Роза ветров по географии — как построить схему, определение и примеры

Применение на практике

Знание розы ветров и умения ее расшифровки требуется во многих сферах жизнедеятельности человека. К ним относятся:

Метеорология. Когда необходимо спрогнозировать погодные условия. Они меняются в зависимости от преобладающего направления ветра.
При установке ветряных аппаратов

Важно их расположить так, чтобы воздушная масса направлялась перпендикулярно плоскости лопастей.
При строительстве жилых объектов. Непосредственно на проекте генплана в левом верхнем углу строится роза ветров

Причем присутствует здесь она в 2 видах: летняя и зимняя.
Часто на теле формируется тату в форме розы ветров. Особенно распространена она среди зоновских заключенных.

В настоящее время во многих видах трудовой деятельности невозможно обойтись без предварительного исследования движения воздушных масс. С учетом розы ветров построенные объекты простоят намного дольше, а установленные ветряные аппараты будут работать с максимальной отдачей.

https://youtube.com/watch?v=EzLPgE2iMIo

Общее понятие

Под определением розы ветров понимается построение схемы векторной диаграммы с целью установления направления и силы перемещения воздуха. Составляется она для определенной точки планеты. Выглядит в виде расходящихся от центра лучей. Картинка напоминает форму розы. С некоторых языков она переводится как роза компаса, потому что рисунок напоминает этот прибор.

Внешне построенная диаграмма выглядит как неправильный многоугольник, разбитый на румбы в соответствии со сторонами света. Длины лучей между собой могут сильно отличаться. По их величине ведется определение господствующего направления ветра. Также диаграмма показывает его параметры:

  • силу;
  • продолжительность.

Исторические сведения

Появление этого термина связано еще с древним временем, когда мореплавателями разных стран, в том числе и русскими, использовался ветер как источник энергии. На основании информации из википедии и докладов путешественников известно, что суда, плавающие по морским просторам, не могли перемещаться без ветра, которым наполнялись их паруса. Для капитана корабля важным фактором было направление перемещения воздушных масс и их сезонность. Только в этом случае он мог отправляться в дальнее плавание без опаски.

Наконец, в XV веке стали появляться карты с нанесенной на них розой ветров. Чтобы уметь ими пользоваться, нужно было научиться правильно их читать. Это означало, что люди морской профессии должны были проходить определенное обучение.

Способ построения

Построение диаграммы делается на листке бумаги. Первое, что нужно начертить — это 4 оси:

  1. Вертикальную. Она будет указывать направление с севера на юг.
  2. Горизонтальную. С востока на запад.
  3. Две диагональные. Одна — с юго-востока на северо-запад, а другая — с юго-запада на северо-восток.

На этих осях будут находиться отметки, соответствующие направлению и силе ветра. Для этого используется метеорологический календарь, где содержится такая информация за определенный период времени. Например, он будет соответствовать 3 летним месяцам. Допускается использование какого-либо другого источника, имеющегося под руками. Как вариант можно взять данные из вики.

Чтобы характеристика диаграммы получилась наглядной, нужно выбрать оптимальный масштаб диаграммы. Например, когда 1 мм соответствует 1 дню. Затем сделать подсчет статистических данных. Узнать, сколько времени дул северный, южный и остальные ветра в течение выбранного периода.

Дальше порядок работы по пунктам кратко выглядит следующим образом:

  1. На осях, соответствующих направлению ветра, отмечается число ветреных дней. Каждый день соответствует 1 мм .
  2. Количество безветренных дней фиксируется в центре диаграммы, где стоит центральная точка. Ведется обычное написание их числа.
  3. Все отмеченные точки соединяются между собой. В результате получается неправильной формы многоугольник.
  4. Вся внутренняя часть фигуры заштриховывается.

Если на одной из осей отметки, вообще отсутствуют, это значит, что ветра в этом направлении не было. В таком случае многоугольник частично остается незамкнутым.

Алгоритм построения розы ветров

  1. Рисуем пересечение осей горизонта;
  2. На каждой оси горизонта ставим отметки – количество дней, в течении которых был зафиксирован ветер соответствующего направления;
  3. Последние отметки на каждой линии стороны света соединяем между собой;
  4. Указываем дни со штилем и прикладываем календарь наблюдений;

Итогом проделанной работы – составлена роза ветров на основе наблюдений. Смотри пример ниже на рисунках 1-4 .

Рис. 1. Рисуем пересечение осей горизонтаРис. 2. На каждой оси горизонта ставим отметки – число дней, когда зафиксирован ветер соответствующего направленияРис. 3. Последние отметки на каждой линии стороны света соединяем между собойРис. 4. Указываем дни со штилем и прикладываем календарь наблюдений.Построение розы ветров 6 класс география

  1. Для построения розы ветров исходники берем из календаря наблюдений.
  2. Например, по таблице – Южный ветер, направлен с Юга на Север, фиксировали 5 дней в течение месяца. На Южной оси отмечаем 5 равноудаленных точек.
  3. Аналогично на других осях сторон света также отмечаем количество ветровых дней, которые относятся в соответствии каждой линии горизонта.
  4. Расстояние между точками на линиях горизонта фиксируется одинаковым.
  5. Через крайние точки от центра перекрестия, которые отмечены на осях, проводим непрерывную линию – соединяем между собой все последние отметки;
  6. Если ветер за период наблюдений отсутствовал, в каком либо направлении, то линию контура рисуют через центр пересечения сторон света;
  7. Таким образом, через последние точки на осевых проводят соединительную линию, которая образует замкнутый контур;
  8. Если за наблюдаемый период были дни со штилем*, на внутренней части контура записывают количество безветренных дней.

* Штиль – это безветренная или тихая погода со слабым ветром, скорость которого не превышает 0,5 м/сек.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: