Гаджеты и гласность
Гаджеты и интернет современным ученикам и родителям помогают и мешают одновременно. Конечно, мы с коллегами замечаем, что часто дети перестают думать самостоятельно, любая информация сегодня чересчур доступна. Стараемся почаще давать задания, решения которых не найти в интернете – например, те же кроссворды, технологию ТРИЗ, исследовательские работы, в которых понадобятся самостоятельные выводы. К сожалению, собственными силами обходится только половина учеников, остальные все равно пытаются каким-то образом использовать интернет. Что поделать, издержки нашего времени. С другой стороны, благодаря Всемирной паутине, мы можем отследить деструктивные увлечения отдельных учеников, узнать, в каких группах они состоят. Родители не всегда замечают, чем именно интересуется ребенок в соцсетях, считают, что достаточно заблокировать определенные сайты.
Конечно, интернет сыграл большую роль в формировании взаимоотношений преподавателей и родственников учеников. Теперь в любое время родители могут зайти на сайт образовательного заведения, департамента, узнать о последних событиях, в каких мероприятиях они сами с детьми могут принять участие. Мы радуемся, когда взрослые направляют полученную информацию в нужное русло, а не просто строчат жалобы на преподавательский коллектив. Очень часто гласность граничит с откровенным хамством со стороны родителей. Сотрудники школы ждут со стороны семей учеников более открытого общения, не ограничивающегося перепиской в группах или электронной почте. Сегодня мамы и папы могут прийти на любой урок, посмотреть на работу – преподавателя и детей. Далеко не все используют эту возможность, ошибочно полагая, что и без того прекрасно знают своего ребенка. Необъективность и заведомо критический настрой затем приводят к конфликтным ситуациям.
Стандарт педагогического образа
Сколько бы ни спорили о том, каким должен быть идеальный учитель, или каким хотят его видеть дети, существует определенный стандарт, который прочно сформировался. К нему в идеале должен стремиться учитель, если любит свою работу и готов посвятить ей жизнь. Прежде всего, преподаватель – это в какой-то степени идеал, к которому нужно и хочется стремиться. То есть он должен обладать целым набором положительных качеств, о которых он не просто рассказывает детям, а каждый день демонстрирует своим поведением.
Поскольку это должен быть пример для подражания, то внешний облик учителя играет большую роль. Это, конечно же, опрятность в одежде, строгий стиль, аккуратность во всем, в том числе в поступках и словах. Профессия учителя предполагает не только доскональное знание своего предмета, но и широкий кругозор, умение ответить ребенку на любой вопрос, даже если он и не связан с непосредственной деятельностью.
Учитель – это тот человек, который должен уметь погасить конфликт, разрешить справедливо возникший спор и сделать это виртуозно, чтобы никого не обидеть, не ранить, не оставить тяжелый след в душе. А здесь уже нужно учитывать характеры детей, их эмоциональное состояние, физиологические особенности развития. Таким бы хотелось видеть учителя – умным, эрудированным, понимающим, настоящим другом для детей и помощником для родителей.
Готовность учиться
Знаний и навыков, которые дает вуз, молодому специалисту недостаточно (даже если это выпускник МГУ с красным дипломом). Но и педагогам с опытом учиться необходимо: мир и школа вместе с ним меняются слишком быстро. Еще недавно многие учителя могли тридцать лет проводить уроки по старым конспектам, написанным на заре своей педагогической карьеры. Сейчас это практически невозможно. Принимаются новые профстандарты, переписываются учебники, а каждое новое поколение учеников отличается от предыдущего.
С другой стороны, времени и сил на что-то, кроме непосредственных обязанностей, у учителей нередко не остается, повышение квалификации оказывается формальностью, а собственные усилия редко бывают вознаграждены. И все же для настоящего педагога потребность в саморазвитии – это прежде всего именно собственная потребность, а не навязанная сверху необходимость. И он находит средства ее удовлетворить, пусть и не в тех масштабах, в каких хотелось бы.
Образование
Это самый первый пункт, с которым сталкиваются новички. Чтобы стать преподавателем в вузе, надо иметь диплом о высшем образовании. При этом нужно быть как минимум специалистом или магистром.
Прием на работу бакалавра станет исключением из правил. Это возможно только при наличии практического опыта работы по специальности.
Наличие оконченной аспирантуры дает большие преимущества тем, кто интересуется, как стать старшим преподавателем в вузе. Такой специалист может принимать участие в различных конкурсах на замещение должностей научных сотрудников.
Если преподаватель защитил диссертацию и получил ученую степень, он может претендовать на вакансию доцента или профессора.
Тот, кто стал преподавателем в вузе, не должен жалеть о своем выборе. Поэтому нужно заранее собрать как можно больше информации о будущей профессии.
Опоздания
Сами по себе незначительные опоздания безобидны. Вот даже высокие особы иногда позволяют себе это. Всё потому, что иногда действительно можно прийти попозже, ничего не потеряв. Но в случае с занятиями уже не всё так просто. Ещё раз повторю: проблема не в опоздании как таковом, а в том, что они дезорганизуют.
Если Вы разрешите студентам опаздывать, то постепенно количество опаздывающих превзойдёт все мыслимые пределы. А однажды Вы можете оказаться в аудитории один!
Отдельная проблема — опоздания на лекцию. Это очень сильно мешает читать оную. Как Вы знаете, есть такая штука как поток сознания, так вот лектор во время чтения лекции входит в поток, а опоздавшие его вырывают из него. Если опоздавших много, это просто начинает раздражать, и лекция может сорваться.
В принципе, можно вообще запретить опаздывать на свои занятия, особенно на лекции. Но вспомните себя: прождали трамвай полчаса, перенервничали, а Вас ещё и не пустили… В общем, немного бесчеловечно. Я применял правило 20 минут, о котором я узнал от одного из своих преподавателей в университете. Заключается оно в следующем: если студент опоздал более чем на 20 минут, он не допускается на лекцию, если меньше, то ожидает наступления 20 минут от начала лекции и может зайти в аудиторию. Есть тут конечно побочный эффект: некоторые студенты начинают приходить к этим самым 20 минутам каждый раз.
Ну, и сами-то не опаздывайте по возможности. Во-первых, пример плохой; во-вторых, подлая студенческая натура использует этот факт против Вас.
Минусы профессии
1. Невысокие зарплатыПожалуй, главным недостатком этой профессии является невысокий заработок учителей. Хотя педагоги и выполняют одну из важнейших общественных функций, но их труд плохо оплачивается. Об этом знают все, но люди продолжают идти в педагогику. Ведь учительство – это не профессия, а призвание.2. Большая ответственностьТак как педагоги работают с детьми, то на них лежит огромная ответственность. Учитель отвечает не только за получение знаний школьниками, но и за безопасность ребят. Особенно это касается учителей, которые преподают в младших классах, где дети любят побаловаться на переменах.3. Стрессовые ситуацииУчительское ремесло относится к числу наиболее стрессовых профессий. Педагоги постоянно испытывают психологическое давление, связанное из-за работы с детьми. Ведь если учитель неправильно себя поведёт с ребёнком, то это может стать причиной появления проблем. Таких примеров существует огромное количество.4. Домашняя работаК сожалению, для многих педагогов рабочий день не заканчивается на выходе из школы. Дело в том, что им приходиться брать домой непроверенные контрольные работы, тетрадки с домашними заданиями учеников и рефераты. Этот минус может полностью перечеркнуть преимущество хорошего графика учителей.5. Частые проверкиТак как в школах работают с детьми, то вполне объяснимо, что здесь довольно часто проводятся всевозможные проверки. Проводятся такие проверки всевозможными комиссиями и представителями министерства образования. При этом они проверяют не только документацию, но и присутствуют на уроках, что может стать настоящим стрессом для молодого учителя.6. Работа со сложными детьмиПрактически в каждом классе есть ребята, которые на уроках не хотят слушать учителя, а предпочитают баловаться. Задача педагога заключается в том, чтобы успокоить таких школьников и дать им знания. Порой, сделать это совсем непросто, ведь есть такие дети, которых принято называть неуправляемыми. Они не хотят слушать учителей и ведут себя так, как им вздумается. Известны случаи, когда конфликты между учителями и учениками переходили в драки и скандалы. Поэтому педагог должен быть готовым к тому, что в его классе могут быть сложные дети.7. Работа с документациейМногие люди ошибочно полагают, что школьные учителя занимаются лишь тем, что проводят уроки детям, а также проверяют их домашние и контрольные работы. Но, на самом деле, это не так. На каждом педагоге лежит огромный объём работы с документацией. Они заполняют учебные планы, отчёты и другую документацию8. Вложение личных средствЕсли в классе необходимо провести какое-нибудь мероприятие, то деньги на его организацию учитель выкладывает из собственного кармана. И если таких мероприятий проводиться много, то сумма этих расходов может быть довольно большой для учителя. Хотя, стоит отметить, что иногда можно собирать деньги с учеников. Особенно это актуально в том случае, если для них организовывается развлекательное мероприятие.9. Суботники и прочие дополнительные обязанностиВ каждой школе работают такие педагоги, обязанности которых ограничиваются подготовкой и проведением уроков. Речь идёт об учителях, у которых нет собственных классов. Они занимаются только преподавательской деятельностью, что значительно облегчает их работу. Что касается педагогов, у которых есть свои классы, то помимо своих основных обязанностей, они также занимаются организацией субботников и другими мероприятиями. Обычно за такие обязанности не доплачивают.10. Взаимоотношения с родителямиКаждый родитель хочет, чтобы его ребёнок получил хорошее школьное образование. Но при этом некоторые из них требуют хороших оценок не от детей, а от учителей. Поэтому периодически между педагогом и родителями могут возникать конфликты и спорные ситуации. Известны случаи, когда из-за споров с родителями учеников, учителя уходили из профессии, так как они не выдерживали подобных стрессов.
***
Карьера
Карьерная лестница преподавателя вуза выглядит примерно так. Вы заканчиваете университет или очную аспирантуру или магистратуру, и Вам предлагают остаться на родной кафедре или факультете, или знакомые предлагаю устроить Вас в их вуз. Вам обещают поддержку в написании диссертации, её защите, а после повышении в должности. Но сначала Вас берут на должность ассистента. По сути ассистент это помощник доцента или профессора, по факту — такой же преподаватель как и все, только получает самую маленькую зарплату в вузе, даже часто меньше чем инженер кафедры. Поработав несколько лет ассистентом Вас поднимают до преподавателя или старшего преподавателя. И Вы достигаете первого потолка до тех пор, пока не напишите и защитите диссертацию. Но писать диссертацию, параллельно работая, очень трудно, и не всем это удаётся вообще. Поэтому, если Вы в течение двух-трёх лет в этом направлении ничего существенного не сделали, то серьёзно задумайтесь об уходе с преподавательской работы, потому что так будет и дальше. (Учтите также тенденцию усложнения защиты диссертации. Правда правила меняются не всегда в худшую сторону, и в каких-то моментах реформа высшего образования внушает долю оптимизма. 3 июля 2020.)
После защиты диссертации, а это само по себе мероприятие непростое и затяжное во времени, Вы можете претендовать на должность доцента. Зарплата ставки преподавателя и доцента отличается примерно на восемь тысяч. То есть многолетний научный труд оценивается всего несколькими дополнительными тысячами.
Дальнейший карьерный рост становится ещё труднее. Вы можете написать докторскую диссертацию, и после её защиты стать профессором, получив ещё несколько тысяч к зарплате доцента… Между началом работы преподавателем и получением должности профессора может пройти от 15-ти лет, и то если вы особо удачливый…
Вот в общем-то и всё. Какую бы должность Вы не занимали, суть работы будет примерно одна и та же: аудиторная, методическая и научно-исследовательская работа.
Главная обязанность педагога
Рассказывая про качества учителя, нельзя не затронуть вниманием то, какие огромные он выполняет обязанности. Итак, первая функция (и одна из самых главных) – воспитательная, или, как её еще иначе называют, социализирующая
То есть, преподаватель обязан научить детей нормам поведения, ознакомить с понятиями нравственных ценностей и морали, пояснить, что очень важно отстаивать свою личную позицию и мнение. Но здесь важно чувствовать грань
Профессионал должен рассказывать, объяснять, приводить в примеры, беседовать с детьми – но ни в коем случае не пытаться навязать определенную установку. Современный учитель, истинный педагог сможет почувствовать эту тонкую грань.
Плюсы профессии
1. Передача знаний детямУчитель – это не просто профессия, а настоящее жизненное призвание. Многие специалисты идут в преподавательскую сферу не для того, чтобы заработать. Они выбирают это ремесло для того, чтобы передать детям свои знания. Более того, ради этого, они готовы терпеть все недостатки учительской профессии.2. Благодарность учениковЕщё одним плюсом профессии можно назвать благодарность учеников. Если педагог трудиться по своему призванию и искренне любит своё дело, то его ученики всегда будут с благодарностью вспоминать о нём.3. Значимость профессииПрофессия педагога по праву считается одной из самых важных. Их задача заключается в передаче знаний и воспитании школьников. Ну а так как именно дети являются будущим нашей страны, то становятся понятным, что учителя играют значимую роль в развитии государства. 4. Удобный график работыЕсли учителю не нужно брать домой на проверку контрольные работы школьников, то его график можно смело назвать одним из самых удобных. Педагог работает до обеда, а отправляется домой, если в школе у него нет других дел.5. Продолжительный отпускЕщё одним по-настоящему значимым преимуществом профессии является продолжительный отпуск школьных учителей. При этом отпуск педагогов всегда выпадает на лето, что не может не радовать.6. КаникулыПомимо летних каникул, на время которых у учителей выпадает отпуск, в школе есть и другие продолжительные перерывы в учёбе. Речь идёт о весенних и осенних каникулах. В это время учителям хоть и приходиться ходить на учёбу, но при этом им не нужно вести уроки. Это значит, что они могут спокойно составить учебный план или заняться другими важными делами.7. Официальное трудоустройствоТак как школы относятся к числу государственных учреждений, то сюда устраивают только официально. Это даёт сотрудникам массу преимуществ.8. Социальный пакетПомимо официального трудоустройства, учителям предоставляется полный социальный пакет. Это значит, что педагогам оплачиваются больничные и отпуска, а также гарантируются другие социальные выплаты.9. Свобода действийНа своём уроке каждый учитель может читать свой предмет, как ему хочется. Главное, чтобы дети усвоили материал и сдали экзамены. Такая свобода действий не может не радовать.10. Наличие собственного кабинетаУ большинства учителей есть собственные кабинеты, где они могут спокойно поработать над домашними заданиями и учебным планом. Также здесь они могут отдохнуть между уроками.11. Уважение в обществеВсе знают о том, что учителя выполняют тяжёлую работу, а платят им непомерно мало. В обществе это вызывает большое уважение к представителям этой профессии.12. Постоянное развитие профессиональных навыковУ педагога есть возможность постоянно развиваться, читая новые статьи и исследования по своему предмету. Этой актуальной информацией он может делиться с учениками.13. РепетиторствоТак как платят им мало, учителя подрабатывают репетиторами. Особенно это актуально для тех педагогов, которые преподают иностранные языки предметы из ЕГЭ.14. Возможность устроится в частную школу или лицейУ хорошего специалиста есть возможность устроиться в частную школу или лицей, где педагогам платят очень хорошо.15. СтабильностьРабота учителя по праву считается одной из наиболее стабильных специальностей. Придя в школу, человек может проработать на одном месте 30-40 лет. Так что если человек ищет стабильности, то он может пойти работать учителем.
Психологическая совместимость
Первое с чего следует начать: с Вашей психологической совместимости с преподавательской работой. Дело в том, что многие, по моему ощущению, тех, кого берут на работу в вуз являются интровертами, но преподавание очень сильно связано с интенсивным взаимодействием с людьми, что не только с трудом даётся интровертам, но вызывает у них очень сильную усталость и перевозбуждение, ведущие к неспособности реализации их талантов и глубокому чувству неудовлетворённости. Высокая преподавательская нагрузка может привести таких людей к нервному срыву, к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, а может и к психическим нарушениям. Это всё действительно серьёзно. Но всё бы ничего, и как-нибудь потихоньку можно было бы в этой роли существовать, но в последние годы очень сильно возросло давление на преподавателей и со стороны начальства, и со стороны студенчества. Мой совет: если Вы интроверт, то бегите с этой работы куда глаза глядят, а лучше и не приближайтесь, чтобы нечаянно не засосало!
Зарплата
Зарплата — самый грустный параметр преподавательской работы. Работа на то и работа, чтобы приносить доход, и этого дохода должно хватать на то, чтобы Вы могли не только себя содержать, но и свою семью, и желательно, родителей. И что-то даже должно оставаться. Но про зарплату преподавателя этого сказать никак нельзя.
Усугубляет ситуацию то, что молодые преподаватели берутся на должности ассистента, преподавателя или старшего преподавателя. Чаще всего достаётся на первые несколько лет должность ассистента, зарплата которого сравнима с минимальным размером оплаты труда, зачастую меньше минимальной пенсии, и точно недостаточна для элементарного выживания. Выход? Сидеть на шее у родителей или работать больше, например, на две ставки. Но даже когда Вы защитите диссертацию и Вам дадут должность доцента, Вы всё-равно будете получать зарплату на грани выживания. Но и это произойдёт лишь через много лет. Так стоит ли шкурка выделки? Я уж не говорю о том, чтобы дорасти до профессора.
Требования времени
Учитель общеобразовательной школы — это не только человек, который владеет знаниями преподаваемого им предмета. Это человек, который должен знать, чему учить, как учить, и с помощью каких ресурсов (как организовать образовательную деятельность учеников таким образом, чтобы каждый из них достиг образовательного результата). Он должен уметь управлять образовательным процессом. И в первую очередь он должен мотивировать ребенка на обучение и научить детей учиться. Для этого ему необходимо хорошо разбираться в нормативно-правовой базе, регламентирующей образовательную деятельность (ориентироваться в образовательных стандартах), уметь составлять рабочие программы учитывающие особенности каждого класса. Владеть современными методиками преподавания «идти в ногу со временем». Использовать различные средства обучения: от персонального компьютера до интерактивной панели и пр. Выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: учениками, родителями, администрацией. Одновременно с этим вести документацию (электронный журнал), а также непрерывно повышать уровень профессиональных компетенций. Но входят ли все эти аспекты профессиональной деятельности педагога в учебную программу образовательных организаций высшего профессионального образования?
Жалоба на учителя
Эффективным способом разрешения конфликтной ситуации является письменная жалоба. Сначала следует разрешить ситуацию в устной беседе с директором, предъявив претензии и потребовав участия. Необходимо оценивать действия учителя объективно, ведь ребенок чаще всего относится к нему предвзято. Но если есть уверенность в своей правоте, то нужно отстаивать свою позицию. Если проблема не была решена на уровне школы, следует обращаться выше.
Жалобу на учителя обычно пишут, когда имеет место:
- Дискриминация ребенка по национальности или вероисповеданию.
- Посещение конфессионально направленных уроков (например, ОРКСЭ) вопреки воле ученика.
- Публичное обсуждение поступков ученика и его убеждений, повлекшее за собой вред психологическому здоровью.
- Принуждение ребенка к занятиям физической культурой, когда имеется справка об освобождении или ограничении физической нагрузки.
- Недопуск к урокам или удаление с занятий.
- Предвзятое отношение и завышенные требования, применяемые только к одному ребенку.
- Занижение оценок.
- Оскорбление личности, унижение и проявление насилия.
Жалобы направляют в разные инстанции в зависимости от цели и тяжести проступка:
- На имя администрации школы, если педагог ведет себя некорректно, неуважительно, непрофессионально.
- Если не были приняты соответствующие меры – в департамент образования (в жалобе нужно указать, что директор школы не предпринял соответствующие меры).
- При неудовлетворительном действии предыдущего органа – в министерство образования.
- Нанесение вреда психическому или физическому здоровью ребенка, требование взятки предполагают подачу жалобы в прокуратуру и полицию.
- Если предполагается материальная компенсация или моральное возмещение, то жалоба подается в суд.
Оформляется жалоба стандартно:
В правом верхнем углу указывают название учреждения, его адрес, адресата, личные данные (ФИО, адрес, контакты).
По центру пишется слово «жалоба».
Далее излагается суть конфликта, указывается желательное решение ситуации (просьба уволить сотрудника или строгий выговор)
Важно опираться строго на реальные факты, подкрепленные доказательствами.. При написании жалобы на учителя начальных классов часто требуют справку от психолога, подтверждающую противоправные действия со стороны педагога
Это обусловлено тем, что маленький ребенок может многое нафантазировать или наоборот, не рассказать о чем-то. В остальном написание не отличается от стандартных документов
При написании жалобы на учителя начальных классов часто требуют справку от психолога, подтверждающую противоправные действия со стороны педагога. Это обусловлено тем, что маленький ребенок может многое нафантазировать или наоборот, не рассказать о чем-то. В остальном написание не отличается от стандартных документов.
Самое важное: образование или стаж?
Кто-то считает, что основной составляющей характеристики современного педагога является образованность. Причем предпочтение отдается учителям, которые получили высшее образование, прошли программу переподготовки или курсы повышения квалификации. Свои выводы они подтверждают тем, что человек узнал детскую психологию, получил необходимую информацию и понял, в каком виде ее лучше предоставлять ученикам.
Сторонники другой характеристики – опыта работы – не зацикливаются на количестве знаний. Ведь педагог проработал определенное количество лет, он не теоретически, а практически нашел лучшие способы и методы донесения информации до учеников. Ему легче управлять детским коллективом. Главное, чтобы педагог любил детей. Вот только понимание «любви педагога» у родителей разное. Кто-то считает, что оно заключается в хорошем отношении. Некоторым достаточно, чтобы учитель ставил хорошие отметки, задавал меньше заданий на дом. Встречаются и такие, которые требуют особого внимания к своим детям.
Конечно, образование и стаж – важные, однако не основные составляющие образа современного педагога. Ведь человек может получить лучшее образование, но не сможет донести информацию до школьников. Преподаватели – «старожилы» используют одни и те же приемы и методы обучения и воспитания, упуская из виду, что мир меняется, меняются способы познания, значит, нужно изменять используемую методику.
Компетентность
Когда Вы были студентом, то иногда замечали, что некоторые Ваши преподаватели были некомпетентны в предмете, который преподавали. Но Вы-то конечно же лучше их. Вы очень увлечены своей специальностью, делали свои проекты, писали статьи и даже подрабатывали на реальном производстве! Вы обязательно достигнете успеха и будете популярны среди массы студентов!
Забудьте об этом! Ваша компетентность будет оценена только очень небольшим количеством заинтересованных в знаниях студентов. Для всех остальных Вы точно такой же. И всё, что им надо от Вас, это без проблем получить зачёт и сдать экзамен. Более того, ещё и посмеются над Вами: что Вы делаете тут со своей квалификацией!
Педагогика – моё призвание
Воспитатель ДОУ — это призвание
Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё — ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.
Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.
Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:
- любить детей – это самое главное
- заботиться о них
- уважать личность каждого ребёнка и верить в него
- знать душу каждого малыша и понимать её
- трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
- оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
- стать настоящим другом каждому ребёнку.
Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.
Смотрите видео о содержании деятельности воспитателя
https://www.youtube.com/watch?v=oru7W62mt0oVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: «Моя профессия — воспитатель детского сада» (https://www.youtube.com/watch?v=oru7W62mt0o)
Преподаватель
Это первая ступень. На эту должность принимают тех, кто имеет диплом магистра или специалиста. Поэтому теперь вы знаете, как стать преподавателем в вузе без аспирантуры. Сложнее всего пробиться на вакансию вуза тем, кто имеет диплом бакалавра. Как правило, таких кандидатов принимают только в качестве замены основного преподавателя на практических занятиях. Однако для кого-то эта лазейка может стать стартом. Это актуально и для тех, кто интересуется, как стать преподавателем в медицинском вузе. В дальнейшем можно будет получить диплом магистра или даже стать аспирантом для продолжения карьеры и получения более привлекательных перспектив.