Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение, выделяя те строки, где задана последовательность способа складывания квадрата.
Вот Гном, купив в универмаге
Большой квадратный лист бумаги,
Кладет его в пакет пустой,
И тут он видит Куклу: «Стой!
Согласна ль гномикам помочь ты?
У нас в поселке нету почты.
Родным по дальним адресам
Я доставляю почту сам».
И отвечает Кукла: «Ясно,
Помочь своим друзьям – согласна!
И. кстати, Гном, не всё подряд
Должно напоминать квадрат.
Конверт, открытка и газета –
Прямоугольники всё это.
Почтовый видел ты вагон?
Скажи, какой по форме он?»
Гном объясняет: «Незнакомы
С прямоугольниками гномы!»
Тут Кукла просит: «Ну- ка, брат,
Дай мне какой – нибудь квадрат.
Квадрат сгибаем осторожно,
Чтоб пара противоположных
Сторон совпала. И тотчас
Прямоугольник есть у нас».
Смеётся Кукла: «Ну, дошкольник,
Всё понял про прямоугольник?»
А Гном серьёзен, будто он –
На почте главный почтальон.
Демонстрируя способ складывания, педагог повторяет несколько раз предпоследнее четверостишие; последовательно извлекает из конверта дополнительные детали – полоски бумаги, разные геометрические формы небольшого размера.
Воспитатель. Ребята, скажите, какие почтовые поделки получатся, если квадрат, сложенный пополам, украсить маленькими треугольниками и кругами?
Дети. Открытка!
Воспитатель. Правильно! А если склеим боковые стороны квадрата?
Дети. Конверт!
Воспитатель. Конечно, конверт. Добавим к конверту полоску бумаги.
Дети: Получается почтовая сумка.
Воспитатель. Правильно. А из квадратов и прямоугольников?
Дети. Здание почты!
Воспитатель. Квадрат и круги?
Дети. Почтовая машина!
Воспитатель раздает каждому ребенку квадраты из бумаги, разные геометрические формы небольшого размера, чтобы с их помощью, дети сконструировали какую – либо поделку (почтовую сумку, конверт, открытку, почтовую машину, здание почты).
Физминутка во время продуктивной деятельности (дети встают из-за столов и выполняют движения по тексту).
Утром Гномик наш проснулся, позевал и потянулся.
(выполнять движения в соответствии с текстом)
Раз – нагнулся, два – нагнулся
(наклоны)
Руки в стороны развел, золото он не нашел
(жест сожаление)
Чтоб драгоценности достать, надо много приседать
(приседание)
Гномик наш совсем устал, клад он больше не искал.
(садятся на стульчики)
Занятие заканчивается совместным анализом готовых поделок. Отмечая сходство и различия воспитатель объясняет, что одним способом создаётся множество разных игрушек
Итог занятия:
Ответы детей…
Воспитатель благодарит детей за работу. Все поделки используются в сюжетно – ролевой игре «Почта».
Картотека НОД по ручному труду
Непосредственная образовательная деятельность должна направляться не только на трудовые навыки, развитие моторики и глазомера, но и на познание коллективного труда. У одних ребят получается справиться с заданием быстрее и ловчее, а у других возникают трудности. Когда рядом сидящий ребенок помогает соседу, педагог не вмешивается, а наблюдает, как дети учатся помогать друг другу в труде.
НОД включает в себя парные задания, в которых воспитатель распределяет детей так, чтобы не оказалось пары с двумя слабыми детьми, чтобы не оказалось ни одной команды, в которой дети не смогли бы помогать друг другу.
Важно! После завершения работы над каждой поделкой ребята рассматривают результаты чужих трудов, с целью похвалить создателей. Вся образовательная деятельность содержит перечень занятий, построенных на нескольких направлениях:
Вся образовательная деятельность содержит перечень занятий, построенных на нескольких направлениях:
- умение из вырезанных бумажных полосок создавать образы и предметы;
- использовать бросовый материал для того, чтобы получить из него игрушку, поделку;
- вырезать геометрические фигуры, используя предложенный шаблон, и также без него;
- применение навыков скрепления деталей из разных материалов между собой — пластилин, клей, лента,
- тренироваться в технике сгибания бумаги, используя схемы оригами;
- совершенствование одного их самых непростых навыков для детей — скручивание бумаги и закрепления ее краев для того, чтобы получить цилиндр, дополнив его дном и крышкой.
Взаимопомощь в труде
План-конспект по ручному труду
Ручной труд в старшей группе, описанный картотекой, дополнительно тренирует способности к групповой деятельности. Распределение тем занятий по сезонам позволяет тесно связать труд с природой. Но и несезонные работы должны проводиться в ДОУ, направленные на безграничный полет фантазии. Одна из рекомендуемых тем — космос.
Цель занятия
Урок направлен на расширение познаний о космосе, планетах и невесомости. Дети конструируют звездолет из предложенных бросовых, природных и канцелярских материалов.
Ход занятия
Преподаватель беседует с воспитанниками на тему космоса. Вспоминают строение солнечной системы, причины смены дня и ночи, а также чередования осени, зимы, весны и лета. После завершения устной работы предлагают детям создать космический корабль.
Идеи для поделок
За основу чаще всего берут большую картонную коробку, в которую может поместиться несколько космонавтов. Из обрезанных пластиковых бутылок дети сооружают ракетные сопла, огонь имитируют крашенным в красный цвет распущенным лыковым мочалом или бумажными полосками. Корпус корабля украшают вырезанными звездами, надписями и рисунками. Если позволяет размер коробки, в нее помещают стульчики.
Самоанализ занятия
Ручной труд в коллективе учит детей совместной деятельности. Педагог наблюдает за тем, как ребята создают что-то совместно, советуются и обсуждают детали будущей поделки.
Интересно! За такими занятиями часто возникают споры относительно реальных прообразов их поделок, например, нередко во время работой над птицей дети начинают спорить о том, какие птицы являются перелетными, а какие нет. Происходит бурное обсуждение и познавание мира одновременно.
Созданные своими руками поделки, которые были подарены родителям в честь того или иного праздника, развивают в ребенке чувство ответственности и бережливости. Труд, вложенный в подарок, повышает его ценность.