Как пользоваться лэпбуком
Пособие предназначено как для групповой работы, так и для индивидуальной. Ребёнок может работать с материалами самостоятельно или со взрослым. Универсальность лэпбука заключается ещё и в том, что его можно использовать на всех этапах работы с темой: для ознакомления с четырьмя временами года (по мультфильмам, картинкам, стихотворениям и пр.), для отработки имеющихся знаний (в играх, при составлении описаний картинок) и для закрепления изученного (в разгадывании ребусов, раскрасках, прохождении лабиринтов).
Что касается методических возможностей пособия на занятиях, то на основе лэпбука можно полностью прописывать сценарий НОД:
- для актуализации знаний использовать загадки, стихотворения;
- для реализации основного этапа занятия — игры, беседы на основе картинок, видеоматериалы;
- для закрепления изученного — разгадывание ребусов, картинки для раскрашивания.
Описание порядка составления лэпбука «Времена года»
Остановимся на тонкостях создания пособия для дошколят среднего и старшего возраста.
На обложку можно подобрать картинку с изображением основных признаков-символов каждого времени года
Материалы и инструменты:
- 4 листа плотного картона (можно от упаковки бытовой техники);
- самоклейка синего, жёлтого, зелёного и красного цветов;
- ножницы;
- дырокол;
- кольцо-держатель для скоросшивателя (можно использовать кольца с пропилом — «джамп-кольца», используемые в бижутерии);
- цветной картон для кармашков и конвертов;
- картинки для оформления пособия и распечатанные названия кармашков, конвертов.
Инструкция:
- Подравниваем листы так, чтобы они были одного формата.
- Обклеиваем один лист с двух сторон бумагой синего цвета, а один лист, также с двух сторон, бумагой красного цвета. Следующий лист с одной стороны обклеиваем синим, а с другой — жёлтой бумагой, дальше одну сторону следующего листа картона делаем жёлтой, вторую — зелёной, потом одну сторону — зелёной, другую — красной.
-
Собираем страницы так, чтобы разворот получался одного цвета, страницы обложки получатся синего и красного цветов.
- Прокалываем страницы дыроколом и вставляем колечки.
-
Синий разворот оформляем под тему зимы. Кармашки делаем синего цвета, для материалов игр делаем снеговика, круги которого — книжечки-«гармошки» с правилами этих игр.
-
Оформляем жёлтый разворот конвертами и кармашками.
-
На летнем развороте размещаем конверты в форме цветов, «дверцы» со сказкой и кармашки с сюжетными картинками.
-
Приступаем к оформлению осеннего разворота, располагаем там «гармошки» и кармашки.
Методическая основа составления лэпбука «Времена года»
Лэпбук — продукт коллективного труда. Младшие дошколята клеят картинки, их родители ищут материалы, а педагог систематизирует все наработки и выбирает варианты их размещения. Участие старших дошколят заключается в поиске информации по теме, а также в активном обсуждении и создании формы пособия.
С лэпбуком может одновременно работать несколько человек
Форма организации материалов лэпбука «Времена года»
Чтобы пособие привлекало внимание, оно должно быть ярким, красочным и содержательным. И поскольку форма является очень важным моментом создания лэпбука, к её выбору нужно подойти тщательно
Для темы «Времена года» подходящими вариантами будут:
- передвижка в виде папки с разворотами, четыре времени года — четыре разворота, для малышей можно сделать с двумя, расположив материалы парно по двум сезонам на одном развороте;
- папка-календарь, где каждый лист посвящён времени года;
- «гармошка», развороты которой соответствуют определённому времени года (для малышей такой вариант организации не рекомендуется — дети будут путаться в страницах, открывая и закрывая их).
Важные нюансы выбора способа и формата организации материалов
Общепринятым способом организовать содержимое пособия являются кармашки (открытая форма удобна для малышей) и конверты (закрытый вариант нравится детям постарше).
Передний край кармашка нужно вырезать полукругом, чтобы детям было удобно доставать материалы
Материалы также могут размещаться:
- в книжках-гармошках, к примеру, загадки, народные приметы по сезонам;
- на выдвижной ленте, продвигая которую в окошке дети видят один из признаков того или иного времени года;
- в конвертах необычных силуэтов, например, для блока о зиме это может быть снежинка, для осенней части — гриб, для весенней — лист, для летнего раздела — мячик;
- на вращающейся рулетке, к примеру, на её сегментах можно разместить картинки с одеждой, которую люди носят в разное время года.
Все картинки и тексты пособия лучше всего оформить на картонных заламинированных карточках.
Среди возможных форматов презентации материалов для пособия «Времена года» подойдут:
- картинки (для иллюстрации текстов или в качестве основы для описания);
- разрезные картинки (для детей 1,5–4 лет — на 4–6 деталей, для ребят 4–5 лет — на 8–10 элементов, а для старших дошколят — на 16–20);
- игры, суть которых изложена на карточке;
- стихотворения;
- загадки;
- интересные народные приметы, пословицы и поговорки (обычно эти материалы включаются в пособия для среднего и старшего дошкольного возраста);
- раскраски;
- записи видео- и аудиоматериалов на CD (например, циклы «Времена года» Чайковского и/или Вивальди).