Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам о том, как важно знать правила дорожного движения. (Стук в дверь)
(Стук в дверь).
— Ребята, вы слышали, кто-то стучит в дверь? Я посмотрю кто там?
(Воспитатель берет в руки мягкую игрушку Зайку)
Зайка:
Здравствуйте, ребята!
«Идя в ваш детский сад,
Я растерялся, я пропал!
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Ребята, вы мне помогите,
И, если можно, расскажите,
Дорогу, как переходить,
Чтоб под машину не угодить!»
Воспитатель:
Конечно, Зайка, мы будем рады тебе помочь, оставайся с нами. Сегодня мы с ребятами будем говорить о правилах дорожного движения, о светофоре, о пешеходном переходе.
Воспитатель:
Ребята,отгадайте загадку:
Днём и ночью я горю,
Всем сигналы подаю,
Есть три цвета у меня.
Как зовут меня, друзья?»
Дети: Светофор.
(Воспитатель показывает макет светофора)
Воспитатель: Зайка, расскажи нам, для чего нужен светофор?
Зайка: Что рассказать? Похож на ёлочку, горят разноцветные огоньки, вокруг него можно хоровод водить.
Воспитатель: Ребята, правильно ли говорит Зайка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Дети, а что обозначают сигналы светофора?
Дети вместе с воспитателем:
Красный – стой,
Жёлтый – жди,
А зелёный – проходи!
Воспитатель: Зайка, на какой сигнал светофора, ты будешь переходить дорогу?
Зайка: Забыл.
Воспитатель: АЙ! АЙ! АЙ! Дети, на какой сигнал светофора мы переходим дорогу?
Дети: Зелёный.
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем Зайке запомнить, что же такое СВЕТОФОР? Давайте сделаем для него аппликацию «СВЕТОФОР»?
(Воспитатель раздает заготовки, светофоры из картона, круги красного, жёлтого и зеленого цветов, клей).
Дети вместе с воспитателем делают мини-макеты СВЕТОФОРА.
Зайчик: Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли, я теперь точно запомню, что такое СВЕТОФОР.
Воспитатель: Дети, какие в молодцы, очень полезное дело сделали!
Теперь давайте поиграем.
(Дети выходят на ковер, играем с подвижную игру «Огни светофора»).
Игра «Огни светофора».
На светофоре – красный свет! Опасен путь – прохода нет! А если желтый свет горит, — он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди – свободен путь – переходи.
В игре все дети – «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все участники готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет – можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете – все замирают на месте
Когда переходишь улицу – следи за сигналами светофора.
Воспитатель: Ребятки, поиграли? Запомнили, что обозначают сигналы светофора?
Дети: Да! Красный — стой, жёлтый – приготовься, зелёный – переходи дорогу!
(Дети с воспитателем подходят к плакату с ПДД)
Воспитатель: Как же называется часть улицы, по которой должны ходить пешеходы?
Дети: Тротуар (воспитатель показывает на картинке тротуар).
Зайка:Я запомнил: я пешеход, иду по тротуару.
Воспитатель: В пешеходном деле самое главное и трудное — переходить дорогу. Вот и ответьте мне, пожалуйста,на вопрос: где пешеходы должны переходить дорогу?
Зайка: По пешеходному переходу (зебре).
Воспитатель: Дети, правильно ответил Зайка?
Дети: Да.
2. Рассматривание иллюстраций, беседа по ним.
(Воспитатель, Зайка и дети садятся на ковер и рассматривают иллюстрации с ситуациями)
Воспитатель: Ребята, кто помогает пешеходам перейти дорогу? (ответы детей)
«Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь-
Зеленый, желтый, красный»
Воспитатель: Почему опасно разговаривать при переходе дороги? (ответы детей).
«Если ты, переходя, будешь разговаривать,
Можешь быстро угодить в дорожную аварию»
Воспитатель: Молодцы, ребята! А ты, Зайка, запоминай.
Зайка: Я всё внимательно слушаю.
Воспитатель: А можно ли бежать при переходе дороги? (ответы детей)
«Перед быстрою машиной
Никому нельзя бежать!
У дороги надо маму.
Крепко за руку держать!»
Воспитатель: Можно ли играть у дороги с мячом? (ответы детей)
«Надо помнить ежечасно: у дорог играть опасно!
Надо место выбирать, где не страшно поиграть».
3. Итог
Воспитатель: Зайка, ты всё запомнил? Что же надо соблюдать для того, чтобы не попасть под машину?
Зайка: Нужно соблюдать правила дорожного движения.
Воспитатель: Дети, правильно ответил Зайка?
Дети: Да.
Воспитатель: А для того, чтобы ты их не забывал, мы тебе дарим светофоры, которые сделали специально для тебя.
Зайка: Спасибо вам, ребята. До свидания! (дети прощаются с Зайкой)
Воспитатель: Вот и завершилась наша игра. Ребята, теперь вы знаете правила, как вести себя на дороге, но это ещё не все правила. В другой раз мы продолжим знакомство с ними.
Ход развлечения.
Воспитатель подходит к макету светофора и читает стихотворение о светофоре:
Стоп, машина! Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
Внимание, глядит в упор
На вас трехглазый светофор —
Зеленый, желтый, красный глаз
Он каждому дает приказ.
Ой, а, кто – то к нам в гости идет – слышите стук, ребята?
(заходит Светофор)
Светофор: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (дети отвечают — да).
Светофор: Это про меня загадка, ребята, ну – ка, послушайте и ответьте?
— Чтоб тебе помочь путь опасный
Горит и день, и ночь – зеленый, желтый, красный!
(Светофор показывает на себе три глаза).
Воспитатель: Ребята, а, кто знает, что обозначает красный цвет светофора (желтый, зеленый? (при необходимости педагог дает объяснение значений светофора)
Стук в двери. Появляется хромающий Буратино.
Буратино: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Буратино! Вы не знаете, где тут доктор находится. У меня болит ножка. Я спешил так к своему папе Карло, что не смотрел по сторонам, когда переходил дорогу.
Воспитатель: Буратино, а это кто такой ты знаешь? (показывает на Светофор)
Буратино: А, это дерево такое нарядное у дороги обычно стоит. Оно украшено огнями, мигает как елка на Новый год. Значит, вокруг него можно водить хоровод и песни петь.
Светофор: Ребята, Буратино правильно меня назвал? Как меня зовут? Для чего я стою у дороги? (дети закрепляют полученные знания, рассказывая Буратино о значении светофора на дороге)
Подвижная игра «Светофор»
На красный свет дети спокойно стоят, на желтый – хлопают в ладоши, на зеленый – маршируют на месте.
Буратино благодарит за полученные знания и интересную игру и предлагает поиграть в следующую.
Игра «Красный, желтый, зеленый»
Рассыпанные из контейнера мячики разложить по обручам (по принципу светофора).
Буратино: Я вспомнил, что возле каждого светофора есть еще полосатая дорожка, которая похоже на зебру. По ней почему – то всегда люди идут. Для чего она нужна? Кто знает? (при необходимости педагог подводит детей к осознанию значения пешеходного перекрестка и предлагает подвижную игру для закрепления)
Игра «Пешеходный переход» под веселую музыку дети танцуют, а, когда она останавливается, то переходят улицу по пешеходному переходу (повтор игры 3 – 4 раза).
Подвижная музыкальная игра «Воробушки и автомобиль» воробушки (дети) летают пока не выедет автомобиль с шофером Буратино – тогда дети улетают в гнездышко (на лавочку).
Буратино: Я так рад, что познакомился с вами ребята, а еще я хочу рассказать своему папе Карло, что я узнал от вас про Светофор, Светофор, а у тебя есть твоя фотография? Я бы ее показал и папе и своим друзьям.
Светофор: Ребята, а давайте сделаем мои портреты и для Буратино, и для его папы, и для его друзей? (дети дают согласие на помощь).
Аппликация «Светофор»
Дети вручают счастливому Буратино свои работы, который сердечно благодарит детей и предлагает поиграть в музыкальную игру «Би – би – бибика».
Ход развлечения.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, оно будет совсем необычное.А чтобы узнать на чем мы отправиться в путь отгадайте мою загадку:
Дом по улице идет,
На работу всех везет:
Не на курьих ножках
А в резиновых сапожках. (Автобус)
-Правильно, мы отправится на автобусе. Проходите, занимайте места.
-Давайте вспомним как мы должны себя вести в транспорте? (показ иллюстраций).
-Молодцы. Правильно, значит можно отправляться в путь по нашему чудо-городу.
-Остановка. Выходим из автобуса. А на пути перед нами у нас что-то появилось…
Загадка: Кто подскажет пешеходам
Что им делать у дороги?
Красным цветом: «Стой!» — кричит,
Желтым: «Ждите…» — говорит,
А зеленый загорится,это значит -всем: «Идите».
Что это? (дети отвечают).
-Светофор (воспитатель показывает макет светофора).
Три сигнала светофора: красный, жёлтый, зелёный регулируют движение (зажигается красный свет).
Физкультминутка «Светофор»
Раз, два, три, четыре, пять (потягиваются)
Ох, устали мы стоять.
В «Светофор» мы поиграем (ходьба на месте)
Руки-ноги разминаем.
Красный цвет нам «Стой» кричит (наклоны, повороты туловища)
Ждать зеленого велит.
Наклоняемся мы дружно,
И назад, и вперед,
Вправо, влево, поворот.
Вот и желтый загорелся (приседание)
Приготовиться пора.
Руки-ноги разогрели.
Начинаем, детвора.
Вот зеленый загорелся (ходьба друг за другом)
Можно нам идти вперед.
Левой, правой, левой, правой.
Смело, мы идём вперед.
Светофор — помощник славный,
Уставать нам не даёт.
-Ребята, как вы думаете, можно сейчас переходить дорогу (загорается красный свет)
Конечно, нельзя.
Красный цвет дает всем знать —
На дорогу не ступать!
А сейчас какой сигнал светофора горит? (загорается жёлтый свет).
Жёлтый.
Желтый цвет он в середине,
А к нему своя картина:
Пешеходы все стоят,
В ожидании следят,
Как цвет солнца в светофоре
заменяется зелёным.
Он предупреждает водителей и пешеходов о том, что сигнал меняется, надо быть очень внимательным.
-Ребята, а вы знаете, кого называют пешеходами?
Пешеходы – это люди, идущие по улице.
А сейчас какой сигнал светофора горит? (загорается зеленый свет) .
Зелёный.
Цвет зелёный знать дает —
Тут ребята ваш черёд,
Бодро все идём вперед,
На дороге не зевая
И, друг друга не толкая.
Дети, на какой же сигнал светофора можно переходить дорогу?
На зелёный.
А на какой нельзя?
На красный.
Правильно, ребята.
Вдруг откуда-то слышится звук едущего автомобиля. Дети подходят к столу.
-Ой, ребята, что это? Смотрите, да это целый автомобильный город! Здесь и маленькие легковые машинки, и большие грузовые, и автобусы, и даже мотоциклы! Есть и улицы, и дороги, и домики. (Педагог предлагает детям поиграть с машинами, покатать их по дороге).
Вдруг из-за ёлки выходит зайка и сладко потягиваясь, ложится на дорогу.
-Воспитатель: «Ой, зайка, уйди скорее с дороги!»
-Зайка: «Почему это я не могу здесь лежать? Никакого знака здесь нет, и светофора нет. Вот если бы красный свет загорелся, я бы понял, что едет машина и лежать на дороге опасно. А теперь уже вы подождёте, вот хочу – и буду лежать!»
Дети уговаривают зайку отойти в сторону.
-Воспитатель: «Ребята, а кто может объяснить зайке, почему нельзя лежать на дороге?»
Высказывания детей на тему, почему на дорогу нельзя выбегать, играть на дороге,а тем более лежать на ней: «Машины большие, они быстро едут, могут задавить».
Подвижная игра «Зайка и автомобиль» (по типу игры «Воробушки и автомобиль»)
-Воспитатель: «Запомни,зайка, и вы,ребята: выходить на дорогу, когда едут машины, опасно для жизни!»
-Воспитатель: «Ребята, что мы можем сделать, чтобы больше не было таких случаев в автомобильном городе?»
Дети предлагают установить на дорогах светофоры.
Получив от детей согласие, воспитатель подчёркивает, что дороги очень длинные, и поэтому понадобится много светофоров.
Дети рассаживаются за столы. Воспитатель с детьми рассматривает иллюстрации. Раздает заготовки светофоров и предлагает по очереди «зажечь» все сигналы светофора. Предварительно, предлагая детям приклеить глазки светофору, напоминая о последовательности расположения цветов в светофоре. Когда дети поупражняются в выполнении накладывания формы на макет, они могут приступить к наклеиванию фонарей.