Серия конспектов логопедических занятий по теме “ИГРУШКИ”.
Кириллова Ю., учитель-логопед.
ТЕМА: “ИГРУШКИ”.
Цель: — расширение и активизация словаря.
Задачи: — образовывать множественное число существительных;
— учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
— учить подбирать прилагательные к существительным;
— учить употреблять в речи притяжательные местоимения;
— развивать координацию речи с движением;
— развивать мелкую моторику;
— развивать слуховое внимание;
— выполнять и оречевлять 1-2х ступенчатую инструкцию.
Оборудование: картинки с изображением игрушек, мяч, игрушки.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика “ИГРУШКИ”На большом диване в ряд, (попеременно хлопаютв ладоши и
Куклы Катины сидят: стучат кулачками)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате (попеременно хлопаютв ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками).2. Введение в тему. (картинки с изображением игрушек, игрушки)Что считали в пальчиковой гимнастике? (игрушки)
Назовите свою любимую игрушку.
Всем хочется чтобы игрушек было много?
Давайте поиграем.
3. Игра “Один- много”Мяч – мячи слон – слоны
Машина – машины кукла – куклы
Уточка – уточки мишка – мишки
Зайчик – зайчики кубик – кубики
Матрешка – матрешки совок – совки
Барабан – барабаны ведро – ведра
4. Игра “Большой — маленький”
Игрушек стало много, а теперь назовем их ласково.
Мяч – мячик — мячики слон – слоник — слоники
Машина – машинка — машинки кукла – куколка – куколки
Утка — уточка – уточки самолет – самолетик- самолетики
Заяц — зайчик – зайчики ведро- ведерко — ведерки
Матрешка – матрешечка- матрешечки совок – совочек — совочки5. Игра “Что из чего”.У Незнайки много игрушек, но он не знает, из чего они сделаны. Игрушки сделаны
из разного материала. Поможем Незнайке.
Кто знает из чего делают игрушки? (из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани,
бумаги,…).
Материал с сайта www.logoped.ru
6. Физкультминутка “Мячик”.7. Игра “Сделай, что скажу, и скажи, что сделал”.8. Игра “Какой, какая,какие”9. Игра “Мой, моя, моё, мои”.(по картинам)
10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
“Помоги Андрюшке”.
Материал с сайта www.logoped.ru
ТЕМА: “ИГРУШКИ”.
Цель: — развитие связной речи.
Задачи: -усвоить категории родительного падежа;
— учить согласовывать существительных с числительными;
— дифференцировать предлоги на, под;
— закрепление умения подбирать прилагательные к
существительным;
— учить составлять предложения по образцу;
— учить составлять рассказ — описание;
— обучать отгадыванию загадок;
-развивать внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением игрушек, мяч, игрушки.
Ход занятия:
Материал с сайта www.logoped.ru
. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика “ИГРУШКИ”
2. Игра “Чего не стало?”(картина на фланелеграфе).
3. Игра “Какой, какая, какие”Скажем, какие у нас игрушки.
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые,
резиновые, деревянные….
Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….
Машина (какая?) — красивая, большая, легковая, грузовая,….
Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…
Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый ,…
4. Игра “Что из чего”.(составление предложений по образцу)Игрушки сделаны из разного материала.
Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная.
Машинка сделана из железа, значит она железная.
Кубик сделан из пластмассы, значит он пластмассовый.
Мяч сделан из резины, значит он резиновый.
Самолетик сделан из бумаги, значит он бумажный.
Мишка сшит из плюша, значит он плюшевый.
Собачка сделана из стекла, значит она какая? (стеклянная)5. Игра “Где игрушки”(составление предложений по демонстрируемому действию)
Кубик на столе, а машина под столом.
Кукла на столе, а матрешка под столом. И т. п.6. Физкультминутка “Мячик”.Раз, два, прыгай, мячик. (взмахи правой ладонью, как
бы удары по мячу)
Раз, два, и мы поскачем. (ритмичные прыжки на
Девочки и мальчики носочках, руки на поясе)
Прыгают, как мячики.
Материал с сайта www.logoped.ru
7. Игра “1, 2, 5”8. Составление описательного рассказа
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие
(старший дошкольный возраст)
Учитель-логопед Гришунина В.В.
Цель: формирование представлений об игрушках, их назначении.
- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Игрушки»;
- закрепить знания о предложении;
- совершенствовать грамматический строй речи;
развивать диалогическую речь;
развивать зрительное внимание, мышление, общую и тонкую моторику;
- воспитывать культуру общения и поведения на занятиях;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Тип занятия: комбинированное.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
1. Организационный момент:
Дети стоят, взявшись за руки
Логопед: «Вдохнули через носик хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения. Молодцы!»
2. Упражнение «Повтори правильно».
Кукла – мяч – танк;
Матрёшка – мишка – ведро;
Машина – кубики – юла;
Неваляшка – пирамидка – мозаика;
Лото – дудочка – домик.
Логопед: «Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?» (Об игрушках).
3. Беседа об игрушках.
Логопед: «Вы все любите игрушки, играете с ними, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки? Их делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидку – из дерева или пластмассы, лото – из бумаги, мишку – из ткани, машинку – из железа. Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими».
4. Артикуляционная гимнастика:
1. «Лошадка». 3. «Язычок вышел погулять»
2. «Кошечка». 4. «Змейка» и т.д.
5. Отгадывание загадок.
Круглый, гладкий и пузатый – Косолапые ноги,
Больно бьют его ребята. Зимой он спит в берлоге.
Почему беднягу бьют? Догадайся, ответь,
Потому, что он надут. Что это за зверь?
7. Упражнение «Из чего сделана игрушка?».
(образование относительных прилагательных)
Машина сделана из железа, она – железная;
Самолёт сделан из пластмассы, он…;
Матрёшка сделана из дерева, она…;
Мишка сделан из плюша, он…;
Кукла сделана из резины, она… и т. д.
8. Упражнение «С какой игрушкой ты играл?»
(усвоение глаголов 3 лица единственного числа прошедшего времени по картинкам). Ребёнок отвечает полным ответом.
9. Игра «Спрячь слоги в ладошки».
Слоговой анализ слов:
Пирамидка, неваляшка, машинка, мишка, кукла, кубики, шарики, дом… (определить самое короткое и длинное слово).
10. Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану:
– Из каких частей состоит? .
– Из какого материала сделана.
11. Упражнение «Скажи ласково».
Кукла – куколка, мишка – …, дом -…, машина – …, самолёт – …, матрёшка – …, заяц – …, птица – …, корабль – … и т. д.
12. Игра «Один – много».
Одна кукла, а много – …(кукол),
Одна коляска, а много – …,
Один мишка, а много – …,
Один велосипед, а много – …,
Одно колесо, а много – … и т.д.
Чуть ударишь этот мячик –
Начинает он скакать.
Скачет, скачет, скачет, скачет
И не хочет перестать.
(поочерёдное соединение всех пальцев с большим пальцем)
14. Работа в тетрадях.
15. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Уточнение и расширение словаря по теме « Игрушки », образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, развитие диалогической речи.
— Мне пришла посылка. Посмотрите на окно, догадались, кто её прислал? (на окне изображение Деда Мороза).
— Скоро праздник, и Дед Мороз начинает дарить подарки. Хотите узнать, что в посылке? Отгадайте загадки.
Его пинают,
А он не плачет,
Его бросают-
Назад не скачет.
— Мяч.
— Верно. Мяч сделан из резины, значит он какой?- резиновый. Мяч, какой по форме, какого цвета?
— Резиновый, круглый, большой, разноцветный.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка.
— Это матрёшка.
— Правильно. Матрёшка какая?
— Деревянная, новая, красивая, яркая.
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
— Машина.
— Верно. Машина какая?
— Бумажная, маленькая, оранжевая, легковая.
Что всё это значит?
Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать
День, и два, и даже пять.
— Кукла.
— Верно. Кукла какая?
— Пластмассовая, красивая, маленькая, разноцветная.
Что за игрушка-непоседа
Танцует, бегает по следу? —
Я нажала, завела,
Закружилась вдруг…
— Правильно. Юла сделана из металла. Какая юла?
— Металлическая.
Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу.
— Мишка.
— Верно. Мишка какой?
— Молодцы. Отгадали все загадки правильно.
II. Тема занятия.
— Что прислал нам Дед Мороз, назовите, одним словом.
— Игрушки.
— Правильно. Кому нужны игрушки? Для чего? Как можно играть с мячом? А с куклой? А с машинкой? С юлой? С мишкой? С матрёшкой?
Дети рассказывают, как играют с игрушками.
— Как надо относиться к игрушкам? (не ломать, не пачкать, не разбрасывать, убирать на место).
III. Игра «Сосчитай-ка».
(согласование числительных 2 и 5 с существительными).
— Давайте сосчитаем, сколько матрёшек.
Дети разбирают матрёшку и пересчитывают.
Далее дети бросают кубик, на котором написаны цифры от 1 до 5 и пересчитывают другие игрушки.
IV. Игра «Превращения».
(образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
— Давайте поиграем с игрушками в «превращения».
На экране компьютера дети «превращают» большие игрушки в маленькие.
— Я превратил мяч в мячик.
— Я превратил машину в машинку.
— А я превратила куклу в куколку.
— Я превратил паровоз в паровозик.
— А я превратила пирамиду в пирамидку.
V. Игра «Живая игрушка».
(развитие связной речи, общей моторики).
— Давайте «оживим» игрушки. Дети берут по одной игрушке, называют её, сообщают, какие действия она может выполнять и показывают.
— У меня юла. Она может кружиться. ( Ребёнок кружится)
— А у меня мяч. Он умеет прыгать и скакать. ( Ребёнок прыгает)
— У меня неваляшка. Она умеет качаться. ( Ребёнок качается)
— У меня кукла. Она умеет танцевать. ( Ребёнок танцует)
— У меня мишка. Он умеет рычать. ( Ребёнок изображает мишку)
VI. Игра «Собери пирамидку».
(развитие фонематического восприятия, формирование навыков фонематического анализа).
— В коробке лежит ещё одна игрушка. (Логопед достаёт из коробки пирамидку без колец)
— Что это?
— Пирамидка.
— Пирамидка без чего?
— Без колец.
— Верно. Дед Мороз придумал для вас задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите колечко. Дети называют первый звук в названии игрушек, определяют какой он и прикрепляют на доску магнит соответствующего цвета (гласный – красный, согласный твёрдый – синий, согласный мягкий – зелёный).
Предлагаются картинки с изображением: мишки, автомобиля, куколки, мышки, домика.
VII. Формирование слоговой структуры слова, обучение слоговому анализу.
— Ребята, дедушка Мороз просит помочь отправить игрушки, распределив их правильно по вагонам поезда. В 1-ом вагоне «отправим» игрушки, в названии которых одна часть (один слог), во 2-ом – две части, в 3-ем – три части, в 4-ом – четыре.
VIII. Игра «Четвёртый лишний».
(развитие зрительного внимания, мышления).
— О чём мы говорили на занятии?
— Об игрушках.
— Верно. И я хочу проверить, как хорошо вы знаете игрушки.
Дети выбирают лишний предмет на экране компьютера. Если выбор сделан правильно, предмет исчезает.
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме «Игрушки»
1. Организационный момент. Логопед приветствует детей, просит их встать вокруг него и предлагает поиграть в игру «Подскажи словечко» Он плясун, Он певун, Он веселый говорун, Он забавная игрушка, А зовут его…. (Петрушка)
Ударишь-скачет, Уронишь-не плачет! (Мяч)
Румяная девица, А в девице-сестрицы, Каждая сестрица Стоит в своей темнице, На головах-платочки, Румяненькие щечки. Платочек в ладошках У нашей … (Матрешки)
Логопед.Молодцы, ребята, вы отлично разгадали все загадки. Сегодня мы продолжим разговор по теме «Игрушки». А теперь пройдите к столам и сядьте на свои места.
2. Работа в тетрадях. Логопед.Откройте тетради там, где лежит закладка. Что вы видите в правом верхнем углу? Ребёнок. Я вижу в правом верхнем углу мяч. Логопед.Что изображено в левом нижнем углу? Ребёнок. В левом нижнем углу нарисована машина. Логопед.Что вы видите рядом с машиной в другом углу? Ребёнок. Куклу. Логопед.Где и в каком углу она нарисована? Ребёнок. Кукла нарисована в правом нижнем углу. Логопед.Расскажите про игрушку, которую мы не назвали. Ребёнок. Осталась пирамидка, она находится в левом верхнем углу. Логопед. Обведите мяч и машину по пунктирным линиям, затем разукрасьте игрушки любыми цветными карандашами
Обратите внимание, что пирамидка-разноцветная. Каждое колесико рисуем другим цветом
Во время проведения работы логопед ведет диалог о том, каким цветом ребенок хочет разукрасить игрушку, исправляет ошибки при составлении ребенком фразы, помогает в случае необходимости.
Логопед оценивает работу детей, закрывает и убирает тетради.
3. Игра «Подними сигнал». Логопед. Какие сейчас игрушки мы разукрасили? Дети перечисляют названия игрушек Логопед.Поднимите сигнал, обозначающий твёрдый согласный звук. Дети поднимают синий кружочек. Логопед.Поднимите сигнал, обозначающий мягкий согласный звук. Дети поднимают зелёный кружочек. Логопед.Назовите первый звук в слове мяч. Поднимите нужный сигнал. Логопед.Назовите первый звук в слове машина. Поднимите нужный сигнал. Логопед.Назовите первый звук в слове кукла. Поднимите нужный сигнал. Логопед.Назовите первый звук в слове пирамидка. Поднимите нужный сигнал. Дети выполняют задание.
4. Физкультурная пауза. Логопед приглашает детей на ковёр и предлагает им встать в круг.
Девочки и мальчики Дети прыгают на носках Прыгают, как мячики По два прыжка на каждую Прыг-скок, прыг-скок, Прыг-скок, прыг да-скок! Строчку, руки-на поясе.
5. Упражнение «Салют». Логопед раздаёт детям пластиковые маленькие бутылочки с разноцветным пенопластом и просит их спокойно на выдохе подуть в трубочку не раздувая щёк так, чтобы получился «салют». (Повторить3-5 раз)
6. Упражнение «Повтори». Логопед приглашает детей подойти к зеркалу и сделать вместе с ним артикуляционную гимнастику для шипящих звуков («Окошечко», «Чашечка», «Маляр»). Логопед.Давайте поиграем в игру «Повтори». Помните, что на звук язык находится за верхними зубами в форме «чашечки», боковые края «чашечки» хорошо прижаты к зубам. Логопед произносит слоги и слова. Дети по очереди повторяют их за логопедом.
7. Упражнение «Скажи наоборот». Логопед приглашает детей встать в круг и поиграть в игру «Скажи наоборот» с мячом. Новая игрушка-старая игрушка. Черная собачка-белая собачка, Низкий домик-высокий домик, Жесткий кубик-мягкий кубик, Грустная кукла-весёлая кукла.
8. Окончание занятия. Логопед оценивает работу детей, предлагает им вспомнить, чем занимались на занятии.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Игры и упражнения
Игра «Один – много»
кукла –
Игра «Скажи ласково»
Упражнение «Чего (кого) не стало?» — предложить ребенку запомнить 5-6 игрушек, находящихся в комнате. Затем спрятать одну или две из них, когда ребенок выйдет из комнаты и спросить «Чего не стало?». Повторить упражнение 2-3 раза.
«Узнай игрушку по её части»(кабина – машинка, колечко – пирамидка и т.д.)
Проблемные вопросы: — Почему взрослые не играют в игрушки?
Упражнение «4-ый лишний»: Назвать лишний предмет, объяснить почему он лишний.
машинка – пирамидка – морковка – матрешка (морковка — это не игрушка)
кубики – апельсин – мячик – машинка
машина – кубики – матрешка — пирамидка
Упражнение «Положи игрушки» на понимание пространственных отношений: поставьте перед ребенком 4-5 игрушек. Ребенок должен выполнить инструкции: положи мяч справа (слева, спереди, сзади, между) от машины и т.п.
Игра «Скажи наоборот»
Игра «Что сломали у игрушки?»
У машинки отвалилось . (колесо)
«Куда спрятались игрушки?» Закрепление употребления предлогов на, за, под.
Взрослый. Маша плохо обращалась со своими игрушками, и они спрятались от нее. Помогите девочке найти игрушки. Расскажи, где могут прятаться игрушки.
Ребенок. Мишка залез на шкаф. Кукла спряталась за креслом. Мячик закатился под диван и т.д.
Психоречевая гимнастика «Один — одна»:
Пирамида – кубик и т.п.
Упражнение «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»
Конструктор сделан из дерева. Какой конструктор?
Матрёшка из дерева — . Какая матрёшка?
Посудка сделана из стекла. Какая посудка?
Ведёрко сделано из пластмассы. Какое ведёрко?
Мебель для кукол. Какая мебель? И т.д.
Упражнение для развития моторики. Самомассаж рук мячиком Су-Джок
Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -(перебрасывание мяча из руки в руку)
Мяч летает между рук.