, поэтому к трехмесячному возрасту у крохи появляются пухлые щечки, а также складочки на ручках-ножках.
- Мышечная система карапуза развивается сверху вниз. Кроха уже освоил удержание головы и начал владеть своими ручками. Гипертонус ручек уже полностью прошел, что позволяет младенцу активнее изучать свое тело и игрушки, трогая все руками.
- Многие рефлексы новорожденных уже угасают. К примеру, поискового рефлекса (поворота головы при поглаживании в уголке рта), хоботкового рефлекса (вытягивания губ при прикосновении к ним), а также рефлекса Бабкина (открывание рта при надавливании на ладошку) у трехмесячного ребенка быть не должно. Такие же рефлексы, как ползания, сосания или Моро, в 3 месяца еще очень выражены.
- Пищеварительная система малютки развивается. Желудок увеличивает свою емкость и может вмещать уже больше молочка, но другое питание кроме грудного молока либо адаптированной смеси, ребенок воспринимать пока еще не готов. Единственным добавлением в детский рацион может быть дополнительный витамин Д, который часто предписывают 3-месячным детям, как профилактическое средство против .
- Стул трехмесячного ребенка более однородный и регулярный. У получающего лишь грудное молоко карапуза периодичность стула бывает от 1 раза в 2-5 дней до 5 раз в сутки. Если стула у ребенка исключительно на грудном вскармливании не было несколько суток, при этом ребенок ведет себя нормально, а стул после такой длительной паузы мягкий, никаких дополнительных стимуляций для испражнения ребенка не требуется.
О том, как можно поиграть с трехмесячным малышом, смотрите в следующем видео с экспертом по интеллектуальному развитию О. Н. Тепляковой.
Отклонения от нормы
Родителям следует знать о предупреждающих моментах в поведении крохи, указывающих на проблемы со здоровьем.
Поводом для беспокойства станет ситуация, когда 3-х месячный младенец:
- мало и плохо ест. Среднесуточный объём пищи, съедаемый малышом в этом возрасте, должен составлять 700-800 мл;
- не умеет держать головку на весу;
- прибавил в весе менее 400-500 г, а в росте – меньше 2 см;
- не реагирует на любые громкие звуки;
- не интересуется окружающими предметами;
- часто срыгивает, мучается коликами и повышенным газообразованием;
- не следит взглядом за двигающимися предметами;
- вяло шевелит ножками и ручками;
- не разглядывает свои пальчики и не тянет ручки в рот;
- не пытается схватить игрушку;
- есть проблемы с движением одного или обоих глаз;
- не гулит и не старается подражать звукам;
- не упирается ножками, когда стоит на поверхности;
- долго и надрывно плачет, часто без причины;
- не улыбается и не издаёт звуков при общении с родителями.
Следует быть терпимыми и внимательными к недоношенным малышам. Если есть необходимость, нужно подключить помощь психолога. Недоношенность — не болезнь
Взрослым следует помнить, что малышу требуется любовь, ласка и внимание. А это почти 100% успеха в выхаживании и лечении
Психоэмоциональные навыки
На 90-м дне жизни у девочек уже неплохо развит слух. Они с интересом реагируют на него, пытаются понять его источник. Развитие мышц и костей шейного отдела позвоночника уже позволяет им беспрепятственно поворачивать голову в его направлении. В 3 месяца ребенок чаще улыбается, когда с ним общаются и играют, поэтому старайтесь чаще проводить с ним время. Малютка будет стараться поднимать головку, лежа на спине, и должна уметь свободно делать это в данном положении.
Кроха проявляет активный интерес к игрушкам, подвешенным над ее кроватью, поэтому специалисты рекомендуют разместить там мобиль. У малышки активно развивается хватательный рефлекс, поэтому она уже должна уметь хватать любимую игрушку, расположенную в зоне досягаемости. Более того, мобиль над кроваткой поспособствует развитию мелкой моторики рук, поскольку на нем расположены довольно маленькие игрушки, и крохе придется постараться, чтобы их захватить
В 3 месяца ребенок с удовольствием следит за расположенными поблизости предметами (особенно яркими и привлекающими внимание)
Если девочку поднять и поддерживая поставить на стол, она должна уметь упираться в него ступнями, хотя ее ножки остаются согнутыми в области таза. Малютка уже вовсю крутится во сне и самостоятельно укладывается на бок, на спину, на животик. Кроха продолжает попытки повторить речь взрослых, «агукая» чаще и интенсивнее. У нее активнее развивается мимика и эмоциональная окраска голоса, она может «разговаривать», «жаловаться», хныкать, улыбаться, обижаться. В этом возрасте заботливой маме намного проще определить ее настроение и состояние. В 3 месяца ребенок должен уметь различать лица мамы и папы и хорошо узнавать их по запаху, голосу, лицу.
Просмотреть полный список физических и психологических навыков вы сможете в таблице ниже:
Ребенок в 3 месяца:
может самостоятельно
лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см от средней линии (прямо перед ним);
Возможно, научится
смеяться вслух;
лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
визжать от восторга;
соединять руки;
рассеянно улыбаться;
провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180 градусов – с одной стороны на другую (13 недель);
твердо держать голову в вертикальном положении;
лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
переворачиваться (в одну сторону);
держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
обращать внимание на очень маленький предмет;
переносить часть веса на ноги вертикальном положении;
тянуться к предмету;
поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
поворачиваться на голоса, особенно голос матери;
произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
издавать фыркающий звук.
Однако для того чтобы малютка развивалась полноценно, родители должны помогать ей в стремлениях. Рекомендации для ребенка в 3 месяца следующие:
- Продолжаем заниматься гимнастикой с девочкой. При этом не играет особой роли техника, которую вы выберете для этих целей, но обязательно нужно развивать «рефлекс космонавта» – давать возможность крохе «шагать» самостоятельно, придерживая ее. Если вы приобрели гимнастический шар – замечательно, он поможет ускорить развитие и решить проблему запоров у грудничка.
- В 3 месяца детки становятся очень активными, они крутятся, копошатся и т. д. В этот момент они могут запутываться в одеяле или ткани, а также падать с дивана или пеленального столика. Не оставляйте кроху без присмотра в такие моменты и обязательно держите под рукой бинт и обеззараживающую жидкость (перекись водорода, зеленку, йод и т. д.), поскольку малыши частенько ударяются и царапаются.
- Повесьте над кроваткой игрушки, это позволит развивать хватку и мелкую моторику рук малышки. Особенно полезной в такие моменты становится подвесная мобиль.
Обратите внимание, в этом возрасте малыши особо активно социализируются, поэтому проводите больше времени с крохой, и тогда она будет радовать вас активным ростом и развитием!
https://youtube.com/watch?v=5Dyhy5i9CfU
Польза гимнастики, массажа и прогулок
Уход за грудничком в 5 месяцев обязательно должен включать прогулки, гимнастику и массаж, также рекомендовано плавание. Большая роль отводится развивающим занятиям и играм. Полноценное развитие положительным образом сказывается на самочувствии и настроении ребёнка, способствует нормальному росту и весу, а также укреплению иммунитета.
Прогулкам оптимально отводить по 3−6 часов в день (с разбивкой на 2−3 раза) при благоприятной погоде
Важно тщательно собираться гулять, чтобы с собой была питьевая вода, салфетки, запасные пелёнки и памперсы. Летом коляска должна быть укрыта москитной сеткой, дождевиком — при непогоде и шалью — при минусовой температуре
В летний период следует избегать чрезмерной солнечной активности и гулять до 11 и после 16 часов. Также стоит помнить о применении детских солнцезащитных средств. Зимой правильнее сначала одеться взрослому, а после одевать ребёнка, чтобы он не вспотел.
Целесообразно делать гимнастические упражнения каждый день, сочетая их с 20-минутным массажем. Ежедневно полезно делать приседания с прогибом позвоночника. Отличное упражнение — когда малыш движется за игрушкой, ползя на животе. К массажным упражнениям в этом возрасте можно добавить пощипывания, помимо растираний, поглаживаний и постукиваний.
Что должен уметь ребенок
Новорожденный растет быстро, приобретая сразу ряд ценных навыков по месяцам и стремительно приспосабливаясь к внешним условиям. Развитие ребенка в 2 месяца позволяет ему уверенно держать голову, лежа на животе, и недолго держать в руке вложенные в нее предметы. Самостоятельно брать их он еще не умеет и не знает, что с ними делать, поэтому, подержав немного, просто роняет и это нормально.
Что еще умеет ребенок в 2 месяца:
- следить взглядом за крупными движущимися предметами и людьми;
- ориентироваться на звук и его направление, прислушиваться;
- чаще держать ладони расслабленными, а не сжатыми в кулачки;
- замечать детали предметов и мамины черты лица;
- реагировать не только плачем, но и мимикой;
- пугаться резких громких звуков (падение предмета, чихание) и чужого громкого голоса.
Болевая чувствительность в этом возрасте увеличивается, а вместе с ней и ощущение дискомфорта, включая мокрые пеленки или чувство голода.
Зрение
В два месяца ребенок начинает лучше видеть и уже должен уметь узнавать соску, бутылочку с молоком, мамино лицо. Взгляд малыша привлекают игрушки вокруг и более-менее крупные предметы рядом, перед ним и по бокам. Лица людей тоже рассматриваются с интересом, как и человеческие движения, крутящиеся карусели с погремушками.
Ребенок в 2 месяца начинает понемногу различать цвета, поэтому больше внимания он уделяет ярким вещам. Но черно-белые геометрические фигуры ему тоже любопытны
В среднем на одном объекте грудничок может сосредотачивать внимание около 5 минут
Слух
Двухмесячный ребенок также должен уметь поворачивать голову на звук, что дает представление о том, как он ориентируется в пространстве. Малыш прислушивается к работающему телевизору, погремушкам, маминому голосу и необычному шуму вокруг. Не стоит нервничать, если от резких щелчков грудничок вздрагивает и начинает часто моргать – он еще привыкает к новому и не нуждается в гиперопеке от шумов. Но и нарочно их провоцировать тоже не стоит.
https://youtube.com/watch?v=d_pwOTAOpOQ
Двигательная активность и эмоциональное развитие
Тонус сгибателей рук и ног становится меньше, появляется больше спонтанных движений.
Что должен уметь двухмесячный малыш в плане физического развития:
- удерживать голову на весу (непродолжительно);
- подносить руки к лицу – тереть глаза, нос, сосать свои пальцы;
- отпихивать от себя предметы, отводить висящие игрушки в сторону;
- удерживать в руке предметы на протяжение 10 секунд;
- поворачивать голову на голоса, звуки;
- на несколько секунд приподымать грудь, лежа на животе.
Психологическое развитие проявляется в виде активного интереса ко всему вокруг, попытки прикоснуться к вещам рядом с ним и схватить их. В этот период развиваются эмоции. Например, малыш уже может показывать свое недовольство не только плачем, но и скорченными гримасами или имитацией чихания. Приятные вещи вызывают замирание и первую улыбку грудничка.
Поведение
В норме, когда в 2 месяца ребенок достигает пика в плане плача. Из-за развития нервной системы ощущения малыша становятся острее и для него это непривычно. Ребенок много времени уделяет тому, что уже умеет, но хлопот обычно много.
Поскольку грудничок может плакать очень часто, важно особенно внимательно следить за его потребностями в 2 месяца и удовлетворять их: своевременно менять подгузники и пеленки, подмывать, обрабатывать зудящую кожу, кормить, следить за температурой воздуха и удобством в коляске, кроватке. Не редко новорожденный плачем показывает недостаток внимания к себе, испытывая потребность в успокоении, убаюкивании
Как общается двухмесячный малыш
Контактировать и взаимодействовать с другими людьми в общепринятом понимании грудничок пока не может. Его методы коммуникации – плачь, улыбка, мимика. Издавать отдельные звуки, гулить развитие позволяет ребенку примерно в 2,5 месяца.
Как развивать 3-месячного малыша?
игры
Это могут быть стишки, произнесённые нараспев, частушки и песенки. В 3-х месячном возрасте малыш начинает осваивать первые звуки. Он пробует свои силы в разговоре, поэтому с удовольствие будет подпевать. Вместе с ребёнком нужно рассматривать картинки в книжках.
Рисунки должны быть простыми, крупными и яркими. Следует называть крохе все предметы, которые его интересуют. Самое время начать знакомить младенца с изображениями зверей. При этом нужно внятно произносить название животного и звуки, которое он издаёт.
Трехмесячных малышей очень увлекают отражающие поверхности. Хорошо купить младенцу безопасное зеркальце. Малыш будет с интересом рассматривать в нём своё отражение. Купание тоже можно превратить в игру. Для этого достаточно положить в ванную яркие предметы: мячики, уточек, чтобы малыш пробовал поймать их руками.
В распорядке дня обязательно должно быть место для развивающих упражнений:
по утрам нужно проводить с крохой лёгкую гимнастику. Для этого следует взять малыша за ручки и аккуратно разводить и сводить их в разные стороны, затем сделать несколько вращательных движений ножками. Процесс станет увлекательнее, если упражнения сопровождать пением, потешками и весёлой музыкой. Укрепить мышцы младенца и развить координацию помогает специальный гимнастический снаряд – фитбол
Это надувной мяч диаметром 75 см
Малыша укладывают на фитбол животиком вниз и осторожно раскачивают;
важно проводить ежедневный массаж. Цель занятий — укрепление плечевого пояса, мышц рук и ног, лопаток, чтобы малыш устойчиво лежал на животике, пресса, для переворачивания набок и обратно
Массаж можно делать самостоятельно, изучив видео-уроки, или обратится за профессиональной помощью;
следует стимулировать кроху чаще поднимать голову и плечи из положения «лёжа на спине»
Не давать младенцу лениться. Нужно увлечь его яркими предметами, шуршащими игрушками, крупными книжками со звуковыми эффектами. Ребёнок обязательно заинтересуется необычными предметами, будет к ним тянуться, тренируя мышцы спины и шеи;
можно предложить крохе сделать гимнастику для пальчиков, ладошек и стоп ног. Пусть малыш потрогает разные фактуры: ткань, пластик, мех, дерево.
Общение с ребёнком не должно ограничиваться только играми, следует разговаривать при каждом удобном случае: во время кормления, одеваясь на прогулку, меняя подгузник. Речь взрослого должна быть приятной и успокаивающей.
Таблица навыков ребенка в 3 месяца
Развитие ребенка на конец 3-го месяца жизни индивидуальное. Поэтому не нужно переживать, если что-то из этого списка еще не проявилось. Об этом говорят все педиатры, включая доктора Комаровского. Каждый успех 3-месячного младенца должен считаться его персональным достижением. Родители должны сравнивать малыша с ним вчерашним, а не другими детьми. Эта полезная привычка поможет родителям наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, когда они станут старше. В норме трехмесячный ребенок умеет приблизительно это следующее.
Довольный трехмесячный ребенок
Навыки ребенка 3 мес.
Двигательные навыки | 1. Переворачивание со спины на живот; 2. Поднятие головы и держание головки; 3. Координация движений; 4. Хватательный рефлекс. |
---|---|
Физические особенности трехмесячных детей | Средняя прибавка за третий месяц в весе – 600-900 граммов, роста – 2-3 сантиметра. Точные цифры будут отличаться. |
Связь с окружающим миром | 1. Агуканье; 2. Игра интонациями. |
Двигательные навыки
В трехмесячном возрасте ребенок еще очень много спит, начинает формироваться четкий режим дня. Спит малыш этого возраста около 15-18 часов. Сам сон более глубокий, по сравнению с новорожденностью.
Довольный ребенок трогает ноги
В этом возрасте необходимо уделить особое внимание прогулкам на свежем воздухе, потому что для крохи это возможность отдохнуть и изучить окружающий мир
Важно! Общая продолжительность прогулки в летнее время составляет 2-3 часа. Зимой не рекомендуется выходить на улицу больше, чем на час
Зимой не рекомендуется выходить на улицу больше, чем на час
Важно! Общая продолжительность прогулки в летнее время составляет 2-3 часа. Зимой не рекомендуется выходить на улицу больше, чем на час
Физические особенности трехмесячного ребенка
Если исполнилось 3 месяца мальчику, то для него нормальными показателями роста считаются значения от 57,3 до 66,5. Оптимум находится посередине. Вес колеблется от 4,5 до 7,5 кг. Окружность головы мальчика находится в пределах от 38,1 до 42,9 сантиметров.
Если исполнилось 3 месяца девочке, значения несколько меньше: рост – 55,6-64 см, вес – 4,3-7,1 кг, окружность головы – 37,1-42,0 см.
Здесь главные критерии – внешняя пропорциональность тела ребенка, а также его сон, аппетит и настроение. Если эти параметры в порядке, то волноваться не следует. Питание является немаловажным фактором развития крохи.
Связь с окружающим миром
В трехмесячном возрасте ребенок хорошо понимает эмоции. В этом мама может убедиться самостоятельно. Для этого следует сыграть с чадом в одну игру. Мама садится возле кроватки ребенка так, чтобы малыш не мог ее увидеть, при этом она сама должна видеть лицо своего сына или дочери
Все предметы, которые могут овладеть вниманием ребенка, убираются
Трехмесячная девочка
Далее нужно начать петь грустную мелодию. Обычно в таком случае малыш перестает играть, замирает, в дальнейшем может даже заплакать. Потом нужно сразу поменять песню на веселую, его настроение быстро улучшится. Так с ребенком можно поиграться несколько минут. Это упражнение также помогает развить музыкальный слух малыша (при условии, что родитель хорошо поет).
Во время прогулки с малышом очень важно обращать его внимание на яркие или необычные предметы. Необходимо утолять его информационный голод и в детской кроватке, давая ему то, что можно разглядывать с интересом. Как вариант – повесить двигающиеся игрушки над ней
Как вариант – повесить двигающиеся игрушки над ней.
Обычный день
С трехмесячным карапузом общаться становится все интереснее, а утро многих мам начинается с очаровательной улыбки от младенца. Ваш день с ребенком 3 месяцев может выглядеть так:
6:00 |
Пробуждение для первого кормления, . |
7:30 |
Первый дневной сон. |
9:30 |
Пробуждение для второго кормления, период бодрствования. |
11:00 |
Прогулка и сон на свежем воздухе. |
13:00 |
Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления, период бодрствования. |
14:30 |
Третий дневной сон. |
15:30 |
Пробуждение, развивающие игры. |
16:30 |
Четвертое кормление, после чего прогулка и сон на свежем воздухе. |
17:30 |
Возвращение домой, пробуждение и период бодрствования. |
19:00 |
Купание, пятое кормление, укладывание на ночной сон. |
23:30 |
Пробуждение для шестого кормления и сразу после него засыпание. |
Следует отметить, что темперамент у разных деток отличается, поэтому все рекомендации в отношении режима лишь приблизительные. Родителям в первую очередь следует учесть особенности их ребенка и подстроить предлагаемые педиатром схемы под потребности малыша, то есть следовать режиму, который будет приспособлен под биоритмы конкретного ребенка.
Психологические изменения
Психическое развитие малыша зависит от окружающей обстановки. Если новорожденный испытывает дискомфорт или чувствует нервозность со стороны родителей, он будет плакать. То же самое произойдёт при испуге или недовольстве. Не следует думать, что малыш капризничает, скорее всего, его что-то беспокоит.
Поведение крохи становится всё осмысленнее:
- он осознанно всматривается в предметы, пытаясь их изучить, следит взглядом за двигающейся игрушкой.
- различает голоса близких людей и радуется, увидев маму;
- может выражать свои эмоции мимикой: хмуриться, улыбаться или радостно покрикивать;
- в лексиконе малыша появляются первые «агу». В детском лепете могут проскакивать и согласные звуки: «Б», «П», «М», «Н». Так карапуз тренируется в общении. Хотя 3-х месячный малыш ещё не понимает смысла сказанных ему слов, он остро чувствует эмоциональный настрой говорящего;
- следит за реакцией родителей: если что-то не нравится, отворачивает голову;
- вздрагивает и прислушивается, когда слышит незнакомый звук;
- хорошо реагирует на музыку. Слуховое восприятие можно развивать, купив грудничку звуковые игрушки, повесив их над кроваткой или включить классическую музыку. Малыши её обожают;
- выражает свои желания характерными звуками: когда крохе скучно или есть потребность увидеть мамино лицо, он будет хныкать. Если на «сигналы» не обращать внимания, то последует громкий плач;
- улыбается, понимая, что его сейчас возьмут на руки. Популярный педиатр Е.Комаровский поощряет такую привычку. Он советует родителям чаще брать малыша на руки, чтобы усилить взаимосвязь и считает, что это важнейшее условие для формирования отзывчивого человека.
Эмоциональное общение со взрослым очень важно для ребёнка. Надо чаще разговаривать с малюткой, озвучивая свои действия и называя все предметы, которые интересуют кроху
Каждый разговор с малышом — стимуляция памяти, активизация речевых навыков, расширение кругозора.