Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «я и моя семья»

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Приветствие друг друга «Доброе утро». Назовите каждый свою фамилию, имя. А чем сегодня будем заниматься догадайтесь сами.

Ребус «7 +Я». Отгадайте – «Семья»

Сегодня мы будем говорить о семье.

2. Пальчиковая гимнастика. С веселым настроением поиграем в игру «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

3. Поговорим о семье.

Семья – это самое лучшее в жизни человека. Семья – это родные люди, живущие рядом с вами в вашей квартире. Семью составляют: ребенок, его родители – мама и папа, братья и сестра, бабушка и дедушка. Семья для меня – это радость и счастье, а для вас семья – что? (Ответы детей: это мама и папа, дедушка и бабушка, братья и сестра, тети и дяди)

Сядет на свое место тот,ктоответит на вопрос: «Кто ты в семье?» (для мамы, папы – сын (дочь, для дедушки, бабушки – внук (внучка, в семье ты кто? – ребенок).

4. Игра «Как кого зовут?».

Дети называют, как зовут каждого члена в их семье.

Меня зовут – …

Маму зовут – …

Папу – …

Бабушку – …

Дедушку – …

5. А сейчас отгадайте загадки о членах семьи. Про кого они?

Кто вас дети нежно любит? Кто лелеет и голубит.

Не смыкая ночью глаз, кто заботится о вас.

Без сомненья скажем прямо: «Ну, конечно, это …»

(мама)

Дружим мы уже давно. Смотрим мультики, кино.

Свяжет варежки. Носки, напечет ватрушек.

Вы ответьте дружно мне. Кто же это?

(бабушка)

Руки сильные, большие, вихры как у меня.

Добрый взгляд и знает много. Если надо станет строгим.

Ну, вдруг обидит кто-то – защиту встанет он.

Кто же этот добрый, сильный и отважный человек?

(папа)

Кто умеет все на свете – выжигать, строгать, пилить.

Кто поможет вам охотно все, что хочешь смастерить.

У него усы и трубка и морщинки вокруг глаз.

Он, как мама и, как папа очень – очень любит вас.

(дедушка)

6. Игра с мячом «Назови ласково».

Называете слово и бросаете мяч ребенку, тот ловит мяч и приговаривает это же слово с уменьшительно-ласкательным значением.

Папа – … (папочка, папуля).

Мама – … (мамочка, мамуля).

Баба – … (бабушка, бабуля).

Дед – … (дедушка, дедуля).

Брат – … (братик, братишка).

Сестра – … (сестренка, сестричка).

7. Закончи предложение. (Склонение существительных)

У каждого малыша есть … (мама). Каждый человек любит свою … (маму). На свете очень трудно жить без … (мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы … (маме). Я люблю гулять со своей … (мамой). Я очень гожусь своей … (мамой).

8. Динамическая пауза (в кругу).

Игра с мячом «Наоборот».

Логопед называет слово-признак и бросает мяч ребенку, тот ловит мяч и проговаривает слово, противоположное по значению.

Старый – … (молодой). Молодой – … (старый).

Старший – … (младший). Младший – … (старший).

Старше – … (моложе). Моложе – … (старше).

9. Игра «Мой, моя» (с платочком)

Логопед называет слово и передает платочек ребенку, тот берет платочек и проговаривает это же слово со вспомогательными словами мой, моя.

Папочка – (мой папочка) Папуля – (мой папуля)

Мамочка – … Мамуля – …

Бабушка – … Бабуля – …

Дедушка – … Дедуля – …

Братик – … Братишка – …

Сестренка – … Сестричка – …

Семья – … Семья – …

10. Игра с мячом «Какой? Какая?»

Мама – добрая красивая, ласковая …

Папа – сильный, смелый, храбрый …

Семья – большая, дружная, крепкая …

Бабушка – любимая, добрая, заботливая …

Дедушка – умный, сильный, веселый …

11. Дидактическая игра «Старше или младше?»

Дочка – мама

Папа – дедушка

Сын – папа

Дедушка – мама

Бабушка – папа

Бабушка – внук

И я предлагаю рассказать о свой семье.

12. Игра «Расскажи мне о семье».

Каждый рассказывает о своей семье, которую он нарисовал,по плану:

Наша семья состоит из … человек.

Мою маму зовут …. Она работает ….

Моего папу зовут …. Он работает ….

Меня зовут …. Я….

Наша семья ….

13. Итог занятия.

Игра «Беги ко мне».

Ребенок называет члена своей семьи, его фамилию, имя, отчество, подбегает к логопеду и становится рядом.

Ход НОД

— Ребята, к нам сегодня пришли гости. Помашите им ручками и улыбнитесь.

Подарите улыбки друг другу

Ну а теперь все внимание на меня

— Послушайте и помогите мне отгадать загадку:

Это слово каждый знает

Ни за что не променяет!

К цифре «семь» добавлю Я

Что получится? (Семья)

— Правильно – это семья! Как вы думаете, а что такое семья? (мама, папа, братишка, бабушка и т. д.)

— А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Предлагаю вам сыграть в игру «Вопрос – ответ». Я задаю вам вопросы, а вы отвечаете.

(Дети стоят в кругу. Проводится игра с мячом «Вопрос – ответ».)

— Девочка для мамы и папы кто?

— Девочка для бабушки и дедушки кто?

— Мальчик для мамы и папы кто?

— Мальчик для бабушки и дедушки кто?

— Папа для бабушки и дедушки кто?

— Мама для бабушки и дедушки кто?

— А ты кто для мамы и папы?

(Дети рассаживаются на стульчики, которые расположены полукругом)

— А кто хочет рассказать о своей семье?

(дети рассказывают о своих близких, показывают фотографии)

— Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано на картине? (голубые тучки и чёрные тучки)

— Я вам предлагаю сделать календарь семьи и отметить погоду на нём.

(Дети рассаживаются за столы. На столах бумага и цветные карандаши)

— О чём мы сегодня говорим? (о семье)

— Обведите слово СЕМЬЯ. Тучки голубые -это ваши хорошие поступки, а чёрные?

— Я буду называть слова, а вы должны подумать, что обозначают эти слова и нарисовать на своём листочке тучку. Всё понятно?

— Сделаем гимнастику для пальчиков и приступим к работе.

Делаем пальчиковую гимнастику «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья!

А теперь приступаем к работе.

(Обиды, лень, трудолюбие, доброта, ссора, помощь, злость, забота о семье, вежливость, непослушание, обида, уважение.)

— Пришло время посчитать, каких тучек больше?

— Какая погода должна быть в семье?

Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

— Пришло время загадок. А загадки будут о наших близких и родных людях.

Надарила безделушек –

Семь матрешек и бобренка…

Но дороже всех игрушек

Для меня моя (сестренка).

Излучает она свет,

От улыбки – ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная (мамочка).

Мочит в теплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый (дедушка)

Должен вам признаться я:

Есть приятель у меня,

Но надежней во сто крат

Мой защитник, старший (брат)

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, (Папа)

— Ребята. А как вы думаете,кто появился на свет раньше: вы, мама, папа, дедушка, бабушка.

Игра «Назови ласково»

(Мама – мамочка, маменька, мамуленька)

— А какие бывают семьи? (маленькие и большие, дружные и гостеприимные

трудолюбивые, веселые)

— Что объединяет членов семьи? (любовь, забота, преданность)

— Кто главный в семье? (тот, кто старше). Это наши дедушки и бабушки. Вы согласны?

— Как нужно жить в семье? (помогать друг другу, заботиться друг о друге)

— Нашу встречу я хочу закончить стихотворением о семье:

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим,чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Ход занятия

1.Организационный момент:

Гости сидят на стульях в группе. Входят логопед с детьми.

Логопедобращает внимание детей на присутствие гостей:

Логопед: — Ребята, посмотрите, к нам пришли сегодня гости. Они очень хотят посмотреть как вы занимаетесь. А с гостями принято здороваться. Предлагаю вам поздороваться. дети говорят «Здравствуйте!».

Логопед: Ну – ка дружно, встаньте в круг,

Я – твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

— Вы, ребятки, котятки? (Нет)

Вы, ребятки, козлятки? (Нет)

Вы, ребята, поросята? (Нет)

А, кто вы? У вас, есть имя и фамилия? (Да)

— А, ну-ка не молчите, и скорей их назовите (передают мяч)

Дети: называют свое имя и фамилию

Логопед: Все молодцы! А теперь проходите за свои столы.

Логопед: Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит…

Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг.

Что-то никто не открывает,постучу еще разок: тук-тук-тук.

(Логопед стучит в дверь дома, из него появляется кукла Даша).

Логопед: Здравствуй, Даша! Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в нем?

Даша: Здравствуйте. Я живу в этом доме со своей семьей.

А кто они угадайте сами: (кукла загадывает загадки)

Логопед: Ребята, попробуем их отгадать?

Дети: Да

2. Загадки

На каждую загадку появляется картинка-отгадка.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша. (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам?

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш. (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый. (дед)

Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший. (брат)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя старшая. (сестренка)

Логопед: Ребята, как вы думаете кто эти люди? Как назвать их всех одним словом?

Дети: Семья.

Логопед: Все должны любить и уважать своих родных и называть их ласковыми словами.

— Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково»

3. Игра. Скажи ласково

Отвечают индивидуально

Дочь – доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек

Папа – папочка, папуля

Мама – мамочка, мамуля.

Дед – дедушка, дедулечка

Бабушка – бабуля, бабулечка.

Сестра – сестренка

Брат – братик.

Логопед: Молодцы, ребята!

— Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.

А где живут семьи?

Дети: Семьи живут в доме, в квартире. Посмотрите пожалуйста на картинку и скажите, где находится Дашина семья?

4. Игра Кто? Где?

Отвечают полным ответом индивидуально

Где сидит дедушка? / Дедушка сидит на диване.

-Где сидит бабушка? / Бабушка сидит на кресле.

-Где сидит папа? Папа сидит на кресле.

-Где сидит дочка? / Дочка сидит на стуле.

-Где играет сынок? / Сынок играет на полу.

Молодцы все верно сказали!

5. Физкультминутка

Вы наверное устали? Ну тогда все вместе встали.

Ножками по топали, ручками по хлопали

Дружно вместе повертелись,

И за панрты все уселись. Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем. Открываем, помаргаем

И работать продолжаем.

Логопед: Сейчас я раздам вам картинки, а вы попробуете рассказать чем занимаются дома ваши родители?

6. Игра. Посмотри и расскажи

Отвечают полным ответом индивидуально

-Дочка поливает цветы.

-Дедушка читает газету.

-Сынок убирает игрушки.

-Мама моет посуду.

-Бабушка вяжет носочки.

-Папа делает ремонт.

Логопед: Молодцы, ребята, обязанности в вашей семье распределили, а теперь пришло время помочь Даше. Она решила убраться дома, но не знает кому пренадлежат эти вещи.

7. Игра «Чей,чья, чье, чьи»

Отвечают фронтально

Бабушка носит очки. Очки чьи? (бабушкины)

Папа носит джемпер. Джемпер чей? (папин)

У мамы есть юбка. Юбка чья? (мамина)

Сын играет с лошадкой. Лошадка чья,. (сына)

Дедушка носит шляпу. Шляпа чья? (дедушкина)

Дочка носит сандали. Сандали чьи? (дочкины)

Логопед: Молодцы ребята, вы справились с заданием!

8. Итог занятия:

— Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (о семье)

— Что такое семья? (папа, мама, бабушка…. и т. д)

— Что нужно делать что бы у всех в семье было хорошее настроение? Не обижать и во всем помогать!

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

За то, что вы так старались, Даша приготовила вам подарки (всем детям раздаю медальки – «Молодец»)

Спасибо за внимание!

Ход занятия

I.Организационный момент: дети стоят в кругу.

1. Приветствие (гостей, друг друга) «Доброе утро. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. Представьтесь гостям, как вас зовут. (Дети называют своё полное имя и отчество)

А чем сегодня будем заниматься, догадайтесь сами».

Ребус «7 + Я». Отгадайте – «Семья»

Сегодня мы поговорим о семье.

2. Давайте подумаем, какое настроение нам подойдет. Игра «Надень маску» (грустную, сердитую, плаксивую или весёлую).

3.С веселым настроением поиграем в игру:

«Семья»

Папа, мама, брат и я-

(Налевой руке загибают пальцы, начиная с большого)

-Вместе дружная семья!

(Показывают крепко сжатый кулак).

1,2,3,4-

(Правая рука, начинаем сгибать с большого пальца)

-Все живём в одной квартире.

(Показать сжатый кулак).

4. Сядет на свое место тот,кто ответит на вопрос: «Кто ты в семье?» (для мамы, папы – сын (дочь, для дедушки, бабушки – внук (внучка, в семье ты кто? – ребенок).

II. Основная часть.

1. Поговорим о семье. Семья – это самое лучшее в жизни человека. Семья для меня – это радость и счастье, а для вас семья – что? (ответы детей).

2.Игра с мячом: «Мяч друг другу передай, ласковые, добрые слова о семье называй!» (нежность, красота, доброта, счастье, любовь, праздник, радость, здоровье).

3. Игра «Назови любимые занятия всех членов семьи» (работа с карточками –действиями: найди, что делает – папа, мама, дедушка, бабушка, сын, дочь).

А сейчас давайте оживим картинки. Покажем действия, а мы отгадаем кто, что делает.

4. Мы говорили много красивых слов о семье, послушайте пословицы, поговорки о семье.

«При солнышке тепло, при матери добро»

«В гостях хорошо, а дома лучше»

• «Лад в семье – больше счастья не найти, хоть весь свет обойти»

«Нет милее дружка, как родная матушка»

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

Как вы понимаете смысл пословицы? «При солнышке тепло, при матери добро»

5. А сейчас отгадайте загадки о членах семьи. Про кого они?

• «Кто вас дети нежно любит? Кто лелеет и голубит.

Не смыкая ночью глаз, кто заботится о вас.

Без сомненья скажем прямо: «Ну, конечно, это.»» (мама)

• «У меня есть верный друг, лучше всех моих подруг.

Дружим мы уже давно. Смотрим мультики, кино.

Свяжет варежки, носки, напечет ватрушек.

Вы ответьте дружно мне. Кто же это?» (бабушка)

• «Руки сильные, большие, и вихры как у меня.

Добрый взгляд и знает много. Если надо станет строгим.

Ну, а вдруг обидит кто-то – на защиту встанет он.

Кто же этот добрый, сильный и отважный человек?» (папа)

• «Кто умеет все на свете – выжигать, строгать, пилить.

Кто поможет вам охотно все, что хочешь смастерить.

У него усы и трубка и морщинки вокруг глаз.

Он, как мама и, как папа очень-очень любит вас» (дедушка)

6. Физминутка.

«Прогулка»

Я с папой и мамой иду на прогулку

Гуляют прохожие по переулку,

По улицам бродят коты и собаки,

Машины, трамваи, дорожные знаки.

И может быть даже деревья с домами,

Сейчас на прогулку попросятся с нами.

7.Игра :«Какой, какая» (подобрать к словам признаки)

Передаём сердечко-талисман и называем —

• мама – добрая, красивая, ласковая….

• папа – сильный, смелый, храбрый,.

• семья – большая, дружная, крепкая…

• бабушка – любимая, добрая…

• дедушка – умный, сильный, веселый…

• Сын – шустрый, любознательный, любимый…

• Дочь – красивая, умная, озорная,.

9. «Молодцы. Подойдём к нашей выставке рисунков. Вы нарисовали свои семьи. А сейчас расскажите мне о своей семье по рисунку» (3 рассказа о семье).

III. Заключительная часть.

1. В своих рисунках вы все нарисовали Солнце.

Солнце – это символ мира, радости, спокойствия в семье.

Один мальчик хотел, чтобы у всех была семья и всегда святило солнце. Давайте мы подойдём к нашему солнышку и споём эту песню.

(Звучит песня)

«Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я».

У меня в руках семейная свеча счастья и благополучия. Мы будем друг другу передавать свечу и говорить свое самое заветное желание «Пусть» в вашей семье.

Своё предложение вы начинаете со слов «Пусть…».

«Пусть всегда будет.» (смех, цветы, птицы, папа, счастье, любовь).

2. Ребята, вы все сегодня поняли самое главное – «Семья нам всем нужна!», «Вся семья вместе, так и душа на месте».

3. Молодцы дети, все старались, хорошо занимались. Спасибо!

Серия конспектов логопедических занятий по лексической теме “СЕМЬЯ”.

Кириллова Ю., учитель-логопед.

ТЕМА: “СЕМЬЯ”.

Цель: — расширение и активизация словаря.
Задачи: — формировать понятие семья;
— употреблять предлоги в речи в, из;
— учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
— учить подбирать слова – антонимы;
— развитие ориентировки на листе бумаги;
— употреблять существительные в творительном падеже;
— развивать мелкую моторику.
Оборудование: картина с изображением членов семьи, мяч, картинки “Что куда”.
Ход занятия:

Материал с сайта www.logoped.ru

1. Орг. момент. Назвать ласково своего соседа.Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Это вся моя семья. 2. Введение в тему.Семья – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.
С кем ты живешь?
Сколько человек в твоей семье?
Кто старше всех? Кто младше всех?
Кто дети? Кто взрослые?3. Игра “Кто кем приходится?”Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)
4. Игра “Кто старше (младше)?”Кто старше девочка или мама?
Кто младше мальчик или мама?
Кто старше девочка или дедушка?
Кто младше мальчик или бабушка?
Кто старше мама или бабушка?
5. Игра “Наоборот” (по картинкам).Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).
Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
Веселый — (грустный). Старший – (младший).
Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий).
Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой).6. Физкультминутка.
Левой ручкой – по плечу, правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки, вот и кончилась зарядка.
Игра “Рука, ухо, нос”.7. Игра “Что куда”. (по картинам)
— Девочка положила мяч в коробку. Куда девочка положила мяч? (в коробку)
— Где лежит мяч? (Мяч лежит в коробке.)
— Девочка вынула мяч из коробки. Откуда девочка вынула мяч? (из коробки)
— Девочка положила ложку в чашку. Куда девочка положила ложку? (в
чашку)
— Где лежит ложка? (Ложка лежит в чашке.)
— Девочка вынула ложку из чашки. Откуда девочка вынула ложку? (из
чашки)

Материал с сайта www.logoped.ru

8. Игра “Кто чем действует”.(по картинкам9. Выкладывание из геометрических фигур картинки “семья

ТЕМА: “СЕМЬЯ”.

Цель: — развитие связной речи.
Задачи: — закрепить умение подбирать слова – антонимы;
— закрепить понятия старше – младше;
— учить употреблять в речи притяжательные прилагательные;
— обучение пересказу;
— развивать мелкую моторику, зрительную память.
Оборудование: картина с изображением членов семьи, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Это вся моя семья.
2. Игра “Кто старше (младше)?”(составление предложений с союзом а) Кто

старше девочка или мама? Мама старше, а дочка младше. Кто младше мальчик или мама?

Мальчик младше, а мама старше.
Кто старше девочка или дедушка? Дедушка старше, а девочка младше.
Кто младше мальчик или бабушка? Мальчик младше, а бабушка старше.
Кто старше мама или бабушка? Бабушка старше, а мама младше.

Материал с сайта www.logoped.ru

.Игра “Запомни и скажи” (по картине)4. Игра “Чей, чья, чьё, чьи”.5. Физкультминутка.. Пересказ рассказа “Как Маша стала большой” (Е. Пермяк)Материал с сайта www.logoped.ru

Итог занятия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: