Конспект занятия по экспериментальной деятельности в младшей группе на тему «свойства воды, камня и песка»

Опыты с песком в младшей группе

Голованева Татьяна

Опыты с песком в младшей группе

Цель: Через опыты научить детей определять физические свойства песка.

Задачи:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Через опыты научить детей определять физические свойства песка.

4. Научить детей делать самостоятельные выводы по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Опыт № 1 «Откуда берётся песок»

Цель:

выяснить, откуда в природе берется песок

Материал:

камни, листы белой бумаги.

Описание:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

Как вы думаете, что это сыплется? Рассмотрите. Как мы получили песок? Как в природе появляется песок?

Вывод:

Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Опыт № 2 «Из чего состоит песок»

Цель:

выяснить, из чего состоит песок

Материал:

стаканчики с песком, листы белой бумаги.

Описание:

Насыпьте песок на листок бумаги.

Из чего состоит песок? (песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод:

Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Опыт №3 «Сухой песок сыпучий»

Цель:

познакомить с песком, обратить внимание на свойство сухого песка (сыплется)

Материал:

стаканчики с песком, листы белой бумаги.

Описание:

Предложить сделать рыбку из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему (песок сыпется)

Вывод:

сухой песок сыпучий.

Опыт № 4 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Цель:

Выделить свойства мокрого песка.

Материал:

поднос с мокрым песком, различные формочки.

Описание:

насыпьте мокрый песок в формочки, утрамбуйте, переверните. Фигурки получились?

Вывод:

Мокрый песок принимает любую форму.

Опыт № 5 «Легко ли сыпется песок»

Цель:

Учить набирать песок и удерживать в ладонях, пересыпать его тонкой струйкой

Материал:

подносы с песком.

Описание:

Дать детям теплый и холодный песок, уточнить, где какой и песок находится. Предложить пересыпать его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?

Вывод:

в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную — с теплым.

Опыт № 6 «Движение песка».

Цель:

ознакомление со свойствами песка.

Материал:

подносы с мокрым и сухим песком, трубочки.

Описание:

Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок.

Что происходит (он движется)

А теперь подуйте на сырой песок?

Что происходит? песчинки мокрые и они не движутся.

Вывод:

Песок сухой движется, а сырой нет.

Опыт № 7 «Куда исчезла вода»

Цель:

показать, что песок легко впитывает воду.

Материал:

стаканчики с песком и водой.

Описание:

в стаканчик с песком налейте воды. Потрогайте песок. Каким он стал?

Куда исчезла вода?

Вывод

: вода быстро впитывается в песок.

Ход занятия-экспериментирования:

1. Уточнение правил безопасности.

Во время занятия:

не брать песок, камни в рот;

не брызгаться водой, не обсыпаться песком;

не тереть глаза грязными руками.

Воспитатель: Ребята я вам сегодня на занятия принесла бумажный кораблик и баночку с камешками и песком.

Выполнение 1-й части эксперимента.

Воспитатель: Ребята давайте опустим ручки в ванночку и попробуем водичку, водичка какая дети?

(Дети отвечают : холодная водичка.)

Воспитатель: А теперь пустим кораблик в ванночку. Ребята, что происходит с корабликом.

(Дети: Кораблик плывет.)

Воспитатель: Давайте подуем на кораблик, что с ними происходит?

(Дети: Быстро плывет).

Воспитатель: А теперь ребята посмотрим, что у нас в первой баночке?

Воспитатель: Беру баночку с камешками и спрашиваю у ребят, что это такое.

(Дети отвечают.)

Воспитатель: Ребята возьмем в одну ручку камушек, а в другую кораблик. Кораблик какой?

(Дети: Лёгкий)

Воспитатель: А камушек?

(Дети: Тяжёлый.)

Воспитатель: Давайте их опустим на воду, смотрите кораблик плывёт потому что лёгкий, а камушек утонул он тяжёлый. А скажите ребята камушек видно?

(Дети: Видно.)

Воспитатель: Видно, потому что водичка прозрачная. А теперь опустите

Ваши ручки в ванночку, вы видите их?

(Дети: Да, водичка прозрачная и мы видим ручки.)

Воспитатель: Ребята теперь возьмите салфетки и вытрите ручки.

Воспитатель: Дети давайте встанем на коврик и немного поиграем

Физминутка «Будем прыгать и скакать»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем прыгать и скакать.

Наклонился правый бок

Раз, два, три – наклонился левый бок – раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки и дотянемся до тучки.

Выполнение 2-й части эксперимента.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что у нас во второй баночке?

Воспитатель: Ребята, что насыпано в баночке? (песок). Давайте высыплем песок на доску. Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый, сыпется).

Воспитатель: Этот песок — сухой, сыпучий. (Дети повторяют).

— Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).

— Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)

— Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие. (Дети повторяют.)

— Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой. (Сопровождаю свои слова демонстрацией опыта).

Воспитатель: Ребята у нас столе есть формочка. Давайте насыплем песок в формочку посмотрим получится у нас куличик или нет.

Аккуратно насыпаем песок в формочку.

Воспитатель: Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)

Воспитатель: Ребята, чтобы получились куличи, что нужно сделать с песком?

Дети отвечают: Намочить.

Песок мокрый — он темный, холодный, из него можно лепить куличики. Кто знает, что будет, если в песок налить воду? (Ответы детей.) Давайте проверим.

Воспитатель: Наливаю воду в песок.

Потрогайте его и скажите — сухой он или мокрый’? (ответы детей)

Тёплый или холодный? (ответы детей) .

Воспитатель: Если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным.

— Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)

Вывод. Мокрый песок не сыпучий.

Воспитатель: Из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмем формочку и аккуратно наложим в нее мокрый песок. Вот так постучим по песку совочком, утрамбуем его

Осторожно перевернем формочку с песком. Постучим по донышку еще раз совочком

Снимем формочку. Что получилось? (Куличик.)

— Вот какой красивый куличик мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой.

Воспитатель: Подвожу итог. Сухой песок сыпется, а мокрый лепется. Из сухого песка нельзя делать куличики, а из мокрого можно.

Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Волшебный песок» (неживая природа)

Экологический проект «Волшебный песок»

Тип: краткосрочный, исследовательский.

Цель: Удовлетворить потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком.

Задачи:

Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится). Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.

Ресурсное обеспечение: песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках, игрушки.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Актуальность:

Федеральные государственные требования к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.

Для малышей игры с песком:

А) Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.

Б) Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.

В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.

Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).

Проект рассчитан на 3 дня. При планировании работы учитывался принцип интеграции образовательных областей.

Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.

Ожидаемые результаты: Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.

Планирование работы

Дни недели Образоват. область Образ. деятельность в режиме дня НОД Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями
1-й день Познание

Физическая культура

Труд

Утро: ситуативный разговор «Петушок и уточка». Цель: найти ведущее отличие птиц (уточка плавает и ныряет).

Прогулка: Подвижная игра «Солнышко и дождик». Цель: учить осознанно действовать в соответствии с текстом игры.

Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный). Цель: знакомство со свойствами песка (сухой сыплется, влажный – сохраняет форму). Поливка песка в песочнице из леечек.

Рыхление лопаткой. Цель: освоение способов обращения с леечкой и лопаткой.

Консультации для родителей: «Играем с водой и песком», «Как организовать поисково – познавательную деятельность детей».
2-й день Чтение худож. литературы

Познание

Социализация

Труд

Коммуникация

Утро: чтение рассказа

В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок». Цель: способствовать к размышлению над сюжетом рассказа.

Прогулка: дидактическая игра «Тайничок». Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать их.

Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки. Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость. Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки. Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость. Предложить вечером во дворе своего дома полить водой песочницу. Цель: помочь детям в практическом освоении знаний свойств песка.
3-й день Чтение худож. литературы

Познание

Социализация

Здоровье

Безопасность

Утро: Чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница». Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки.

Прогулка. Беседа об аккуратном обращении с песком. Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.

Проблемная ситуация: «Поможем кукле Антошке. Ему попал песок в лицо». Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку. Игры в песочнице с формочками и лопатками. Цель: Закрепление представлений о свойствах песка. Игры с песком – лепка пирожков и печенья с помощью формочек.

Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности детей и воспитателя; закрепление навыков игр с песком.

Фотоматериалы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: