Опыты с песком в младшей группе
Голованева Татьяна
Опыты с песком в младшей группе
Цель: Через опыты научить детей определять физические свойства песка.
Задачи:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Через опыты научить детей определять физические свойства песка.
4. Научить детей делать самостоятельные выводы по результатам обследования.
5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Опыт № 1 «Откуда берётся песок»
Цель:
выяснить, откуда в природе берется песок
Материал:
камни, листы белой бумаги.
Описание:
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
Как вы думаете, что это сыплется? Рассмотрите. Как мы получили песок? Как в природе появляется песок?
Вывод:
Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
Опыт № 2 «Из чего состоит песок»
Цель:
выяснить, из чего состоит песок
Материал:
стаканчики с песком, листы белой бумаги.
Описание:
Насыпьте песок на листок бумаги.
Из чего состоит песок? (песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод:
Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Опыт №3 «Сухой песок сыпучий»
Цель:
познакомить с песком, обратить внимание на свойство сухого песка (сыплется)
Материал:
стаканчики с песком, листы белой бумаги.
Описание:
Предложить сделать рыбку из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему (песок сыпется)
Вывод:
сухой песок сыпучий.
Опыт № 4 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Цель:
Выделить свойства мокрого песка.
Материал:
поднос с мокрым песком, различные формочки.
Описание:
насыпьте мокрый песок в формочки, утрамбуйте, переверните. Фигурки получились?
Вывод:
Мокрый песок принимает любую форму.
Опыт № 5 «Легко ли сыпется песок»
Цель:
Учить набирать песок и удерживать в ладонях, пересыпать его тонкой струйкой
Материал:
подносы с песком.
Описание:
Дать детям теплый и холодный песок, уточнить, где какой и песок находится. Предложить пересыпать его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?
Вывод:
в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную — с теплым.
Опыт № 6 «Движение песка».
Цель:
ознакомление со свойствами песка.
Материал:
подносы с мокрым и сухим песком, трубочки.
Описание:
Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок.
Что происходит (он движется)
А теперь подуйте на сырой песок?
Что происходит? песчинки мокрые и они не движутся.
Вывод:
Песок сухой движется, а сырой нет.
Опыт № 7 «Куда исчезла вода»
Цель:
показать, что песок легко впитывает воду.
Материал:
стаканчики с песком и водой.
Описание:
в стаканчик с песком налейте воды. Потрогайте песок. Каким он стал?
Куда исчезла вода?
Вывод
: вода быстро впитывается в песок.
Ход занятия-экспериментирования:
1. Уточнение правил безопасности.
Во время занятия:
не брать песок, камни в рот;
не брызгаться водой, не обсыпаться песком;
не тереть глаза грязными руками.
Воспитатель: Ребята я вам сегодня на занятия принесла бумажный кораблик и баночку с камешками и песком.
Выполнение 1-й части эксперимента.
Воспитатель: Ребята давайте опустим ручки в ванночку и попробуем водичку, водичка какая дети?
(Дети отвечают : холодная водичка.)
Воспитатель: А теперь пустим кораблик в ванночку. Ребята, что происходит с корабликом.
(Дети: Кораблик плывет.)
Воспитатель: Давайте подуем на кораблик, что с ними происходит?
(Дети: Быстро плывет).
Воспитатель: А теперь ребята посмотрим, что у нас в первой баночке?
Воспитатель: Беру баночку с камешками и спрашиваю у ребят, что это такое.
(Дети отвечают.)
Воспитатель: Ребята возьмем в одну ручку камушек, а в другую кораблик. Кораблик какой?
(Дети: Лёгкий)
Воспитатель: А камушек?
(Дети: Тяжёлый.)
Воспитатель: Давайте их опустим на воду, смотрите кораблик плывёт потому что лёгкий, а камушек утонул он тяжёлый. А скажите ребята камушек видно?
(Дети: Видно.)
Воспитатель: Видно, потому что водичка прозрачная. А теперь опустите
Ваши ручки в ванночку, вы видите их?
(Дети: Да, водичка прозрачная и мы видим ручки.)
Воспитатель: Ребята теперь возьмите салфетки и вытрите ручки.
Воспитатель: Дети давайте встанем на коврик и немного поиграем
Физминутка «Будем прыгать и скакать»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем прыгать и скакать.
Наклонился правый бок
Раз, два, три – наклонился левый бок – раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки и дотянемся до тучки.
Выполнение 2-й части эксперимента.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что у нас во второй баночке?
Воспитатель: Ребята, что насыпано в баночке? (песок). Давайте высыплем песок на доску. Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый, сыпется).
Воспитатель: Этот песок — сухой, сыпучий. (Дети повторяют).
— Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).
— Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)
— Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие. (Дети повторяют.)
— Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой. (Сопровождаю свои слова демонстрацией опыта).
Воспитатель: Ребята у нас столе есть формочка. Давайте насыплем песок в формочку посмотрим получится у нас куличик или нет.
Аккуратно насыпаем песок в формочку.
Воспитатель: Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)
Воспитатель: Ребята, чтобы получились куличи, что нужно сделать с песком?
Дети отвечают: Намочить.
Песок мокрый — он темный, холодный, из него можно лепить куличики. Кто знает, что будет, если в песок налить воду? (Ответы детей.) Давайте проверим.
Воспитатель: Наливаю воду в песок.
Потрогайте его и скажите — сухой он или мокрый’? (ответы детей)
Тёплый или холодный? (ответы детей) .
Воспитатель: Если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным.
— Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)
Вывод. Мокрый песок не сыпучий.
Воспитатель: Из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмем формочку и аккуратно наложим в нее мокрый песок. Вот так постучим по песку совочком, утрамбуем его
Осторожно перевернем формочку с песком. Постучим по донышку еще раз совочком
Снимем формочку. Что получилось? (Куличик.)
— Вот какой красивый куличик мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой.
Воспитатель: Подвожу итог. Сухой песок сыпется, а мокрый лепется. Из сухого песка нельзя делать куличики, а из мокрого можно.
Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Волшебный песок» (неживая природа)
Экологический проект «Волшебный песок»
Тип: краткосрочный, исследовательский.
Цель: Удовлетворить потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком.
Задачи:
Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится). Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
Ресурсное обеспечение: песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках, игрушки.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Актуальность:
Федеральные государственные требования к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.
Для малышей игры с песком:
А) Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.
Б) Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.
В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.
Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).
Проект рассчитан на 3 дня. При планировании работы учитывался принцип интеграции образовательных областей.
Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.
Ожидаемые результаты: Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
Планирование работы
Дни недели | Образоват. область | Образ. деятельность в режиме дня | НОД | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
1-й день | Познание
Физическая культура Труд |
Утро: ситуативный разговор «Петушок и уточка». Цель: найти ведущее отличие птиц (уточка плавает и ныряет).
Прогулка: Подвижная игра «Солнышко и дождик». Цель: учить осознанно действовать в соответствии с текстом игры. |
Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный). Цель: знакомство со свойствами песка (сухой сыплется, влажный – сохраняет форму). | Поливка песка в песочнице из леечек.
Рыхление лопаткой. Цель: освоение способов обращения с леечкой и лопаткой. |
Консультации для родителей: «Играем с водой и песком», «Как организовать поисково – познавательную деятельность детей». |
2-й день | Чтение худож. литературы
Познание Социализация Труд Коммуникация |
Утро: чтение рассказа
В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок». Цель: способствовать к размышлению над сюжетом рассказа. Прогулка: дидактическая игра «Тайничок». Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать их. |
Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки. Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость. | Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки. Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость. | Предложить вечером во дворе своего дома полить водой песочницу. Цель: помочь детям в практическом освоении знаний свойств песка. |
3-й день | Чтение худож. литературы
Познание Социализация Здоровье Безопасность |
Утро: Чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница». Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки.
Прогулка. Беседа об аккуратном обращении с песком. Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам. |
Проблемная ситуация: «Поможем кукле Антошке. Ему попал песок в лицо». Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку. | Игры в песочнице с формочками и лопатками. Цель: Закрепление представлений о свойствах песка. | Игры с песком – лепка пирожков и печенья с помощью формочек.
Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности детей и воспитателя; закрепление навыков игр с песком. |
Фотоматериалы.