Развитие ребенка на первом году жизни

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 20 часов в сутки он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см.), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования  хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в коленях ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать недолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание ребенка к груди в первые минуты жизни ребенка. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается “эмоциональный контакт”. Также первое молоко (молозиво) очень полезно для новорожденного ребенка

Читаем почему – В чем важность раннего прикладывания новорожденного к груди (прикладывание сразу после родов)

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем, за первый месяц ребенок набирает в весе около 600 – 700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время кормления торопить ребенка. Когда малыш у груди, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется к окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть рефлексов пропадает. К таким рефлексам относятся:

  • Сосательный;
  • Плавательный (если положить кроху животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка.

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые месяцы (обычно до 3-х месяцев) 80% малышей испытывают боли в животике из-за коликов и газиков. Ребенок выгибает спинку, сучит ножками и истошно плачит. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с публикациями на тему коликов и газиков.

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте – 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром – плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах – мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки – звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная “речь” – гуление, или агуканье.

Как кормить ребенка с гипотрофией от рождения до 6 месяцев

Для грудных детей, не получающих прикормов, оптимальным является вскармливание грудным молоком. Необходимо устранить факторы, препятствующие нормальному сосанию молока из груди: при «тугой груди» — массаж железы и теплый душ перед кормлением ребенка, при плоском, втянутом соске — использование специальных накладок во время кормления. Если малыш в силу состояния своего здоровья не может высосать необходимое ему количество молока, необходимо докармливать его сцеженным молоком, желательно с ложечки.

Малышу, находящемуся на грудном вскармливании, необходимо обеспечить режим кормлений по требованию, в том числе в ночные и предутренние часы, исключить ограничение пребывания у груди по времени.

Рекомендуется проводить контрольные взвешивания ребенка при кормлении грудью с целью определения точного количества высосанного молока. Методика контрольных взвешиваний подразумевает определение массы тела ребенка до каждого грудного кормления и после него в течение суток. Определяют, сколько молока высосал из груди кроха за каждое кормление, затем складывают эти данные и получают суточный объем питания. Полученный результат сравнивают с тем, который соответствует нормальному в данном случае (объем питания рассчитывают не только исходя из возрастных норм, но и в зависимости от массы тела при рождении и веса малыша на момент осмотра)

Обратите внимание, что однократное взвешивание до кормления и после него не дает объективных данных, так как количество молока, полученного ребенком во время кормлений, может существенно различаться в течение суток

Если у матери гипогалактия (недостаточная выработка грудного молока), педиатр назначает докорм в виде адаптированной молочной смеси. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, при участии педиатра подбирается адаптированная молочная смесь, которая соответствует возрасту и особенностям организма малыша, не вызывает аллергии и признаков непереносимости (срыгиваний, вздутия живота и колик, нарушения стула).

На начальном этапе диетического лечения, который при гипотрофии легкой степени продолжается 1-2 дня, педиатр назначает ребенку объем смеси или грудного молока, равный 2/3 от того объема, который соответствует фактической массе тела ребенка. Недостающую часть объема питания обязательно восполняют жидкостью в виде физиологического раствора, Регидрона, Оралита и т. п. (какой раствор и в каком объеме применять — решает врач). Эти растворы называются также «регидрационные», то есть восполняющие недостающий объем жидкости. Кроме воды они содержат в своем составе минеральные соли, что необходимо для «правильного» использования жидкости тканями организма.

Если малыш при таком подходе хорошо усваивает питание (т.е. у него отсутствуют снижение аппетита, неустойчивый стул, признаки нарушения переваривания пищи в анализе кала — копрограмме: повышенное количество нейтрального жира, жирных кислот, мыла), к концу второго дня объем питания доводят до долженствующего по фактической массе тела. Далее продолжают постепенное увеличение количества смеси, стремясь достичь суточного объема питания, рассчитанного на массу тела, которую ребенок должен был бы иметь в этом возрасте (долженствующую массу тела). Этот период называется переходным.

После благополучного завершения переходного периода начинается период усиленного питания. Ребенок получает приблизительно такой же объем смеси, как его здоровые сверстники, не имеющие гипотрофии. Педиатр, наблюдающий малыша, может порекомендовать более раннее введение в рацион крохи прикорма. Как правило, первым прикормом маловесных детей является каша (предпочтительнее инстантные каши — выпускаемые специально для кормления детей растворимые каши, не требующие варки), так как ее вкус обычно нравится малышам, она легко усваивается, обеспечивает организм достаточным количеством энергии. В данном случае допускается и даже рекомендуется разведение безмолочной каши молочной смесью или сцеженным грудным молоком.

Питание ребенка в 7 месяцев

Малыш этого возраста должен уметь пить из чашки и кушать с ложечки. Одно кормление грудным молоком нужно заменить на пюре из овощей или вязкую кашу. Каши (рисовая, гречневая или кукурузная), предназначенные для детского питания, уже содержат масло и молоко. Их нужно варить, строго соблюдая инструкцию на упаковке. В овощное пюре нужно постепенно по одной капле добавлять растительное масло.

Следующим прикормом должно быть фруктовое пюре. Начинать нужно только с одного фрукта, постепенно приучая к другим. Малышам можно давать яблоки, груши, персики и сливы. Овощной рацион нужно тоже постепенно расширять. Можно поочередно давать пюре из картофеля, моркови, кабачка, тыквы, цветной капусты. И овощное и фруктовое пюре, а также каши в первые полтора – два месяца должно состоять только из одного компонента. В конце седьмого месяца попробуйте дать ребенку яичный желток и введите его в рацион два раза в неделю. Во время прорезывания зубов можно давать ребенку детское печенье.

Примерный режим питания при грудном вскармливании

  • 7.00 – грудное молоко (200 мл)
  • 11.00 – молочная каша со сливочным маслом (150 гр), пюре из фруктов (около 50 гр) и компот или сок (30 мл).
  • 15.00 – пюре из овощей с растительным маслом и половинкой яичного желтка (150 гр), печенье или сухарик, компот или молоко (30 мл).
  • 19.00 – грудное молоко (200 мл)
  • 22.00 – грудное молоко (200 мл).
  • При раннем начале прикорма (с четырех месяцев) можно на данном этапе вводить в рацион мясо курицы, кролика или телятину. Мясо нужно измельчить до состояния густого пюре и давать малышу вместе с овощным пюре.

Примерный режим питания при искусственном вскармливании

  • 7.00 – молочная смесь (200 мл)
  • 11.00 – однокомпонентная каша со сливочным маслом (150 гр), фруктовое пюре (около 50 гр), компот или вода (30 мл).
  • 15.00 – пюре из овощей с растительным маслом (150 гр), мясное пюре (около 30 гр), яичный желток (1/2 часть), компот или сок (около 30 мл).
  • 19.00 – молочная смесь с печеньем или сухариком (200 мл).
  • 22.00 – молочная смесь (200 мл).

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик

Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет крохе избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте малышу подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с малюткой, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост – прибавка 3-3.5 см. Вес – прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении – до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы “подпрыгивает” и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушки. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Обычный день

Каждый день с семимесячным малышом – занимательный и интересный. Конечно же, режим у каждого младенца 7 месяцев будет индивидуальным, но чтобы представлять, как может выглядеть режим дня ребенка этого возраста, мы предлагаем вот такой примерный вариант:

7:00

Просыпание.

Первое кормление, в которое ребенок получает грудное молоко либо смесь.

Гигиенические процедуры.

Бодрствование.

9:30

Гимнастика.

10:30

Второе кормление, в которое детям на грудном вскармливании дают кашку, а крохам-искусственникам в нее добавляют сливочное масло.

Период бодрствования.

12:00

Прогулка, во время которой у крохи бывает первый дневной сон на свежем воздухе.

14:00

Возвращение домой.

Третье кормление, во время которого малыши вне зависимости от типа вскармливания получают овощное пюре с растительным маслом, но деткам-искусственникам к нему добавляют фруктовый сок и желток.

15:00

Период бодрствования и развивающие игры.

16:00

Прогулка, во время которой у ребенка бывает второй дневной сон на свежем воздухе.

18:00

Возвращение домой

Четвертое кормление, которое у малыша на грудном вскармливании включает фруктовое пюре и женское молоко, а у деток на искусственном вскармливании – творог, пюре из фруктов, печенье и смесь.

Бодрствование.

21:00

Купание.

Пятое кормление, во время которого ребенок получает грудное молоко или смесь.

Укладывание на ночной сон.

Ночное время

Малыши на грудном вскармливании во сне прикладываются к груди несколько раз, детки-искусственники чаще всего уже не просыпаются для кормлений.

Обычный день с ребенком вы можете разнообразить общеукрепляющим массажем. Технику выполнения смотрите в следующем видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

Когнитивное (познавательное) развитие

К трем месяцам ребенок знакомится с причиной и следствием, выясняет, что может заставить то или иное событие произойти. Определенное действие вызывает определенное последствие: «Я ударяю по карусели рукой или ногой — она начинает двигаться», «Я трясу погремушку — она гремит». Ребенок «записывает» эти модели причины-следствия в свой активно развивающийся мозг и начинает вносить в эти модели правки, чтобы повысить их эффективность. Например, к этому времени ребенок научился плакать так, чтобы наиболее эффективно донести свою потребность до взрослого.

С разнообразными свойствами предметов: формой, текстурой, величиной, весом и пр. — младенец знакомится в процессе манипулирования. Предмет «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. Поэтому изменение положения пальцев в тот момент, когда рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Но не только благодаря рукам ребенок познает предметы. Многие из них он пробует ртом, в котором находится, большое количество рецепторов.

Ребенок играет с предметами

Манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: звучание, мягкость, твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Переход к манипулированию двумя руками также открывает новые свойства: расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, над или под другим предметом и т.д. Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда действует с предметами. Он исследует предметы и через них познает реальность. Получаемые при манипулировании знания о свойствах предметов являются основой для мышления. Со временем предмет начинает выступать для ребенка как нечто постоянно существующее, имеющее неизменные свойства. И в 8–9 месяцев ребенок уже понимает, что предмет, исчезнувший из поля зрения, не перестал существовать, а просто находится в другом месте. Это относится не только к предметам, но и к родителям. Теперь, когда вы уходите, ребенок понимает, что вы обязательно вернетесь, и уже меньше боится вас потерять. Голос из соседней комнаты, может успокоить его.

Также в этот период ребенок начинает замечать и понимать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий — например, потянув за веревочку, можно притянуть привязанную к ней машинку, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, при помощи пульта переключать каналы в телевизоре. Ребенок начинает понимать и выделять свои действия, что дает ему возможность изображать их. Так, например, он может изобразить что ест, пьет, спит «понарошку», т.е. в символической форме представить знакомые ему действия. В течение следующих месяцев количество и разнообразие таких действий стремительно увеличивается, что говорит об активном развитии мыслительных способностей ребенка.

К 6 месяцам, ребенок начинает все лучше распознавать и идентифицировать свои чувства. Например, он начинает понимать разницу между чувством голода и одиночества. И пытается передать вам этот сигнал, что он хочет покушать или он хочет объятий. Но он не только передает сигнал. Он уже считывает, насколько точно передал его, смогли ли вы понять его просьбу.

Активно воздействие на мышление ребенка оказывают прогулки (новая среда), и конечно же, взаимодействие с другими людьми.

Режим дня

Сон десятимесячного ребенка по-прежнему длится до 15 часов в сутки. Около 10 часов ребенок этого возраста спит ночью, а в дневное время у ребенка обычно бывает два сна длительностью по 1-2 часа. У каждого ребенка свой биоритм – одни младенцы просыпаются в 6 часов утра и рано засыпают на ночь, другие встают к 8-9 часам и засыпают, соответственно, в более позднее время.

Гулять с ребенком советуют 2 раза в день, оставаясь дома лишь при очень плохих погодных условиях (проливном дожде, порывистом ветре, морозе). Летом ребенок может проводить на улице 5-6 часов. В хорошую погоду давайте малышу возможность спать днем во время прогулки, при этом часть времени на улице оставляйте и для бодрствования, чтобы ребенок мог наблюдать за природой, играть с другими детьми, шагать с вашей поддержкой.

Режим питания в 10 месяцев представлен 5 приемами пищи, промежутки между которыми составляют примерно 4 часа. Малыши, которых кормят грудью, получают женское молоко сразу после пробуждения и перед сном. Всего ребенок этого возраста может прикладываться к груди примерно 4-6 раз для длительных кормлений и столько же для минутных сосаний. В ночное время груднички просыпаются пососать грудь 4-6 раз, преимущественно с 3 до 8 часов утра. Подробнее об этом читайте в статье про .

Деткам-искусственникам продолжают давать смесь, подходящую по возрасту, в первое кормление, а также перед ночным сном. Детки с любым типом вскармливания едят прикорм в 10 месяцев в одинаковом объеме. В этом возрасте к блюдам прикорма добавляют рыбу. Во второй прием пищи ребенок обычно ест кашу со сливочным маслом, желтком и фруктами. В обед ребенку дают овощи, растительное масло, мясо, сок и хлеб, а на полдник (в четвертое кормление) – творог, фрукты, печенье и кефир либо йогурт.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Игровые навыки малыша

Психомоторное развитие ребенка в 9 месяцев позволяет ему обзавестись новыми умениями и потренировать ранее приобретенные навыки. К концу девятого месяца жизни малыш может:

  • сминать и рвать кусочек бумаги или пластилина;
  • играть с двумя игрушками одновременно: стучать ими друг об дружку или пытаться соединить;
  • играть в «ладушки» (хлопать);
  • приподнимать и рассматривать мелкие вещицы, пользуясь большим и указательным пальцами;
  • самостоятельно выбирать игрушку, которая нужна ему в данный момент;
  • листать толстые картонные страницы детских книжек;
  • по просьбе показывать пальчиком на знакомые предметы, в том числе на картинках;
  • играть в «ку-ку» и прятки (прятаться под покрывалом, искать взрослого, спрятавшегося под покрывалом);
  • собирать пирамидку (нанизывая кольца в любой последовательности);
  • кидать различные предметы;

В развитии ребенка девятого месяца жизни появляется и кое-что новенькое:

малыш в этом возрасте должен запомнить некоторые части тела, обычно детки учат, где находятся ручки, ножки, глазки, носик. Кроха показывает на них по просьбе взрослого человека.

Для развития малыша очень полезны прогулки. В этом возрасте можно выходить на улицу во время бодрствования крохи.

в девять месяцев маленькому человечку интересно смотреть, как летают птички, как играют другие малыши. Наблюдение за старшими детьми – одно из занятий, помогающих развитию вашего крохи.

Как спокойно гулять с малышом и избежать конфликтов на детской площадке, вы можете узнать из курса Внимание: прогулка! >>>

Важно! В 9 месяцев много внимания уделяется безопасности малыша. Следите, чтобы он не оставался один на диване или стуле, уберите из его зоны досягаемости мелкие и острые предметы, спрячьте провода

Поведение малыша 2 лет 11 месяцев и реакция родителей

Новые черты характера, проявляющиеся в 2 года 11 месяцев
Правильная реакция родителей на поведение ребенка

Своеволие Проявляет себя желанием ребенка делать все своими ручками, независимо от того, получается у него или нет.

Выходом из ситуации является компромисс. К примеру, кроха хочет сам донести тяжелую сумку из магазина, хотя у него не хватает на это сил. Предложите малышу нести сумку вместе, вы – за одну ручку, он – за другую. Умейте договариваться с карапузом, не доводя дела до конфликта, так как жесткий запрет только усугубит ситуацию и вызовет усиление негативной реакции.

Упрямство Родителям нужно научиться отличать упрямство от настойчивости. Упрямство – это желание добиться чего-либо, независимо от того, нужно это сейчас ребенку или нет. Для него главное – настоять на своем.Настойчивость – хорошее качество, помогающее достичь цели, несмотря на трудности.

Если карапуз упрямо чего-то требует, нужно не запрещать ему ненужное действие, а попытаться объяснить, что он неправ. Дети к трем годам прекрасно понимают доводы взрослого. Пример: малыш хочет надеть на прогулку новые ботиночки, хотя там сыро и грязно. Спокойно объясните, что лучше надеть сапожки, так как ботиночек испачкается, заболеет и у него от сырости отвалится подошва. Расскажите, как туфелькам неуютно наступать в воду. Убеждение малыша в спокойной форме обязательно достигнет желаемого результата.

Строптивость Малыш протестует сразу против всех и всего. Ему больше не нравиться любимые занятия, игрушки, сказки и все хорошее, к чему он привык с раннего детства.
Дети легко забывают свои капризы, поэтому проявите фантазию и измените привычный для карапуза ритм жизни (без ущерба для него и для себя). Сейчас для крохи самая главная роль – роль взрослого. Помогите ребенку в его стремлении казаться взрослым. Кроха начнет слушаться и станет спокойнее.

Деспотизм Проявляется в желании ребенка манипулировать взрослыми. С одной стороны, он доказывает всем, что он уже большой и самостоятельный, а с другой — требует к себе непрерывного внимания, как маленький. Противоречия внутри самого малыша приводят к проявлению деспотизма.

Малышу нужно объяснять, что у всех членов семьи, кроме обязанностей, есть и свои желания. Приведите крохе пример — папа почитал тебе любимую книжку, теперь он почитает свою.Чаще привлекайте малыша к совместным действиям (уборке, приготовлению пищи и т.п.), чтобы кроха, пока вы занимаетесь своими делами, не чувствовал себя брошенным
Тогда он, как взрослый, проявит самостоятельность, помогая маме, и в то же время будет окружен вниманием, как маленький.

Негативизм Карапуз выражает протест против излишней требовательности со стороны взрослых, негодует по поводу строгих запретов и ограничений, а также невнимания к своей персоне.
Типичная ситуация – мама, придя с работы уставшая, сразу принимается за приготовление ужина. При этом она просит карапуза убраться в его комнате
В такой ситуации кроха не отреагирует на слова мамы

В этом случае нужно оставить ребенка в покое, а потом уделить малышу минутку и помочь ему выполнить задание.В такой ситуации важно не усугублять конфликт, а разрешить проблему спокойно, без ненужных эмоций.

Режим дня: питание, уход, массаж, сон

Питание

Меню ребенка уже максимально приближено ко взрослому, но имеет ряд особенностей:

  • Следует исключить цитрусовые, цельное молоко, шоколад, колбасы, сосиски.
  • Готовить пищу без применения специй.
  • Продукты даются в измельченном виде, мелкими кусочками, но не как пюре.
  • Не давать ребенку жареное до двух лет, готовить продукты на пару.

Обязательно обращайте внимание на сервировку стола и устраивайте семейные ужины с участием малыша. Кроха ведь любит все копировать, вот и будет с кого взять пример, чтобы быстрее научиться пользоваться кухонными принадлежностями

Уход

Температура воздуха в комнате малыша должна быть в пределах 19-20°С. Комнату нужно проветривать 5 раз в день.

На одиннадцатом месяце жизни ребенка с ним нужно больше гулять на улице. Не забывайте, что свежий воздух очень способствует хорошему сну и аппетиту.

Купайте ребенка через день по 10 минут, температура воды для купания 33-34°С, температура воздуха в комнате около 21°С. После купания малыша нужно облить водой, прохладней на один-два градуса.

Массаж

Массаж и гимнастику нужно проводить каждый день по 6-8 минут через 35-45 после еды. Закаливающие процедуры (воздушные ванны, влажные обтирания, массаж, гимнастика) проводят каждый день.

В комплекс массажа и гимнастики входят следующие упражнения:

  • движения руками по кругу держась за подвешенные кольца;
  • сгибание и разгибание ног вместе и попеременно;
  • поднимание тела с положения на животе к вертикальному положению, держась за подвешенные кольца;
  • наклоны и выпрямления туловища;
  • приседания за руку, отведенную в сторону;
  • сгибание и разгибание рук, сидя и стоя, удерживаясь за подвешенные кольца;
  • приседания, удерживаясь за подвешенные кольца (упражнения для рук);
  • массаж живота;
  • массаж спины.

Занимайтесь с вашим карапузом гимнастикой и массажем каждый день, делайте каждое упражнение 5-7 раз на протяжении 10 минут.

Рекомендуется проводить воздушные ванны два раза в день по 30 минут при температуре воздуха в комнате 18-19°С. Когда переодеваете ребенка можно делать воздушные ванны по 5-6 минут.

Продолжайте выполнять водные обливания после занятий массажа и гимнастики.

Сон

Ближе к году у ребенка может измениться режим сна. Так малыш может спать дважды, но не продолжительно, как раньше, или перейти на один дневной сон.

Но у многих детей предыдущие режимы дня могут сохраняться до полутора лет. Конечно лучше, чтобы малыш спал днем два раза. Длинные периоды бодрствования могут сильно утомлять ребенка, не давая ему, в полной мере, наслаждаться познанием мира и приобретением новых навыков. Ночной сон, как прежде, продолжается не менее 10 часов.

Чем заниматься и как развивать и развлекать малыша во время бодрствования

Когда малышу исполнился 1 месяц, можно начинать делать лёгкий массаж всего тела. Температура в помещении должна быть около 22 градусов, ребёнок должен быть здоров, без признаков ОРЗ. До трёх месяцев массаж в основном заключается в поглаживаниях. Лёгкие поглаживания можно производить в любом направлении. Животик массируют с небольшим усилием, руку нужно вести по часовой стрелке и от боков к пупку. Также выполняют встречные поглаживания живота, при этом левая рука идёт вверх, а правая вниз. Полезно прижимать согнутые в коленях ножки к животику. Во время занятий можно использовать упражнения: рефлекторная ходьба, рефлекторное ползание, рефлекторное сгибание и разгибание стоп. Если у малыша есть какие-либо заболевания, массаж делается специалистом по показаниям.

Каждый день мама может:

Выкладывать малыша на животик. Во-первых, это стимулирует малыша к самостоятельному поднятию головки, во-вторых, способствует отхождению газов, скопившихся в кишечнике.
Устраивать «воздушные ванны». Это предотвращает появление опрелостей и потницы. В это время можно сделать массаж ребёнку.
Держать грудничка «столбиком». В такой позе ребёнок меньше срыгивает после еды и старается удержать головку без помощи мамы.
Производить массаж пальчиков и ладоней. Это расслабит ручки и способствует раскрытию кулачков.
Включать музыку, петь песенки малышу. Звуковые раздражители благотворно сказываются на слуховом восприятии грудничка.
Издавать звуки с разных сторон. У малыша возникает интерес, заставляющий его повернуть головку в сторону источника звука.
Вкладывать в руки ребёнка свои пальчики или игрушки. Это поддерживает хватательный рефлекс, который чуть позже преобразиться в осознанный захват предметов.
Покачивать малыша, танцевать с ним. Для развития вестибулярного аппарата необходима тренировка.
Повесить яркие игрушки с разных сторон от ребёнка

Тем самым стимулируется зрительное восприятие и желание малыша поднять головку, дотянуться до привлёкшего внимание предмета.

Включать мобиль. Медленно движущиеся предметы заинтересовывают грудничка

Он старается удержать их в поле зрения и рассмотреть.
Строить гримаски. Такая игра развивает мыслительную деятельность.

Упражнение «Вот подарок малышу» для раннего физического развития — видео

Необходимо обратить внимание, чтобы малыш активно и с интересом поворачивал голову в одну и другую сторону. Это предотвратит развитие установочной кривошеи

Установочная кривошея приводит к деформации позвоночника, поэтому важно вовремя её диагностировать

Мама должна постоянно общаться с ребёнком, пытаться учить его, рассказывая и показывая ему что-либо. Слыша речь матери, малыш чувствует себя в безопасности, при этом развиваются и его речевые центры.

Как развивается ребёнок на втором месяце жизни — видео

Родители видят, как подрос малыш, как изменилось выражение его личика за прошедшее время. Когда в доме появляется маленький член семьи, всё преображается: меняются обстановка, режим дня и даже мысли взрослых. Мама и папа привыкают к новой роли, а ребёнок к окружающему его миру. Главное в этот период для родителей и малыша — разумный подход, уверенность в своих силах, любовь и понимание близких.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про детей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: