5 конспектов музыкальных занятий по технологии развития ритмической пластики детей дошкольного возраста

Цели и задачи проведения танцевальных занятий в детском саду

Миссия организации занятий танцами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и заключается в следующем:

  • проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
  • формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
  • создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
  • воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Если цели проведения танцевальных занятий едины для всех групп в детском саду, то задачи, призванные их реализовать, имеют некоторые отличия, что связано с особенностями возрастного развития дошкольников.

Танцевальные занятия помогают раскрыть творческий потенциал малышей

Таблица: задачи проведения танцевальных занятий в ДОУ

Возрастнаягруппа Особенности возрастного развития Задачи проведения танцевальных занятий
Младшая
  • Недостаточно развития координация движений (ходят вперевалку с опущенной головой, бегают и прыгают тяжело);
  • из-за возбуждённой нервной системы и недостаточного торможения реакция на музыку замедленная.
  • Учить определять начало и конец музыкального произведения, координируя начало и завершение танцевальных движений;
  • формировать навык ритмично ходить;
  • тренировать элементарные движения с реквизитом (султанчиками, мячиками);
  • осваивать поочерёдное притопывание ногами, кружение в парах, умение в движении выставить ладошку вперёд.
Средняя
  • Пополнение жизненного опыта;
  • развитая осанка;
  • спокойная, ровная ходьба;
  • более уверенное исполнение танцевальных па (причём даже с атрибутами в виде лент, султанчиков, мячиков).
  • Учить менять характер движений под музыку;
  • развивать способность запоминать музыкальный ритм;
  • осваивать простые движения в парах;
  • тренировать исполнение элементов народных плясок (переход с носка на пятку, полуприседания, «выбрасывание» ног);
  • поощрять самостоятельную импровизацию под музыку.
Старшая
  • Тенденция к самостоятельности в выполнении танцевальных движений;
  • интерес к исполнительству.
  • Делать акцент на целенаправленное освоение танцевальных движений (через отработку отдельных движений общего хореографического рисунка);
  • учить менять характер движений в зависимости от замедления или ускорения темпа музыки;
  • осваивать простые перестроения (в общий круг и маленькие круги, колонны, шеренги);
  • развивать выразительность движений.
Подготовительная Способность двигаться непринуждённо под музыку разного характера (весёлую, грустную, подвижную и др.).
  • Учить передавать тонкости характера движений (переходить с обычного шага на торжественный марш);
  • усложнять набор движений и перестроений;
  • осваивать бег «с захлёстом», с высоким подъёмом ноги, подскоки разной высоты, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг полька и пр.

На танцевальных занятиях дети разучивают групповые хореографические композиции

Кружковая работа по ритмике в детском саду

Кружок является формой организации детей на основании их интересов и предпочтений, а также пожеланий мам и пап относительно расширения представлений дошкольников в той или иной образовательной области. Кружок по ритмике призван помочь детям не только научиться определять меру своих возможностей и сил, но и подготовить организм к овладению более сложными движениями. В связи с этим особенно востребованной организация кружка оказывается в младшем дошкольном возрасте. Занятия проводятся 2 раза в неделю, но их хронометраж в сравнении с принятыми временными рамками для непосредственной образовательной деятельности (НОД) может быть в среднем на 5 минут длиннее (например, если в младшей группе урок длится 15 минут, то занятие кружка может занимать 20 минут). Ознакомиться с образцом рабочей программы кружка по ритмике, тематикой занятий для младшей группы можно здесь.

Картотека тем танцевальных занятий

Тематика танцевальных занятий соотносится с темами, рассматриваемыми в ходе осуществления образовательного процесса в разных возрастных группах, и отображается в календарно-тематическом плане конкретного вида танцевальных занятий.

Представленный фрагмент планирования по ритмопластике во второй младшей группе включает рассмотрение таких тем, как:

  • «Путешествие в страну танца»;
  • «Мишка косолапый»;
  • «Весёлый зоопарк».

С тематикой занятий и примером составления календарно-тематического планирования по ритмопластике в средней, старшей и подготовительной группах можно ознакомиться в работе музыкального руководителя Нижельской Г.А.

Занятия хореографией с самыми младшими дошкольниками носят характер ознакомления с основными танцевальными движениями, что отражено в плане танцевальных занятий для первой младшей группы. В перспективном плане хореографа Е. Шешуковой представлены темы занятий хореографией во второй младшей группе.В комплексе с разработкой учебной программы курса даётся календарно-тематический план по хореографии для детей 4–5 лет и 5–7 лет.

Темы танцевальных занятий сочетаются с общей тематикой образовательного процесса, например, постановка танца мухоморов на празднике осени

Как провести танцевальное занятие в ДОУ

Этапы разработки задач танцевального занятия вписываются в 3 этапа.

Таблица: содержание и хронометраж этапов проведения танцевальных занятий

Этап Суть Время (минуты)
Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Вводный Мотивация ребят, подготовка организма к физическим нагрузкам.Упражнения:
  • на построение и перестроение;
  • отработка танцевальных шагов;
  • общеразвивающие упражнения;
  • музыкально-подвижные игры.
2–4 3–4 3–4 3–4 3
Основной
  • Разучивание новых танцевальных движений;
  • связывание их с уже знакомыми.
5 9 14 17 24
Заключительный Осуществление перехода от интенсивных нагрузок к состоянию покоя с помощью упражнений на релаксацию. 1 2 2 3–4 3
Итог 10 15 20 25 30

Общефизические упражнения являются обязательной частью вводного этапа занятия

Таблица: конспект занятия по хореографии «В весеннем лесу» в старшей группе (фрагмент)

Автор
Киселёва О. А., педагог дополнительного образования по хореографии.
Вводный этап
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим прогулку в весенний лес. А в лесу нас ждёт много нового и интересного.Разминка.Ходьба, бег, галоп, подскоки. (Выполняются под аккомпанемент фортепиано).Топающий шаг на всей стопе.Педагог: Итак, прошу всех занять места в вагонах. До леса мы доберёмся на поезде.
Дети стоят в колонне, положив руки на плечи впереди стоящего. Направляющий — паровозик, руки согнуты в локтях.Упражнение выполняется из исходного положения: ноги чуть согнуты в коленях, спина прямая. Шаг дробный, небольшой, стопа полностью соприкасается с поверхностью пола. «Паровозик» двигается по кругу…>Упражнение на релаксацию.Музыкальное сопровождение: аудиозапись «Вальс цветов» П. И. Чайковского (балет «Щелкунчик»).Педагог: Мы на лесной полянке. Долго мы шли по лесу. Пора бы отдохнуть. Полежим на травке.Дети лежат на ковре, на спине, расслабив мышцы рук, ног и закрыв глаза.Партерная гимнастика.Сокращение стопы. Работа над укреплением мышц стопы.Педагог: Солнце поднимается выше и выше. Становится жарко. Давайте опустим ножки в воду.Дети сидят на ковре, руки в упоре за корпусом, ноги вместе и выполняют сокращение стопы, вытягивая носки вперёд, затем выпрямляя стопу (носки «на себя»).

Основная часть
Педагог: А на полянке расцветают прекрасные цветы. И мы с вами, как в сказке, превратимся в цветы

Давайте вместе вспомним, какие цветы первыми можно увидеть весной в лесу или на лугу.Обратите внимание на иллюстрации растений, которые вы видите на доске. Кто из вас знает, какое растение самым первым зацветает в лесу, едва сойдёт снег в марте? Кто узнал его на картинке? (Дети называют и показывают подснежник — пролеску сибирскую

Ребятам предлагаются ещё две иллюстрации известных первоцветов — мать-и-мачехи и одуванчика)…>

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РИТМОПЛАСТИКЕ «ПРОГУЛКА В СКАЗОЧНОМ ЛЕСУ»

Цель: развивать и формировать средствами музыки и ритмических движений умение ориентироваться в пространстве, развитие двигательных качеств и умений, развитие творческих способностей, развитие музыкальности.

Ход занятия: Дети входят в музыкальный зал,

Проводится Речевая игра – приветствие «Здравствуй»:

Муз. рук.: — Я здороваюсь везде: дома и на улице

Даже «здравствуй» говорю я соседской…

Дети: — …курице!  (машут воображаемыми «крылышками»).

Здравствуй, Солнце золотое!  ( Кладут ладони друг на друга, пальцы в стороны — «солнышко», говорят в среднем голосовом регистре.

Здравствуй, Небо голубое!  (Поднимают ладони вверх, руки прямые – «небо», говорят в низком голосовом регистре).

Здравствуй, вольный Ветерок. (Покачивают поднятыми руками, говорят нараспев в среднем голосовом регистре).

Здравствуй, маленький Дубок! (Соединяют запястья рук, пальцы в стороны – «дубок», говорят в высоком голосовом регистре).

Здравствуй, Утро! (Выполняют мягкий жест вправо).

Здравствуй, День! (Выполняют мягкий жест влево).

Нам здороваться (Прижимают руки к груди).

Не лень! (Разводят руки в стороны). 

Муз. рук. Как приятно, как радостно со всеми здороваться:

Дубок нам кивнул, Ветерок тихо подул, Небо прояснилось, А солнце появилось!

Разминка:

Муз. рук. Встанем друг за другом и отправимся в гости к бабушке.

(дети идут маршевым шагом по кругу).

— Вдруг начался дождик, нам нужно скорей от него укрыться.

(Бегут на носочках).

Дождик кончился, однако остались лужицы, и мы, чтоб не замочить ножки, пойдем очень осторожно. (дети идут приставным шагом, потом на пяточках, руки за головой)

(дети идут приставным шагом, потом на пяточках, руки за головой).

 Дорожка наконец-то высохла, можно смело идти по ней.

(Дети идут маршевым шагом по кругу).

Шли, мы шли, До сказочного леса дошли.

(Дети останавливаются, стоя в кругу).

Игра «В лесу»

— Ребята, вот мы и в лесу . А лес – сказочный. В этом лесу мы можем быть кем угодно.

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу.

Плавно руками мы помахали- Это к нам гуси летят.

Как они сели, мы показали – Крылья сложили назад.

 Упражнение «Гуси» (на пластику рук и на дыхание).

Дети стоят, ноги вместе, плавно взмахивают руками на вдох, на выдох – опускают руки, говорят протяжно «Гу-у-у», стараясь выдохнуть весь воздух.

Муз. рук.: — Камышинками шурша Бродят цапли не спеша,

Чтоб в болоте не тонули, Встали птицы на ходули.

 Игра «Цапля»

(на координацию движений и ориентировку в пространстве).

Дети идут в разные стороны, изображая цаплю, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, тянут носочек, руки за спиной. Как только педагог говорит «раз, два, три, цапля замри!» — дети замирают, стоя на одной ноге, и стоят так долго, как только смогут. Потом игра повторяется.

Упражнение «Лягушки»

— Вот лягушки на дорожке (дети показывают ладошки).

Скачут, вытянувши ножки. (изображают, как прыгают лягушки).

Вот из лужицы на кочку, Да за мошкою вприскочку.

(прыгают и на выдохе говорят протяжно «Ква-а»).

Упражнение «На полянке»

— Сели мы на кочку, полежим в тенечке, Ножками болтаем, ножками играем.

(Сидя на ковре, ноги прямые, сгибают и разгибают ступни ног поочередно, потом вместе).

— Потянулись, потянулись, На живот перевернулись.

— Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины.

Упражнение «Ласточка»

— Ножки вместе мы собрали, И корзинку показали.

Упражнение «Корзинка»

— Хлоп-хлоп – улыбнись. (встали на ноги и улыбнулись).

Топ-топ – рассердись. (топнули сердито ногой).

Ля-ля – погрусти И вперед со мной иди. (идут маршевым шагом на месте)

— А дальше, ребята, на чем поедем?

Дети: — На лошадке.

-Язычком –цок,цок, цок, цок. (цокают язычком)

Я – лошадка – серый бок. Я копытцами стучу, («бьют копытцом»).  Если хочешь – прокачу.

 Танцевальная композиция «Лошадка»

(А.И. Буренина, Ритмическая мозаика, часть 1)

— Вот и приехали мы к бабушке Наташе.

 Речевая игра «Как у бабушки Наташи»

(И. Бодраченко Музыкальные игры в детском саду)

— А у бабушки Наташи есть цыплята – Озорные все ребята.

Явились в желтой шубке: — Прощайте, две скорлупки.

Танцевальная композиция «Цыплята» (А.И. Буренина Ритмическая мозаика, часть 1)

— Были вы – цыплята, а теперь ребята. Пора домой в детский сад возвращаться.

Танцевальная композиция «Веселые путешественники» 

(А.И. Буренина Ритмическая мозаика, часть 1).

-Долго ехали, устали, легли на коврик – полежали.

Релаксация

Есть у нас игра такая, Очень легкая, простая. Замедляется движенье, Исчезает напряженье.

И становится понятно, Расслабление приятно. Наши руки отдыхают, Наши ноги отдыхают,

Отдыхают, засыпают Раз, два, три, четыре, пять – Глазки можно открывать.

Анализ и диагностика танцевальных занятий в детском саду

Танцевальные занятия позволяют выявить, насколько качественно детьми усвоен программный материал по следующим параметрам:

  • заинтересованность и потребность воспринимать музыку и движения;
  • уровень исполнения ритмичных движений под музыку;
  • степень проявления творчества в исполнении комплекса движений игр, танцев и плясок.

Мониторинг проводится дважды в год: в начале учебного года и в конце. В первой младшей группе в начале года диагностика не проводится.

Схема мониторинга

Доктором педагогических наук Э. П. Костиной, исследующей креативные педагогические технологии музыкального образования дошкольников, разработана диагностическая карта хореографической деятельности детей.

Оценка каждого параметра осуществляется по трёхбалльной шкале:

  • 3 балла — малыш сам выполняет все задания;
  • 2 балла — ребёнок выполняет задания с помощью взрослого;
  • 0 баллов — дошкольник не может самостоятельно выполнить задание, а от помощи взрослого категорически отказывается.

По итогам мониторинга можно сделать вывод об уровне хореографических способностей:

  • 2,3–3 балла — высокий уровень;
  • 1,5–2,2 балла — средний уровень;
  • 1,4–0 баллов — низкий уровень.

Мониторинг танцевальных занятий помогает определить общий уровень физических способностей детей

Танцевальные занятия в детском саду играют важную роль в развитии творческого потенциала ребёнка, расширении его представлений о мире, а также физическом и эмоционально-волевом становлении. Поэтому уроки хореографической направленности включены в образовательную программу детских садов, причём не только в форме НОД, но и в виде кружковой работы. И тот и другой способ организации работы с детьми требуют от педагога составления тщательно продуманного и структурированного конспекта занятия, а также выставления объективных оценок по критериям диагностики хореографической деятельности.

Какие упражнения практикуются на танцевальных занятиях в ДОУ

Можно сказать, на танцевальных занятиях дети вовлекаются в выполнение тех же упражнений, что и на уроках физкультуры с акцентом на выполнение танцевальных движений. В целом же, набор заданий будет таким:

  • общеразвивающие упражнения (обычно для разогрева мышц);
  • элементы партерной гимнастики (упражнений, которые выполняются лёжа, сидя под разными углами);
  • экзерсисы — задания на развитие пластики тела и культуры движений (освоение позиций для ног, рук, принятых в профессиональной среде танцоров);
  • танцевальные движения;
  • игры (с элементами музыкальных, подвижных, сюжетно-ролевых);
  • упражнения на релаксацию.

Виды танцевальных движений для дошкольников

Танцевальные движения (шаги) в детском саду отрабатываются последовательно: от простых, похожих на физкультурные упражнения, к сложным, почти цельным танцам. Рассмотрим основные движения:

  • приставной шаг, который предваряет изучение галопа, выполняется вперёд, назад, влево и вправо с носка, на носках (один шаг — полтакта музыкальной фразы размера 2/4);
  • галоп (скользящее движение ноги вперёд, влево или вправо, слегка согнув ноги в коленях, с толчком и отрывом от пола);
  • переменный шаг предваряет изучение движений польки, состоит из приставного шага и движения ногой, стоящей впереди;
  • шаг польки или переменный шаг в виде лёгких прыжков вперёд, назад и с поворотом на 360 градусов (музыкальный размер также 2/4);
  • русский переменный шаг — замедленные плавные переменные шаги;
  • вальсовый шаг — вперёд, назад, влево, вправо с поворотом кругом (музыкальный размер ¾);
  • шаг мазурки под вальсовый музыкальный размер делится на мужской (1 скользящий шаг и 2 подскока) и женский (1 скользящий и 2 маленьких шажка левой и правой ножками), движения выполняются только вперёд.

На хореографических занятиях малыши разучивают классический набор танцевальных шагов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: