Ход игры: Дети по очереди прыгают по коврикам, как по классикам.
1-й вариант: две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь;
2-й вариант: две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь;
3-й вариант: ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком
2. ИГРА «ГИГАНТСКИЕ ШАГИ»Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.
Организация: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.
Ход игры: дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).
3. ИГРА «ВЕСЕЛАЯ ДОРОЖКА»Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.
Организация: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.
Ход игры: выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, старясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.
4. ИГРА «ЗАЙМИ СВОЕ МЕСТО»Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы.
Организация: коврики располагаются по большому кругу
Ход игры: воспитатель дает словесное указание любому ребенку, какой коврик он должен занять. После того, как дошкольник займет свое место, он сам дает указание следующему игроку; тот, в свою очередь, следующему и так до тех пор, пока все коврики не будут заняты. По сигналу воспитателя все дети разбегаются, по следующему сигналу дети занимают либо свой коврик, либо любой и рассказывают, на каком коврике он оказался.
Есть еще ряд игр, основанных на традиционной игре «Классики» – на цельный кусок линолеума наклеиваем вырезанные цифры из самоклеющейся бумаги. И можно смело «пропрыгивать» все цифры, проговаривая и запоминая их зрительно.
Второй вариант этой же игры: линолеум разрезаем на кусочки и наклеиваем на каждый по одной цифре. Ребенок сам выкладывает «классики», закрепляя счет от 1 до 10.
Можно усложнить игру,разложив цифры в хаотичном порядке и давая следующие задания: прыгни на цифру 6, а теперь на цифру 4. Данный вариант игры используется и для закрепления навыка ориентировки в пространстве, закрепления понятия левой и правой стороны, понятий «впереди», «сзади»,например: ребенок встает на любую цифру и получает команду прыгнуть вперед и назвать цифру, на которой оказался, прыгни влево и т. д. Когда ребёнок запомнит первые десять цифр, можно дополнить игру кусочками линолеума с цифрами второго десятка и т. д.
Ещё один вариант игры – на линолеум приклеиваются не цифры, а геометрические фигуры, в этом случае закрепляется и цвет, и название фигур.
При применении разнообразных развивающих игр, методических рекомендаций в ограниченном пространстве группы дети будут отдавать предпочтение активному времяпрепровождению: Значительно возрастет интерес детей к подвижным играм; снизится спонтанная двигательная активность дошкольников; повысится продолжительность, разнообразие и интенсивность движений. Снизится количество нарушений поведения детей, ведь они будут организовывать свои подвижные игры с использованием новых пособий и атрибутов.
Состав уголка ИЗО для младшей, средней, старшей групп
Состав зоны будет меняться по степени взросления дошкольников. Для самых младших можно остановиться на следующих материалах. Из мебели рекомендуется столик с крышкой, стул по возрасту, магнитная доска. Также необходимы бумага разной текстуры, картон, наклейки, ватман. Приветствуются стаканчики с карандашами, мелками, фломастерами. Понадобятся фартуки, подносы, клеенчатые скатерти.
В уголке можно повесить календарь с репродукциями разных картин известных художников. Каждый месяц картина будет меняться. Также можно повесить иллюстрации разных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт. Хорошо расположить, как говорилось выше, шаблоны и раскраски для детей по разным темам. Еще полезны для внимания малышей альбомы-книжки, изготовленные из детских рисунков.
Составляющие материалы для уголка младшей группы:
- Цветные карандаши (достаточно основных цветов);
- Бумага белая и цветная;
- Краска гуашь (можно предложить пока 3-4 основных цвета);
- Кисточки, подставки;
- Пластилин, скульптурная глина;
- Салфетки;
- Силуэты, трафареты, шаблоны предметов простых форм;
- Альбомы с иллюстрациями, соответствующие тематике недели;
- Игрушки народно-прикладного творчества (лошадки, матрешки);
- Дидактические игры.
Сразу посоветую полезное пособие «Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста. ФГОС ДО».
Составляющие материалы для уголка средней группы:
- Карандаши цветные в более расширенной гамме, чем в младшей группе;
- Бумага разных цветов;
- Фломастеры, мелки цветные;
- Краска гуашь (6 шт);
- Кисти, подставка;
- Скульптурная глина, пластилин, салфетки, дощечки;
- Трафареты, соответствующие возрастной группе;
- Игрушки дымковской росписи;
- Природный материал, сыпучий и плотный;
- Коробка для творчества с бросовыми предметами;
- Схемы по изготовлению разных поделок;
- Игры дидактические;
- Примеры городецкой росписи, филимоновской игрушки;
- Репродукции картин художников (живопись, графика);
- Небольшие скульптуры;
- Альбомы-сборники с иллюстрациями по теме недели.
Очень рекомендую познакомиться с учебно-методическим пособием «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа».
Составляющие материалы для уголка старшей группы:
- Бумага разной структуры, вида, цвета;
- Карандаши различных цветов до 24 шт.;
- Краски гуашь, акварель до 13-16 цветов;
- Вода, баночки под воду;
- Палитры;
- Фломастеры, восковые мелки, обычные школьные мелки;
- Кисти;
- Пластилин, материалы для лепки;
- Инструментарий для аппликаций;
- Трафареты на разные темы;
- Примеры декоративно-прикладного творчества;
- Небольшие скульптуры;
- Муляжи продуктов;
- Художественные репродукции;
- Дидактические игры;
- Природные материалы;
- Предметы по нетрадиционному рисованию;
- Книжные материалы по разным жанрам живописи, архитектуры;
- Альбомы с иллюстрациями, соответствующие тематике недели;
- Наличие предметов художественного ручного труда.
«Предметно — развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» (консультация для воспитателей)
«Центр творчества»
обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
«Игровой центр»
, обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетноролевых игр;
«Литературный центр»
, обеспечивающий литературное развитие дошкольников;
«Спортивный центр»
, обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.
Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:
Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Младшая группа
Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим необходимо спланировать расстановку оборудования еще до прихода малышей в детский сад.
Маленькие дети — это в первую очередь «деятели». Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы каждый получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности. В совместной деятельности с ребенком воспитатель помогает освоить новые способы и приемы действий, дает образец поведения и отношения. С учетом этого пространственно обстановка организуется для одновременной деятельности 2-3 детей и взрослого.
У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными.
Уникальность оформления уголка и дидактические игры для уголка ИЗО
Например, при учете возраста младших дошкольников следует обратить внимание на особенности их восприятия. Например, таким малышам достаточно небольшое количество цветов
Это синий, красный, зеленый, желтый, черный. Сначала в уголке могут быть карандаши и фломастеры. Потом по мере взросления малышей можно добавить другие материалы. Такие как восковые карандаши, акварельные краски, уголь. Или, например, маленькие воспитанники освоили рисование ватными палочками. Тогда их можно уже выложить в уголок ИЗО.
Дидактическая игра для любой возрастной группы несет не менее важную роль в воспитании. Игры такого характера развивают у дошкольников самостоятельность в решении задач, любознательность. Самое основное они способствуют умению играть в коллективе. Еще интересный момент для воспитателя — можно организовать стенд для детских работ. Здесь дети смогут повесить свой рисунок или аппликацию. Родителям тоже очень приятно будет посмотреть на работы своих деток. Приглашаю познакомиться с изданием, в котором приведены примеры творческих работ с детьми.
Направление: Художественно – эстетическое развитие
Народные игрушки, росписи. | Дымковская, филимоновская, каргопольская, богородская; жостовская, Городецкая, хохлома, гжель. |
Репродукции картин | Пейзажи, натюрморты, портреты, иконопись, графика |
схемы | Животных, птиц, людей, деревьев, транспорта идр. |
трафареты | Силуэты с различной тематикой для девочек и мальчиков |
Раскраски | «Забавные зверята», «Весёлые человечки» и др. |
Дидактические игры | «Угадай роспись», «Ателье дымковской модницы», «Угадай символ» и др. |
альбомы | «Мужской образ», «Женский образ», «Художники – иллюстраторы» и др. |
Музыкальный центр
Музыкальные инструменты | Бубен, металлофон, дудочки, ксилофон, гармонь, шумовые инструменты и т.д. |
Портреты композиторов | И.С. Бах, Д.Кабалевский, П. Чайковский, Д.Шостакович, Л.Бетховен и др. |
иллюстрации | К песенному репертуару |
атрибуты | Платочки, ленточки, султанчики, маски. |
картотека | «Всё о музыке» /стихи, загадки/ |
Музыкально – дидактические игры | «Угадай, на чём играю», «Повтори за мной», «Долгие и короткие звуки» и др. |
ТСО | Музыкальный репуртуар: минусовки, классическая, инструментальная музыка, музыка для релаксации |
Разные виды театра | Пальчиковый, теневой, рукавичек, би-ба-бо, настольный, марионеток, фланелеграф |
костюмерная | Костюмы для мальчиков и девочек, головные уборы для мальчиков и девочек |
атрибуты | Сумки, галстуки, ленты, бусы и др. |
Разные виды ширм, фланелеграф | Вращающийся барабан |
Иллюстрации к сказкам | «Три медведя», «Лисичка сестричка и серый волк», «Два жадных медвежонка» и др. |
альбомы | «Актёров, артистов театра и кино», «Все профессии хороши, выбирай на вкус» |
Паспорт экологического центра (средняя группа)
Энциклопедия | — «Новая детская энциклопедия».
— «Тайны живой природы». — «Мир животных и растений. — Чудо – всюду». — «От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии». — «Насекомые-рекордсмены. — «Рыбы. — «Жизнь. Подводный мир. Археология. Эволюция. Человек. Медицина. Энциклопедия юного ученого». — Познавательная литература для детей: Газина О.М. «Экологическая азбука для детей: Жизнь морей и океанов», Москва: «Школьная Пресса», 2000. – 32 стр.; Крутов В.А. «Жизнь насекомых»., Дмитров ИД «Карапуз», 2003.; Николаева С.Н. «Экологическая тетрадь для дошкольников», Москва: «Просвещение», 2000. – 55 стр.; Тамбиев А.Х. «Экологическая азбука: Растения», Москва: «Школьная Пресса», 20000. – 32 стр.; Тамбиев А.Х. «Экологическая азбука для детей: Животные», Москва: «Школьная Пресса», 2000. – 32 стр.; Эршон В.Г. « Встречи на природной тропинке», Пермь: ИД «Кама-пресс», 2001. – 40 стр. |
Демонстрационный материал | — «Животные обитающие на территории нашей страны» |
Дидактические игры | — «Береги живое» /2ч./; «Птицы», «Дикие животные», «Деревья нашего леса»; «Тропинки лабиринты», «Земля и солнечная система», «Океаны и материки», «Чей малыш», «Чей домик», «Парочки» /3ч/, «Берегите наш лес». |
Географические карты, глобус | Европа, Азия, Австрия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Урал, Березники, Российской Федерации. |
макеты | «Солнечная система», «Звёздное небо», «Пещерные люди», «Подворье», «Пустыня» и др. |
Приборы, материалы для исследования | Колбы, пробирки, штатив, мензурки, микроскоп, спиртовка, магнит, песок, глина, камни и т. д. |
Альбомы по экспериментированию | «Свойства воды», «Тонет – не тонет», «Огонь», «Домашняя лаборатория» и др. |
альбом | «Правила ухода за комнатными растениями», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Кустарники», «Цветы». |
картотека | Комнатных растений, опыты и эксперименты, эколого-развивающие игры, картотека наблюдений. |
Комнатные растения | Подбор комнатных растений, рекомендованных в дошкольном возрасте в соответствии возраста. |
Календарь наблюдений | За живой и не живой природой. |
Аквариум | С разными видами рыб и набор по уходу за аквариумом. |
Описание развивающих центров в группе ДОУ методическая разработка на тему
Здравствуйте!
Я, ___, воспитатель второй младшей группы, образование высшее, имею первую квалификационную категорию, стаж 1 год.
В своей работе реализую основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе примерной основной общеобразовательной программы «Детство» Т. И. Бабаевой.
Создавая развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, вызывала, прежде всего, стремление к самостоятельной деятельности. В соответствии с программой, возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе мы оборудовали игровые центры.
Физкультурно — оздоровительный центр пользуется большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: мячи, скакалки, ленточки и косички различных цветов, флажки; атрибуты для подвижных игр, утренней гимнастики; различные массажные коврики и мячи (для профилактики развития плоскостопия).
Книжный центр.
Задачей книжного центра, является формирование навыков слушания, умения общаться с книгой, формирование и расширение представлений об окружающем мире.
Книжный центр представляет собой стеллаж для книг, на котором расположены книги по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки и т. д. Здесь дети с удовольствием листают любимые книги. Происходит постоянное обновление книг (с учетом сезона года).
Рядом с книжным центром располагается Центр художественного творчества. Оборудование и материалы: цветные карандаши, бумага для рисования, раскраски по возрасту, трафареты по возрасту и т. д. Имеется переносной мольберт.
Музыкально-театральный центр представлен набором детских музыкальных инструментов, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами. Есть так же аудиотехника, фонотека
Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать не только развитию музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к чтению). Также здесь располагается переносная ширма, несколько видов театров (кукольный, пальчиковый)
Дети с удовольствием проводят здесь свое время. Театрализованная игра развивает уверенность в себе, коммуникабельность.
Рядом с музыкально -театральным центром у нас расположился мягкий диван. Он используется в основном детьми для отдыха.
Далее расположен , где можно нарядиться в различных сказочных героев, что развивает творчество детей. На плечиках расположились различные вещи, платки и т. д. Многие элементы костюмов сшиты руками родителей.
Центр сенсорного развития. В этом центре находятся деревянные пазлы-вкладыши, различные шнуровки, мозаики, лото, различные по форме, цвету и материалу игрушки и многое другое, способствующие развитию мелкой моторики, развитию психического развития.
Игровой центр сюжетно-ролевых игр помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Все игрушки и игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать все на свои места. Оснащение: куклы разного размера, посуда (кухонная, столовая, Муляжи продуктов, коляски, маленькая кухонный гарнитур. Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Для девочек большой интерес представляет кухня, где можно приготовить вкусный обед, мини-парикмахерская, совмещенная с центром ряжания, где можно сделать себе и кукле модную прическу, а так же больница, куда они несут лечить своих кукол.
Центр Безопасности дорожного движения интересует в первую очередь мальчиков. Он оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, дорожные знаки, макеты деревьев, дидактические игры.
Хорошим дидактическим пособием служит макет перекрёста проезжей части.
Строительный центр содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Оборудование и материалы, которые есть у нас в центре: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей; мягкие модули. Из конструктора дети строят различные постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов.
Центр природы. Задачей природного центра является воспитание любви и бережного отношения к природе. Оборудование и материалы: цветы, подробные картинки по временам года, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли.