Виды глины
Полимерная глина делится на 2 больших категории, которые основываются на ее свойствах.
В первую категорию попала глина, которая нуждается в термической обработке, как ее традиционный аналог, использующийся в керамике.
Вторая категория больше подходит для непрофессионального, домашнего, использования, ведь ей термическая обработка не нужна – она застывает самостоятельно.
Первый вид глины в основном используется профессионалами и любителями, навыки которых находятся выше среднего уровня.
Работать с термопластикой сложнее, но используя ее можно сделать самые сложные фигуры, причем это касается и детализации.
Термическая обработка проходит достаточно быстро, но сильно зависит от размеров фигуры.
С другой стороны – самозатвердивающая глина. С ней работать намного проще, да и дополнительно оборудование для термической обработки не требуется.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Организационный момент.
Педагог: Доброе утро, ребята! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами встречаем гостей? (здравствуйте, мы рады Вас видеть, добро пожаловать)
-Как много хороших и добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз.
— А теперь, ребята, присаживайтесь на стулья.
Уши слушают – и все слышат.
Глаза смотрят – и все видят.
Ного – руки не мешают.
А голова хорошо думает.
Посмотрите, дом стоит – до краев водой залит. Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы – все умелые пловцы. Как вы думаете, о ком эта загадка? (О рыбах).
Игра «Рыбка, рыбка, где живешь?»
Дети передают по кругу рыбку, у кого в руках оказалась на слово живешь, должен назвать водоем (в море, в реке, в океане, в озере, в аквариуме) .
Педагог:Аквариумы бывают разными: большие и маленькие, круглые и квадратные, прямоугольные, а могут быть сказочные. У моего дедушки тоже был аквариум.
Художественное слово
Стихотворение «Красивые рыбки»
Уж я — то знаю:
Не для кошек
И не для собственной еды
Разводит дедушка рыбешек.
Разводит их —
Для красоты!
Он сеял рыбок, как рассаду,
Не поливал (росли в воде).
И только взглядом, только взглядом
К их прикасался красоте.
Педагог: Для чего дедушка разводил рыбок?
Дети: Для красоты.
Педагог: А вы бы хотели иметь свой аквариум, где бы жили только ваши рыбки?
Дети: Да.
Педагог: Тогда я вам предлагаю сделать свою рыбку, которая в дальнейшем окажется в вашем аквариуме, и будет радовать своей красотой.
II. Основная часть.
1. Рассматривание рыбки, припоминание приемов лепки
Педагог: Только для начала вспомним, какие части тела есть у рыбки?
Дети: Туловище, хвост, плавники, чешуя, глаза.
Педагог: Какой формы может быть туловище у рыбки?
Дети: Круглое, овальное, треугольное.
Педагог: Как сделать круглое туловище?
Дети: Скатать шарик и приплюснуть.
Педагог: Как скатать овальное туловище?
Дети: Скатать шарик, слегка удлинить его и приплюснуть.
Педагог: А какие у рыбок могут быть хвосты?
Дети: Длинные, короткие, острые, волнистые, маленькие, большие, широкие.
Педагог: А как слепить хвостик?
Дети: Можно скатать шарик, сплюснуть и сделать надрезы. А еще можно сделать тоненькие «колбаски», соединить и сделать волнистые хвосты.
Педагог: Правильно, ребята! А потом надо соединить все детали, сделать ротик и украсить рыбку: сделать ей чешую и узоры на туловище.
Педагог: Прежде чем начать лепить, давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Жил да был один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки,
И учили их считать:
Один, два, три, четыре, пять.
Под спокойную музыку дети начинают лепить рыбок
Педагог: Ребята, я вам приготовила для ваших рыбок аквариумы, но, чтобы вашим рыбкам было уютно, нужно дополнить его камушками и водорослями.
Посмотрите, я принесла вам скорлупки орешков –это камушки для аквариума, а зеленым пластилином можно слепить водоросли.
Педагог: Ребята, фантазируйте и украшайте свой аквариум.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись. (Наклоняются).
Один, два, три, четыре.
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс; (Изображают руками брас).
Одной, другой – это кроль. (Изображают руками кроль).
Все как один, плывем как дельфин. (Делают руками волну).
Вышли на берег крутой
И отправились домой! (Садятся на места).
Педагог: Вот как постарались ваши пальчики, каких чудесных рыбок слепили.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Педагог: Ребята, мне так понравились ваши рыбки. Ребята, вам нравятся получившиеся рыбки? Какие именно рыбки вам понравились? Почему они вам понравились? А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте!
Особенности глины
Все мы знаем, что пластилин хорош еще и потому, что подходит для многократного использования. Все потому, что пластилин затвердевает, относительно, конечно, при охлаждении – в детстве, думаю, все ставили поделки в холодильник, чтоб они стали прочнее.
Вместе с тем, при нагреве пластилин возвращает свои эластичные свойства, а потому опять пригоден для использования. При этом между этапами сама фигурка не меняется по размерам.
А вот полимерная лепка в этом случае значительно отличается. Речь сейчас идет не о самом процессе создания фигуры, а о ее последующей обработке.
Все дело в том, что глина становится прочной, когда в ней сильно понижается процент влаги – она попросту высыхает. Это отлично знакомо людям, которые занимались керамикой, и для большей эластичности добавляли немного воды в глину.
Вода занимает определенную часть объема фигуры, а значит при высыхании изделие становится немного, но меньше. Попутно может измениться текстура поверхности – появляются неровности и небольшие дефекты.
Поэтому фигурки из полимерной глины нуждаются в дополнительной обработке тем же напильником или наждачной бумагой.
Такие особенности стали причиной необходимости полимерной глины в особом месте для хранения.
Закрытая, желательно герметично, упаковка с полимерной глиной, должна храниться в темном месте с невысокой температурой.
Что такое полимерная глина
Полимерная глина — материал, который способен легко менять свою форму без разрушения. Глина — пластичный материал, и ее часто используют для создания украшений для интерьера. Она отличаются по составу, способу полимеризации, области применения.
Различают следующие виды полимерной глины:
- Самоотвердевающая. Она самостоятельно затвердевает на воздухе за определенное время, ее требуется хранить в упаковках без доступа к воздуху. Это глина, которая поддается окрашиванию, обладает высокой пластичностью.
- Запекаемая. Эта глина затвердевает при температуре выше сотни градусов.
Как правильно лепить
Можно попробовать как самостоятельно изучить технику лепки, так и пройти специальные курсы. Несомненно, перед началом работы стоит изучить теорию создания скульптур из глины.
Каждому новичку стоит следовать следующим правилам:
- Рабочая зона должна находиться на уровне глаз.
- Перед лепкой стоит изучить базу анатомии человека, животных, чтобы знать о соотношениях элементов туловища, лица и прочего.
- Чтобы взглянуть на свое творение со стороны, можно сделать несколько фото с разных ракурсов.
- В первую очередь создаются большие детали, а по ходу дела размер элементов должен уменьшаться.
- Прорабатывать все недостатки следует сразу.
Лепка зачастую становится не просто хобби, а целом видом заработка. Опытные мастера создают настоящие шедевры из обычной глины.
Новичку рекомендуется использовать именно самоотвердевающую форму, ведь она подается многоразовой коррекции. Достаточно взять несколько цветов глины и базовый набор инструментов.
Приобрести все для лепки можно в магазинах товаров для рукоделия. Для окрашивания часто используется акварель.
Родителям рекомендуется посмотреть мастер-класс по лепке для родителей.