Дислалия у детей и методы ее устранения

Этапы коррекции звукопроизношения

Педагог разрабатывает систему взаимодействия с малышом, у которого была диагностирована дислалия. Работа должна быть направлена не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие памяти, внимания, фонематического слуха. Также специалист прилагает усилия для развития речевой моторики. Для этих целей делается специальный логопедический массаж. Также часть занятия отводится для выполнения гимнастики. Она является обязательной, если была диагностирована дислалия у детей. Лечение (упражнения помогают развить речевой аппарат) заключается в выработке правильного произношения звуков, их автоматизации и развитии способности к слуховой дифференциации.

При постановке звуков одновременно проводится работа по их автоматизации. Для этого они проговариваются в составе отдельных слогов и слов. Для правильной постановки используют методику подражания. Если она не дает результатов, то логопед с помощью специального зонда может помочь ребенку, направив язык в нужную сторону.

Симптомы нарушения звуковосприятия

Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.

Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.

Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.

При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.

Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.

Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.

Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка

Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь

Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.

Классификация и характеристика видов

Общая характеристика болезни предполагает ее разделение на 2 основные группы, которые уже упоминались ранее: механическую и функциональную. Первая обусловлена органическими причинами, мешающими постановке органов речи в правильные артикуляционные позы. Вторая связана с нарушениями в работе речедвигательного или речеслухового анализатора, а иногда сочетает в себе и те, и другие.

Кроме того, функциональная дислалия сама по себе разделяется на несколько видов. Примерная классификация представлена на схеме.

Характеристика акустико-фонематической дислалии

Этиология дислалии этого типа предполагает, что у ребенка в полной мере сохранен слух, но при этом серьезно страдает сенсорное восприятие. Это означает, что операции по узнаванию фонемов и их воспроизведению оказываются несформированными. Один звук заменяется другим, схожим по своему строению. Например, глухой произносится вместо звонкого, свистящий вместо шипящего и так далее.

Характеристика артикуляторно-фонематического нарушения

Структура дислалии этого типа предполагает одновременное фонематическое нарушение речи и фонетико-фонематическое недоразвитие. Это значит, при нормально развитом фонематическом слухе на этапе отбора звука происходит их замена или смешение. Основная задача логопеда в этом случае – сформировать операции отбора правильных фонемов и научить применять их.

Характеристика артикуляторно-фонетического нарушения

Фонетическая дислалия обусловлена неправильно сформированными артикуляционными позами. В результате звук не просто заменяется, а искажается до такого состояния, что становится неузнаваемым для окружающих.

Характеристика моторного и сенсорного нарушения

Эти виды напрямую связаны с речеслуховой или речедвигательной недостаточностью. Вариантов проблем с психофизиологическими механизмы может быть три:

  1. Органы артикуляции просто не готовы совершать сложные движения, ребенок не может ставить их в требуемые позы, что приводит к моторному дефекту.
  2. У слабо развит речевой слух, что приводит к сенсорному дефекту.
  3. Включает в себя первую и вторую проблему одновременно, из-за чего появляется сенсомоторный дефект.

Занятие с ребенком с дислалией этих видов отличается принципиально. Если в первом случае для логопеда оказывается важным научить пользоваться своим артикуляционным аппаратом, то во втором – большая часть работы направлена на развитие слухового восприятия.

Виды и характеристика нарушения по сложности дефекта

Мономорфная или простая дислалия встречается не очень часто. О ней можно говорить, если ребенок неправильно произносит всего один фонем или несколько, но находящихся в одной группе. Полиморфная или сложная дислалия означает характеризуется дефектным произношением нескольких звуков, находящихся в разных группах. Именно этот вариант болезни встречается у дошкольников в большинстве случаев.

Этапы коррекционной работы при дислалии

В современной литературе приводятся примеры использования разного количества ступеней коррекции, но практика показала, что трехэтапный способ показал лучшую результативность.

Он включат подготовительные меры, выработку атрикуляционных умений и формирование качественной дикции.

Суть подготовительного периода заключается в налаживании доверительных партнерских отношений логопеда с ребенком, активное включение последнего в терапевтический процесс.

Основные принципы логопедической работы при дислалии:

  • формирование правильного отношения, поощрение интереса к тренировкам;
  • помощь в постепенном освоении правил поведения, следование инструкциям куратора во время занятий;
  • развитие непроизвольного внимания, стимуляция мыслительных процессов, в особенности сравнения и анализирования.

Приобретение способности вычленять и различать звуки требует изменения отношения ребенка к собственному произношению — доктору нужно объяснить необходимость обращать внимание на внешнее отображение речи. Так как способ выработки фонемного восприятия зависит от типа дефекта, цель работы может заключаться в создании фонетической перцепции, улучшении самоконтроля выговариваемых слов

Так как способ выработки фонемного восприятия зависит от типа дефекта, цель работы может заключаться в создании фонетической перцепции, улучшении самоконтроля выговариваемых слов.

Коррекция дислалии основывается на эффективном развитии способности воспринимать и воспроизводить фонемы после многократного их прослушивания.

Последующая автоматизация и закрепление нового звукового паттерна основаны на обучении по специально подобранным словам, простым с точки зрения фонетической структуры и малому содержанию искажаемых звуков.

Подготовительный этап

Он необходим потому, что нередко к постановке звука нельзя приступить сразу, поскольку ребенок не может придать своим артикуляторным органам нужное положение. Допустим, нам нужно воспитать у него правильную артикуляцию звука «р», а ему не удается даже поднять кончик языка кверху, не говоря о самой вибрации. При таких обстоятельствах необходимо проведение подготовительной работы. Она заключается преимущественно в так называемой артикуляторной гимнастике, основная цель которой состоит в развитии достаточной подвижности губ и языка. Обычно такую подготовку необходимо проводить при моторной функциональной и механической дислалии и в особенности при дизартрии, для которой характерны парезы артикуляторных мышц.

При полиморфном нарушении звукопроизношения проводится общая артикуляторная гимнастика, включающая в себя все основные движения артикуляторных мышц. «Общность» упражнений диктуется тем, что в этих случаях оказываются нарушенными звуки из разных артикуляторных групп и поэтому каждое движение пригодится если не для одного, то для каких-либо других звуков. К тому же уже сама по себе полиморфность нарушения звукопроизношения свидетельствует о неблагополучном состоянии речевой моторики, а значит, и о необходимости ее серьезной тренировки.

При мономорфных же нарушениях звукопроизношения выбор артикуляторных упражнений определяется двумя основными условиями. Во-первых, он зависит от особенностей нормальной артикуляции вновь поставленного звука

Так, например, при воспитании правильной артикуляции звука «р» важно научить ребенка поднимать язык кверху и как можно лучше развить подвижность его кончика, однако это совсем не требуется для постановки звука «с», при котором кончик языка неподвижно лежит у нижних резцов

Во-вторых, выбор артикуляторных упражнений во многом определяется самим характером дефектного произношения звука. Например, для постановки правильной артикуляции звука «л» нет никакой необходимости в выполнении специальных упражнений для губ, поскольку они не участвуют в образовании этого звука. Но если мы имеем дело с двугубным или губно-зубным «л», то в этом случае упражнения для губ необходимы: только научив ребенка активно разводить губы в стороны, мы сможем в дальнейшем обеспечить их изоляцию от участия в образовании звука, а, следовательно, и устранить «губное» его звучание.

При механической дислалии в подготовительный период нередко приходится устранять аномалии в строении речевого аппарата. Например, при очень короткой уздечке языка постановка звука «р» возможна лишь после ее подрезания, или преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение переднего открытого прикуса. (В последнем случае уже во время корригирования прикуса проводятся и соответствующие артикуляторные упражнения, способствующие более успешному проведению ортодонтического лечения.)

При сенсорной функциональной дислалии в подготовительный период проводится работа по воспитанию слуховой дифференциации звуков, поскольку в случае ее нарушения ребенок не осознает неправильности своего звукопроизношения, а значит, и не сможет в дальнейшем его контролировать.

Таким образом, в подготовительный период обеспечивается более совершенная и достаточно дифференцированная работа речедвигательного и речеслухового анализаторов, благодаря чему ребенок получает реальную возможность овладеть правильной артикуляцией дефектно произносимого им звука.

Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребенком всех предлагаемых логопедом артикуляторных упражнений, а также упражнений в слуховой дифференциации звуков. Для этого не нужно быть специалистом — достаточно получить лишь подробную консультацию логопеда, а во многих случаях и просто воспользоваться данной книгой.

Морфологические и синтаксические свойства слова[править]

Падеж отвечает на ед. мн.
Именительный (кто/что?) дислали́я дислали́и
Родительный (кого/чего?) дислали́и дислали́й
Дательный (кому/чему?) дислали́и дислали́ям
Винительный (кого/что?) дислали́ю дислали́и
Творительный (кем/чем?) дислали́ей, дислали́ею дислали́ями
Предложный (о ком/чём?) дислали́и дислали́ях
УДК

дис-ла-ли́·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации формульных склонений ). Морфемный анализ (или — разбор слова по составу ) демонстрирует из каких минимально-значимых осознаваемых частей (морфем ) состоит разбираемое слово:

Корень: -дислали- ; окончание:-я .

Виды

Нарушение звукопроизношение – это распространенный недуг, разделяющийся на несколько отдельных форм. В таблице ниже все они описаны.

Классификация картавости Особенности
Органическая Характеризуется врожденной и приобретенной структурой дефекта аппарата артикуляции при адекватной регуляции наивысшей деятельностью нервной системы.
Функциональная Это приобретенный недуг, формирующийся в случаях, когда морфологическая патология нервной системы и органов речевого аппарата исключена. Выделяют два ее типа: моторный и сенсорный. Первая характеризуется нейромолекулярным сдвигом в центре произношения, когда губы, язык и щеки двигаются с некоторым затруднением. Сенсорная проявляется из-за потрясения в теменной области, отвечающую за воспроизведение звуков.

Физиологическая Эту форму еще называют транзиторной, и она проявляется у большей части человечества, самостоятельно легко проходит у детей до 5 лет.
Мономорфная Это одно из простейших нарушений произношения отдельных звуков, например, только свистящих.
Полиморфное Это одна из сложных форм недуга, когда человек не может произносить правильно более 4-х звуков и все они могут быть из отдельных звуковых групп.

Дислалия – это недуг пассивного и активного орального речевого аппарата, в состав которого входят губы, язык, зубы, щеки, небо. Но нарушения произношения звуков также могут происходить вследствие структурных и функциональных заболеваний.

Именно поэтому дислалия бывает:

  • артикулярно-фонетической;
  • акустико-фонематической;
  • артикулярно-фонематической.

Также данный недуг в логопедии классифицируется по фонетическому типу и зависит от проблемного звукопроизношения:

  1. Сигматизм – это чаще встречающаяся форма, когда у человека есть проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков.
  2. Нарушение в произношении сонорных звуков. Существует 4 отдельные формы: ламбдаизм, праламбдаизм, ротацизм, параротацизм. Первая форма характеризуется сложностью с произношением звука «л» и «ль», а ротацизм – звуком «р».
  3. Нарушения при произношении заднеязычных звуков, таких как «к», «кь», «г» и «гь» и других.
  4. Йоттацизм характеризуется нарушениями в произношении букв, содержащих звук «й», «я», «ю».
  5. Дефект звонкости, когда человек заменяет звонкие согласные звуки глухими и наоборот.
  6. Дефект мягкости, когда происходит неосознанная замена мягких согласных твердыми и наоборот.

Кроме видов и форм специалисты нарушения произношения звуков делят на несколько уровней:

  1. Это когда ребенок полностью не умеет произносить звуки. У ребенка не получается самостоятельно произнести звук во фразовой речи, в отдельных словах, изолировано.
  2. Ребенок может изолировано правильно произнести звук в словах и даже при повторении фраз, но может искажать или пропускать в совах и фразах.
  3. Ребенок произносит звук изолировано, но смешивает его с другим близким по артикуляции или звучанию.

Очень важно точно установить уровень заболевания, ведь именно от этого зависит характер дальнейшей работы специалиста: ставить звук – первый уровень, автоматизировать – второй уровень, проводить дифференциацию с другим звуком – третий уровень

Методика обследования детей с дислалией

Для всестороннего анализа и получения достоверных результатов во время логопедической диагностики используется несколько приемов и методик. Схематически их можно разделить на 4 группы, представленные ниже:

  1. Исследование сенсорных функций. Включает в себя изучение слухового внимания, музыкального слуха, восприятия музыки и других особенностей. Ребенку предлагается послушать и рассказать, как звучат разные инструменты, определить какой именно из них звучал в данный момент, спеть песенку, сравнить инструменты из разных групп (ударные и духовые, струнные и клавишные и так далее.
  2. Исследование психомоторных функций. Малышу предлагается повторять разные движения в определенном порядке и с заданной скоростью. Кроме общих движений оценивается моторика пальцев на обеих руках.
  3. Исследование орального праксиса. Требует от ребенка выполнения движений губами, языком, постановку их в определенную позу. Дополнительно оцениваются мышцы щек.
  4. Исследование произвольной мимической моторики. Даются упражнения, позволяющие определить подвижность бровей, лба, век, глаз.

Методика обследования речи при дислалии, основанная на схеме Волковой, позволяет получить полную картину болезни и продумать коррекционную работу для каждого больного индивидуально. Использовать ее можно не только в дошкольном, но и школьном возрасте, хотя приемы в этом случае заменяются на более сложные.

Обследование речи и вопросы дифференциальной диагностики дислалии до сих пор остаются неоднозначными в логопедической среде

Некоторые специалисты считают, что ребенка с таким диагнозом следует поместить в особую образовательную среду (речевой детский сад), где ему смогут ежедневно уделять внимание, проводить коррекционную работу. Другим кажется, что в среде с хорошо говорящими детьми у больного малыша больше шансов самостоятельно справиться с проблемой

Но и те, и другие признают необходимость ранней диагностики дислалии.

Что такое дислалия

В самом общем понимании, дислалия – это нарушение речи, обусловленное неправильным произношением отдельных звуков. Речевое расстройство характеризуется отсутствием нарушения иннервации речевого аппарата и нормальным функционированием коры головного мозга, что само по себе говорит о возможности коррекционного воздействия и благоприятном прогнозе. Вместе с тем, относиться к дислалии беспечно не стоит, так как дети привыкают произносить звуки определенным образом, не замечая своего дефекта.

Данные привычки сохраняются на всю жизнь и влекут за собой, в лучшем случае насмешки сверстников и комплексы неполноценности, а в худшем – формирование более сложных патологий.

Так, звукообразование – сложный процесс, в котором участвует:

  • струя воздуха;
  • голосовые складки;
  • артикуляционный аппарат (губы, зубы, небо, альвеолы, язык).

При смыкании органов артикуляции образуется преграда, проходя которую, струя воздуха из легких образует звук. Все звуки речи делятся на глухие и звонкие по принципу задействования в их образовании голосовых складок. Так, если для образования звука смыкаются голосовые складки, он получается звонким. Это можно ощутить, приложив руку к горлу во время изолированного произнесения согласного звука. Если он звонкий, то есть произошло смыкание голосовых складок, гортань вибрирует, если нет – горло остается спокойным.

В зависимости от места преграды, проходя которую струя воздуха образует звук, последние классифицируют на:

  • губные;
  • зубные;
  • передне и заднеязычные.

По характеру звука принято различать:

  • свистящие;
  • шипящие;
  • сонсорные.

При этом нарушение звукообразование может быть в любом месте, что повлечет ту или иную форму дислалии. Так, от вибрации языка у альвеол образуется звук «Р», изгибая корень языка к небу, люди произносят «Г» и «Х». Если мышцы языка столь слабы, что он не может подняться и вибрировать, чистого звучания не будет. При слабости мышц губ дети не способны растягивать их в полуулыбки и произносить все мягкие звуки, выговаривать «В», «Ф», «З», «С».

В силу того, что артикуляционный аппарат ребенка не совершенен, отдельные звуки ему сложно произносить, поэтому он пытается изъясняться, используя замены, смешения звуков или вовсе пропуская их

Кроме того, малыш может попросту не придавать значения особенностям произношения слов и порой, для устранения неточностей достаточно акцентировать его внимание на том, как звук произносит взрослый. Гораздо хуже, когда дети копируют ошибки в звукопроизношении родители и сверстников, прочно усваивая негативные привычки

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Психолого-педагогическая

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР  или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

Медицинская классификация

В этой группе опираются на медицинские критерии.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:

  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.

Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Нарушения темпа и ритма речи

Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:

  • Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
  • Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
  • Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.

Структурно-семантические расстройства

Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.

Нарушения письма и чтения

  • Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
  • Аграфия − полная невозможность освоения письма.
  • Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.

Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: