Дидактическое пособие для развития речи и мышления «Цветик-Семицветик»
Материалы: толстый картон; цветной картон (красный, синий, желтый, зеленый, фиолетовый, белый, оранжевый, серый, коричневый); цветная бумага (желтая, зеленая, розовая, белая); шуруп; степлер; клей; ножницы.
Последовательность выполнения:
1. Из толстого картона вырезала два круга диаметром 10 см. 2. Из цветной бумаги желтого цвета вырезала такой же круг, наклеила его на один круг из толстого картона. 3. Скрепила круги между собой шурупом, оставила между ними не большое пространство для лепестков; 4. Из цветного картона вырезала 7 лепестков овальной формы; 5. Из белой бумаги вырезала кармашки для вставных картинок и прикрепила степлером к лепесткам; из оставшегося цветного картона вырезала силуэты банки для компота, баночки для варенья и супницы (можно сделать любые другие силуэты). Крышки для них вырезала из цветной бумаги.
Задачи, которые помогает решить пособие «Цветик-Семицветик»
Использование данного развивающего пособия помогает обогатить словарный запас детей, активизировать речь; научить согласовывать существительное с прилагательным, правильно строить фразу; действовать самостоятельно; развивать мышление детей; уточнять и закреплять представление о характерных признаках времен года.
Вариант использования пособия «Цветик-Семицветик»
Пособие можно использовать как с группой детей до 7 человек(по количеству лепестков), так и индивидуально с одним ребенком. Возраст от 2 до 7 лет.
1. Дидактическая игра «Собери «Цветик-Семицветик»
Для детей 2-3 лет дается задание собрать «Цветик-Семицветик». Для них вставить в небольшое отверстие лепестки – большой труд.
2. Дидактическая игра «Собери «Цветик-Семицветик» и вставь предметы посуды(одежды, игрушки, овощи и т.д)»
Для детей 4 лет. Нужно собрать «Цветик-Семицветик», а затем в ставить в кармашки картинки, на которых изображены: -предметы посуды (или одежды); -животные (или птицы); -игрушки(или овощи); -фрукты(или цветы) и др. Дети называют изображенные предметы и слово, их обобщающее, например овощи. Эту игру можно использовать как заключительную часть занятия или как индивидуальную работу с детьми.
3. Дидактическая игра «Какой? какая? Какое?»
Игра для более старших детей от 5 до 7 лет. Перед началом игры детям (7 человек) раздаются картинки. «Цветик-семицветик» собран. Каждый ребенок сидит напротив лепестка. Воспитатель кладет посреди «Цветика» силуэт банки для компота (для варенья, супницу)
Задания:
— У кого какой компот? Назовите и вставьте картинку в кармашек! (ответы детей зависят от того какие картинки раздал воспитатель: вишневый, яблочный, ананасовый и т.д) — Кто какое любит варенье? (дети называют: малиновое, клубничное, клюквенное и т.д и вставляют каждый свою картинку в кармашек) — какой суп сварила мама? (грибной, гороховый, овощной и т.д, дети вставляют в кармашки соответствующие картинка)
4. Дидактическая игра «Времена года»
Для детей 5-7 лет. На середину «Цветика» воспитатель кладет картинку зимы(весны, лета, осени). Детям раздаются карточки-картинки(предметные и сюжетные), относящиеся к тому или иному времени года. Дети должны вставить в кармашки такие картинки, которые относятся к той, что положила воспитатель на середину «Цветика-семицветика»
Статья размещена в авторской редакции
Дидактическое пособие по развитию речи для дошкольников « Цветик – семицветик»
Дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам»
Цель:
Формировать умение составлять рассказ по серии картинок.
Задачи: Способствовать развитию умения у детей последовательно и логично составлять рассказ, стараясь правильно строить предложение. Развивать речь, интонацию, правильное звукопроизношение.
Ход игры
: Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности по секторам, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
Дидактическая игра «Расскажи о временах года»
Цель:
Обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».
Задачи: Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него. Способствовать развитию умения у детей составлять предложения и объединять их в связный рассказ, четко выстраивать композицию. Развивать у детей речевую активность, зрительную память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Ход игры:
В центр цветка выкладывается картинка с изображением символа времени года. Ребёнок подбирает подходящие картинки и выкладывает их на лепестки. Задание закрепит представления ребёнка о временах года (признаки, приметы), познакомит с пословицами и поговорками на заданную тему. Также возможно заучивание стихотворений о временах года.
Работа может проводиться по любой лексической теме.
Дидактическая игра «Подбери правильно слова»
Цель
Способствовать развитию умения у детей подбирать, соответственно заданию, слова с заданным количеством слогов. Упражнять в умении делить слова на слоги.
Ход игры:
В центральном кружочке помещается схема с количеством слогом. Дети считают на ней кружочки, подбирают и называют слова с заданным количеством слогов. Если на схеме один кружочек, то ребенок подбирает слова с одним слогом (мак, рак, дом, сом, и т. д.), два кружочка — с двумя слогами (вата, холод, зима, липа, и т. д.).
Дидактическая игра «Собери «Цветик-семицветик»»
Цель:
Автоматизация звука в речи, дифференциация звуков.
Ход игры:
В центр цветка выкладывается картинка с изображением соответствующей звуку буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: и ), называет картинки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно составить предложения с каждой из картинок.
Дидактическая игра «В каком королевстве живет звук»
Цель:
Определить положение звука в слове; закрепить понятие «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».