Слишком хороший учитель

Значимые свойства личности в профессии

Нигде так не важны личностные качества, как в профессии учителя. И это совершенно неслучайно. Ведь этот человек не просто дает знания по своему предмету, он активно участвует в формировании нравственных и духовных ценностей у детей, что может сыграть большую роль в дальнейшем. Есть качества, которые отличают учителя от представителей других профессий.

Любовь к детям

Это, пожалуй, самое основное качество, без которого в учебном заведении делать нечего. Далеко не все люди обладают этой способностью – искренне любить детей. Именно от хорошего отношения к детям зависят все остальные мотивы, побуждающие педагога к действию. Здесь и желание научить детей многому, оказать помощь в становлении личности, качественно организовать досуг, привлечь к интересным занятиям. Когда взрослый человек искренне относится к своим ученикам, они это чувствуют и, соответственно, отвечают тем же: стремятся порадовать своего учителя, хорошо себя ведут, усваивают материал. Так что от учителя зависит очень многое.

Стремление к совершенствованию

Педагог вызывает интерес у детей и желание подражать только в том случае, когда он демонстрирует свое желание постоянно совершенствоваться. В какой-то степени учитель постигает новые знания месте со своими воспитанниками. Они могут вместе увлечься каким-то новым делом. Все зависит от той области знаний, в которой работает педагог. Это могут быть совместные походы с попутным изучением флоры и фауны, интересные открытия.

Учитель не только готовит детей к конкурсам, олимпиадам и соревнованиям. Он и сам участвует в таких мероприятиях, тем самым демонстрируя ребятам желание постоянно развиваться, стремиться к достижению цели. Дети с такого учителя охотно берут пример.

Правильная оценка своих возможностей

Педагог должен быть объективным по отношению, прежде всего, к самому себе. Директор школы всегда стремится сделать так, чтобы педагогический коллектив работал плодотворно. И речь идет не только об образовании и воспитании детей, но и об организации различных мероприятий, участий в профессиональных конкурсах, семинарах. Каждый педагог по мере своих сил вносит лепту в общую работу коллектива и, конечно, старается, чтобы его класс был на хорошем счету по оценкам, дисциплине, участию в общих делах.

И здесь главное – правильно оценить свои возможности. Учитель тоже должен чувствовать себя комфортно и успевать выполнять те обязанности, которые на него возложены. Но при этом нужно понимать, сколько сил и времени требуется для подготовки урока, мероприятия. Если педагог адекватно оценивает свои возможности, он справляется с работой, делает ее качественно.

Гуманизм

В любых ситуациях учитель должен проявлять гуманность, даже если это бывает сложно. В каждом ребенке учитель должен видеть личность и помогать ей реализоваться. Все дети разные, и обстоятельства в каждой семье свои. Но независимо от этого, учитель должен суметь втянуть ребенка в образовательный процесс, увлечь его, помочь адаптироваться в коллективе. А если есть явные проблемы со сверстниками, именно учитель должен пресечь все неприятные ситуации, не позволить довести ситуацию до критического состояния.

Хотя это порой и сложно претворить в жизнь с современными детьми, но настоящий профессионал своего дела должен уметь «достучаться» до каждого ребенка и при этом оставаться доброжелательным, терпеливым, мудрым.

Учителя: хорошие и плохие

Как ни странно, учителя могут быть хорошими и не очень. «Качество» педагога зависит не только от уровня его образованности и опыта. Важнее личностные характеристики, ведь учитель на несколько лет становится образцом для подражания.

Качества успешного педагога:

  • Уважительное отношение, понимание детей.
  • Умение заинтересовать, хорошее знание предмета.
  • Доброжелательность, гуманность.
  • Коммуникативность.
  • Креативность.
  • Знание психологии.
  • Тактичность, сдержанность.
  • Чувство юмора.

Качества, которые недопустимы в людях педагогической профессии:

  • Грубость, неуважение, агрессия, авторитарность.
  • Снобизм, высокомерие, бестактность.
  • Безразличие или негативизм по отношению к воспитанникам.
  • Безответственность.
  • Выделение любимчиков.
  • Неспособность заинтересовать, решить проблему педагогического или методического характера.
  • Ограниченность, незнание своего предмета.
  • Неумение справляться с классным коллективом, постоянные жалобы.
  • Неуверенность, замкнутость, пассивность.

Какими хотят видеть учителей дети и родители

У каждого человека могут быть своим представления, каким должен быть, современный учитель. Но есть качества, которые выделяет большинство детей и взрослых.   

1. Саморазвитие и умение признавать ошибки

Умение признать неправоту — одно из возможных требований, каким должен быть учитель школы. Ведь ошибки — естественная часть человеческой сущности, и никто не ждёт, что педагог будет никогда не допускающим помех роботом. А если преподаватель допускает явную ошибку, но старается скрыть либо выдать за правильный поступок, дети чувствуют обман и теряют доверие. 

2. Техническая грамотность

Одна из актуальных компетенций, которой должен обладать учитель в 21 веке, — это компьютерная грамотность

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» занятия проходят онлайн, поэтому наши преподаватели составляют яркие презентации к урокам, используют интерактивные возможности платформы и специально обучаются удерживать внимание учеников сквозь монитор компьютера

<<Форма с консультацией>>

3. Опыт работы 

Профессионализм всегда нарабатывается опытом. У педагогов домашней онлайн-школы «Фоксфорда» в среднем около 10 лет стажа. Многие из них являются кандидатами наук, экспертами ГИА и олимпиад.   

4. Умение общаться

Хорошего педагога отличает манера общения. Умение выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию — это ещё одно требование, какими личностными качествами должен обладать учитель. В «Фоксфорде» педагоги обращаются на «вы» к детям независимо от возраста. Занятия проходят в атмосфере взаимного уважения. Учитель никогда не повысит голос и не перейдёт границы допустимого в общении с учениками. 

5. Понимание, что волнует подростков

Детям скучно слушать консерватора, который не интересуется сегодняшним днём и не адаптируется к течению времени. Современный педагог понимает, чем живут подростки, и находит с ними общий язык. А иногда учителей и детей даже объединяют общие увлечения — например, преподаватель литературы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» Юлия Дэль обожает кей-поп, как и многие школьники. 

Бежать или выгонять. Что еще можно сделать

Когда мне задают этот вопрос клиенты, мы разбираем ситуацию по винтикам и учитываем не менее 20-30 разных характеристик ситуации. Цель – найти наиболее безболезненный для ребенка и родителя вариант. 

Но, по большому счету, все варианты сводятся к двум стратегиям: бежать или выгонять.

Вариант «выгонять»: сбор мнений родителей, разговор с администрацией с просьбой поменять учителя или хотя бы попробовать ее приструнить. 

Вариант «бежать»: здесь разных путей больше:

  • попросить перевести именно вашего ребенка в другой класс внутри школы или школьного комплекса;
  • уйти в другую школу;
  • уйти на домашнее обучение;
  • использовать возможности очно-заочного обучения.

М. Г., учитель английского языка в частной школе

Образование: Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина

Стаж работы в школе: 23 года

Сразу после института я попала на работу в школу в отдаленном рабочем районе. Мне достался седьмой класс — трудные, но уверенные в себе подростки. В институте нас учили только учить, а про то, что придётся ещё и воспитанием заниматься, никто не говорил. Приходилось самой придумывать какие-то трюки, вспоминать, как с нами учителя обходились, чтобы мы не шумели и делали домашнее задание. В целом это был кошмар, от которого меня спасла беременность.

Тогда же я решила, что больше никогда не буду учителем.

Но так же, как ребенок спас меня от школы, он же туда и привёл. Когда пришло время, я стала искать для него школу, задавшись целью найти такую, где ему было бы не так плохо, как было мне. Поэтому искала что угодно, только не традиционную систему. Поскольку на фоне развала Советского Союза начали вырастать прекрасные цветы частных школ, очень скоро через знакомых я нашла подходящую.

Мне просто понравились там люди. Я настолько была ими очарована, что даже никаких вопросов не задавала. И когда меня спросили «А не хотели бы вы у нас работать?», я, недолго думая, сказала, что хочу.

Сначала было не страшно, хоть и волновалась. Мне дали первый и второй классы, и всё было похоже больше на игру, чем на работу. Я мало что понимала, но мне всё нравилось. Я тогда не осознавала сама себя и не понимала, что я делаю. Это сейчас я могу сказать, что мы, учителя, выходим в класс как на сцену, мы актёрствуем, мы немножко в маске. Но тогда рефлексии не было.

Волнение прошло, когда начались проблемы с дисциплиной. Вообще, когда перестаешь думать о себе — тогда волнение и проходит. Когда надо класс утихомиривать, придумывать какие-то фокусы, чтобы все глаза были на тебя, о себе не думаешь.

На самом деле волнение — это забота о том, как я сейчас выгляжу. Когда переключаешься на детей, на материал, становится не до того.

Сейчас всё по-другому. Это как игра в спектакле. Новички волнуются, нервничают. А потом, когда много играешь, волнение уходит. Приходит удовольствие, но и трепет остается. Сейчас я иду в каждый новый класс именно с трепетом, который окрыляет, придаёт энтузиазма, вдохновения. Это уже приятное чувство.

Негатив с опытом тоже накапливается. Когда из года в год повторяешь свои ошибки и осознаёшь это. Вот говоришь себе в начале учебного года: «Я очень строго должна следить вот за этим, у меня это не идёт, и я знаю, как это исправить». А к концу года смотришь и понимаешь, что не вышло. Может, это завышенные требования. Но нельзя сказать, что негативный опыт мешает. Любой опыт ценен, а негативный указывает, над чем ещё нужно работать.

Самое грустное — это когда дети уходят.

Не выпускники — там другая грусть, светлая, естественная. Жалко, когда срывают с процесса, а ты понимаешь, что рано и ещё много можно дать.

Грустно, когда родители не понимают, что ты делаешь, и ещё грустней, когда родители не понимают своего ребёнка. Бывают особенные дети. А родители не хотят видеть, что их ребёнок — другой. И тогда ничего не получается. Ты видишь проблему, а они нет. Возникает недовольство, ребёнка «форсируют», на самом деле загоняя в угол.

Часто родители не понимают, что ребёнок — это не маленький взрослый. Это даже пока не совсем человек. Когда мы говорим слово «человек», у нас возникает образ никак не ребенка. Есть такой образ — росток, бутон и цветок. То есть дитя, юноша/девушка и человек. Родители часто считают, что эти фазы выглядят как «маленький цветок, побольше цветок и совсем большой цветок». Это ошибка. И в этом бывает камень преткновения. Родители не учитывают возраста, а мы как раз с возрастом и работаем. Появилось у ребенка логическое мышление — пошли на логику работать. Потом из логики родилось мышление, собственное, а не из подражания — начинаем с мышлением работать. Но когда призывают к мышлению в возрасте младшей школы — это насилие. Мы, семья и школа, должны быть как два берега — надежные, ровные. А ребёнок течет между нами, как река. А если мы разваливаемся, ребёнку очень тяжело.

Очень важно каждого ребенка полюбить. Не как родственника, а вселенской любовью

Иначе ничего не получится. Это бывает трудно, и у меня даже бывало, когда не удавалось полюбить за все девять лет.

Собой лично я никогда не горжусь. Это всегда связано с классом. Если я чувствую гордость, это автоматически означает, что дети проявили себя хорошо. Успешный урок — это коллективная работа, и там не только мое участие.

Привлечение к выполнению хозяйственных работ

В обязанности ребенка не входят такие действия, как мытье доски, проведение уборки в помещениях, перенос вещей и так далее. Посещая школу, ребенок должен посещать занятия, получать знания и делать домашние задания — больше он никому ничего не обязан, а все посторонние требования учителя являются необязательными к исполнению.

Стоит отметить, что некоторые запреты, указанные выше, не являются строгими, но учитель должен согласовывать их обход с родителями учеников. Например, он может договориться с родителями ребенка о его привлечении к действиям, связанным с поддержанием порядка в классе или уведомить о том, что школьник злоупотребляет использованием гаджетов на уроке — только с разрешения матери или отца он имеет право принимать меры по изъятию объектов развлечений, мешающих образовательному процессу.

Психическое и физическое воздействие

Ни один учитель не имеет права оказывать на учащегося меры физического либо психического воздействия. Под эти действия можно отнести любые виды оскорблений школьника, назначение ученику наказания в виде пребывания в углу и другие подобные действия.

2020 год был обнадеживающим: объединение стран в борьбе с изменением климата

Не опаснее, чем другие: доктор Мясников развеял популярные мифы о вакцине

Просыпаться рано: россиянам рассказали, как войти в работу после праздников

Хлопать, шлепать или толкать ученика ни один учитель также не имеет прав (ярким примером нарушения может стать затрещина от учителя физкультуры или грубое подталкивание к доске). Что касается оскорблений, то под таковыми могут подразумеваться фразы вроде «Петя, у тебя разве ума не хватает, чтобы правильно решить такую простую задачу?» или «Кто из тебя вырастет!».

О таком запрете прямо говорится в Законе «Об образовании» (ст.15, п.6), а также в Типовом положении об образовательном учреждении (п.57).

Самые важные профессиональные качества

От педагога очень многое зависит в судьбе ребенка. Знания, заложенные учителем, позволяют хорошо усваивать материал, получать высокие оценки, сдавать успешно экзамены, поступать в будущем в престижные вузы, получать профессии и успешно реализовывать себя в жизни. Очень логичная цепочка может превратиться в кривую линию, если педагог был не тем, пошел не по призванию и не обладал крайне необходимыми профессиональными качествами. Следует их рассмотреть подробнее.

  • Очень важны психофизические характеристики, поскольку темперамент, состояние нервной системы играют огромную роль в процессе общения с детьми. Педагог должен быть открыт для общения, окружающего мира, видеть в каждом ребенке личность и уважать ее, но вместе с тем и самим быть яркой индивидуальностью, способной увлечь и повести за собой.
  • Не менее важный аспект в деятельности человека, работающего с детьми, уравновешенность. Трудности в данной работе неизбежны как в общении с детским коллективом, так и с коллегами и директором. В разных ситуациях нужно уметь проявлять гибкость, ни при каких обстоятельствах не идти на конфликт, сохранять выдержку и собственное достоинство.
  • Быстрота реакции, мобильность, готовность к получению новых знаний также находятся не на последнем месте. Педагог должен быть активным и энергичным, интересующимся многими аспектами жизни. В различных ситуациях он должен уметь реагировать быстро и принимать правильные решения.
  • Память и мышление должны быть на высшем уровне, поскольку это имеет прямое отношение к процессу обучения. Только при наличии этих качеств можно хорошо донести материал до детей и оказать помощь в его усвоении.
  • Речь – это отдельный момент, заслуживающий внимания. Педагог должен обладать грамотной правильной четкой и ясной речью. Это очень важная составляющая требований, которые предъявляются к этой профессии. Ведь зачастую с помощью выразительной и грамотной речи можно убедить человека во многом.
  • Существует и еще ряд качеств, без которых профессия педагога просто немыслима. К ним относятся готовность прийти на помощь в трудной ситуации, доброжелательное отношение, проявление терпения и выдержки в любых нестандартных ситуациях, высокая стрессоустойчивость вне зависимости от обстоятельств и, конечно, вера в лучшие человеческие качества, благоприятный исход любого начинания. Все это придает сил и уверенности ученикам, которые находятся рядом с таким учителем.
  • Дисциплинированность и ответственность – это тоже две составляющие, которые должны присутствовать в списке достоинств любого педагога. Он должен отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, тем более если это имеет непосредственное отношение к детям и учебному процессу.

Насилие – это не уважение к предмету, а власть

Друзья, такие учителя не “сильные”. Они ПРОФНЕПРИГОДНЫ (временно или постоянно). 

Не путайте строгость с жестокостью.  Не путайте требовательность с унижением.  Не нужно говорить: “Она так себя ведет, потому что уважает свой предмет”. Это не про уважение, это про власть. Власть над теми, кто тебе не равен, зависим.

Может, дети и знают математику, физику, химию или русский, но стресс, который они получают, колоссален. Они знают на страхах: наказания, унижения, потери лица.

Помните, если такой монстр выбирает себе “мишень”, то буллинг уже со стороны учеников гарантирован. Будьте бдительны. Учебный год набирает обороты. Школа может быть «школой жизни», но не должна быть «местом выживания». Прошу вас, будьте нетерпимы к насилию вообще и школьному насилию в частности.

Я очень верю, что придет время, и в понятии “сильный учитель” прочно закрепятся такие характеристики, как любовь к предмету, уважение к ученику, навыки позитивного мотивирования и умение рассказывать так, что невозможно отвлечься. Неплохо было бы создать некий “протокол действий” родителей и администрации, если имели место факты насилия со стороны учителя.

Быстрая связь с редакцией [email protected]Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Больше всех страдают отличники

Знаете, кто страдает от таких больше всех? Нет, не двоечники. Они – народ относительно крепкий, привычный. Больше всего страдают отличники. Это дети с высокими требованиями к себе. Часто можно обнаружить, что от них также требуют высокого результата дома, иногда под страхом наказания (а вот тут впору говорить и о домашнем насилии). Эти дети как будто между двумя огнями: в школе строгий учитель, дома – строгие родители. Но бывают и ситуации, когда ребенок сам определяет себе высокие стандарты без давления семьи. 

Однажды я работала с девушкой-подростком. Так вот, когда такой сильный педагог орала на класс, моя юная клиентка ощущала себя так, как будто орут только на нее. Когда я спросила, по какому поводу кричит учитель, то заметила, что девушка обобщает (это “мы” сделали), хотя она к этой ситуации никакого отношения не имела. Стало легче, когда мы нарисовали “схему распределения крика”. Она поняла, что ей принадлежит 1/30, а не 100%.
 

Сколько за годы своей психологической практики я видела страдающих отличников! Хотя, казалось бы, они на лучшем счету. Но как в этой обстановке критики и нетерпимости они боятся самых малых ошибок! Потому что очень страшно сместиться с относительно безопасной позиции и попасть под огонь. 

Еще одна категория – «тихие троечники». Это ребята с невысоким потенциалом в науках (или конкретном предмете). Они и так понимают, что не слишком успешны в этой сфере, и им бы чуть-чуть поддержки. Они бы смогли пусть немного, но больше. А в душной атмосфере, которую создает токсичный педагог, ученик полностью теряет веру в себя и мотивацию к учебе. 

А в целом трудно тонко чувствующим детям, как бы они ни учились. Их это ранит больше всего. 

Учитель, который знает «секретную методику»

Многие жизненные цели достигаются весьма прозаическими действиями. Например, если хочешь выучить иностранный язык, им надо регулярно и много заниматься. Или если мечтаешь похудеть, нужно тратить больше калорий, чем потребляешь. За такие рассказы много денег не получишь.

Люди любят искать «волшебную таблетку», и шарлатаны этим пользуются. Например, продают секретную методику массажа сухой щёткой, которая должна вас избавить от жировых отложений на бёдрах. И саму щётку, как правило, заодно тоже продают, потому что только она поможет получить результат. Спойлер: не поможет.

Исходов в такой ситуации несколько:

  1. Если секретная методика сопровождается изменением рациона и/или повышением расхода калорий, то она сработает. Но все лавры достанутся чудо‑щётке.
  2. Методика не сработает, но вас обвинят в том, что вы просто неправильно её применяли.
  3. Методика не сработает, ну и что. За вами стоит очередь таких же учеников с деньгами.

Если вам предлагают тайное знание, которое быстро и навсегда должно избавить вас от проблем, это обычно враньё.

На что имеют право родители?

Многие родители стараются вникать в школьную жизнь своих детей. Их волнует, могут ли они посещать уроки, узнавать отметки детей, консультироваться с педагогами по вопросам обучения и воспитания. Чтобы не задаваться подобными вопросами, нужно познакомиться со своими правами.

Итак, на что имеют право родители:

1. Обратиться с просьбой о помощи:

  • Учебной. Причем, учитель, у которого ребенок занимается, не имеет права брать за это деньги, но может отказаться, мотивировав нехваткой свободного времени или другими причинами. По вопросам репетиторства нужно будет обращаться к другому педагогу.
  • Психологической. Родитель обращается к классному руководителю, педагогу-психологу или администрации.
  • По прохождению ПМПК, если малыш не успевает по предметам, неусидчив или плохо себя ведет.

2. Выбирать школу для ребенка и форму обучения. По возможности родитель может выбрать язык обучения и дополнительные курсы по предметам (факультативы, элективные занятия).

3. Дать ребенку семейное образование (конечно, при наличии диплома соответствующей специальности и опыта работы) и в любой момент продолжить обучение в школе.

4. Ознакомиться с уставом образовательного учреждения (это даже нужно сделать, чтобы при решении конфликтных ситуаций обратиться к нужным статьям), программой, лицензией и другими документами.

5. Узнать методы обучения и воспитания ребенка, его отметки.

6. Защищать права и интересы ребенка.

7. Знать обо всех обследованиях, проводимых в школе, соглашаться на них или отказываться, знакомиться с их результатами в случае согласия.

8. Участвовать в управлении школой (с этой целью посещать родительские собрания). Кроме этого, родители имеют право:

  • Посещать уроки ребенка, заранее предупредив педагога и указав время. Такая практика позволит узнать получше своего ребенка, оценить его деятельность на уроке, определить отношение к нему учителя.
  • Узнавать отметки только своего ребенка. Современная система «Дневник.ру» позволяет оценить работу школьника, не посещая школу. Если есть вопросы, то родитель может попросить учителя пояснить ему, за что была получена отметка или замечание.

Если школа нарушила права ребенка или его законных представителей, они могут направить обращение в высшие органы образования. Но сначала следует разобраться в ситуации, выявить причины отношения, постараться решить конфликт «на месте». В крайнем случае – обращаться в высшие органы. Они обязательно рассмотрят полученное заявление и разберутся в ситуации.

В случае спора между родителями (или ребенком) и учителями нужно обращаться в комиссию по урегулированию споров, которая создается в образовательном учреждении. В этом случае родитель пишет заявление на имя директора школы, в котором указывается причина обращения и просьба собрать комиссию с участием виноватой стороны и пострадавшей.

Что будет, если ребенку не помогать

Понизится самооценка. Ребенок чувствует себя малозначимым, сомневается в своих силах и способностях. Иногда теряет свое мнение совсем. 

Учиться становится все сложнее, а результат хуже

Факт, доказанный исследованиями – чем больше стресс-факторов, тем хуже усваивается информация и меньше креативность. 

«Плохое поведение» не преодолевается, а становится “стойким”: особенно если внимание можно получить только таким образом. Или же как месть взрослому за постоянные атаки с его стороны.

Ситуация не дает полезных стратегий коммуникации, а лишь стратегии выживания

Нужно ли выживать там, куда пришел учиться?

Возникают суицидальные мысли (не у всех, но иногда неожиданно, например, у отличницы, которая не является мишенью, а применяет стратегию 3).
 

Учитель, у которого нет практического опыта

Бернард Шоу в статье «О воспитании» написал: «Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит других». Не всегда это высказывание справедливо, но оно точно описывает учителей, которые никогда не применяли своих знаний на практике. Такие преподаватели могут говорить в целом правильные вещи, но их невозможно использовать, потому что они устарели или рассчитаны на идеальные условия работы.

Более того, чужие расчёты могут быть неправильными, даже если речь идёт о точных науках. Например, лауреат Нобелевской премии, физик Ричард Фейнман в автобиографической книге вспоминает, как продумывал теорию, основываясь только на чужих экспериментах, из‑за чего пришёл к неправильным выводам.

Советы, которые не испробованы на практике, могут и сработать. Но лучше впервые проверять их эффективность не на себе. Если не хотите обжечься, поищите другого наставника.

Опоздание на урок

Опоздание учителя на урок — это серьезное нарушение трудового распорядка, как и для любого другого работника, но почему-то на это редко кто обращает внимание, полагая, что преподаватель может позволить себе подобное поведение. Не может

Об этом прямо говорится в ст. 21 Трудового кодекса.

Кстати, преподаватель должен соблюдать не только это требование Трудового кодекса, но и все остальные. К ним относится и контроль за собственным внешним видом, за речью и так далее. Кроме всего прочего, любой учитель должен исполнять обязанности, возложенные на него, а не просто присутствовать на уроке, как это позволяют себе сделать некоторые современные педагоги.

Учитель, который врёт о своём образовании

Ворох дипломов не всегда гарантирует высокую квалификацию и большой объём знаний человека. Равно как и их отсутствие не означает обратного. Но если тренер или наставник показывает вам фейковые корочки или пытается преувеличить их значимость — это вызывает вопросы.

Например, коуч может утверждать, что прошёл сертификацию в профильной организации, скажем, в ICF (Международная федерация коучинга), а на деле просто быть её членом. Разница в том, что для членства достаточно заплатить вступительный взнос, а для сертификата необходимо подтвердить навыки и умения.

Если тренер хвастается вам стопкой подобных бумаг, не поленитесь проверить подлинность хотя бы некоторых из них.

Взаимодействие между школой и семьей

В первую очередь, и родители, и педагоги должны полностью осознавать свою роль в воспитании ребенка, поскольку они проводят с ним практически одинаковое количество времени. Независимо от степени загруженности и тех и других, нужно уметь выстраивать свою линию поведения таким образом, чтобы дети видели участие взрослых в их жизни и могли брать с них пример.

Вовлеченность в воспитательный процесс обеих сторон очень важна. Ведь даже если ребенку и расскажут в школе, как правильно нужно себя вести, демонстрируемая в его семье модель поведения все равно будет доминировать. А значит, несмотря на все усилия учителей школьник будет вести себя так, как принято в его семье. То есть, ответственность за формирование нравственных основ личности ребенка лежит полностью на родителях.

Однако и роль учителя в школе не должна ограничиваться одним лишь обучением. Ему необходимо стать наставником, научиться понимать ребенка и стремиться оказать помощь в сложной ситуации. Хотя сегодняшняя система образования не позволяет педагогам явно выражать крайнее недовольство поведением школьника, это не означает, что они могут опускать руки. Нужно просто уметь договариваться и находить индивидуальный подход.

Ни изменившиеся ценности, ни преобразование системы обучения не отменяют того факта, что ребенок – маленькая личность со своими взглядами, убеждениями, приоритетами. И чтобы направить его на правильный путь совсем не обязательно ругать, унижать или наказывать. Нужно воспользоваться мудростью и знаниями, и стать для него другом и авторитетом, демонстрируя доброжелательность, отзывчивость, честность… И тогда, скорее всего, ребенок станет более внимательным к тому, что ему говорят, и захочет ответить взаимностью.

Учитель, который создаёт вокруг себя секту

К признакам секты в числе прочего относится Тоталитарная секта // Большая энциклопедия: В 62 томах. — М.: Терра, 2006 :

  • Наличие выдающегося харизматичного лидера, гуру, который по умолчанию знает больше, чем кто‑либо сможет узнать.
  • Отсутствие критического мышления, подавление попыток мыслить рационально.
  • Психологическое давление.

Теперь представьте недобросовестного, но успешного коуча, который проводит дорогостоящие многоступенчатые тренинги. Он, конечно, хороший оратор и умеет повести за собой толпу. От его последователей требуют слепого обожания и отсутствия сомнений. Если кто‑то скажет, что методы не работают, ему ответят, что он просто не достиг той ступени развития, чтобы это почувствовать. В группе существует иерархия, за место в ней и доступ к гуру ведётся борьба, и за продвижение надо платить. Последователи называют себя словом, образованным от фамилии лидера, его называют «гуру», «учитель» или не менее пафосно.

Такие тренинги не просто пустая трата денег — они опасны. Чтобы человек заплатил как можно больше и не сомневался в методах работы, его личность постепенно будут ломать. Ученика начнут отгораживать от значимых для него людей, чтобы те не отследили изменения и не помешали обдирать его как липку.

Если замечаете в тренере нечто подобное, держитесь от него подальше. Конечно, вокруг хорошего педагога обычно сама собой возникает толпа восхищённых поклонников. И они также будут готовы растерзать вас за инакомыслие. Но пока вы не подпали под влияние харизматичного лидера, обычно не так сложно отличить одно от другого.

«Был нормальный учитель, а стал вот таким». Почему?

Речь сейчас про токсичных учителей. Я вижу три основные причины: расстройство личности, болезненные изменения и профессиональное выгорание. 

Расстройство личности (ранее употреблялся термин «психопатия») – стойкая характеристика личности. Прекрасно умеют маскироваться перед родителями – особо ласковы, могут хвалить ребенка

Обращайте внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы в речи, довольно верный признак. Нужно понимать, что человек – не «сумасшедший», что это крайний вариант нормы

Но убедить учителя “так себя не вести” будет крайне затруднительно, увы. Именно они «мстят» ученикам, если родители поднимают шум. 

Болезненные изменения. Они могут быть связаны с возрастными изменениями или травмой мозга. Был «нормальный» учитель, а стал вот таким. Возможно, имели место заостренные (акцентуированные) черты, которые с возрастом развились. 

Если поднимать шум, надежда на то, что учитель сможет себя лучше держать в руках, есть. Особенно если начнет получать адекватную лекарственную терапию. 
 

Профессиональное выгорание. Связано с хронической усталостью, внесено в международную классификацию болезней МКБ-10 и новую версию МКБ-11. Где-то внутри «прячется» прошлый педагог, а на поверхности – раздраженная фурия, смотрящая на детей и родителей как на неодушевленные предметы, которые только мешают. В этом случае жаловаться – верный шаг, так как с профессиональным выгоранием вполне возможно справиться, если признать проблему и работать над ней. Так что обратная связь от родителей о том, что происходит недопустимое, очень важна. 

Характеристика «идеального педагога»

Подводя итог, можно сказать, что и ученикам, и родителям хотелось бы видеть в школе идеальных педагогов, хотя взгляды детей и родителей могут расходиться в некоторых моментах. Хорошего современного педагога отличает желание стремиться к самосовершенствованию, шагать в ногу со временем, открывать новые горизонты и вести за собой детей. Систему ценностей, которые дети, к сожалению, не всегда получают в семье, должен также выстроить педагог.

Безусловно, плюсом педагогу будет то, что он уделяет детям много времени и во внеурочное время, устраивает интересные мероприятия, ходит в походы, отправляется в путешествия, посещает кино, театры и другие культурные заведения. Детям должно нравиться осваивать тот или иной предмет и добиваться успехов, а здесь все зависит от педагога – насколько он сможет заинтересовать и увлечь. Хорошему учителю удается даже подтолкнуть ребенка к самостоятельному поиску какого-то материала. Если присутствует уважение к учителю, то и есть желание порадовать его, заслужить одобрение, получить высокую оценку, занять призовое место в конкурсе. Ведь о высокой квалификации учителя как раз говорят успехи его учеников.

Еще один аспект, важный для каждого ребенка, это возможность видеть в учителе не диктатора, а друга, умного старшего товарища, который не предаст. Ему можно доверить свои мысли и надеяться, что в трудную минуту он окажет помощь. Но речь идет, конечно же, о тех детях, которые заинтересованы в учебном процессе, комфортном существовании в коллективе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: